Необходимо понять закон противления как стимул творчества; стимул, который напрягает каждое строительство. Мир Огненный, ч.3, 212 |
В.Н. Лихачёв, О.А. Ольховая, Н.Д. Спирина, И.И. Сереброва, Г.С. Николаиди Музей Н.К. Рериха, 4 мая 2003 г.
В.Н. ЛИХАЧЁВ, с. Верх-Уймон, Республика Алтай
Община мира суждена,
Утверждена дорога к звёздам;
Приди, прими — твоя она,
Весна неслыханного роста
Зерна космической мечты,
В которой расцветаешь ты —
Община звёзд, дорога к звёздам.
(Н.Д. Спирина)
Сегодня, готовясь к памятным дням, я перечитывал записи встреч с Наталией Дмитриевной Спириной и нашёл запись двадцатилетней давности — от 29 апреля 2002 года.
Одной из черт Наталии Дмитриевны, ярко высветившейся во время той встречи, была готовность и стремление строить общину с ближайшими сотрудниками, которые пришли разделить с ней этот путь, которые трудятся рядом. По некоторым деталям той встречи можно судить о том, насколько она горела этим и была готова строить её тут же, немедленно. Как сказала в этот день Наталия Дмитриевна, «у нас же Община, и всё у нас должно быть жизненно».
Все мы помним её новую квартиру. Вечер, я занимаюсь на кухне: чиню тумбу для плитки, переделываю столешницу, полки. Тут же Юля Цыганкова с Галиной Семёновной делают уборку. Здесь же Валера Сахно. Юля пытается помыть окна, Валера её отстраняет, говорит: ты можешь простудиться. Вот в таких заботах кипит жизнь у нас на кухне. Шум, грохоток, перестановка вещей. В другой комнате идёт своя работа — там занимаются Ольга Андреевна и Наталия Дмитриевна, обсуждают какие-то вопросы.
На кухню входит Наталия Дмитриевна, спрашивает: «Что это у нас тут за катастрофа, что тут за шум такой?» — и радостно улыбается. И, как всегда, благодарит каждого за участие в делах: меня за одно, Юлю с Валерой за другое, Галину Семёновну за третье. Это — один момент наших занятий в тот вечер.
Закончив дела на кухне, переходим к обсуждению выставки «Силы Небесные» — об Ангелах. Было подготовлено несколько разных образцов репродукций на деревянных панно. Проходит общее обсуждение, Ольга Андреевна записывает какие-то моменты. Наталия Дмитриевна в восхищении рассматривает Ангельские лики. Обсуждался цвет дерева для панно; были варианты: тёмный, светло-коричневый и цвет натурального дерева. Наталия Дмитриевна говорит, что тёмный цвет будет очень утяжелять восприятие, светло-коричневый тоже не совсем соответствует, а вот цвет натурального дерева очень подходит. «Они же Ангелы! Они же Светлые!» И тут же говорит, восхищаясь «Ангелом» Рафаэля: «Какие удивительные художники — Леонардо и Рафаэль! Это подлинные художники».
Смотрим и обсуждаем дальше. Деревянные панно, на которые наклеиваются репродукции, были с закруглёнными краями. Наталия Дмитриевна отмечает, что скруглённые углы — это хорошо, а вот круглые изображения надо дать в круглой форме, овальные — в овальной, иначе углы панно будут пустыми, и это будет мешать восприятию. И края фрезеровать не обязательно, хотя, конечно, с фрезеровкой панно выглядит богаче, но зато, если не будет фрезеровки, всё внимание будет приковано только к Образам. Говорили также и о том, что хорошо бы сделать выставку «Весть Красоты» в таком же виде и формате.
Вот так проходит обсуждение, в которое мы все тоже включаемся. Наталия Дмитриевна разбирается буквально во всём. Но главное — её умение настроить всех на высокий лад. Мы могли бы по-деловому обсудить: да или нет, хорошо или плохо, но у неё это происходит в восхищении всем лучшим и прекрасным. Она всегда восхищалась новыми выставками. И слова благодарности — всем и всегда, кто хоть как-то и что-то сделал, это было всегда, постоянно. Увидев человека, Наталия Дмитриевна первым делом благодарит его за то, что он когда-то сделал — что-то починил или принёс, чем-то помог. Об этом она помнила всегда. Видимо, это память сердца, которая сразу запоминает. А нам за какую-то мелочь она отдавала нечто громадное, гигантское, — так было и в тот вечер.
В ванной комнате была батарея, там было очень жарко, и Наталия Дмитриевна попросила меня что-то с этим сделать. Я принёс нужный материал, изолировал трубу. Она благодарит: «Вы спасли мои мозги от расплавления». Я в ответ: «Наталия Дмитриевна, Вы спасаете наши головы от всяких заблуждений, ошибок и всего прочего». Она смеётся: «Вот для этого мне и нужны мозги нерасплавленные».
Наталия Дмитриевна никогда не забывала про юмор и говорила: «Я вообще-то весёлая, иначе не прожить». И это действительно был тот заряд, который помогал не впасть в уныние и отчаяние, ведь кругом творилось невесть что, это были 1990-е годы.
Бывая у Наталии Дмитриевны, мы очень часто смеялись, очень много было шуток (она и над собой подшучивала, и над ситуацией, но никогда — над сотрудниками). И это помогало нам быть в приподнятом состоянии, никогда не возникало какого-то напряжения. Наталия Дмитриевна так замечательно могла развить юмористическую тему! И это всегда вызывало радость, так что юмор помогал пережить многие трудности. Так формировалось определённое отношение к жизни, именно философское, с юмором, со смехом. Конечно, к серьёзным вещам была торжественность. А к тяжким моментам относились с юмором.
Каждого, кто приходил к Наталии Дмитриевне, она в первую очередь благодарила. А уже потом, прощаясь, говорила как бы про себя, внутрь себя: «Вся в долгу, вся в долгу». Хотя многое из того, что мы делали или дарили, ей не всегда было и нужно, тем не менее она считала, что если мы что-то делаем для неё, она должна отдать многократно больше. Наталия Дмитриевна — подлинный общинник и, конечно, образец для нас.
Только со временем, когда мы сами проходим какие-то уроки, мы начинаем гораздо глубже понимать, что было заключено в этих её малых действиях. А тогда мы просто чувствовали эту атмосферу, из которой не хотелось уходить, а уходя, забывали предметы, вещи, сумки, шапки, перчатки, то есть летели как на крыльях.
Спасибо всем, кто помнит нашу Ведущую, кто трудился и трудится, продолжая её Дело. Она с нами всегда: как тогда — в земном мире, так и сейчас — в Мире Надземном.
Как хорошо, что в мире есть друзья!
Улыбка друга — солнце в час ненастья;
И отступает ледяная мгла
Перед теплом сердечного участья.
Как выразить признательность Тому,
Кто друга Указал, и путь Открыл к нему,
И драгоценные Послал минуты счастья?!
(Н.Д. Спирина)
Именно драгоценные минуты остаются на всю жизнь, как те мгновения счастья, которые нам подарили встречи с Наталией Дмитриевной. Её поэзия — звезда на поэтическом небосклоне XX – XXI веков, она ни с чем не сравнима, потому что это высокодуховная поэзия. Там нет личности, там даже индивидуальность её отсутствует, потому что Источник её — самый Высокий. Просто она могла претворять это Высшее в своих стихах.
Пытаясь провести аналогию с тем, что сделал Александр Сергеевич Пушкин в своё время, скажем: он заложил основы новой поэзии, которая живёт уже около трёхсот лет. Наталия Дмитриевна заложила совершенно новый пласт — духовную поэзию, и по этому пути сейчас идут многие поэты. Но, конечно, никто из них такой полноты, какая была в стихах Н.Д. Спириной, не достигает. Потому что это была особая отрешённость от земного, это именно прямой провод с Высшим. Чтобы создавать шедевры искусства, о чём писал Святослав Рерих, надо быть на высоте огромной, как в живописи, так и в поэзии. То есть чтобы сравниться с Наталией Дмитриевной в поэзии, нужно достичь её духовного уровня.
Возвышенная миссия твоя —
Подняться сердцем в светлые пределы
И принести в безрадостные сферы
Земных оков и душ окаменелых
Неслыханную радость Бытия —
Далёких звёзд зовущие края.
(Н.Д. Спирина)
Это как раз о ней. Это и была её миссия. Она была в этих светлых пределах и нас туда влекла.