Издательский центр РОССАЗИЯ                контакты          написать нам           (383) 223-27-55


Мысли на каждый день

Тот, кто не идёт верхним путем, избирает себе низший путь.

Рерих Е.И. Письмо от 04.07.1934
"Мочь помочь - счастье"



Неслучайно-случайная
статья для Вас:

Актуально


Подписаться

Музей:         
                   
                   
Книги:         

 
 
 

Собеседования. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы

Ответы Н.Д.Спириной на вопросы присутствующих
на «круглых столах» Сибирского Рериховского Общества

Сибирское Рериховское Общество на протяжении 14 лет проводит "круглые столы" по вопросам Учения Живой Этики и творческого наследия семьи Рерихов.

Основателем и постоянной ведущей являлась Наталия Дмитриевна Спирина - известный рериховед, поэт, прозаик, более 60 лет изучающая Учение Живой Этики и творческое наследие семьи Рерихов, основатель и Почётный председатель Сибирского Рериховского Общества; инициатор и постоянный участник традиционных научно-общественных конференций "Рериховские Чтения", начатых совместно с академиком А.П.Окладниковым в 1976 г.

Н.Д.Спирина - ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К.Рериха, неоднократно встречалась с С.Н.Рерихом, многие годы переписывалась с З.Г.Фосдик - ближайшей сотрудницей Рерихов в Нью-Йорке, была в большой дружбе с П.Ф.Беликовым - крупнейшим рериховедом, биографом семьи Рерихов.

Е.И.Рерих давала высокую оценку стихам Н.Д.Спириной: "О"Каплях"... могу сказать, что яро они мне близки и я принимаю их всем сердцем. (...) Очень бы хотела иметь ещё несколько "Капель", ибо чую Источник их" (Из письма Е.И.Рерих к Б.Н.Абрамову 24.01.1954).

З.Г.Фосдик писала о Н.Д.Спириной: "...Люблю её чуткое, красивое творчество. (...) Большой, чистый талант, выявляющий тонкую духовность".

Академик А.Л.Яншин отмечал: "Я восхищаюсь Вашими поэтическими и прозаическими призывами - ибо это призывы к добру, Свету, единению между людьми..."

Вся творческая деятельность Н.Д.Спириной посвящена распространению идей Учения Живой Этики. Это находит отражение в её поэтическом творчестве, многочисленных публикациях и выступлениях, а также в ответах на вопросы участников "круглых столов".

С октября 2000 года ответы Н.Д.Спириной на вопросы по Учению Живой Этики публикуются в журнале «На Восходе» в разделе СОБЕСЕДОВАНИЯ.

Из писем Н.Д.Спириной
Надо приучаться к новому темпу, привыкнуть всё делать быстрей, и не раздражаться, и не обижаться. Дел всё больше. Надо принимать их спокойно, приучаться всё делать быстрее. Ничего нельзя откладывать: Огонь у порога! Доктрина напряжения суждена, — так говорится в «Братстве». Попробуй отложить — и уже что-то упустишь. Нельзя отложить. И так всё время. И хочешь отложить, и нельзя. И это хорошо! Мы с Б.Н.Абрамовым неторопясь работали с Учением. Изучали, но без спешки, без запарки. Сейчас я говорю: «Читайте Живую Этику!» Только начинают читать, а уже магнит, и к ним уже идут, спрашивают. В 1940 – 1950-е годы никто не шёл. Сегодня надо так напрячься в изучении Учения, чтоб давать людям. Кому много дано — с того много спросится.
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2003-11)
1. Как правильно, грамотно в городских условиях делать пранаяму?
2. Почитая Светочей мира, мы отмечаем дни их рождения как торжественный праздник. А как нужно отмечать дни их ухода?
3. В книге «Озарение» (2-IV-19) сказано: «Кому же отдать новую землю? — Кто принесёт щепоть старого знания. — Узел народов закреплён на пустом месте. Ушедшие пусть придут». Поясните, пожалуйста, эти слова.
4. К нам время от времени поступают вопросы: почему некоторые из тех сотрудников, которые работали в нашем Обществе раньше, теперь с нами не работают?
5. Как держать равновесие духа?
6. «Луч — это меч, рассекающий тьму, это меч, пронзающий тёмных» (Грани Агни Йоги. XII. 128). Как создаётся луч духа для защиты?
7. «...Для успешной борьбы и противостояния тьме необходима соответствующая поляризация своего собственного сознания» (Грани Агни Йоги, XI, 544). Поясните, пожалуйста.
8. Как утвердить в действии мысль о надземном пребывании?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2003-10)
1. В книге «Беспредельность» (568) говорится о трёх сферах, разрушающих жизнь человечества: о сфере самости, зависти и самомнения. В чём разница между самостью и самомнением?
2. В книге «Мир Огненный» (I, 661) говорится: «Изуверство недопустимо, в нём нет ни преданности, ни любви, ни великодушия, но лишь возвращение к животному состоянию. Изуверство рождает предательство, вражду и жестокость. (…) Именно изуверство потрясало прекрасные Учения и вытравляло зачатки любви». В чём выражается изуверство?
3. Наталия Дмитриевна, как Вы относитесь к крещению? Нужно ли креститься взрослому человеку, если он не был крещён?
4. В Учении говорится о необходимости утверждать в сознании Облик Владыки. Какое нужно взять изображение?
5. Как с точки зрения Учения Живой Этики можно оценить использование мантр? Допустимо ли применять мантры, взятые из древних текстов, посвящённых йоге?
6. В последнее время появляются книги, в названиях которых встречаются имена Учителей, такие как «Тайная Доктрина Учителя Раккоцци» и другие, записанные, как утверждается, Платоновой. Ни стиль изложения мыслей, ни их воздействие никак не похожи на Океан мысли Учителя, к которому мы прикоснулись через книги Учения и Грани Агни Йоги. Действительно ли эти книги даны из высокого источника, или же это очередная выходка известных лиц?
7. Мир Огненный. III, 540. «Предательство предполагает доверие с противоположной стороны. И чем больше предательство, тем сильнее было доверие». Поясните, пожалуйста, этот параграф.
8. Способствует ли образование расширению сознания?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2003-09)
1. В последнее время к нам приходят вопросы примерно такого содержания: «Опишите процесс — как свет рождает звук; имеет ли психическая энергия ядерную природу; что такое аэролит и протоплазма, о которых говорится в книгах Учения?», и т.д. и т.п. Это писалось не нам, и поэтому не всё, что там написано, может быть нами понято и объяснено.
2. Мир Огненный, I. 525. «Благосостояние народов складывается около одной личности. (...) Действительно, при всех явлениях Иерархия избирает фокус, на который можно устремлять ток; кроме того, личность этого порядка обладает осознанным или неосознанным огнём, делающим общение лёгким. Но необходимо и другое качество со стороны самого народа — нужно доверие и сознание силы». Сознание чьей силы? Звена Иерархии?
3. Мир Огненный, I. 530. «Правильно направить мышление к труду сотрудничества с Природою». Что подразумевается под трудом сотрудничества с Природою?
4. Мир Огненный, I. 550. «Именно, малые слизкие уродцы пересекают путь посылок. Сами уродцы по бессилию неслышимы, но их слизь достаточна, чтобы уплотнить пространство и нарушить токи! Потому для скорейшего передавания мысли, нужно просить человечество воздержаться от ничтожных мыслей». Что такое «ничтожные мысли», «слизь мышления»? Ведь в жизни часто приходится заниматься житейскими проблемами и о них думать. Будут ли эти мысли «слизью», или нет?
5. «Цель оправдывает средства» — это лозунг иезуитов. Можно ли в Рериховском Обществе использовать для достижения благих целей недостойные методы?
6. Как развивать и утверждать устойчивость сознания? Какие качества духа нужно утверждать в первую очередь? Когда о человеке можно сказать, что его сознание устойчиво?
7. Мир Огненный, I. 558. «Некоторые усиливают заградительную сеть, представляя её щитом, но огненное сердце не ограничится щитом, но пошлёт спираль Агни, которая притупляет самые злые стрелы». Посылка «спирали Агни» возможна на нашем уровне или нет?
8. Можно ли хоронить или кремировать тело умершего до истечения трёх суток с момента смерти? Что происходит в таком случае с тонким телом?
9. Как известно, Живая Этика не отменяет ни одно Учение, бывшее прежде, но очищает от искажений Вечные Истины. Значит ли это также, что Живая Этика не отменяет этики житейской, но углубляет и утончает её?
10. Мир Огненный, I. 555. «Насколько легко происходит одержание, настолько трудно достигается сотрудничество с Тонким Миром. (...) При одержании происходит насилие нежелательное, но разумное сотрудничество упускается из сознания». Что такое «разумное сотрудничество» с Тонким Миром? Почему оно «трудно достижимо», в отличие от одержания?
11. Мир Огненный, I. 564. «Истинно, если найдено великодушие, то и любовь зажжёт огни сердца». Великодушие — это врата любви, то есть оно ведёт к любви. Почему великодушие ускорит путь сердца к Миру Огненному?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2003-08)
1. Как понять смысл слов из книги «Аум» (14): «Живая мысль из Беспредельности есть уже утверждение человека, как одухотворённого существа, как посланца, как стража светлого»?
2. «Человечество созидает тонкое тело планеты», — сказано в книге «Искры Света» (вып. 2-3, 6.04.1952). Как это происходит?
3. «Каждое условное подразделение наносит вред основе Единства. Осознание силы всеначальной поможет освободиться от ненужных наслоений» (Аум, 533). Какие могут быть условные подразделения, наносящие «вред основе Единства»?
4. «...Всему положен урок...», — сказано в книге «Листы Сада М. Озарение» (1-XI-7). Что подразумевается под словом «урок»?
5. «Умеющий различать в самом малом присутствие Высшего Мира — уже на пути восхождения», — сказано в книге «Аум» (82). Что это значит, и как это умение развивать?
6. В книге «Озарение» (1-XII-2) говорится: «Улыбайтесь, когда говорят о понимании духа непочтительно». Что значит «улыбайтесь»?
7. «Можно видеть, как предательство во всех видах вызывает быстрое образование кармы. (...) Можно наблюдать, как ехидна поражает внутреннее существо при этих самопоражениях. (...) Так можно лишь огнём сердца оградиться и очистить канал, который несёт заразу» (Иерархия, 365). От чего можно оградиться огнём сердца?
8. Поясните смысл фразы из книги «Листы Сада М. Озарение» (1-XI-5): «Укрощу каждую забывчивость».
9. В книге «Аум» (186) говорится: «По всей жизни раскинуты соприкасания к Высшему Миру, даже в малых обиходных делах можно различать искры высшего напряжения». Как научиться «различать искры высшего напряжения»?
10. «Нельзя уговорить людей без переходной ступени обратиться к столь отличной сфере, как Мир Высший», — сказано в книге «Аум» (239). Что значит «переходная ступень»?
11. В Письмах Е.И.Рерих (Т. 1. 11.02.1929) говорится: «…Применяя дары указаний и возможностей, проливаемые щедрою рукою Учителя, мы многое можем сложить для возвеличения своей личности в глазах мира, и в этой же жизни нашей исчерпать добрую карму послушания указаниям ведущим». Что это значит?
12. Поясните, пожалуйста, на примерах слова из книги «Иерархия» (370): «Можно вспомнить, как люди часто, совершив ошибку, пытались объяснить последствия её, как жертву Иерархии, но не понимая, что тем самым уже осуждают Иерархию».
13. В чём должна заключаться работа «квадратных столов» Сибирского Рериховского Общества?
14. Как Вы относитесь к тому, чтобы отвечать на поступившие вопросы экспромтом, то есть без предварительной подготовки?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2003-05)
1. «Если бы люди всегда помнили, что они ходят по краю пропасти! Ведь так оно и есть. Они могут быть снесены в любой момент удачным или неудачным оборотом» (Иерархия, 115). Что имеется в виду под краем пропасти?
2. «Там, где мы чувствуем проявление психической энергии, там уже область огненная. Из этих осколков можно складывать целое огненное миропонимание. Каждый, при внимательном наблюдении за рефлексом его бытия, может усмотреть множество характеристик огненного обихода» (Мир Огненный. I, 158). С чего начать эти наблюдения?
3. Как нужно относиться к большим и малым предательствам вообще; в частности — если они исходят от близких и родных?
4. Н.К.Рерих писал: «...Каждым поступком лжи, гнева и глупости создаём бесчисленных тварей, безобразных и страшных по виду, кровожадных и гнусных. (...) Берегися рой их умножить. Твои порожденья тобою питаться начнут». Где находятся эти порождения?
5. Насколько чёток в воображении должен быть Облик Учителя? Как можно этого достичь? Есть ли зависимость между чёткостью Образа Учителя в воображении и связью с Ним?
6. «Все имейте Учителя на Земле» (Агни Йога, 103). Здесь имеется в виду учитель на земном плане, с которым можно встретиться в плотном теле, или же Великий Учитель или один из Его учеников, пусть даже перешедший Великие Границы?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2003-04)
1. Из чего складывается подвиг?
2. Как можно в повседневной жизни быть героями?
3. Из каких положений состоит дисциплина по Агни Йоге?
4. Как рассматривает Учение Живой Этики молитву?
5. «Ум и сердце не борются только плывя океаном творчества» (Листы Сада М. Зов. 16.02.1922). Поясните, пожалуйста, эти слова.
6. «Но среди достижений оставь время для молчания духа» (Листы Сада М. Зов. 14.10.1922). Что такое молчание духа?
7. «Лучшие явленные аппараты заключены в мозгу» (Листы Сада М. Зов. 26.04.1922). Что это значит?
8. В книгах Учения Живой Этики говорится о необходимости лёгкой пранаямы. Что это такое?
9. «Не надо дерзать в обычной жизни — проще будьте» (Листы Сада М. Зов. 6.02.1921). Как это понять?
10. «Жить психожизнью всего сердца — значит перенести сознание в сердце» (Грани Агни Йоги. VIII, 653). Поясните, как это применить на практике?
11. «Хатха йоги заняты контролем жизненного дыхания лёгких, тогда как древние Раджа Йоги понимали его как дыхание ментальное...» — сказано в Письмах Е.И.Рерих (1.08.1934). Что такое ментальное дыхание?
12. На пути к Йоге может быть тот, «кто не принимал участия в ложных явлениях религии» (Агни Йога, 182). Что имеется в виду под ложными явлениями?
13. Чем сейчас можно помочь отчаявшимся людям, какие слова найти, если человек не знаком с Учением?
14. В книге «Агни Йога» (177) сказано: «Утверждайте правильность всего нового строя жизни. Особенно разите подделывателей чужих ценностей». Поясните, пожалуйста, последнюю фразу.
15. Взаимосвязаны ли процессы познавания и расширения сознания?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2003-03)
1. «Как часто дух приписывает свои действия хорошему побуждению, но сила духа в своём импульсе направлена на обратное» (Беспредельность, 906). Поясните, пожалуйста, эти слова.
2. «Пространственный огонь растворяет все накопления» (Иерархия, 127). Поясните, пожалуйста, это предложение.
3. «Заражение нервного вещества будет всегда первейшим поводом к разнообразным заболеваниям. В заражении нервного вещества соединяется мир высший с низшим; через брешь вещества нервов проталкивается любой пришелец, начиная от одержимости и кончая раком. Но защитить нервное вещество можно лишь психической энергией. Это воспитание психической энергии будет подлинной профилактикой человечества. Можно применить хотя бы чистую мысль, защищая ею входы в нервную сферу» (Иерархия, 190). Что значит заражение нервного вещества, как оно происходит?
4. В чём заключается воспитание психической энергии?
5. Как применить чистую мысль, чтобы защитить входы в нервную сферу?
6. «Свойство психической энергии есть утверждение правильного решения. Как же люди должны развивать в себе это свойство!» (Иерархия, 63). Поясните, пожалуйста, эти фразы.
7. «Почему же дух закаляется в различных устремлениях? Красота закалки духа заключается в явлении потенциала устремления» (Беспредельность, 891). О каких устремлениях говорится? В чём заключается потенциал устремления?
8. «Замечайте, как перед действием психической энергии требуется дать ей свободное мгновение. Нужно как бы отпустить земные повода, чтобы дать ей приобщиться к Первоисточнику» (Аум, 462). Поясните, пожалуйста, что значит «отпустить земные повода»?
9. Что это за состояние, как его прочувствовать, или его требуется ещё накопить или воспитать?
10. Как правильно обратиться к Силам Света?
11. «Нужно напрячь вмещение настолько, чтобы и внизу и вверху ощущать Дыхание Космическое» (Аум, 479). Что значит «ощущать Дыхание Космическое»?
12. «Много сердец неиспытанных, ещё больше сердец засыпанных» (Сердце, 19). Что значит неиспытанное и засыпанное сердце?
13. «Щит Наш един, потому Мы ценим полное сознание. Частичные проблески часто тушатся, потому нужно уметь распознавать полнопреданность. Только так можно достичь и расширить сознание» (Иерархия, 121). Что значит полное сознание, полнопреданность и частичные проблески?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2003-02)
1. «Всем сердцем, всем помышлением, всем существом напрягите устремление» (Грани Агни Йоги. IV. 387). Как напрячь устремление и как удержаться, чтобы устремление не угасало?
2. Почему сердце может ожесточиться?
3. Если сказано, что жестокосердие есть мертвосердие, то может ли такое сердце возродиться, если человек осознает, что с ним происходит? Или это уже необратимый процесс?
4. В чём заключается способность к сотрудничеству? Как развивается такая способность?
5. «Можно стоять пред величайшим произведением искусства, полным глубочайшего смысла, и не понимать, не чувствовать, то есть не осознавать его значения. И многие так и реагируют на великие явления жизни. Всё дело в сознании. Его можно закрыть на тысячи застёжек даже и тогда, когда оно уже достаточно расширено». (Грани Агни Йоги. VII. 1). По каким причинам сознание может закрыться на тысячи застёжек, если оно уже было достаточно расширено?
6. В книге «Надземное» (420) говорится о несвоевольной смене оболочки. Что значит «несвоевольная»?
7. Аура и заградительная сеть человека. В чём их различие и каково назначение?
8. Скажите, зависит ли эволюция духа от возраста человека, и есть ли для духа самый благоприятный период земной жизни?
9. «Хочешь ли прославлять труд? — покажи свою способность к нему. Не осуждай того, кто может трудиться каждый день. Не обессиливай себя неравномерным трудом. Судорога мускулов не есть сила. Так покажи насколько труд сделался потребностью жизни» (Братство, 550). Как понять слова «Не осуждай того, кто может трудиться каждый день»?
10. В книгах Учения Живой Этики очень ярко прослеживается мысль об огромной значимости понятия Общины. Сказано, что человечество в будущем должно прийти к общемировой Общине и что страна наша может стать первой, кто явит миру построение Общины собственным примером. Каким образом это может произойти?
11. В Учении говорится, что у человека, который следует путём Учения, отрицательные свойства его характера начинают яро выявлять себя для сознательной их трансмутации в положительные. Возможно ли таким же образом взглянуть на современные проблемы Рериховского движения? Явили они себя для того, чтобы быть сознательно изжитыми и никогда более не возникать?
12. «Помните, как надо хранить устав, особенно в дни потрясения мира» (Листы Сада М. Зов, 29.01.1923). Поясните, пожалуйста, о каком уставе идёт речь и как его применять?
13. «Ищущие Братство принадлежат огненности. Из огня рождается восторг и вдохновение. Можно уявлять светлую стихию в каждом вздохе о Братстве» (Братство, 497). Как это понять и как в жизни уявлять светлую стихию?
14. В одном из выпусков «Искр Света» есть утверждение о музыкальности рассказов Куприна. Читая рассказ «Суламифь», я убеждаюсь, что рассказ мне непонятен и что он не согласуется с Учением, где есть одно упоминание о Суламифи: «Когда Соломон искал власть красоты, когда символом Суламифи был показан символ нечеловеческой правды, он всё же остался царём и донёс свою жертву» (Листы Сада М. Зов. 23.09.1922). Как найти правильное отношение к такого рода художественным произведениям?
15. Что такое смущение и сомнение, о которых говорится в книге «Надземное» (508)?
16. Есть ли взаимосвязь между физическими силами человека и ростом духа?
17. «...Ощущение несовершенства людей было всегда, но теперь и этот плод отпал» (Листы Сада М. Зов. 2.06.1922). Поясните, пожалуйста, эти строки.
18. Всегда ли в земной жизни духи с родственной кармой идут рядом? В каждом ли воплощении они встречаются?
19. «Когти вам не страшны, рычание вам не ужасно. Звери машут хвостами и готовы служить. Именно, путь Йоги превращает опасности в огненные цветы» (Агни Йога, 223). Что означает последняя фраза?
20. «Ценим мысль, породившую решение. Решение оценивается качеством применимости. Применимость судима знанием духа, тогда получается действие, которому можно радоваться» (Листы Сада М. Озарение. 3-V-5). Поясните, пожалуйста, как понять «применимость судима знанием духа»?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2003-01)
1. Что такое терпимость?
2. «Замечайте, как перед действием психической энергии требуется дать ей свободное мгновение. Нужно как бы отпустить земные повода, чтобы дать ей приобщиться к Первоисточнику. Ошибочно сразу насиловать энергию земными посылками» (Аум, 462). Как это понять?
3. У меня пьёт сын, и я его лечу. Стоит ли это делать? А если я вмешиваюсь в его карму?
4. В книге «Грани Агни Йоги» встречаем: «Тёмные действуют мыслью». Также говорится, что плохие мысли «подбрасываются» ими, но далее встречалось: «Мысль сокровенна и тёмным не доступна». Как совместить эти два противоположных утверждения?
5. В Учении Живой Этики сказано, что надо помнить, что мы – творение мысли. А каково происхождение именно такой мысли?
6. «Особенно избегайте обещаний, эти посулы, как ракушки, облепляют корабль. Дайте достойному заслуженное, но не отягощайте его обещаниями. Спаянная группа должна быть свободна от взаимных обещаний» (Агни Йога, 137). Поясните, пожалуйста, эти слова.
7. Хотелось бы многим и многому помочь. Значит, для этого надо правильно мыслить?
8. «От обольщений, и прельщений, и прельщающих мыслей надо освободиться, пока ещё на Земле. Потом будет поздно» (Грани Агни Йоги. XIII, 295). Что является прельщением для рериховцев сейчас, в это трудное переходное время?
9. «В это трудное время сознание надо стремиться удерживать на Основах. Против них тьма бессильна. Их повторяйте в себе неустанно» (Грани Агни Йоги. XII, 811). Назовите эти Основы.
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2002-12)
1. В книге «Иерархия» (45) сказано: «В развитии явления чуткости залог расширения сознания». Скажите, пожалуйста, как развивать чуткость, которая явится залогом расширения сознания?
2. «...Сколько струн порвано предположением сроков» (Иерархия, 34). Поясните, пожалуйста, эти слова.
3. В «Гранях Агни Йоги» (Т. I. 11.03.1960) говорится: «Контроль необходим, зачем же прорывать в пространстве каналы, ведущие в низшие сферы». А если такие каналы уже есть, то как от них избавиться, очиститься или освободиться?
4. Наталия Дмитриевна, Вы как-то сказали, что очень серьёзно относитесь к пространству. В чём должно выражаться это отношение?
5. Если, прочитав в Учении Живой Этики о чём-то близком и нужном, пытаемся применить это в жизни, но со временем понятия забываются, как-то отходят, то что это будет – закладка зёрен на будущее или «Сизифов труд», когда снова нужно начинать сначала?
6. Как понять, изжиты ли кармические отношения с определёнными людьми или же человек самовольно их прервал?
7. Как усмотреть, совпала ли воля человека с Высшей Волей или он пошёл против этой Воли?
8. «Корень мысли или побудительная причина должна быть явлена для утончённого сознания» (Мир Огненный. I, 535). В чём заключается корень мысли?
9. Если желание помочь не подкреплено представлением какого-то конкретного результата, но просто желание оказать помощь, то будет ли оно действенно?
10. Как понять слова: «Ад устлан лучшими намерениями не применённого в жизни знания» (Грани Агни Йоги. Т. XII, 226)?
11. В книге «Надземное» (740) сказано: «Люди часто говорят о сходстве характеров, необходимом для сотрудничества, но следует говорить не о сходстве, но о гармонии. Только гармония энергий может быть полезна, но гармония не есть повторение; она даёт аккорд; пусть он будет силён и звучен. Невозможно представить симфонию из однозвучных октав. Пусть люди полюбят полифонию, и чем она будет богаче, тем больше человеческих сердец она затронет и вызовет к действию...» В чём разница между мелодией из однозвучных октав и полифонией?
12. «Когда вы подвергаетесь нападению тёмных, необходимо защищаться. Мысль о защите не есть убийство. Каждый может защищаться, прежде всего, силою духа. Некоторые усиливают заградительную сеть, представляя её щитом, но огненное сердце не ограничится щитом, но пошлёт спираль Агни, которая притупляет самые злые стрелы» (Мир Огненный. I, 558). О какой спирали здесь идёт речь?
13. Что такое заградительная сеть?
14. Если в сознании промелькнула какая-то негативная мысль по отношению к другому человеку, оказала ли она своё отрицательное влияние, если породитель её тут же понял, что несут такие мысли, что они не допустимы и попытался перестроиться на благожелательные отношения?
15. «Нельзя утешаться вдохновением, можно успеть удержать сознание на степени творческого терпения и петь подобно птицам, для которых песнь есть выражение существа» (Община, 163). Что такое творческое терпение?
16. Какое отношение имеет творческое терпение к вдохновению?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2002-11)
1. "Человек, претворяя пространственные огни в формы, не может сложить с себя ответственность. Каждая форма Космоса будет соответствовать форме духа. И все порождённые формы будут отвечать формам, порождённым духом..." (Беспредельность, 73). Значит ли это, что творение не может быть лучше своего творца и, наоборот, человек не может быть хуже, чем всё, что он создаёт?
2. "Только когда есть приемлемость, можно проявить напряжённость; только тогда можно устремиться в смещение космических сил. Потому Наши Доверенные являют приемлемость" (Беспредельность, 624). Что значит "являют приемлемость"?
3. "Перед мечом очищения просыпается устремление" (Беспредельность, 576). Какое устремление просыпается?
4. В книге "Аум" (214) говорится о высокомерии и о том, что "умалитель почти равен предателю". Возможно ли сотрудничать с людьми, имеющими достаточно большие знания и опыт, но считающими своё превосходство над остальными естественным и самим собой разумеющимся?
5. Как помочь таким людям?
6. "Порыв творчества не должен угасать из-за несвоевременности" (Беспредельность, 76). Видимо, поэтому многие художники и поэты не были признаны при их жизни, так как люди ещё не готовы были их принять? То есть их творчество для будущего?
7. "Особенно нужно наблюдать, как ведут себя люди, которым была оказана помощь. Кто отринул Сен-Жермена, те имели мрачную судьбу. Помощь, отринутая, обращается в груз непомерный - это закон" (Мир Огненный. III, 449.) Почему помощь отринутая ляжет грузом непомерным?
8. Кто такие Ангелы? Воплощались ли Ангелы в теле человека?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2002-10)
1. В книге "Мир Огненный" (II. 94) говорится: "Если чувствуете невыносимое стеснение сердца, то передайте мысленно его Владыке. Таким образом вы приобщите сердце к Неисчерпаемому Источнику Иерархии". Поясните, пожалуйста, как понять это состояние, каким оно бывает - "невыносимое стеснение сердца"?
2. "Помните закон тяготения и противодействия. Стойкость проистекает из тяготения и напряжённость из противодействия. Тяготение по линии Иерархии ко Мне и противодействие от врага к прославлению", - сказано в книге "Агни Йога" (656). Что здесь означает слово "прославление"?
3. "Закон смещения творит, собирая части, принадлежащие к новой космической комбинации. Куда части направлены, туда притяжение привлекает свободные энергии" (Беспредельность. 497). Что это за закон?
4. В книге "Мир Огненный" (I. 613, 625), говорится: "Мысль творит…", "…Насыщение мысли производит действие. Из мысли рождается физическое следствие". Значит, мыслью можно организовать встречи, события, преобразить жизнь к лучшему в противовес тому, что творится на земле?
5. "Огонь является преобразителем всех жизненных проявлений" (Беспредельность. 393). Как это понять?
6. "Карма непонятых миссий ложится тяжко. Когда поручение утверждается, как стремление к Свету, то явление стремления обозначено, как закон Магнита" (Беспредельность. 560). Относится ли это к обычным людям?
7. От чего зависит мощь сердца?
8. С какого возраста ребёнок несёт кармическую ответственность за свои мысли, слова и действия?
9. В книге "Агни Йога" (403) сказано: "Во многих древних Учениях называется символ поручения строения. Надо понять его дословно. Около Агни Йога всегда найдёте построения. Самая трудность созидания будет ступенью одоления несовершенства". Относится ли сказанное к строительству Музея Н.К.Рериха? Музей строится, и значит, мы одолеваем свои несовершенства?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2002-08)
1. "Если дух учитывает свои достижения как воздаяние, то, конечно, получается канал личных устремлений. На учёте жизней утверждается продвижение в Беспредельность!" (Беспредельность, 318). Как это понять?
2. Что значит жить в четвёртом измерении?
3. Что есть предательство и какое предательство нельзя простить? Как быть, если предал тебя твой собственный ребёнок?
4. Имеем ли мы право передавать для продажи в различные книжные магазины или киоски книги с рериховской тематикой, если там продают книги, чуждые нам по содержанию?
5. "Мы начинаем всегда в очень малом начертании. Это опыт очень многих веков и основной космический принцип. Зерно твёрдое и неделимое даст нарастание элементов" (Община. 88). Как это понять?
6. Что значит "непосредственное Общение"? Каким для нас оно должно быть?
7. "Чувство одиночества духа, осознавшего свою орбиту, неизбежно, но оно связано со становлением, возмужанием духа. Не ощутивший себя дух и одиночества не чувствует. Он ещё не выкристаллизовался из окружающей массы. Индивидуализация - как новое рождение" ("Искры Света", вып. 7, с. 42). Поясните, пожалуйста.
8. Что означает "кристаллизация устремления" ("Искры Света", вып. 7)?
9. Поясните, пожалуйста, слова: "Проба людей нескончаема" (Листы Сада М. Зов. 28.03.1923).
10. "С астралом надо покончить, расчленив элементы его, чтобы легче их было отбросить" (Грани Агни Йоги, т. 1, 15 июля). Что это за элементы и как их надо расчленить?
11. "Убийство психической энергии есть преступление, равное невежеству", - сказано в книге "Агни Йога" (507). В чём состоит убийство психической энергии?
12. Почему "необходим внутренний изолятор для роста духа" ("Искры Света", вып. 7, с. 32)?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2002-07)
1. В письмах Е.И.Рерих (Т. 3. М., 2001. 12.04.1935) говорится: "Совершенно необходимо очищение мышления и сердца, затем следует расширение сознания, утончение всех чувств и воспитание сердца". Поясните, пожалуйста, эти положения.
2. Приведите, пожалуйста, примеры шатунов о которых говорится в книге "Мир Огненный" (I. 87-89)?
3. В книге "Община" (220) сказано: "Можно знать, что в настоящее время многие готовы принять общину, и многие могут образовать свою психическую энергию. Умейте указать им, чтобы прежде всего умели осознать присутствие этой энергии. Можно образовать и усилить только осознанное". Как осознать присутствие психической энергии?
4. Что значат слова: "...На Огне нужно испытать доброжелательство"? (Мир Огненный. I. 101).
5. В книге "Мир Огненный" (I. 99), говорится: "При каждой болезни можно применять мысленное лечение или облегчение, но такая мысль должна выталкивать болезнь из организма со всею силою без колебаний и без промежутков". Поясните, пожалуйста, что значит "со всею силою без колебаний и без промежутков"?
6. Вы сказали: "…Стоит ли портить печень?" Можете ли сказать, какие отрицательные качества влияют на почки?
7. Где в наше время можно увидеть живого человека, обладающего качествами, перечисленными в Вашем выступлении "Осознание эволюции" (журнал "Перед Восходом", № 3-1998), чтобы это сообщение не воспринималось как абстракция?
8. "Утвердите сознание - служит ли понятие Братства ограничению или расширению ваших возможностей. Если хотя бы в малейшей степени кто-то почувствует ограничительное воздействие, пусть не приближается к Братству. Но если сердце готово воспринять преимущества Братства, то и весть придёт" (Братство. 606). Поясните, пожалуйста, этот параграф - о каком ограничительном воздействии идёт речь?
9. В книге "Надземное" (734) сказано: "Не может человек сказать, что он безвинно страдает. Он сам когда-то внёс яд в космическую ткань". В чём могла быть причина таких поступков?
10. Является ли человек источником психической энергии или он может только вместить её?
11. На всех, кто стремится к Свету, нападают тёмные. Пожалуйста, поделитесь опытом, как Вы защищаетесь от тёмных в Тонком Мире, когда они подходят к Вам? И подходят ли?
12. В Учении Живой Этики говорится об огненной мысли для защиты при бодрствовании и во время сна. Приведите, пожалуйста, пример.
13. Как Вы относитесь к так называемым "посланиям сверху"?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2002-06)
1. В Записях Б.Н.Абрамова сказано: "Хуже всего противоречия самому себе - очень нехороший признак" (17.10.1964). Что значит "противоречия самому себе"?
2. "Думают преуспеть сосредоточением (медитацией) и упражнениями преуспеть. Но преуспеть можно лишь сердцем. Тогда и упражнения хороши. Положим, когда действует сердце и действует полнострунно, не нужны упражнения. Сердце действует огнями. Самое мощное пламя - пламя любви. По приказу она не приходит. Чудесный огненный цветок вырастает сам. Он требует заботы, ухода и постоянного внимания, если вырос" (Грани Агни Йоги. IV, 504). Как это понимать?
3. "...Трансмутация качеств происходит по линии родственных противоположностей, направление энергии зависит от угла приложения силы, и страх преображается в мужество, а ненависть в любовь..." - говорится в "Гранях Агни Йоги" (IX, 543). Поясните, пожалуйста, что такое угол приложения силы и каким он должен быть, чтобы трансмутация могла состояться?
4. Тёмные "очень любят большие интеллекты, развившиеся за счёт сердца, ибо через них можно особенно тонко действовать" (Письма Елены Рерих. Т. 2. 16.07.1935). Как это понять?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2002-05)
1. "Ключ нужен, чтобы открыть темницу, но крылья вознесут к свету. Каждый ключ знает свою темницу. Но будет время, когда люди ключ возненавидят" (Листы Сада Мории. Зов. 3.06.1922). Почему "люди ключ возненавидят"? Как это понять?
2. "Головная боль может быть от многих причин, но также от непринятия где-то мысленных посылок, также это может отражаться иглами в сердце. Потому так забочусь, чтобы не происходил этот вред. Незаметно у некоторых людей образуется рутина отрицания и как бы привычка быть обиженными. На основе этих заблуждений люди делаются непроницаемы явлениям мысленных посылок. При таком состоянии самая добрая мысль отскакивает от заграждения обиды. Но мало того, мысль может возвратиться и только утяжелить пославшего. Можно всех просить не вредить. Между тем чувство обиженности есть самое мелкое и выращивается неразвитым сознанием. Так в обиходе живёт рутина обиженности. Нужно осознать её и выгнать как самое вредное насекомое. Малые чувства земные обращаются в Геену Огненную" (Мир Огненный, I. 143). Какие мысленные посылки не приняты?
3. "Укажу, что важно вовремя посылать благие стрелы, почему дух тогда чувствует облегчение. Урывки чужих мыслей, как серый рой, мятутся, постепенно они заграждают пространство и являют заражение воздуха, тогда стрела духа подобна молнии. Она достигает не только лица назначенного, но и очищает пространство. Это очищение пространства не менее значительно. Более чистая стрела, как более сильный магнит, привлекает к себе серые осколки и несёт их обратно. Таким образом, в первоисточник возвращаются серые мысли с их тягостью, но без вреда для других. Эти серые мысли, как перегар, оседают на ауре, и посеявший жнёт. Мудро посылать слово - не тронь! Именно эта формула заключает в себе наименее обратный удар" (Община, 45).
4. "Уже знаете полезность препятствий, уже знаете полезность неприятностей. Может быть даже полезность ужасов. Конечно, для Нас и для вас нет ужасов в обыкновенном смысле. Наоборот, ужас без страха обращается в действо космической красоты" (Община, 58). Как понять: "...Для Нас и для вас нет ужасов в обыкновенном смысле"? Какие ужасы имеются в виду?
5. "...Ужас без страха обращается в действо космической красоты"? Как понять это выражение?
6. Смирение противопоставляется гордыне и самомнению. Надо "смирить свою самость", - сказано в Гранях Агни Йоги. Смирить и подавить - есть ли разница, либо это синонимы? Подскажите, пожалуйста, как смирять свою самость?
7. "Операция удаления корня желаний - довольно трудная" (Грани Агни Йоги. IХ. 607). Объясните, пожалуйста, как сделать в себе такую операцию?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2002-04)
1. "Можно растить любое чувство. Бесстрашие тоже воспитывается. Можно задавать себе задачи бесстрашия, вместо наполнения чувством ужаса" (Аум, 93). Как задавать себе такие задачи?
2. "...Торжественность нужно воспитать" (Мир Огненный. II, 325). Как воспитывать торжественность?
3. "…Высшая защита и восхождение заключается в нераздельности устремления" (Сердце, 582). Как достичь нераздельного устремления?
4. Как понять слова "Не по ничтожеству, но по славе явите рвение" (Зов, 14.11.1921)?
5. "Надо всякими усилиями изгонять всякое зарождение самомнения..." (Озарение, 2-IV-4). Как изгонять самомнение?
6. Вопрос, вызванный словами из нового стихотворения Н.Д.Спириной "Ничего для себя не желать...", помещённого в этом номере журнала на с. 13: Как достичь этого состояния?
7. Вопросы к словам из книги "Надземное" (§ 117): "Наша внутренняя жизнь содержит тонкое отображение земных путей во всей их разновидности, потому Мы советуем иметь ум быстрый и подвижный". Что помогает сделать ум быстрым и подвижным? Способствует ли работа на Общее Благо иметь такой ум? Как отличить суету от умной подвижности?
8. "Множество действий без мысли остаются на поверхности Бытия, не отличаясь от действий мира животного. Но если говорим о чувствознании и о сердце, то необходимо утвердить мысль, как мощь и сотворчество Бытия. Заметьте, говорю не о рассуждении, не о мышлении, но о мысли…" (Сердце, 47). Как различить рассуждение, мышление и мысль?
9. "Явление нарушения народного выражения гласом вождя сказывается тяжкими последствиями" (Мир Огненный. III, 51). Как это понимать?
10. Поясните, пожалуйста, на примере слова из книги "Искры Света" (вып. 6, с. 20): "Разновесие происходит тогда, когда сила возвышающая парализуется движением вниз. Дом разделённый в себе не устоит".
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2002-03)
1. "В Наших Индусских писаниях вы встречали выражение ''игра'' в применении к космическим понятиям. Игра Великой Матери Мира, не видна ли она просветлённому сознанию?" (Община, 216). Что значит "игра Великой Матери Мира"?
2. Поясните, пожалуйста, что значит предаваться "духовно умеренности" (Мир Огненный, II, 193)?
3. В статье Николая Константиновича Рериха "Сожжение тьмы" ("Держава Света") есть слова: "Также бесцельно говорить о любви, если сердце ещё не вместило Образ Владыки". Что значит вместить Образ Владыки в сердце?
4. Что такое сознание?
5. Подошёл человек, который занимался по системе Иванова. Перестал обливаться и заболел. Что ему посоветовать?
6. "...Будьте сознательны в психических приказах ваших. Есть и будут случаи, когда в полном сознании можете взять на себя ответственность решительного приказа" (Община, 186). О каком приказе здесь говорится?
7. Мир Огненный, III, 80: "Есть много признаков, по которым можно судить о верности ученика. Первый признак - неотступность, являемая учеником на всех путях. Когда ученик являет среди бури и вихрей свою незыблемость, когда среди подкопов и града камней не страшится продолжать назначенный путь. Другой признак есть несломимость веры, когда путь, указанный Иерархией, есть единый. И ещё среди признаков верности можно отметить, как развиваются взаимоотношения. Нужно понять, как важен нуклеус из двух-трёх явленных сотрудников, скреплённых огненным уважением к Иерархии и друг к другу. По этим признакам можно определить огненную верность Иерархии. Верность между друзьями-сотрудниками есть залог преданности Иерархии. Нуклеус из двух-трёх друзей-сотрудников может явить самую мощную опору великим делам. Вы сказали правильно о заслуженном фаворитизме, который Мы именуем узами духа и сердца - так утверждается цепь верности, которая ведёт неминуемо кверху. На пути к Миру Огненному нужно осознать красоту верности. Этот чудесный путь исключает тот губительный яд, который Мы называем духовным взяточничеством и духовной подкупностью. Эти язвы несравнимы с земными, физическими язвами. Итак, будем ценить верность на пути к Миру Огненному".
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2002-02)
1. Поясните, пожалуйста, в чём может быть корень мнительности, какое противоположное качество нужно развивать и укреплять?
2. "Мир Огненный", I, 272: "...Огонь Любви самый совершенный. Вы хотите оберечь Иерарха и делаете это не из страха, не из выгоды, но из любви. Страх и корысть на месте любви будут чёрным огнём. То же будет и при прочих недостойных замещениях. Всякий огонь магнетичен, потому нужно так избегать магнетизм чёрного огня. Он не перерабатывает частиц эманаций плотных, наоборот, и тем загромождает пространство". Поясните, пожалуйста, на примере этот параграф.
3. О каком граде Китеже упоминается в "Искрах Света" (выпуск 4)? Существует ли этот город и какое значение он имеет?
4. "Мир Огненный", III, 256: "Когда сознание стоит, оно равняется каменному состоянию". Поясните, пожалуйста.
5. "Мир Огненный", III, 257: "...Нужно освоиться с применением Высших Начал". Просьба объяснить.
6. "Община", 130: "Как следует нести Учение - наедине".
7. "Община", 134: "Явление нужно понять не в смысле назойливости, но в отношении качества быть невидимым". Как это понять?
8. "Община", 135: "Качество мышления образуется одиночеством во всей разумной устремлённости".
9. Просьба дать список рекомендуемых Наталией Дмитриевной Спириной молитв для ежедневного прочтения и при различных ситуациях жизни.
10. "Листы Сада Мории. Зов", 1.01.1921 г.: "Жизни счастье найди в творчестве и око обрати в пустыню". О какой пустыне идёт речь? О пустыне собственного духа или о пустыне, в которой ничто земное не отвлекает?
11. Поясните, пожалуйста, слово "смещение" из книги "Беспредельность" (656, 661): "Когда смещение приводит в действие все силы, тогда неминуемо Космос притягивает нужные силы для будущего. (…) Потому когда устремление насыщает утверждённое явление, то происходит смещение". "Истинно, смещение строит свои башни на основании Космических Магнитов. Так беспредельно смещение заменяет уходящие силы".
12. "Агни Йога", 180: "Я принимаю на себя дерзость противопоставить мою самость бешенству зла". Что подразумевается под самостью здесь?
13. Поясните, пожалуйста: сила сокровища Камня Чинтамани неисчерпаема и не требует пополнения извне или она увеличивается от побед и устремлений светлого духа или Посланника?
14. Существуют ли случаи, когда можно или нужно говорить неправду?
15. Поясните, пожалуйста, фрагмент из "Искр Света" (выпуск 7, с. 58-59): "Произведения искусства нагнетают психическую энергию. Но есть картины, которые очень интересны, но подъёма психической энергии не дают. Это ненастоящее искусство. Настоящее насыщает огнём. Но это только для ученика или йога, но не для обывателей. Нужен элемент красоты - и это уже безусловная полезность. На картины Николая Константиновича Рериха просто смотреть - уже заряжаться". Как сопоставить фразы "Но это... не для обывателей" и "просто смотреть - уже заряжаться"? Что значит "просто смотреть"? Ведь если смотрит человек понимающий - он уже не просто смотрит, а думает, проникается, настраивается. А просто смотрит, скользит взглядом без проникновения как раз обыватель. Значит, и он всё-таки заряжается? Но почему же тогда сказано "настоящее искусство насыщает огнём. Но это... не для обывателей"? И ещё, полезны ли хоть в какой-то степени для обывателя те картины и произведения искусства, которые "интересны, но подъёма психической энергии не дают", если они заставляют о чём-то задумываться, например?

Статьи 121 - 140 из 156
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | Конец