Нужно жизнь наполнить горением. Сперва человек думал о себе, затем о других, но после его действия полезны для всего сущего. Он уже не думает о пользе, но дышит ею и дает жизнь на пространстве Необъятности. Мир Огненный, ч.2, 276 |
Ответы Наталии Дмитриевны Спириной
на вопросы сотрудников (из бесед в 2001 г.)
«Осознание цели своей жизни — ключ от последующих ступеней. Это делает человека ведущим. Именно ведущие идут в полном соответствии с целью» («Искры Света», вып. 2–3, с. 41). Каким образом и когда Вы осознали цель своей жизни?
Я осознала цель своей жизни тогда, когда познакомилась с Учением Живой Этики и с трудами Рерихов. И тогда я поняла, в чём состоит цель моей жизни: в изучении и распространении того, что дано на данную эпоху. «Каждое мгновение имеет свою необходимость, — сказал Будда, — и это называется справедливостью действия». Мне, благодаря Учению, удалось осознать, какую необходимость имеет данная эпоха. И тогда, естественно, я начала и сама изучать Живую Этику, Письма Елены Ивановны [Рерих] и Записи Бориса Николаевича [Абрамова], и по мере возможности делиться с теми, кто мог это воспринять. Конечно, людей таких было немного, но всё-таки что-то удавалось в этом отношении сделать.
Тогда же, только познакомившись с Живой Этикой, я начала писать стихи. Это случилось, когда мне исполнилось 30 лет; до этого я никаких стихов не писала. Я была преподавательницей фортепиано, занималась музыкой, очень любила читать стихи, знала поэтов, многих наизусть, особенно Гумилёва, очень любила Марину Цветаеву — из современных поэтов, не говоря уже о прежних — Пушкина, Лермонтова, Тютчева. А после того, как я приобщилась к Живой Этике, оказалось, что у меня у самой создаются стихи, которые я стала скорей записывать. Первое стихотворение появилось, когда рано утром я взглянула в окно, а там — восходящее солнце, небо светло-голубое, и по нему летели розовые облака: «На заре, по небу голубому розовые ангелы летят!». В них я увидела как бы Ангелов. После этого я начала писать стихи на темы, которые меня вдохновляли. Это происходило как-то естественно: я читала, слушала Бориса Николаевича, и стихи рождались.
Цель жизни — это изучение и распространение Учения?
Да, изучение и распространение всеми возможными, доступными, достойными методами, конечно; потому что это дано для Новой Эпохи. Новая Эпоха не состоится, если не будет признано, осознано и изучаемо Учение Живой Этики, или Агни Йоги. Агни Йога — Йога Огня, потому что наступает Эпоха Огня. И для этого даётся Агни Йога. До этого были другие йоги: Раджа-йога, Бхакти-йога — йога любви, Джнана-йога — йога знания. Это всё было давно и до того, как было дано Учение Живой Этики. Но потом наступила Новая Эпоха, космические Огни стали приближаться; наступила та Эпоха, в которой необходимо было приобщаться к Огню пространства, к психической энергии, находящейся в человеке, познавать её, накапливать, упражняться во благо.
В какой форме может происходить распространение этого Учения?
Свою форму я увидела в том, чтобы писать стихи и прозу. Я написала рассказ «Медведь» и другие рассказы, сказы, сказки; всё это — распространение Живой Этики. Конечно, стихи для меня — это лучшая форма распространения, наиболее возвышенная, но что у меня в данный момент получалось, что приходило, то я и записывала. Я работала, шлифовала, а что-то — записывала. «Медведь» у меня целиком записался. Рано утром перед пробуждением я увидела силуэт Человека с медведем; встала — и сразу же записала рассказ «Медведь». Видимо, я увидела силуэт того самого Человека, к которому пришёл медведь, то есть Сергия. Другие рассказы не так легко давались, — продуманно, но тоже с вдохновением. Мне хотелось писать именно на эту тему. Рассказ «Егор» (это уже было продуманно) — о том, как один человек хотел повидать Великого Святого и пришёл посмотреть на него, и что он увидел и как отреагировал. Этот рассказ, наверное, все знают; их немного у меня. По-разному пишется, но темы приходят обычно в связи с Учением.
Распространение Учения — это и строительство Музея, и проведение выставок, и лекции, и слайдпрограммы?
Всё это — способы распространения Учения: и картины, и выставки, и слайдпрограммы. Ведь мы, показывая слайдпрограммы или картины, рассказываем, по какому поводу они написаны, как их понимать. Рассказываем, кто такой Н.К.Рерих, это очень важно людям знать; рассказываем о Елене Ивановне, благодаря которой мы получили Учение Живой Этики.
«...Не похожи ступени приближения к Учению. Столько привлекательности на первых ступенях и столько ответственности на последующих», — сказано в книге «Агни Йога», 273.
Вначале ученик ещё не дорастает до полного понимания Учителя. Он видит очень много привлекательного и ещё не понимает всей ответственности, которую он несёт. А потом, со временем, ученик начинает понимать ту ответственность, которая накладывается на него при общении с Учителем, потому что если он общается, получает указания, действует так, как должно, по мере этого ответственность возрастает. И чем дальше, тем больше с него спрашивается; чем больше он знает, тем больше и отвечает.
И далее: «Замечено в астральном мире, что обладающие средним сознанием не стремятся в высоту. Среднее состояние избавляет их от мучений, но, в то же время, не накладывает обязательства самоотверженной работы. То же самое наблюдается в росте духа. Первые зовы и приятны и благостны, и состояние опекаемого дитяти неответственно, но сознание растёт, и дух становится достоин особых поручений. (...) Истинно, мало кто научается радоваться преодолеванию препятствий! И многие готовы даже пожалеть о прошлом среднем сознании...»
...Которое не обязывало их к каким-то героическим поступкам, к самоотверженности, а просто они жили, получали Учение, принимали Учение, но их это не обязывало отречься от чего-то, может быть, для них очень ценного, но ненужного и мешающего; это не обязывало их жертвовать чем-то во имя дела, во имя Общего Блага. Но когда человек поднимается по ступеням, то эти эгоистические тенденции отпадают, и тогда он уже не о себе думает, не о своём удобстве или приятной жизни, а думает о том, что надо что-то делать, хочется это или не хочется, нравится это ему лично или не нравится. Это уже другое состояние, другая ступень. Я когда-то была рядом с Борисом Николаевичем и тоже себя чувствовала вроде «опекаемого дитяти». А потом, когда он ушёл, пришлось самой уже (нести Учение); а люди всё подходят, и надо было встать на ту ступень, на которой он был, в смысле самоотверженного труда. Пришлось тогда его лучше понять — как ему было трудно с нами. Мы сидели, внимали, радовались, наслаждались тем, как он об Учении говорил, записывали кое-что, но это нас ещё не очень обязывало. А сейчас уже от этого долга не уйти.
В Письмах Е.И.Рерих сказано, что наступит время, когда мы полюбим препятствия и их преодоление, что только через это мы растём.
Несмотря ни на что мы продолжаем работать, давать другим то, что назначено, продолжаем сами приобретать знания — словом, активно жить, несмотря ни на какие неприятности, противодействующие условия. Радость будущему, потому что этим творится будущее. Если мы не будем так жить, так бороться и так утверждать всё новое, что нужно для преодоления старого, тогда мы и не будем расти, а будем мечтать о среднем существовании безответственного «дитяти», с которого многое не спросится; если нашкодит, то его шлёпнут — и всё; но это всё-таки не то; шлёпнет уже карма, да ещё как!
Мы стараемся помочь Вам, но больше Вы нам помогаете.
Мы все вместе несём «капли мудрости». Я совершенно не признаю единоличного чего-то, всё — только Община. Это касается всех в той или иной степени, но никак не меня одной; я не признаю этого — единоличного, что всё на одном держится. Тогда остальные расти не будут.
Община для меня самое дорогое понятие.
Приходилось наблюдать, что когда проявляется в ком-то единоначалие, для Вас это самое неприятное.
Конечно, потому что это противоречит Общине, это не ведёт к Общине. «Община мира суждена, утверждена дорога к звёздам», начиная с земной общины и потом — до звёзд и превыше звёзд. Только так мы можем двигаться, иначе будем вертеться по кругу, как белка в колесе. Это очень типично: она бежит изо всех сил, но никуда не прибегает; это же ужасно! Что мы, белки в колесе, что ли? Поэтому мы должны бо'льшую ответственность нести и за себя, и за других.
Вы несёте свет, знания, понимание, сострадание. Для нас это пример; и мы стремимся к тому же. Как достичь этого?
Это благодаря преемственности Бориса Николаевича. То, что я от него почерпнула, я стараюсь нести дальше. Без него я тоже была бы не такая, какая сейчас есть, так же как он был бы не такой без Рериха, с которым он в Харбине встретился; и был бы не такой, если бы не переписывался с Еленой Ивановной. Всё это — преемственность. А вы — наши, значит мои преемники. Восхищаться — это только первая часть, когда человек признаёт; а вторая часть — когда он претворяет. И теперь идёт вторая часть.