Не разрушайте чужого храма, если не можете немедленно воздвигнуть на месте том новую храмину. Место храма не должно оставаться пустым. Знаки Агни Йоги, 58 |
Продолжаем знакомить наших читателей с материалами онлайн-проекта Сибирского Рериховского Общества «Россия — страна великого будущего».
Николая Константиновича Рериха называют Водителем Культуры. Всё его творчество пронизано идеями Культуры, которая, по его убеждению, играет важнейшую роль в нашей жизни.
Переживая за судьбы человечества, ввергающего себя в войны, революции, катаклизмы, Рерих, как и все мыслящие люди, понимал, что человечество находится на краю гибели. Причины происходящего он видел в существующем образе жизни и состоянии сознания людей, в «механической цивилизации», ведущей к гибели природы и обезличиванию человека, в культе золотого тельца, следствием чего становится духовное обнищание. Предвидя грозные события на планете, Николай Рерих пишет ряд картин на апокалиптические темы, призывая нас задуматься.
На картине «Дела человеческие» (1912) мы видим страшное бедствие: рушатся города, проваливаясь куда-то в бездну и оставляя лишь клубы дыма. Горстка людей в растерянности взирает на это крушение. Художник как бы предупреждает: если человечество не одумается, это бедствие из локального может перерасти в глобальное — в гибель всей человеческой цивилизации.
Но Рерих, философ-гуманист, указывал и путь спасения — это Культура. Культура в самом широком значении этого слова, включающая Культуру Духа.
Рассмотрим одну из картин, отображающих эту мысль, — «Мадонна Орифламма» (1932). Величественная Мадонна поднимает белый Плат, известный в христианстве как Покров Богородицы, — символ Её покровительства и защиты. На белом полотнище — знак Триединства, знак единения и соборности. Это Знамя Мира, символ идеи охранения культурных ценностей, достижений человеческого гения, — всего того, чем жив дух человеческий.
Как тело человека нуждается в питании и без него умирает, так же в питании нуждается и его дух. Без духовной составляющей человек хуже дикого зверя. А дух питается Красотой. Красота оказывает на нас глубочайшее воздействие, и не только внешняя, но и внутренняя — красота высоких человеческих качеств: мужества, чести, достоинства духа, красота взаимоотношений между людьми, красота помыслов и поступков.
Что может спасти человечество, приблизить его к счастливой, созидательной жизни? Гнев, злоба, бунт не станут спасением, ибо насилие порождает насилие, зло порождает зло. Но если мы хотим избавиться от зла на Земле, нужно устремиться к добру, а носительница добра — Культура, она заключает в себе всеобъемлющую Красоту.
Устремление к Культуре, умение видеть Красоту, творить — преображают жизнь. История знает примеры, когда у власти находились просвещённые деятели. Они оказывали должное внимание Культуре: собирали вокруг себя мудрецов, творцов, способствовали развитию искусств и ремёсел, создавали библиотеки, строили храмы. Такими правителями были Акбар Великий, Ярослав Мудрый, Перикл — окружённый славой, царь Соломон.
Мудрый правитель непременно позаботится и о том, чтобы молодое поколение воспитывалось на идеалах нравственности и красоты, служения не личному благополучию, но Общему Благу. Два-три поколения людей, выросших на этих идеях, смогут преобразить жизнь и построить такое общество, в котором врачи милосердны и сострадательны, учителя любят свой предмет и детей, работники стремятся к качеству труда, строители — строят на века, творцы оставляют потомкам шедевры искусства. Так наступают эпохи расцвета.
Когда люди осознают важнейшую роль Культуры, то есть Высокой Этики, в жизни каждого человека и человечества в целом, когда понятие Красоты будет положено в основу всех сфер общественной жизни, тогда войны и катаклизмы исчезнут из нашей жизни. Они останутся только в учебниках истории и будут изучаться как далёкое мрачное прошлое — результат несовершенства людей. Так считал Н.К. Рерих, так сказано в Учении Живой Этики, или Агни Йоге, — Учении, данном людям Великим Гималайским Учителем через семью Рерихов.