…Cила духа всё побеждает, всё малое боится силы, всё большое уважает силу. Идите львами! Рерих Е.И. Письмо от 20.07.1931 |
СибРО арендовали прекрасное помещение, где было всё предусмотрено для такого торжества; был небольшой уютный зал и фортепиано. Там собрались друзья и сотрудники Наталии Дмитриевны — из Новосибирска и других городов.
Для нас, сотрудников Екатеринбургского Рериховского Общества, обстоятельства сложились так удачно, что на этот праздник мы смогли приехать всем активом в составе пяти человек.
Наталия Дмитриевна в тот день была в особо приподнятом состоянии, она была необыкновенно красива в своей нарядной блузке, белый цвет которой словно усиливал свечение, исходившее от неё.
В тот день звучало много добрых слов в адрес Наталии Дмитриевны, читались стихи, звучала живая музыка: Евгений Палладиевич Маточкин исполнил одно из любимых произведений Наталии Дмитриевны — «Адажио» И.С. Баха – А. Марчелло; также и мы, уральцы, подготовили программу, в которой чтение стихотворений Наталии Дмитриевны сопровождалось исполнением музыки любимого ею Ф. Шопена. Мы наслаждались общением с Наталией Дмитриевной, которая, конечно, была центром этого изумительного вечера, много шутила, всех обласкивала своим вниманием. Мы были словно дети вокруг матери, согревающей нас своей любовью.
Незабываемой была атмосфера праздника. Эту атмосферу и радостное состояние духа Наталии Дмитриевны передаёт её ответное слово ко всем, кто пришёл на её юбилей (сохранилась аудиозапись этого приветствия, которое теперь всегда звучит в СибРО 4 мая).
Чему же так радовалась Наталия Дмитриевна? Сама она говорит, что эта встреча для неё ценна прежде всего тем, что свидетельствует о приверженности её друзей Учению Живой Этики — тому, что дорого ей самой. Вот что было для неё самое главное! Направить стремления людей к Учению, к Высшему — вот что было целью всей её жизни, всех её действий. Это и есть истинное учительство. Лжеучителя действуют как раз наоборот — они приводят не к Богу, а замыкают людей на себе, тем закрывая им пути духа.
К юбилею Н.Д. Спириной был приурочен выход в радиоэфир Новосибирской области передачи «Путь духа» (из цикла «Беседы о Живой Этике»), подготовленной сотрудниками СибРО и посвящённой Наталии Дмитриевне. Она пояснила позже, что вначале, когда сотрудники обратились к ней с идеей такой передачи, она была категорически против; но потом, поразмыслив, решила, что и это нужно использовать для знакомства людей с Живой Этикой.
Вспоминается, как, затаив дыхание, 4 мая 1991 года мы вместе с Наталией Дмитриевной слушали радиопередачу, которая транслировалась на всю область. Мы чувствовали причастность к чему-то очень значимому и испытывали огромную радость оттого, что тысячи людей услышат Наталию Дмитриевну, узнают о её духовном пути, приведшем её к Учению Жизни.
С того дня мы решили, что будем ежегодно приезжать на день рождения Наталии Дмитриевны в Новосибирск — пусть не все, а те из нас, кто сможет. Так с тех пор и было.
И вот, спустя год, в первых числах мая 1992 года, мы в новосибирском Академгородке, в гостях у Наталии Дмитриевны. Какое счастье вновь увидеться, побеседовать о многом, задать вопросы и услышать её мудрые ответы.
Одним из самых запоминающихся моментов тех дней была доверительная беседа Наталии Дмитриевны в узком кругу близких сотрудников. Она достала свою записную книжку и прочитала запись, которую сделала год назад, вечером того памятного дня — для нас радостного и праздничного, для неё — дня подведения итогов очередной ступени жизни. «Слова о себе я слушала с удивлением и даже содроганием, я была поражена — неужели это я? Неужели это обо мне? Но ведь я ничего на себя не напускала, не требовала к себе ни почитания, ни признания».
Голос её звучал взволнованно, Наталию Дмитриевну тревожил вопрос — оправдано ли такое отношение к ней, заслужены ли ею уважение и благодарность, адресованные ей? Не преувеличивают ли люди её заслуг, нет ли в этом свойственного многим желания следовать за каким-нибудь лидером или сотворить себе кумира?
Чувствовалось, что Наталию Дмитриевну серьёзнейшим образом волнует мысль о том, чтобы в её действиях не появилось ни малейшего намёка на желание утвердить себя как Гуру, наоборот, — была большая обеспокоенность таким восторженным выражением почитания со стороны людей. Только суровость, самая беспристрастная самооценка и даже, я бы сказала, беспощадность к себе — такова была Наталия Дмитриевна Спирина.
Невозможно не отметить одну из тем, которой часто касалась Наталия Дмитриевна в беседах. Светочи человечества — с каким благоговением говорила она о Них! В те годы, в начале 1990-х, шла интенсивная работа сотрудников СибРО над серией радиобесед о Светочах Мира (они выходили в эфир один раз в месяц). И когда мы приезжали в Новосибирск, то каждый раз находили Наталию Дмитриевну увлечённой этой работой: она восхищалась очередной Высокой Личностью, одним из Тех Обликов, о котором готовилась передача, много рассказывала о Них, о тех чертах, которые были Им присущи, об особенностях подвига каждого. И поверх всего — так чувствовалась её любовь к Ним!
Во время наших встреч с Наталией Дмитриевной мы всегда старались записывать всё, что она говорила. Конечно, это было краткое, конспективное изложение её мыслей, но тогда для нас каждое её слово было на вес золота, а сегодня — ещё более ценно, потому что, перечитывая время от времени эти записи, понимаешь, что значение сказанного Наталией Дмитриевной со временем только углубляется и растёт.
Приведу несколько записей, сделанных 30 лет тому назад, в те чудесные майские дни, и пусть это приблизит нас к Ней и поможет глубже понять то главное в Учении Жизни, что она хотела донести до нас.
Н.Д. Спирина: «Мне говорят: "Все мы склонны к разъединению, и если Вы уйдёте, мы рассыплемся как горох". Но надо уже при мне готовиться. Нельзя цементироваться на одном человеке. Когда был Борис Николаевич, мы были при нём как цыплята под наседкой. А он говорил: "кто из вас будет самоходом?" Оказалось, немногие».
Наталия Дмитриевна всеми мерами стремилась и из нас сделать самоходов, научить твёрдо стоять на Основах, на Учении, мыслить самостоятельно и брать ответственность за многое.
Она привела слова о хороводе из книги «Зов» (26 авг. 1922 г.):
«...Старый хоровод сохранил начало духовности.
В середине круга помещалась избранная, реже избранный.
Кругом неё шли ритуальные движения и хор.
Серединная избранная оставалась как бы в бездействии.
Но все движения и обращения делались как бы к ней.
И она несла на себе смысл выражения всех устремлений.
Так же и в учении Духа.
Ученик получает озарения радости.
Получает бездну исканий.
Получает лёд одиночества.
И затем должен пройти тягость средоточия.
Как бы один, как бы безгласный,
Как бы без помощи,
Он несёт на себе тягость всех.
И так же покойный, как во льду одиночества,
Он ждёт и с готовностью принимает тягость обращений.
Как бы основа здания, молчаливо он даёт окружить себя.
И удесятеряет руки свои,
И умножает сердце своё,
И должен вырасти духом
На всех обратившихся».
Именно эту ступень в тот момент и проходила Наталия Дмитриевна Спирина — «тягость средоточия».
Н.Д. Спирина: «Моя беда в том, что у меня свои проблемы, внутренние. А обратиться уже не к кому (на земном плане). Это — испытание духовным одиночеством. Вначале был "лёд одиночества", а теперь — "тягость средоточия". И надо это пройти, центральный сотрудник несёт на себе тягость всех.
То, о чём говорится в словах о хороводе, — вы все через то же самое пройдёте, законы пути одинаковы. В таком же положении был и Борис Николаевич».
А что это значило на практике? «Каждого принять духом, каждому помочь», — говорит она. И потому, что «законы пути одинаковы», она внимательнейшим образом изучает духовный опыт Подвижников и Светочей всех эпох.
Приведу её слова о Серафиме Саровском: «К Серафиму приходили люди, а служки наблюдали, как он беседует с ними: ни о чём не расспрашивая, даёт им советы. "Я ничего не знаю, но ловлю мысль, что скажет Бог, Он всё знает", — говорил Серафим. Меня это очень озабочивает — как это развивать. Не надо размышлять, это вторично, надо ловить первую мысль, это первично, не надо ничего искусственного. Но для этого надо быть с Богом».
Вот о чём размышляет, над чем работает Наталия Дмитриевна — как развить в себе такую степень чувствознания, слияния с Высшим, чтобы помогать людям. И она в огромной мере владела этим искусством помощи, чему все мы были свидетелями. Степень её духовного знания и прозрения изумительны — она очень тонко чуяла суть явления или человека, понимала его проблемы и видела пути их решения.
Н.Д. Спирина: «Сказано, что сострадание не плачет, а помогает. Переживает астрал. Это значит, что нужно совместить глубочайшее соучастие, любовь и при этом остаться бесстрастной. Контакт с Учителем может проявляться, только когда я нахожусь в определённом состоянии, иначе через меня Помогать не будут. Никаких настроений!»
Мы задаём вопрос: как же это возможно совмещать?
«Отрешённость и включённость — это биполярность, закон Космоса. Надо выслушать, понять и почувствовать, что человеку надо. "Помоги помочь", "Ради дела Помоги" — два моих главных мантрама».
И далее — конкретные примеры:
«Если человек приходит унылый, огорчённый, вы наполняетесь радостью, ликованием и в таком состоянии с ним говорите.
Если человек суетится, мельтешит — вы спокойно сидите, внутри себя утверждая непоколебимое спокойствие.
Если человек обуян страхом, вы преисполняетесь мужеством и уверенностью в том, что Иерархия не выдаст. Сергий наполнил князя Дмитрия мужеством, ведь Дмитрий очень боялся, и от Сергия пришло несломимое мужество. Сергий знал, что победа будет, что она законна, — и вдохновил его верой и мужеством. То же было и с Мининым».
Наталии Дмитриевне был задан вопрос: нужно ли сейчас читать лекции о Живой Этике, и если да, то нужно ли говорить о строении человека, о его «телах», духовных центрах и прочем.
«Нужно думать, что сейчас нужно людям, нужно прекратить думать о себе. Если сосредоточитесь на вопросе, что нужно людям, к вам придут правильные решения. Будда говорил: "Каждое мгновение имеет свою необходимость, и это называется справедливостью действия". (Это моё любимое; это надо написать, повесить и запомнить.) Значит, когда мы улавливаем необходимость момента, мы поступаем справедливо. Какое широкое понимание справедливости! Когда обращаешься к людям, нужно подумать, что им нужно в первую очередь.
Человечество стоит на краю гибели. По какой причине? По причине того, что оно не знает, сколько у человека тел? Или от того, что оно не знает законов элементарной этики: любви, сострадания, терпимости? "Никто не сидит в школе, когда дом пылает". Когда наступит Светлая Эпоха, мы засядем за изучение "Тайной Доктрины" и тех космических законов, которые мы тогда можем спокойно и с чистой совестью, что человечество спасено, начать изучать. Но станут ли люди добрее, если узнают, что у них есть эфирный двойник, станут ли больше любить друг друга, если узнают, сколько у человека центров?
Радиобеседы о Светочах — это веление времени; об этом есть указание и в Учении. Идея цикла — показать единство этических Основ всех религий и Учений. Эта идея выражена в триптихе Н.К. Рериха: Матерь Мира (Мадонна Орифламма) и её дети — Святой Франциск и Святой Сергий».
Приведу ещё одну беседу.
«Сейчас, в это роковое время, время отбора, мы все сведены вместе. "Все мы вестники переодетые". Перед тем как воплощаться, мы берём на себя определённое задание, которое должны выполнить. Войдя в материю, мы всё забываем. Воплощение — это не мёд. Отроку Варфоломею даже грамота не давалась, и пришлось явиться Иерарху, чтобы высвободить дух из материи. Христос — ходил в Твердыню, так как нужно было высвободиться. К Святому Серафиму двенадцать раз являлась Богоматерь: "Этот — нашего рода". У Франциска были видения Христа. Всё это не случайно.
Материю непросто скидывать. Даже Архат воплощённый не может выявить всех своих способностей. Но в глубине нашего духа мы чувствуем, что должны что-то выполнить, и постепенно приходим в чувство, в знание. И неважно, во сколько лет это происходит. Материя — это серьёзно. Как мучали свою материю подвижники! Нам же сегодня указано идти только изнутри, путём осознания. Развитие знания и чувствознания должно у нас идти параллельно».
Наталия Дмитриевна была и остаётся для нас самым дорогим на свете человеком, именно она стала для нас тем земным Иерархом, который помог высвободить наш дух из материи и открыл духовные глаза на правду мира. Низкий ей поклон, любовь и вечная благодарность!
Закончу строками, посвящёнными ей:
Нам лучезарною звездой
Во мраке Образ Ваш сияет,
И помогает, и спасает,
И в тьме кромешной освещает
Дорогу к Свету, в Край родной.