Думающие беспорядочно подобны машущим руками в темноте и не знающим, какой предмет заденут. Иерархия, 172 |
Святослав Николаевич Рерих — художник и мыслитель, личность мирового масштаба. Его миссия была неразрывно связана с миссией всей семьи Рерихов, обогативших сознание и души людей. Красота и Знание явились теми основами, на которых строилась их жизнь и вершились творческие и духовные труды на благо человечества. «Мы всегда были очень тесно связаны и всегда работали вместе, — говорил Святослав Николаевич. — Мы старались помочь друг другу, дополнять друг друга и всегда находили друг у друга поддержку и ответы на вопросы, которые часто встречаются в большом деле»1.
Святослав Рерих рос вместе со старшим братом Юрием. По воспоминаниям Святослава, их мать, Елена Ивановна, следила за их интересами и увлечениями: покупала книги, помогала собирать коллекции, водила по музеям и театрам, знакомила с произведениями искусства. И перед ними раскрывался удивительный и прекрасный мир. Выезды в места археологических раскопок, где каждое лето работал отец, были также насыщены замечательными впечатлениями, им даже посчастливилось, как вспоминал Святослав Николаевич, собственноручно собирать предметы каменного века. Незабываемое впечатление осталось у Юрия и Святослава и от Талашкино, где Николай Константинович расписывал храм. Семья провела там лето, и сыновья присутствовали при создании грандиозного творения их отца. Бывая на природе, любуясь её красотами, они часто рисовали с натуры.
Святослав Николаевич считал, что Петербург с его традициями и культурой оказал большое влияние на его развитие, на его жизнь. Всё, что он воспринял в ранние годы, то, чем город окружал его, всегда продолжало жить в нём, и эти ранние впечатления отразились в его творчестве.
В мае 1917 года Святослав Рерих вместе с родителями и братом покинул Петербург. Ему было тогда 12 лет, но даже в этом возрасте он «оказался достаточно зрелым для того, чтобы земля, где он родился, её люди, родной язык и культура остались бы для него навсегда незабываемыми, чтобы судьбы Родины неразрывно оставались связанными с его собственной судьбой»2, — писал П.Ф. Беликов.
В Карелии, где семья провела более двух лет, Юрий и Святослав обучались частным образом; многие занятия они посещали вместе, изучали иностранные языки, читали и обсуждали прочитанное. У Святослава была возможность больше находиться рядом с отцом, наблюдать за его работой, получать уроки рисунка и композиции, учиться составлению красок. Уже тогда Николай Константинович подметил склонность сына к написанию портретов. В 13 лет Святослав написал два первых портрета отца.
В 1919 году Н.К. Рерих получает приглашение от театра Ковент Гарден в Лондоне для участия в постановках опер Н.А. Римского-Корсакова и А.П. Бородина. Семья переезжает в Англию. Здесь сыновья продолжили обучение. Святослав начинает интересоваться архитектурой, что говорит о его творческой многогранности.
Осенью 1920 года Рерихи прибыли в Америку, куда Николай Константинович был приглашён для участия в выставочном турне по крупным городам страны. Святослав продолжил изучение архитектуры в Колумбийском университете Нью-Йорка, сдав перед этим экстерном экзамены за два курса. Через год он перешёл на архитектурное отделение Гарвардского университета в Кембридже, пригороде Бостона, что позволило ему заниматься одновременно и на скульптурном отделении Массачусетского университета Бостона. Насколько он был занят, говорит краткая фраза из письма Юрия к родителям: «Пишу за Светку, ибо у него, у бедняги, масса работы»3. В Бостонском музее изящных искусств находилась богатейшая коллекция скульптуры, и Святослав, изучая её, пополняет свои знания в области изобразительного искусства. Впоследствии он стал большим знатоком скульптуры и участвовал в проведении различных консультаций и экспертиз. Столь же серьёзно он увлёкся графикой и в 1922 году принял участие в выставке зарубежного русского рисунка в США, где представил графические работы на сказочные сюжеты, которые получили высокую оценку художественных критиков.
Как и отец, Святослав работал также на театральном поприще. В США он помогал Николаю Константиновичу в художественном оформлении оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» для Чикагского театра (1921). В Бостоне вошёл в группу талантливой театральной молодёжи и осуществил с сокурсником Джеймсом Холлом (впоследствии известным детским писателем) подготовку либретто и художественное оформление балета «Свет и Тьма» (1922). Святослав Николаевич работал также с балетной труппой «Ballet Intime», возглавляемой русским хореографом и балетмейстером Адольфом Больмом. Рерихом были созданы многие эскизы костюмов для спектаклей, большая часть которых предназначалась для известной американской балерины Руфь Пейдж.
Однако живопись, по словам П.Ф. Беликова, не вытеснялась, но постепенно, обогащаясь разносторонними знаниями и опытом, стала занимать главенствующее место в творческой деятельности Святослава Рериха. И уже в 1923 году, когда ему было только 19 лет, он удостоился первой премии на международной выставке в Филадельфии.
Вместе с родителями и братом С.Н. Рерих принимает самое активное участие в работе культурных учреждений, основанных Николаем Константиновичем в Америке (Институт объединённых искусств и Международный художественный центр искусств «Corona Mundi» в Нью-Йорке; объединение молодых художников «Cor Ardens» в Чикаго).
8 мая 1923 года Рерихи покинули Америку. Их путь лежал через Европу в Индию. Это было началом масштабной экспедиции в Азию. В течение нескольких месяцев, проведённых в Европе, Святослав посещает знаменитые музеи и исторические места Парижа, Виши, Лиона, Рима, Флоренции, Болоньи, Женевы, знакомится с работами прославленных мастеров живописи разных школ и направлений, продолжает изучение истории искусства.
В Индию Рерихи прибыли 30 ноября 1923 года. Они посещают пещерные храмы Аджанты и Эллоры, древние памятники в городах Агра, Фатехпур-Сикри, Джайпур, Бенарес и др. Святослав изучает искусство Индии — древнее и современное; коллекционирует произведения восточного искусства. Приобретённые знания в области индийской живописи позволили ему впоследствии написать большую работу по классификации её стилей и школ.
Далее путь Рерихов лежал в княжество Сикким, где они пробыли более года, знакомясь в монастырях с древним буддийским искусством. Святослав серьёзно занялся изучением гималайской флоры и народной медицины, и эта сфера деятельности становится для него очень важной.
Из Сиккима Рерихи планировали отправиться в длительное путешествие по Центральной Азии, успех которого в немалой степени зависел от того, насколько участники будут защищены от возможных провокаций со стороны государств-колонизаторов, не раз чинивших препятствия русским исследователям на Востоке. Для этого требовался верный сотрудник, посвящённый во все детали экспедиции, хорошо ориентирующийся в общественных, научных и культурных связях, установленных Н.К. Рерихом в Америке, Европе и Азии. Святослав, несмотря на свою молодость, лучше, чем кто-либо, был подготовлен к выполнению этой сложной и ответственной миссии.
В сентябре 1924 года Святослав вместе с отцом отправляется в Америку, чтобы взять там на себя дела, порученные семьёй. И в дальнейшем, во время Центрально-Азиатской экспедиции, почти все контакты с внешним миром Рерихи осуществляли именно через него. Таким образом, самостоятельная жизнь Святослава Рериха началась в 20 лет.
В это же время в Нью-Йорке приступают к строительству 24-этажного здания с выставочными и лекционными залами, рабочими студиями — для размещения там Музея Н. Рериха, Международного центра искусств и других учреждений, созданных Николаем Константиновичем. Святослав Николаевич активно включается в работу этих учреждений. Возглавив Международный художественный центр «Corona Mundi», он активизировал его деятельность, что содействовало укреплению и расширению международных связей. Проводятся выставки художников и скульпторов из разных стран, устраиваются передвижные выставки, и не только в музеях, но и в учебных заведениях, библиотеках и госпиталях, ломая таким образом укоренившиеся представления об «искусстве для избранных».
В 1928 году Святослав Николаевич был выдвинут сотрудниками Музея Н. Рериха на пост вице-президента музея. Когда он занял эту должность, в коллекции музея уже насчитывалось свыше 500 картин его отца. Святослав передал музею ряд своих картин, написанных в Сиккиме, а также коллекцию предметов восточного искусства. Его помощью и советами пользовались сотрудники при оформлении выставок, так как он хорошо знал произведения Николая Константиновича, вёл работу по их систематизации.
Начинало зарождаться Рериховское движение. Первое Общество имени Н.К. Рериха было создано в ноябре 1926 года в Нью-Йорке, вслед за ним стали возникать Общества во многих странах, и в 1936 году их насчитывалось уже около 80-ти. Святослав Николаевич вёл переписку и поддерживал тесные связи с их участниками, занимавшимися исследовательской, лекционной работой, изданием художественных и литературных произведений Н.К. Рериха.
В свои двадцать с небольшим лет, оторванный от семьи, Святослав Николаевич должен был пройти все испытания, уготованные для одинокого путника. «Жизнь... ставила перед молодым художником одну проблему за другой, — писал П.Ф. Беликов. — Беспокойство за судьбу отца, матери и брата, находившихся в экспедиции, которую длительное время считали бесследно пропавшей, усугубляло беспокойство и за судьбу всех тех обширных общественно-культурных начинаний, успешное развитие которых во многом зависело теперь от его организаторских способностей»4.
Святослав Николаевич в полном объёме отвечал за порученное дело и при всех складывавшихся обстоятельствах мог полагаться лишь на себя. Он много и упорно работает как художник, его картины пользуются на выставках большим успехом. «Работай сейчас по искусству, достигай его высот, — писала ему Елена Иванова из Индии во время Центрально-Азиатской экспедиции. — Помни — "Око Мира" назовут тебя, и потому неустанно совершенствуйся, ведь достижений — без конца. Оправдай мою веру в тебя, в твои необычайные силы и работоспособность»5.
В 1920-е годы Святослав Николаевич создаёт много портретов и картин, большая часть из которых написана на восточные сюжеты. Среди них «Святой Франциск» (1923), «Портрет Ламы» (1925), «Тибетская женщина» (1926), «Мальчик из Непала» (1926). На Международной выставке в Филадельфии в 1926 году экспонировалось около ста его произведений. За пять панно для фресок на восточные мотивы он получил Гран-при.
Весной 1928 г., после завершения Центрально-Азиатской экспедиции, Святослав Николаевич отправился в Индию, где встретился со своей семьёй и сразу же включился в работу по организации научно-исследовательского института «Урусвати».
В июне 1929 года он выезжает во Францию и работает вместе с Георгием Шклявером, сотрудником Европейского центра при Музее Н. Рериха, над подготовкой к изданию книг «Агни Йога» и «Криптограммы Востока». Об этом мы узнаём из его писем к Елене Ивановне: «Ожидаю корректуры "Агни Йоги" и "Криптограмм". Они запаздывают уже, книга должна была выйти около 10 августа, та и другая. Я здесь останусь, пока всё не будет окончено»6.
Осенью Святослав Николаевич едет в Нью-Йорк на открытие нового здания Музея Н. Рериха, состоявшееся 17 октября 1929 года, и готовит совместную выставку картин Николая Константиновича и своих. Выставка была посвящена 55-летию со дня рождения Н.К. Рериха; Святославу исполнялось 25.
Он продолжает совершенствоваться в искусстве, пишет портреты, за один из них — портрет Н.К. Рериха (1928) — получает награду на выставке в Венеции. Елена Ивановна поддерживает его своими письмами: «Сокровище моё, несказанно радуюсь, что ты снова принялся за живопись. Ты знаешь, как Владыка ценит твой несравненный дар. Всегда помни Его любовь и заботу о тебе: "Люмоу [Святослав] — Махатма, Моя Рука над ним"»7. «Дух мой хочет видеть тебя вооружённым великим знанием при такой же великой простоте и в постоянном радостном и ненасытном устремлении к дальнейшему продвижению. (...) Всячески способствуй делам Владыки, ибо они — общая наша основа. Верю, что ты, как всегда, принесёшь лучшие сокровища духа на построение великого Храма»8.
В октябре 1931 года Святослав Рерих возвращается в Кулу, и с этого времени Индия становится местом его постоянного пребывания. Он включается в работу института «Урусвати» как специалист в области естественных наук. На горных склонах Кулу под его руководством были созданы опытные плантации лекарственных растений, строились теплицы. В письмах близким и сотрудникам Е.И. Рерих сообщала, что Святослав занимается составлением лекарственных препаратов по различным алхимическим трудам и эти лекарства с большим успехом применяются в их семье, на некоторые из них были получены указания Учителя. По сохранившимся рецептам одного монгольского ламы Святослав Николаевич готовил лекарство от рака. «Владыка всё время указывает на замечательные возможности Люмоу, на его синтетическое знание и что он найдёт много средств против бичей человечества, — писала Елена Ивановна. — Пока что, за неимением возможности приложить свои знания на практике, он неутомимо, как пчёлка, собирает всё новые и новые сведения и знания»9.
В письме Дж.Ф. Стоксу, меценату и члену Нью-Йоркского рериховского общества, Е.И. Рерих сообщала об успехах сына: «Недавно ему удалось впервые выделить эфирные масла из лекарственных трав и корней, которые обладают мощными целебными свойствами согласно тибетской фармакопее. Кроме того, был изготовлен ряд лекарств, опираясь на данные той же тибетской фармакопеи»10. Вскоре Святослав Николаевич отправляет Стоксу на исследование масла и изготовленные им лекарственные препараты. Он ведёт переписку и сотрудничает с учёными и научными центрами Индии, Европы и Америки: идёт обмен семенами и ботаническими коллекциями, высылаются растения для их идентификации.
Велась переписка и с академиком Н.И. Вавиловым. Наш известный биолог и генетик обратился в институт «Урусвати» с рядом вопросов. Из писем С.Н. Рериха Н.И. Вавилову: «Благодарю Вас за передачу лекарственных семян по ближайшему назначению. Наш Институт занимался преимущественно лекарственными растениями, которыми так знамениты Гималаи. (...) Нам неизвестны специальные труды по агрикультуре Тибета, но у нас есть записи и наблюдения, которые я соберу и перешлю Вам»11. «Надеюсь в скором времени Вам выслать и ботанические экземпляры растений»12.
Ещё одной областью естественных наук, в которой С.Н. Рерих проявил себя специалистом, была орнитология. Его орнитологические коллекции и описания включают редчайшие виды птиц западно-гималайского региона.
Но сколько бы сил и времени ни тратилось на научно-исследовательские или организационные работы, занятия живописью всегда были у Святослава Рериха на первом плане. В Индии он создаёт несколько портретов отца, портреты крупных политических и общественных деятелей, деятелей культуры и простых тружеников из индийских селений. Но жанр портрета был лишь одной из областей его творчества. Святослав Николаевич пишет и пейзажи. Художник любит природу и умеет показать её красоту, которая даёт человеку радость и вдохновение. Живя в долине Кулу, окружённой Гималаями, он писал: «Здесь ничего не отвлекает внимания, нет визитёров — это жизнь отшельника, если угодно, которого окружают самые прекрасные пейзажи. Адекватно воссоздать все их — это, кажется, безнадёжная задача, и я время от времени смущаюсь: так много здесь надо увидеть, так много узнать»13.
На многих картинах художника изображены священные вершины Гималаев, среди них и чудесный Гепанг, контуры которого имеют форму буквы «М». Эту вершину, находившуюся на очень большом расстоянии, он писал через телескоп. «Получилось изумительное стереоскопическое впечатление»14, — сообщала Елена Ивановна Н.К. Рериху и Юрию.
Ещё одну гималайскую вершину Святослав Николаевич отобразил в картине «Гирнар». Он рассказывал: «В Западной Индии есть долина, в которой сосредоточено около трёх тысяч храмов. Они все покрыты всевозможными скульптурами. Там ничего, кроме храмов, нет. Ночью всё запирается, и остаётся гигантский безлюдный город. (...) ...В картине "Гирнар" изображено одно из таких священных мест с храмом на вершине скалы, туда вьётся лестница из высеченных ступеней вокруг этой скалы. (...) Во времена знаменитого царя Ашоки это место было известным центром буддистов... И там сохранились все буддийские изваяния, которые были вырезаны для царя. (...) Всё это говорит о древней культуре, которая пронизывает всё искусство. Корни её идут далеко вглубь веков. Это культура исключительно высокого уровня»15.
Значительное место в творчестве С.Н. Рериха занимают сюжетные картины. Тема труда в них — одна из главных. Такие полотна, как «Трудимся ночью», «Деревенская сцена», «Дочери моря», «Жатва», «Труд», раскрывают «аспект "самого главного". Они повествуют о том, что сделало человека — человеком, о труде. Художник показывает труд в плане реального мира, существующего в необъятных пространствах и бесчисленных возможностях Космоса»16.
Среди произведений Святослава Рериха есть работы на темы народного эпоса, а также на библейские темы, посвящённые жизни Христа и Святых, которые несли «духовное послание» народу. В письме к отцу и брату, находившимся в Баргинской экспедиции, он сообщал в декабре 1934 года: «Сейчас начал Библейскую серию или, скорее, из жизни Христа, так как библейских эпизодовнемного»17. В 1935 году Святослав Николаевич высылает отцу цветные фотографии со своих последних работ. Получив их, Николай Константинович пишет статью «Святослав», где очень высоко отзывается о творчестве сына как художника. А это слова Елены Ивановны: «Должна сказать, что каждая его новая картина лучше предыдущей. Мечтаю о том времени, когда у него появится возможность посетить крупные европейские центры, чтобы обновить свои впечатления от музейных сокровищ. Тяжело работать, не имея сравнений. Только соприкасаясь с творениями прошлого и современного искусства, художник может найти своё истинное "я"»18.
Начиная с 1930-х годов выставки С.Н. Рериха регулярно проходили в индийских городах, известность его быстро росла, поступали самые прекрасные отзывы как от зрителей, так и со стороны прессы. Вот как он писал о выставке в Бароде: «Народу... идёт масса. Прямо тысячи валят каждый час. Никто ничего подобного не видал. Всё кругом запружено толпами. (...) Я говорю раза четыре в день и иногда перестаю даже двигаться от усталости. С раннего утра и до вечера я с толпами и среди людей. И нужно сказать, ещё выдерживаю напряжение»19.
Во время своих поездок по городам, где проходили выставки, Святослав Рерих читал лекции о творчестве отца, устанавливал в политических и художественных кругах связи, которые оставались действенными многие годы. В конце 1941 года он познакомился с Джавахарлалом Неру, только что вышедшим из тюрьмы и возглавившим борьбу индийского народа за независимость от Великобритании. Вскоре Неру вместе с дочерью Индирой посетил Кулу, где Святослав Рерих написал его первый портрет (1942).
Проходили выставки и в Америке. В 1940 году Елена Ивановна писала: «Выставка Святослава имела огромный успех в Филадельфии. Отзывы критиков превосходны. Они говорят, что эта выставка была величайшим событием сезона в художественной жизни Филадельфии — центра американской интеллигенции»20. В 1941 году прошли ещё две его персональные выставки — в Чикаго и Нью-Йорке.
В годы Второй мировой войны Николай и Святослав Рерихи проводят в Индии совместные выставки с продажей картин в пользу советского Красного Креста и Красной Армии. С этой же целью они организуют сборы пожертвований. Для публикации в журналах Святослав Николаевич переводит на английский язык статьи отца. «Очень радостно это делать, — пишет он ему. — Вечером мы все их читаем (перевод) и исправляем, что не так звучит. Дело подвигается...»21
С.Н. Рерих, как и Елена Ивановна, вёл активную переписку с членами Рериховских обществ Америки и Европы, принимавших участие в движении, связанном с Пактом Рериха. Именно Пакт, считал он, является самым надёжным Щитом на Земле. «...Единственным эффективным средством для прекращения военных столкновений является просвещение людей, — утверждал он, — для чего мы должны прежде всего сохранить для потомков лучшие творения человеческого гения, и через осознание людьми необходимости защитить Сокровища Искусства и Науки мы побуждаем людей осознать, какой вред влечёт за собой война. И тогда, конечно, это будет большим шагом вперёд, когда нации смогут объединиться на общей основе. Уже не раз было доказано, что всякого рода конференции по разоружению терпели неудачу. Человечество силой не изменишь, только просвещая его, можно надеяться на достижение желаемого результата. Охрана достижений человеческого гения для потомков является большим и истинным шагом вперёд»22.
15 апреля 1935 года произошло важнейшее событие — подписание Пакта Рериха 21 американским государством. Узнав об этом, Елена Ивановна и Святослав Николаевич шлют радостное известие Николаю Константиновичу и Юрию в Маньчжурию: «Пакт подписан — Великий Шаг сделан!»23 «Знамя Мира стало реальным, и это великая победа. Это великие по продолжительности вехи и как таковые — единственные заслуживающие внимания вещи в этой жизни»24.
Позже, в 1947 году, С.Н. Рерих стал инициатором создания в Индии комитета Пакта Знамени Мира, в который вошли выдающиеся деятели страны и главы провинций; он готовил необходимые документы, устраивал публикации в прессе. В январе 1948 года, уже после ухода из жизни Николая Константиновича, Святослав Рерих пишет Дж. Неру: «...мой Отец просил меня передать Вам в качестве дара принадлежавшее ему лично Знамя Мира. Этот Знак его Пакта по сохранению Культурных Ценностей был при нём все эти годы. Он очень любил Индию и горячо желал, чтобы эта страна с её богатым культурным наследием могла возглавить движение Культурного Единения, а Вы стали хранителем символа Пакта, принадлежавшего лично ему»25.
2 августа С.Н. Рерих пишет Х. Кабиру, сотруднику министерства просвещения Индии: «Я знаю, как сильно желают соответствующие комитеты Пакта в других странах видеть, как Индия, приняв этот Пакт, займёт лидирующее положение в Азии. Китай, Япония и Персия, так же как и Турция, уже приняли этот Пакт, но, насколько мне известно, до сих пор не ратифицировали его. Я очень хочу сейчас, чтобы именно эта страна и именно в это время могла стать активным борцом за культурные принципы, содержащиеся в этом Пакте, и я знаю, что это дело не могло попасть в более достойные, чем Ваши, руки»26.
И уже 8 августа 1948 года Елена Ивановна сообщала сотрудникам: «Сегодня великий день — нам позвонил Святослав — Пакт Рериха принят правительством Индии. (...) Так осуществилось моё страстное желание, чтобы наша любимая Индия обрела своё место под Щитом Великих Учителей. Индия избрала правильный путь, и помощь будет ей оказана»27.
С расширением деятельности шёл и духовный рост Святослава Николаевича. Одному из своих корреспондентов он писал: «Помимо искусства я отдаю своё время философским занятиям, пытаясь постичь некоторые секреты жизни...»28 Елена Ивановна, описывая период духовного становления сына, сообщала Николаю Константиновичу: «Он зачитывается "Добротолюбием", Конфуцием, Рамакришной, большое у него сердце, и в будущем очень утвердится в Учении»29.
В отсутствие отца и брата Святослав Николаевич писал письма сотрудникам, укрепляя их в преодолении жизненных трудностей. В первую очередь он обращал внимание на духовное развитие, считая это единственно необходимым для продвижения на эволюционном пути: «Жизнь Духа — вот та единственная Держава, что должна владеть нашими мыслями. Если мы принимаем эту жизнь всего лишь как школу, где мы можем учиться посредством поступков и слов, то как легко преодолевать все трудности, как радостно тогда смотреть вперёд»30. «Человек должен начать восхождение оттуда, куда его поместила жизнь. Его окружение — его испытания. Каждая трудность — его лучший друг»31. «...И мы должны приветствовать испытания, которые предоставляет нам жизнь. Тот, кого они страшат, ещё не готов»32. «Развитие духовных устремлений, эта постоянная, никогда не прекращающаяся молитва Духа — единственная сила, которая позволит избежать всех ловушек и непроходимых препятствий»33.
Святослав Николаевич знал, какое мужество и упорство требуется, чтобы устоять на духовном пути, и призывал не отклоняться, а терпеливо пролагать свой путь среди извилистых тропинок жизни. «Все мы проходим суровую школу, — писал он, — но "цель" впереди столь велика, что никакое усилие или жертва не могут считаться слишком большими. Человечество так привыкло не заглядывать в будущее, разве только в непосредственное завтра, что половину своего времени оно не осознаёт того факта, что жизнь, рано или поздно, всё равно подходит к своему концу, и степень нашего духовного развития и качество наших поступков — единственные наши руководящие факторы в потустороннем мире»34.
Ставя в пример святых и подвижников, всю свою жизнь трудившихся на Общее Благо, Святослав Рерих писал, что «ничего не может доставить большей радости, нежели исполнение нашего долга, т.е. делания Добра. Любая другая радость не есть и не может быть истинной. Уверяю Вас, тот, кто гоняется по Земле за миражами счастья (личного), всего лишь куёт лишнюю связь, которая держит его в подчинении»35.
С.Н. Рерих создаёт ряд картин, рассказывающих о нескончаемом самораспятии человечества на пути к совершенству: триптих «Распятое человечество», «Яков с Ангелом», «Победа».
Знакомясь с письмами Святослава Рериха, начинаешь больше понимать суть происходящих на планете событий. «Мир сейчас проходит через такую радикальную переоценку ценностей, что, как мне представляется, необходимы новые подходы и новые решения, хотя эти решения находятся не сразу и временами даже чувствуешь смятение, когда понимаешь полную тщетность и несостоятельность международной ситуации. Только обращение к высшим ценностям и высшим принципам может вывести нас из этой ментальной трясины, где любая попытка примирения между народами распадается на интеллектуальное законничество, которое полностью выхолащивает внутренний позыв прийти к какому-либо согласию»36, — писал он в 1948 году.
«Все современные кризисы, в которых погряз наш мир, столкновения идеологий и неустойчивое, колеблющееся состояние умов нашего молодого поколения могут быть преодолены только при наличии нового миропонимания, и я верю, что наглядная демонстрация сохранения жизни после смерти могла бы придать новый импульс жизни на этом плане. Я видел столь много доказательств жизни на более тонких уровнях, что верю, недалёк тот день, когда наука узнает о её существовании»37.
Картина С.Н. Рериха «Воззри человечество!», по утверждению П.Ф. Беликова, явилась предупреждением о приближающемся часе решительного выбора человечеством своего дальнейшего пути.
«Старый мир проходит через период переустройства. Новые силы приближаются к нашей системе — нашей Земле. Прямо и косвенно их влияние станет ощутимым. (...) Человечество всё больше и больше становится беспокойным. С одной стороны — искатели вещей духовных, или те, кто следует за потоком эволюции, с другой стороны — те, кто вцепился в материю и должны рано или поздно сдаться, сметённые наступающим потоком. (...) Какие великие перемены ожидают грядущее поколение! Новая Эра началась, но она не может быть ещё ясно ощутима»38 — так писал С.Н. Рерих в 1935 году.
После ухода отца с земного плана в 1947 году Святослав Николаевич приступает к созданию музея в имении Рерихов в Кулу, о чём сообщает в письме З.Г. Фосдик: «...я планирую отвести несколько комнат, которыми пользовался отец, для создания своего рода Музея, посвящённого его трудам и идеалам»39. Здесь С.Н. Рерих встречал посетителей, желающих познакомиться с творчеством Николая Константиновича и осмотреть галерею его картин (её открытие состоялось в 1961 году). Он делает запрос З.Г. Фосдик по поводу имеющихся у неё материалов и статей о Н.К. Рерихе: «...надеюсь, что когда-нибудь мы сумеем собрать все эти материалы в наиболее обстоятельном издании, посвящённом трудам и идеалам отца. Будет чрезвычайно важно показать, как широко простиралось отцовское влияние в столь многих областях и в столь многих странах»40.
В июне 1949 года Святослав Николаевич с женой Девикой Рани переехал в имение Татгуни под Бангалором, где приступил к созданию плантаций эфироносных деревьев и оборудованию фабрики для получения ароматических масел. Он писал брату в Калимпонг: «...очень большая территория, где много дел, много людей и много проблем»41. «Насчёт писания картин невозможно, ни минуты нет времени. Надеюсь в будущем!! Но когда?!»42
Из письма к Е.И. Рерих от 27 октября 1951 года: «За эти месяцы написал здесь две книги. Одну общую философическую, другую об искусстве. (...) Пишу по вечерам, когда вся дневная работа закончена»43.
Через месяц: «Продолжаю по вечерам писать свои заметки. Уже третья книга пошла. Но, конечно, материал надо будет на досуге переработать. (...) А времени перечитывать сейчас нет»44. В одном из писем к матери за 1953 год мы узнаём, что он уделяет «утром небольшое время на писание этюдов и разных идей. Пригодится в будущем. К сожалению, больших работ здесь предпринимать нельзя — слишком много всяких других забот»45. Из этих писем видно, насколько С.Н. Рерих был занят делами имения и как мало времени оставалось Мастеру для творчества.
После ухода с земного плана матушки и старшего брата Святослав Николаевич Рерих ещё более тридцати лет оставался, как писала Наталия Дмитриевна Спирина, той духовной опорой, которая так необычайно важна для нашей планеты.
Этот период подвижнической жизни С.Н. Рериха наиболее известен исследователям его творческого и духовного наследия благодаря воспоминаниям современников, которым посчастливилось с ним встречаться или работать, и по многим изданиям, освещающим его многогранную деятельность и духовный подвиг. Будем же ценить «великую значимость не только его живописных полотен, но и его слов, адресованных нам. В них программа действий для выхода к свету будущего»46.
1 Цит. по: Непрерывное восхождение. Т. 1. М., 2001. С. 472.
2 Беликов П.Ф. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. М., 2004. С. 31.
3 Рерих Ю.Н. Письма. Т. 1. М., 2002. С. 38 (8.11.1921).
4 Беликов П.Ф. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. С. 79 – 80.
5 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 2011. С. 58 (2.03.1925).
6 Рерих С.Н. Письма. Т. 1. М., 2004. С. 42 (7.09.1929).
7 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. С. 149 (4.09.1930).
8 Там же. С. 210 – 211 ([1.04] 1931).
9 Там же. Т. 2. М., 2013. С. 74 (26.04.1934).
10 Там же. Т. 9. М., 2009. С. 555 (30.11.1934).
11 Рерих С.Н. Письма. Т. 1. С. 202 (19.04.1937).
12 Там же. С. 207 (16.07.1937).
13 Там же. С. 216 (15.11.1938).
14 Рерих Е.И. Письма Т. 2. С. 423 (6.10.1934).
15 Рерих С.Н. Краски Индии // Стремиться к прекрасному. М., 1993. С. 40 – 41.
16 Беликов П.Ф. Творчество Святослава Рериха // Непрерывное восхождение. С. 246.
17 Рерих С.Н. Письма. Т. 1. С. 88 (1.12.1934).
18 Рерих Е.И. Письма Т. 6. М., 2006. С. 468 (12.08.1939).
19 Рерих Н.К. Выставки // Листы дневника. Т. 2. М., 2000. С. 460.
20 Рерих Е.И. Письма Т. 7. М., 2007. С. 82 ([1940]).
21 Рерих С.Н. Письма. Т. 1. С. 117 (12.04.1935).
22 Там же. С. 86 – 87 (22.11.1934).
23 Там же. С. 119 (20.04.1935).
24 Там же. С. 121 (22.04.1935).
25 Рерих С.Н. Письма. Т. 1. С. 321 (17.01.1948).
26 Там же. С. 326 (2.08.1948).
27 Рерих Е.И. Письма Т. 8. М., 2008. С. 63 (8.08.1948).
28 Рерих С.Н. Письма. Т. 1. С. 216 (15.11.1938).
29 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2016. С. 255 (3.05.1935).
30 Рерих С.Н. Письма. Т. 1. С. 146 (16.07.1935).
31 Там же. С. 174 (Декабрь 1935).
32 Там же. С. 176 ([1935]).
33 Там же. С. 122 (22.04.1935).
34 Там же. С. 127 ([10.05.1935]).
35 Там же. С. 131 (11.05.1935).
36 Там же. С. 331 (15.12.1948).
37 Там же. С. 343 (5.01.1949).
38 Рерих С.Н. Письма. Т. 1.
С. 154 – 155 (7.08.1935).
39 Там же. С. 337 (23.12.1948).
40 Там же. С. 345 (8.01.1948).
41 Там же. С. 372 (23.06.1949).
42 Там же. С. 375 (15.09.1949).
43 Там же. С. 405 (27.10.1951).
44 Там же. С. 407 (22.11.1951).
45 Там же. Т. 2. М., 2005. С. 23 (15.10.1953).
46 Спирина Н.Д. Вестник Прекрасного // Полное собрание сочинений. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 74.