Великодушие сердца знает, что нет более достойного действия, как творить прекрасные отношения между друзьями. Рерих Е.И. Письмо от 28.09.1936 |
1. В книге «Листы Сада М. Озарение» (2-VI-21) есть такие слова: «Запомните, у Нас недовольных нет. Тоже усыплённости, которою кропит вас тёмная сила». В чём проявляется усыплённость?
Она проявляется в том, что мы живём спокойно, в общем-то ничего плохого не делаем, и даже наоборот; но мы усыплены, то есть не озабочены тем, что происходит, что нужно делать неотложно, первично. Мы живём по инерции: стараемся зла не делать, но и добра от нас тоже не очень много — это и есть усыплённость. Её можно назвать самодовольством, когда где-то в глубине души мы довольны собой — мы не злодеи, ничего не нарушаем и даже пользу приносим; но при этом мы не болеем за наши дела, за наших ближних, за то, что происходит в мире; мы равнодушны. Но мы не можем быть равнодушными ни к чему, иначе от нас пользы никакой не будет. А когда мы неравнодушны, приходит и энергия, и находятся способы выражения этого неравнодушия, которое помогает другим, и материальные возможности появляются.
Если мы остаёмся равнодушными к постройке Музея, значит, мы не принимаем участия в этом совершенно необходимом деле — строительстве Музея, которому нет аналога в мире. А мы его строим, это очень трудно, и можно сделать это только общими усилиями. Каждый что-то приносит на эту постройку. А когда Музей будет построен, это будет что-то настолько важное! Отовсюду, со всего мира будут съезжаться в Музей целыми делегациями, целыми группами, чтобы учиться, как жить в Новом Мире, и понять, какие у него задачи. Всё это там будет, и об этом можно будет рассказывать и показывать, но для этого надо построить Музей. «Мы строим город небывалый, одежды белые надев...» Почему у Рериха есть картина «Город строят»? Почему все строители в белых одеждах? У Рериха ничего случайного нет. Они все в белом — значит, это люди с чистыми помыслами, не для себя строящие, не для корысти, чтобы потом с этого доходы иметь, а строящие ради Общего Блага. «Не ради власти или славы — во имя блага всех людей!»
Вот так мы стараемся строить наш Музей. И все, кто примыкают и хоть чем-то помогают, тоже участвуют в этом деле. И это является сейчас необходимостью, потому что без Музея, без такого центра очень трудно. Где можно выращивать новые кадры, собирать и читать нужные материалы? Многие книги — очень редкие, мы надеемся, что у нас потом всё это будет обязательно. Этот Музей будет магнитом, который привлечёт всё необходимое. Сейчас мы его строим с неимоверными трудностями, препятствиями и в страшной бедности. Тем не менее он будет построен.
2. Когда мы приезжаем сюда, в Сибирское Рериховское Общество, — у нас рождается много планов, много мыслей, а потом со временем всё это отходит на другой план. Это тоже усыплённость?
Это и есть усыплённость, конечно. Сначала загораемся, приезжаем домой, намереваемся всё это осуществить, но рутина обычная, обиходная жизнь: семья, служба, дети, работа — всё вызывает усыплённость, всё это отдаляет. Это та самая усыплённость, которая мешает продвижению дел, и об этом говорится в Учении, что это большой враг прогресса.