Мысли на каждый день

Трудности и огорчения лишь топливо подвига! Какой же подвиг без трудностей!

Рерих Е.И. Письмо от 24.07.1935

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Наши вдохновители (о них)
Наши вдохновители (о них)

Поиск по авторам
Автор (ы) (развернуть)
Авторы одной статьи (развернуть)
Все
ДОГОВОР ОБ ОХРАНЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ, НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ (ПАКТ РЕРИХА), подписанный в Белом доме представителями двадцати одной американской республики 15 апреля 1935 года в 12 часов дня
ДОГОВОР ОБ ОХРАНЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ, НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ (ПАКТ РЕРИХА), подписанный в Белом доме представителями двадцати одной американской республики 15 апреля 1935 года в 12 часов дня
Статья I
Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения будут считаться нейтральными и как таковые будут под покровительством и уважаемы воюющими.
Равным уважением и покровительством будет пользоваться персонал вышеназванных учреждений.
Равное уважение и покровительство будет оказано историческим памятникам, музеям, научным, художественным, образовательным и культурным учреждениям как во время вой­ны, так и во время мира.
РЕРИХ И РОССИЯ. Экскурсия по выставке
РЕРИХ И РОССИЯ. Экскурсия по выставке
Главное, что хотелось бы отметить в начале экскурсии, — это тот огонь любви к своей Родине и родной культуре, который с детства воспылал в сердце Николая Константиновича Рериха. Он пришёл в мир как деятель искусства, однако с лёгкостью постигал и разные науки. (...)
Огнём своей любви к родной культуре он зажигал каждого, кто обращался к нему за знаниями. Благодаря любви к истории Отечества Рерих прослыл одним из лучших знатоков древней истории, в частности каменного века. Его называли певцом каменного века. Откуда же пришла к нему способность проникать в столь отдалённую эпоху? Несомненно, это та искра Божья, с которой приходит человек в мир, что даёт ему возможность заглянуть в далёкое, архаическое прошлое, туда, где ещё невозможно разделить людей на народности, а единое древо культуры — на отдельные «веточки» культуры.
ТЕОСОФЫ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ИНДИИ
ТЕОСОФЫ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ИНДИИ
Одним из бедствий, которые принесла Индии колонизация её Англией в XVIII веке, была утрата мировоззрения, которое формировалось в течение многих тысячелетий на основе древней мудрости. Вот что пишет об этом профессор Карл Джэксон: «Ослабленные внутренним разложением, под гнётом иностранного правления и под натиском миссионеров, индуизм и буддизм в конце девятнадцатого века пришли в полнейший упадок. Образованная молодёжь спешила порвать с религией предков. Тем более удивительным казался факт возрождения буддизма и индуизма. Значительную роль в этом сыграло Теософское общество».
«МУЗЕИ — В НИХ ВСЯ МОЯ ЖИЗНЬ». Посвящается Н.Д. Спириной
«МУЗЕИ — В НИХ ВСЯ МОЯ ЖИЗНЬ». Посвящается Н.Д. Спириной
«Музеи — в них вся моя жизнь» — эту фразу, известную сегодня многим, Наталия Дмитриевна Спирина произнесла, глядя на фотографии двух строящихся музеев Рериха — в Новосибирске и на Алтае.(...)
Ещё в самом начале этого строительства, в сентябре 1998 года, когда сотрудники Рериховских обществ рассказывали на «квадратном столе» о том, как они добывают средства и строительные материалы и каким образом доставляют грузы из разных регионов страны, Наталия Дмитриевна сказала: «Об этом надо книгу написать! ...Будет написана изумительная, увлекательная книга о создании музея, о том, как он рождался, строился, творился и созидался. Это будет так же увлекательно, как самый увлекательный роман.
К 90-летию публикации сборника Н.К. Рериха «ДЕРЖАВА СВЕТА»
К 90-летию публикации сборника Н.К. Рериха «ДЕРЖАВА СВЕТА»
В 2021 году исполняется 90 лет со времени публикации сборника Николая Константиновича Рериха «Держава Света». Этот сборник ярких публицистических работ (приветствий, обращений, писем, статей) впервые увидел свет в 1931 году в Нью-Йорке в издательстве «Алатас». Это издательство было основано в 1924 году самим Н.К. Рерихом в содружестве с русским писателем, переехавшим на жительство в Америку, Георгием Дмитриевичем Гребенщиковым.

Картина Н.К. Рериха «ГОРОД СТРОЯТ» глазами современников
Картина Н.К. Рериха «ГОРОД СТРОЯТ» глазами современников
Картина Н.К. Рериха «Город строят», впервые представленная на выставке «Мира искусства» в 1902 году в Москве (в Санкт-Петербурге — в 1903-м), в силу своей новизны, декоративности и импрессионистичности вызвала противоречивые мнения критиков, включая «борца за русский реализм» Владимира Васильевича Стасова, написавшего статью «Две декадентские выставки».(...)
В Москве полотно «Город строят» высоко оценили В.И. Суриков, В.А. Серов и И.С. Остроухов, рекомендовавшие её Совету Третьяковской галереи для приобретения. Илья Семёнович Остроухов сравнивал рериховский «Город строят» с васнецовским «Каменным веком», ставя их в один ряд по значимости замысла. Он приложил много усилий, чтобы убедить несогласных в том, что именно эта картина Рериха должна попасть в собрание Третьяковской галереи.

ТРИУМФ МОЛОДОГО ХУДОЖНИКА. Участие Н.К. Рериха в художественных выставках после возвращения из Парижа
ТРИУМФ МОЛОДОГО ХУДОЖНИКА. Участие Н.К. Рериха в художественных выставках после возвращения из Парижа
Первая выставка, на которой Рерих показал свои новые произведения после приезда из Парижа, была экспозиция, устроенная кружком «Мюссаровских понедельников» для поддержки вдов и сирот художников. Она проходила в октябре – ноябре в залах Общества поощрения художеств. На ней Рерих выставил только одну новую работу — «Ждут».
Журналист и художественный критик Н.Н. Брешко-Брешковский писал об этой картине: «...приятно отдохнуть на картине г. Рериха "Ждут". Она целиком переносит нас в далёкий мир, настолько далёкий, что он кажется теперь легендарным. (...) Наивное спокойствие и вместе напряжённое ожидание чего-то царят в картине Рериха. Дикари ждут — человека ли, зверя ли? Вероятно, зверя, что тихой, беспечной поступью придёт на водопой. Но не всё ли равно, кого они ждут?.. Несмотря на молодость свою, г. Рерих успел обнаружить в картинах своих самобытное дарование, и от него можно ожидать многого».
«Впереди Свет, мы вместе навсегда!»
«Впереди Свет, мы вместе навсегда!»
В день Памятный ушедшие за Светом,
Поднявшиеся духом до звезды,
Стремятся, по закону Красоты,
Помочь идущим к Свету в мире этом!
Сильней, чем прежде, нас они зовут
На бой с собой,
                      на подвиг
                                     и на труд!

Владимир Рычков, г. Екатеринбург
ЖИВОПИСЬ НИКОЛАЯ РЕРИХА. «РЕАЛИЗМ ПРОЗРЕНИЯ»
ЖИВОПИСЬ НИКОЛАЯ РЕРИХА. «РЕАЛИЗМ ПРОЗРЕНИЯ»
Николай Константинович Рерих — университетски образованный художник, археолог, в начале ХХ века — одна из центральных фигур молодой группы «Мир искусства» и русского символизма. В течение жизни художник работает в станковой живописи, графике, в области театрально-декорационного, монументального и декоративно-прикладного искусства. Рерих — создатель поэтических пейзажей, исторических композиций и символических картин. В ходе своей творческой эволюции художник переходит от полотен в духе реализма XIX века к стилизованным панно и иконоподобным композициям начала XX столетия, вдохновенно занимается росписями храмов, создаёт эскизы театральных декораций, пишет картины-пророчества, в 1930 – 1940-х годах создаёт серии полотен, проникнутых духовидческими настроениями. Своеобразной творческой кульминацией его пути становятся грандиозный Гималайский цикл и серии картин, посвящённых Великим Учителям человечества.
Пребывание Н.К. Рериха в Париже в 1900–1901 годах: период учёбы в мастерской Кормона, поиск творческого пути
Пребывание Н.К. Рериха в Париже в 1900–1901 годах: период учёбы в мастерской Кормона, поиск творческого пути
Недавно, обратившись к парижскому периоду жизни Николая Рериха и начав изучать имеющиеся материалы, я был удивлён, что многие исследователи лишь слегка коснулись его в своих трудах. А между тем для Рериха это был очень важный этап в его жизни. Можно сказать, период его внутренней трансформации. Вот об этом и пойдёт речь в данной статье.
«…ЛИШЬ УТВЕРЖДЕНИЕМ ПРОЙДЁМ»
«…ЛИШЬ УТВЕРЖДЕНИЕМ ПРОЙДЁМ»
Николай Константинович Рерих был по праву назван Вождём Культуры. Ведь строительство будущего и дальнейшая эволюция планеты невозможны без осознания человечеством великого и многогранного понятия Культуры, которое «охватывает всю жизнь, от её земных проявлений и до духовных высот». «Никто из самых выдающихся мыслителей и деятелей нашей эпохи не раскрыл так просто, ясно и неоспоримо значение Культуры, как Н.К. Рерих».
ГОЛОС ЭПОХИ. (По материалам одноимённого фильма Студии СибРО)
ГОЛОС ЭПОХИ. (По материалам одноимённого фильма Студии СибРО)
«Время от времени в ходе истории появляется человек, который ставит бессмертную печать на эпоху, в которой он живёт. Таким человеком был Николай Рерих. (...) Рерих пришёл, чтобы повернуть умы людей к духовным реальностям, на которых может быть основан прочный порядок существования, дающий красоту, гармонию и мир. Чтобы совершить это, он пришёл в тот психологический момент истории, когда приход посланца был крайне необходим для будущего человечества», — писал Теодор Хеллин.
XXV АБРАМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
XXV АБРАМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Ежегодные Абрамовские чтения состоялись 1 августа 2021 года в г. Венёве Тульской области, где прошли последние годы жизни Бориса Николаевича Абрамова (1897 – 1972), духовного ученика Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, мыслителя и подвижника. Накануне днём для участников Чтений была проведена подробная экскурсия по экспозиции Музея Б.Н. Абрамова. После неё гости были приглашены на пешую прогулку по историческому центру Венёва, сопровождавшуюся рассказом о его основных достопримечательностях, с выходом к реке Венёвке.(...)
Замечательным событием этого года явилась находка сотрудниками СибРО в архивных материалах Н.Д. Спириной в Музее Н.К. Рериха (г. Новосибирск) неизвестного музыкального произведения Б.Н. Абрамова «Для любви, красоты и мечты...», написанного на его стихотворение «Смысл жизни». Рассказ Н.М. Кочергиной, гл. редактора ИЦ «Россазия» СибРО, лёг в основу сообщения об этом. Участники Чтений с радостью просмотрели видеозапись концертного исполнения этого произведения солисткой Новосибирского театра оперы и балета О. Колобовой.
К 95-летию пребывания экспедиции Н.К. Рериха в Сибири
К 95-летию пребывания экспедиции Н.К. Рериха в Сибири
95 лет минуло с тех пор, как Центрально-Азиатская экспедиция под руководством Николая Константиновича Рериха прошла по сибирским просторам. О самой экспедиции, её маршруте, целях и задачах, а также о её выдающихся результатах написано немало статей и книг. Опубликован путевой дневник Н.К. Рериха «Алтай — Гималаи», в котором рассказано о трудных тропах этой уникальной экспедиции, о многих странах и встреченных людях, приводятся легенды и живые истории народов Азии. Фотографии, сделанные Ю.Н. Рерихом, стали документальным свидетельством пребывания экспедиции в самых разных уголках Азии, в том числе малодоступных.
До настоящего времени эта экспедиция волнует умы не только изучающих наследие Рерихов, но и учёных разных направлений, проводятся исследования, по материалам которых издаются научные и научно-популярные труды, вызывающие неподдельный интерес читателей.
К ДНЮ РОЖДЕНИЯ ЮРИЯ НИКОЛАЕВИЧА РЕРИХА
К ДНЮ РОЖДЕНИЯ ЮРИЯ НИКОЛАЕВИЧА РЕРИХА
Долгим был его путь на Родину, а по возвращении прожил он здесь всего два года и девять месяцев, за это время успев сделать невероятно много и для пробуждения подлинно духовной культуры, и для науки. Ученики утверждают, что не поддаётся описанию его вклад в преподавание восточных дисциплин, огромна его научная и общественная деятельность. «Имя Ю.Н. Рериха не забывается, память о нём переходит к новым и новым поколениям востоковедов. Способствует этому в немалой степени и то, что многие книги Юрия Николаевича, когда-то опубликованные им за границей, за эти годы были переведены и изданы на русском языке... (...) ...Жертвенный подвиг Юрия Николаевича не был напрасен. Традиции российского классического востоковедения, возрождение которых он ставил своей целью, несмотря на все препятствия и трудности, продолжают своё развитие в России. Всё увереннее включается в работу молодёжь... (...) ...Для всех Юрий Николаевич Рерих –– это не только пример высочайшего уровня научных исследований, но также образец самоотверженного служения своей науке и своей стране».
Библия теософов. Великие афоризмы. К 190-летию со дня рождения и 130-летию со дня ухода Е.П. Блаватской
Библия теософов. Великие афоризмы. К 190-летию со дня рождения и 130-летию со дня ухода Е.П. Блаватской
В 1991 году Н.Д. Спирина выступает на Всесоюзной общественно-научной конференции, посвящённой 160-летию со дня рождения и 100-летию со дня ухода Елены Петровны Блаватской с докладом «Два Пути». Именно в этом году Сибирское Рериховское Общество впервые издаёт книгу Е.П. Блаватской «Голос Безмолвия». А в 2007, 2009 и 2016 годах Издательский центр СибРО публикует эти жемчужины восточной мудрости в сборнике избранных трудов Е.П. Блаватской.(...)
Хорошо знали и любили эту книгу Рерихи. «Книга "Голос Безмолвия" была прекрасно переведена Е. Писаревой, и я имела эту книжечку ещё в России, до первой войны», — писала Елена Ивановна Рерих в 1946 году Валентине Дудко. В 1952 году она пишет Екатерине Инге: «Сегодня утром перечитывала чудесную книжечку Е.П. Блаватской — "Голос Безмолвия". Знакомы ли Вы с нею? Хорошо иметь эту книжечку при себе. По мере продвижения на Пути всё сказанное там становится при перечитывании таким выпуклым, бесконечно близким и таким устремляющим в Лучезарное Будущее. И всё сказанное не является метафорами, но становится Истиной, переживаемой сердцем и сознанием озарённым».
«ТВОЙ ОБРАЗ СЕРДЦЕ СОХРАНИТ...»
«ТВОЙ ОБРАЗ СЕРДЦЕ СОХРАНИТ...»
В архиве Н.Д. Спириной хранятся фотоплёнки 1960-х и 1970-х годов. Благодаря им мы сегодня имеем возможность познакомиться с фотографиями Наталии Дмитриевны и посетить те места, где они были сделаны.
31 июля 1960 года в Новосибирскую картинную галерею прибыли 60 шедевров изобразительного искусства — 60 полотен всемирно известного художника Николая Константиновича Рериха. Это был его дар городу на Оби, передать который он завещал своему сыну, Юрию Николаевичу Рериху.
27 сентября 1960 года состоялось открытие выставки картин Н.К. Рериха. Наталия Дмитриевна побывала на нём, о чём позже рассказывала: «Это было очень торжественное открытие, и мы очень этому радовались».


«ГОРЯТ НАДЗЕМНЫЕ ОГНИ!..». Дальние Миры в творчестве Н.Д. Спириной
«ГОРЯТ НАДЗЕМНЫЕ ОГНИ!..». Дальние Миры в творчестве Н.Д. Спириной
В этом сообщении осветим ещё одну грань прекрасного многогранника — творчества Наталии Дмитриевны Спириной, которое основано на Учении Живой Этики, пропитано им и является передачей идей Учения, прошедших через кристалл её сознания.
В своих выступлениях, словах, стихах и прозе Наталия Дмитриевна очень часто касается темы Дальних Миров, межпланетного Братства, космического сотрудничества.
На «круглых столах» Сибирского Рериховского Общества она не раз приводит слова из книги «Община»: «Как неслыханно красиво мыслить о кооперации с дальними мирами. Эта кооперация, начатая сознательно, вовлечёт в орбиту сношения новые миры, и этот небесный кооператив будет расширять бесконечно свои возможности».

«ПОХОД КУЛЬТУРЫ»
«ПОХОД КУЛЬТУРЫ»
Мы уже не раз довольно подробно рассказывали о просветительской работе Наталии Дмитриевны Спириной в Новосибирске. Добавим ещё несколько штрихов, дополняющих картину её деятельности, представленную в прессе, радио- и телепередачах, а также в аудиозаписях бесед с представителями Рериховских обществ.
В июле 1990 года, анонсируя телевизионную встречу с членами Рериховского общества, среди которых была и Наталия Дмитриевна, газета «7 дней. Говорит и показывает Новосибирск» сообщала: «Движение сторонников этого философского учения в нашей стране становится всё шире и активнее. Заметно серьёзнее стало и внимание к этому движению со стороны средств массовой информации».

О  ЛИТЕРАТУРНОМ  НАСЛЕДСТВЕ Н.К. РЕРИХА
О ЛИТЕРАТУРНОМ НАСЛЕДСТВЕ Н.К. РЕРИХА

Замечательный русский художник Николай Константинович Рерих прошёл долгий и сложный жизненный путь. Он родился в 1874 г. в Петербурге и окончил Петербургскую Академию художеств и юридический факультет Петербургского университета, прослушав в последнем также и курс лекций на историческом факультете.

Строгий научный подход и большой талант художника, схватывающего жизненные явления в едином обобщённом художественном образе, определили неповторимое своеобразие искусства Рериха. Начав с исторического жанра, который на заре XX века насчитывал немало имён прославленных русских художников, Рерих сумел внести в него нечто принципиально новое. 




Статьи 61 - 80 из 676
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец