Мысли на каждый день

Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза.

Рерих Н.К. «Звезда Матери Мира»

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

«Любовь — самый мощный магнит». Высокие Свидетельства о миссии Н.Д. Спириной

Автор: Деменко Татьяна  

Другие части статьи: День Рериховской поэзии / «Жизнь, озарённая светом подвига» / «Вы ведёте путём Красоты...» / «От Мая до Мая...» / «Она была в этих светлых пределах и нас туда влекла» / «Нам лучезарною звездой во мраке Образ Ваш сияет...»

Теги статьи:  Наталия Спирина (о ней)
В этой статье, основанной на переписке Бориса Николаевича Абрамова с Еленой Ивановной Рерих, мы проследим путь духовного становления его старшей ученицы — Наталии Дмитриевны Спириной. Она познакомилась с Борисом Николаевичем и начала изучать под его руководством Живую Этику в 1942 году. У Б.Н. Абрамова было ещё несколько учениц, с каждой из которых он занимался поначалу отдельно, а в ноябре 1946 года объединил всех в одну группу.

Первое известное нам письмо Елены Ивановны, в котором упоминаются ученицы Бориса Николаевича, датируется 23 января 1951 года. В нём Елена Ивановна даёт ряд советов для них и пишет о Наталии Дмитриевне и о её творчестве: «Так приветствую от всего сердца новую сотрудницу и радуюсь возможности для неё уявиться на такой прекрасной и столь нужной сейчас работе»1.

Вероятно, имелась не дошедшая до нас более ранняя переписка Е.И. Рерих и Б.Н. Абрамова, поскольку в сентябрьском письме 1950 года Борис Николаевич высылает Елене Ивановне несколько образцов творчества Н.Д. Спириной со словами: «Посылаю Вам от Наты то, что Вы просили». В это же письмо рукой Наталии Дмитриевны вписаны сказ «Медведь», стихотворение «Белый Лобнор», а также одна из её записей на тему Учения, о которой Борис Николаевич отмечает: «Эти последние строки очень напоминают по своему своеобразию стиль В[еликого] Вл[адыки]. Возможно, что не совсем, но всё же. Ната за последнее время внутренне окрепла, хотя похудела и недомогает» (20 сент. 1950 г.)2.

Вскоре Борис Николаевич высылает Елене Ивановне фотографии своих учениц: «Посылаю Вам две карточки наших близких: Натальи Дмитриевны и ещё Оли в шапочке3. (...) ...Ната, т.е. Наталья Дм., не может похвалиться здоровьем. Лёгкие слабые, болят глаза и затылок, но так как... организм необычайно восприимчив и чуток, то я затрудняюсь определить причину её недомоганий. Глубокая натура и трудная, нерадостная жизнь... Что меня трогает, так это то, что они очень почитают мою маму [Е.И. Рерих]. Ната уже может отметить девятилетие Учения. Недавно писала одну вещь и говорит: "Знаете, мне сейчас так легко писать. Тысячи мыслей слетаются ко мне, как мошки на огонь, еле успеваю их осознавать, и мысли-то интересные". Много бы ещё мог Вам рассказать, да вот места не хватает, мало» (25 дек. 1950 г.).

Из ответного письма Е.И. Рерих: «Дорогие и родные мои Борис и Ниночка, получила Ваше письмо от 25 дек. со вложением портретов сотрудниц и записочки от милой Ольги4. Рада была получить их, прочесть Ваши сердечные слова о каждой из новых сотрудниц. (...) ...Наталия Дмитриевна не должна слишком тревожиться за свои недомогания. Сердце у неё здоровое, и это главное. Никакие лекарства, кроме валериана и изредка соды при ощущении тяжести в желудке, ей не нужны. Не нужен ей и строфант — сердце здоровое. Но она не должна оявляться на трудной физической работе, не должна подымать тяжести, ибо ей нужно сосредоточиться на писательстве. Она может прекрасно писать под диктовку В. Вл. и напишет прекрасные статьи и полезные книжечки. Но не должна сомневаться, а просто писать свободно, вслушиваясь в мысли и слова, ей посылаемые, — так было Сказано» (23 янв. 1951 г.). Наталия Дмитриевна не раз говорила о том, какое значение имел для неё отзыв Елены Ивановны о ней самой и её творчестве.

А Борис Николаевич так описывает Елене Ивановне состояние своих учениц после её отзыва о них: «Наконец-то... Ольги и Ната получили долгожданный ответ от Матери. Сколько было радости. До сих пор ходят сияющие и углублённые и переживают Её слова, которые для них определяют всю жизнь» (25 февр. 1951 г.). И действительно, слова Елены Ивановны определили всю жизнь и дальнейшее творчество Наталии Дмитриевны, явились для неё путеводной звездой, той духовной поддержкой, которая на протяжении десятков лет давала ей силы и уверенность в правильности выбранного пути.

Б.Н. Абрамов пишет Е.И. Рерих о своей уче­нице: «Относительно Нат. Дм. могу Вас порадовать: как Вы о ней говорили, так и получилось, и её новая способность растёт прямо на глазах. Есть чем Вас порадовать. Замечательно у неё получается. Ходит счастливая, с переполненным сердцем и понимает всю серьёзность своего счастья. Не отстаю от неё и я, очень не отстаю, и уже перестал удивляться» (25 февр. 1951 г.).

Елена Ивановна посылает Борису Николаевичу Слова Учителя, в которых говорится о миссии Наталии Дмитриевны на Родине: «Наталия или Ната — медиатор и полезная сотрудница. Сказано: "Она... стала Мне полезной и прекрасной сотрудницей. Яро помогу ей в её работе в Моей лучшей стране". Истинно, Ната может радоваться» (21 мая 1951 г.).

В нескольких следующих письмах 1951 года Борис Николаевич сообщает Елене Ивановне о том, как вдохновляюще повлияли её слова на творчество Наталии Дмитриевны: «Нат. Дм. пишет, как Вы и говорили, и именно так, как говорили Вы, а Ольга Шап. проявляет свои редкие способности очень часто. Мы уже не удивляемся» (28 июня 1951 г.).

И вновь Елена Ивановна просит Бориса Николаевича прислать образцы творчества Наталии Дмит­риевны и напутствует её на дальнейшую работу: «Шлю самый сердечный привет и лучшие пожелания успешного продвижения Вашим милым мне сотрудницам и ученицам — Ольге и Нате. Хотела бы познакомиться с некоторыми писаниями и Сообщениями, получаемыми Натою» (18 июля 1951 г.).

Интерес Е.И. Рерих к творчеству Н.Д. Спириной подтверждают и слова Бориса Николаевича из его письма к Елене Ивановне от 25 августа 1951 г.: «О Нате напишу на днях всё, что Вы просили». С этим письмом он отправляет и «Записку от Наты». В ней Наталия Дмитриевна впервые обращается лично к Елене Ивановне и выражает ей свою благодарность и признательность: «Дорогая Елена Ивановна! Глубоко благодарна за то, что Вы написали обо мне. Чувствую радость и очень большую ответств[енность]. Вся моя жизнь и счастье только в этом...» Отзывы Елены Ивановны, возможность обратиться к ней и получить ответ, безусловно, глубоко повлияли на духовную жизнь и творчество Наталии Дмитриевны. О новой ступени, уготованной ей, Елена Ивановна пишет в следующих строках: «Также и милая Ната поймёт новую космическую ступень и будет прекрасно писать нужные страницы для молодого поколения и для детского сознания, ибо необходимо закладывать основы космического пути с самого раннего детства. (...) Итак, наши милые прекрасные сотрудницы, конечно, станут и сподвижницами, и каждая принесёт свою лепту» (19 нояб. 1951 г.).

Борис Николаевич почти в каждом письме, хотя бы кратко, пишет Елене Ивановне о своей старшей ученице, например: «Ваши слова относительно Наты хорошо оправдываются» (14 июня 1952 г.); «Ваши слова о Нате подтверждаются: её чуткость увеличивается явно» (28 июля 1953 г.).

Знакомясь с этой перепиской, мы понимаем, что Наталия Дмитриевна находится в сфере внимания Великого Учителя: «Также и милая Ната получает одобрение, — пишет Елена Ивановна. — Так, недавно было Сказано: "Ярая Ната притянулась ко Мне сердечными огнями, и ярая становится на путь страстной Йоги со Мною. Ярая может сотрудничать со Мною в сферах, сотрудничающих с земным планом и с Миром, оявленным как Чистилище..."» (18 сент. 1953 г.).

26 сентября 1953 года Борис Николаевич пишет: «Ната после последних слов, которые были написаны о ней Матерью, яро подтвердила Сказанное, и я был очень доволен очередным проявлением её углубившейся чуткости и утончённости. Луч чувствуется уже явно в углуб­лённости, разнообразии и своеобразии её творчества. В этих вещах и у ней, и в себе самом меня поражает какой-то особенный ритм и музыкальная тональность самих вещей и их оформления. Видимо, оригинальность и неповторяемость и вечная новизна и неисчерпаемость являются свойством Луча».

Не раз в письмах к Елене Ивановне Борис Николаевич упоминает о сложностях со здоровьем и частых недомоганиях Наталии Дмитриевны: «Хворает же она очень часто, и хочется ей как-то помочь» (6 сент. 1953 г.).

«Не удивляйтесь недомоганиями Наты, — отвечает Елена Ивановна, — она ведь проходит процесс приоткрытия центров, и она должна знать, насколько он бывает болезненным и какие неожиданные явления, но скоропреходящие, могут проявляться. Ничего не достигается легко, тем более утончение нервной системы и прикасание к тончайшим энергиям. Она может принимать строфант... Но также ей хорошо принимать и валериан... Валериан — наш жизнедатель, передающий нам лучшую психическую энергию» (10 окт. 1953 г.).

Поддержка, оказанная Еленой Ивановной, даёт Наталии Дмитриевне силы противостоять недугам. «Ната продолжает хворать и довольно сильно, — сообщает Борис Николаевич Елене Ивановне. — Десять дней пролежала в постели. Но строчки и слова В. Вл. вдохнули в неё новую бодрость и, думаю, дадут ей силы бороться с болезнями. (...) Ната очень благодарна Матери за внимание и заботу. Трудно ей, видно даром ничего не даётся» (11 окт. 1953 г.).

В марте того же года Б.Н. Абрамов записал слова Учителя: «Даром ничего не даётся. (...) Сотрудничество с Учителем предъявляет ученику свои требования. (...) Приспосабливаю организм к новым возможностям и новым условиям напряжения Лучей Моих. Требую ответного понимания значения текущего задания и сознательного приспособления и ассимиляции организмом волн более высшего напряжения. (...) Порадуемся возможности ещё большего приближения к Владыке через тягости напряжений текущего часа»5.

О «Каплях» Наталии Дмитриевны — стихах малой формы — Елена Ивановна узнаёт из письма, посланного ей Борисом Николаевичем 27 декабря 1953 года: «Ната пишет стихи и называет их "капли" и говорит, что: "В знак глубокой признательности и сердечного привета посылаю Вам несколько «капель», Дорогая Елена Ивановна!"». Борис Николаевич добавляет: «Вот её "капли", и ей давно хотелось о них сказать».

24 января 1954 года Елена Ивановна написала Борису Николаевичу: «О "Каплях" Наты могу сказать, что яро они мне близки и я принимаю их всем сердцем. Пусть пишет со всем пылом сердца своего, не сомневаясь ни в чём. Очень хотела бы иметь ещё несколько "Капель", ибо чую Источник их». Вскоре она вновь пишет о стихах Наталии Дмитриевны: «Жду новых "Капель" от Наты. Очень они меня трогают» (10 февр. 1954 г.).

В письме от 8 марта 1954 года Н.И. Абрамова сообщает Елене Ивановне: «Посылаем также и "Капли" Наты, просимые Вами», — и прилагает к своему письму стихи Н.Д. Спириной. В архиве Рерихов (Музей Востока) сохранился этот лист тонкой писчей бумаги с отпечатанными Наталией Дмитриевной «Каплями» (написаны в 1952 – 1954 годах).

И уже в апреле летит ответ от Елены Ивановны: «Также радовалась и за присланные "Капли". Сердце горит, и дух начинает творить свою сказку жизни. "Любите, и вся радость придёт"» (13 апр. 1954 г.).

Обладая даром безошибочного духовного распознавания, Елена Ивановна высоко оценила творчество и духовный потенциал старшей ученицы Бориса Николаевича Абрамова. Поддержка, одобрение и водительство Матери Агни Йоги стали определяющими для Наталии Дмитриевны Спириной. Именно она, следуя завету Рерихов, единственная из всей группы Б.Н. Абрамова, разделила с ним судьбу возвращения на Родину.

Весь дальнейший путь Наталии Дмитриевны, её деятельность по популяризации наследия Великой Семьи, созданию СибРО и Музеев Рериха в Си­бири, её поэтическое творчество, проза, выступления и доклады — всё это было выполнением её высокой миссии, предуказанной ей Еленой Ивановной Рерих.


1 Здесь и далее письма Е.И. Рерих приводятся по книге: Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2012. С. 463 – 534.

2 Здесь и далее письма Б.Н. Абрамова приводятся по материалам архива Рерихов (Музей Рерихов, филиал Государственного музея Востока) http://roerichsmuseum.ru/index.php/museum/arkhiv

3 Ольга Адриановна Копецкая.

4 Ольга Стефановна Кулинич.

5 Грани Агни Йоги. 1953 (I). 111. (Новосибирск, 2012).

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Н.Д. Спирина