Издательский центр РОССАЗИЯ                контакты          написать нам           (383) 223-27-55


Мысли на каждый день

На пути не отдыхай под гнилым деревом. В жизни не прикасайся к людям с потухшим сознанием.

Община, 97
"Мочь помочь - счастье"



Неслучайно-случайная
статья для Вас:

Актуально


Подписаться

Музей:         
                   
                   
Книги:         

 
 
 

Собеседования. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы

Ответы Н.Д.Спириной на вопросы присутствующих
на «круглых столах» Сибирского Рериховского Общества

Сибирское Рериховское Общество на протяжении 14 лет проводит "круглые столы" по вопросам Учения Живой Этики и творческого наследия семьи Рерихов.

Основателем и постоянной ведущей являлась Наталия Дмитриевна Спирина - известный рериховед, поэт, прозаик, более 60 лет изучающая Учение Живой Этики и творческое наследие семьи Рерихов, основатель и Почётный председатель Сибирского Рериховского Общества; инициатор и постоянный участник традиционных научно-общественных конференций "Рериховские Чтения", начатых совместно с академиком А.П.Окладниковым в 1976 г.

Н.Д.Спирина - ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К.Рериха, неоднократно встречалась с С.Н.Рерихом, многие годы переписывалась с З.Г.Фосдик - ближайшей сотрудницей Рерихов в Нью-Йорке, была в большой дружбе с П.Ф.Беликовым - крупнейшим рериховедом, биографом семьи Рерихов.

Е.И.Рерих давала высокую оценку стихам Н.Д.Спириной: "О"Каплях"... могу сказать, что яро они мне близки и я принимаю их всем сердцем. (...) Очень бы хотела иметь ещё несколько "Капель", ибо чую Источник их" (Из письма Е.И.Рерих к Б.Н.Абрамову 24.01.1954).

З.Г.Фосдик писала о Н.Д.Спириной: "...Люблю её чуткое, красивое творчество. (...) Большой, чистый талант, выявляющий тонкую духовность".

Академик А.Л.Яншин отмечал: "Я восхищаюсь Вашими поэтическими и прозаическими призывами - ибо это призывы к добру, Свету, единению между людьми..."

Вся творческая деятельность Н.Д.Спириной посвящена распространению идей Учения Живой Этики. Это находит отражение в её поэтическом творчестве, многочисленных публикациях и выступлениях, а также в ответах на вопросы участников "круглых столов".

С октября 2000 года ответы Н.Д.Спириной на вопросы по Учению Живой Этики публикуются в журнале «На Восходе» в разделе СОБЕСЕДОВАНИЯ.

СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2002-01)
1. В одном из выступлений Н.Д.Спириной говорилось о важности несения Учения Живой Этики каждым человеком на своём месте. Поясните, как это может быть осуществлено на деле: педагогом, инженером, предпринимателем и т.д.
2. Просьба разъяснить строчку из стихотворения Н.Д.Спириной "Эта жизнь" из сборника "Перед Восходом": "Кто виноват, что свиньи, обратясь, топтали нас за слабость и за сдачу?!"
3. "Листы Сада Мории. Зов" (17.07.1922): "...Доброта и ум не приводят к Нам - явление духовности необходимо; но это качество приходит в минуту готовности духа". Что такое духовность и готовность духа?
4. "Агни Йога", 382: "Не возраст, не болезнь, но предрассудки пресекают нить счастья. Самораздражение есть дочь предрассудка. Невозможно отказаться от раздражения, не искоренив предрассудки". Поясните подробнее фразу о самораздражении.
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2001-11)
1. От чего зависит развитое качество находчивости? Как можно его развивать в себе и помогать развивать в детях?
2. Как взаимосвязаны карма, свободная воля человека и Божья Воля?
3. Могут ли на занятиях по Живой Этике присутствовать тёмные из Тонкого Мира? Некоторые сотрудники нашего Общества считают, что картины Н.К.Рериха, висящие на стенах комнаты, надёжно защищают нас от этого. Так ли это?
4. Что значит с точки зрения Учения так называемая "порча"? Что можно порекомендовать человеку, изучающему Живую Этику, для избавления от порчи?
5. В Учении Живой Этики сказано: "ценим самоходов". Что включает в себя это понятие?
6. Что такое малодушие?
7. "Когда люди научатся чтить Космические Законы, то, конечно, Космический Магнит укажет им путь к завершению" (Мир Огненный. III, § 131). Какие самые главные Космические Законы?
8. Известно, что в 1926 г. семья Рерихов прибыла в Москву и посетила Правительство молодой Советской Республики. Их приняли министр культуры Луначарский, министр образования Крупская и министр иностранных дел Чичерин. Какова истинная цель посещения Правительства и каковы результаты этого посещения. Где можно об этом подробно прочитать?
9. "Каждый строитель может честно себе сказать, кому служит - духу или материи?" (Мир Огненный. III, § 129). Как понять - служить духу или материи?
10. "Так Живая Этика должна войти в жизнь каждого дня. Если Живая Этика не будет принята, то ряд грозных последствий может явить свою мощь" (Мир Огненный. III, § 136). Какие грозные последствия?
11. "Луч - это меч, рассекающий тьму, это меч, пронзающий тёмных" (Грани Агни Йоги. XII, § 128). Как создаётся луч духа для защиты?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2001-10)
1. В книге "Сердце", § 151, сказано: "Отрава прошлого - так называем погружение в прошлое, которое может вызвать уснувшие кармические утверждения. Прошлое может лишать временно накоплений настоящего". Поясните, пожалуйста.
2. "Сгущение мысли может быть пагубным для сердца. Как тяжкий газ, сжигающий сосуды, так может мысль сдавливать сердце. Как говорилось - ''змея под сердцем''. Уроминай - змий, грызущий силы. Так знали когда-то об осмотрительности при мышлении" ("Сердце", § 161). О каком сгущении мысли здесь говорится?
3. "Нельзя не заметить, какое противодействие встречает каждое сознательное движение к Свету. Кроме обычных действий от тёмных, можно бы заметить труд Хаоса, и в этом законе противодействия Непроявленного заключается наше самоутешение и опыт в терпении" ("Сердце", § 168). О каком Хаосе здесь говорится?
4. "Бывает у людей такое одичание духа, что они могут существовать, лишь осуждая друг друга. (...) Можно видеть в этом осуждении вид вампиризма одержания, когда требуется овладение жизненным флюидом, более активным, чтобы питать одержателя" ("Сердце", § 169). Всегда ли осуждение происходит вследствие одержания?
5. Чтобы побороть одержание, требуется наблюдательность, но ведь нужно, чтобы человек понял, что он находится под одержанием. Как осознать, если ты под одержанием?
6. В книге "Грани Агни Йоги" сказано: "''Идёт Князь Мира сего и не имеет во мне ничего'' - основная формула, применяемая при завершении кармических уз того или иного порядка и освобождении от них". Поясните, пожалуйста.
7. В книге "Община", § 16, сказано: "Можно подсказать множество полезных опытов в слоях пространства. Атомическая энергия, конденсация праны, цветные лучи в пространстве, урожай в связи с повторными взрывами и многое другое, суждённое человечеству". Поясните, пожалуйста.
8. "Община", § 21: "Мы не любители мира телесных пережитков, но его нельзя миновать в духовном развитии, как и всё сущее. Мир телесных пережитков содержит некоторые элементы, нужные для сношения с мирами". Что такое мир телесных пережитков и о каких элементах идёт речь?
9. Что такое протоплазма света и узлы света, о которых говорится в книге "Община", § 26?
10. "Община", § 49: "Чудовищное ускорение заставляет все линии колебаться. Можно ожидать было, что ускорение нужно для какой-либо страны, оно нужно для планеты". Как это понять?
11. "Община", § 73: "Существо Нового Мира содержит пустоту, которая называется узел неподвижности; там собираются отложения явлений непонимания задач эволюции. Если мозг коснётся этих путей до явления непонимания духа, то доступ Наших посылок почти теряется. Неужели люди забудут творчество, направленное на украшение жизни?" Просьба пояснить смысл этого параграфа.
12. "Община", § 76: "Когда битва достигает известного напряжения, то Вождь отрывает части ауры и кидает на полчища врагов. Конечно, ауры воинов также сильно отрываются, и потому в это время не сильна защитная сеть, но зато враги поражаемы особенно сильно. (...) Клочья ауры подобны простреленным крыльям орла". Поясните, пожалуйста.
13. Уважаемая Наталия Дмитриевна! Как вы относитесь к опытам американских учёных по клонированию человека? Я врач, изучаю Живую Этику, и эти эксперименты по клонированию человека вызывают во мне чувство горечи за близорукость и самость этих горе-учёных, не знающих основ Бытия. Разве можно клонировать Духовность?
14. Как помогать человеку, ушедшему из жизни раньше срока? Направлять его выше? Или же наши слова не помогут?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2001-09)
1. Как заметить, что ты начал идти в неправильном направлении, если сами мы себя со стороны не видим?
2. Что такое, с точки зрения Учения, глупость и ограниченность? Есть ли разница между этими понятиями, и всегда ли человек виноват в том, что он глуп или ограничен?
3. Как освободиться от привязанности к кому-то или к чему-то, если ты осознаёшь её, но не хватает сил победить её в себе?
4. Объясните, как на практике применять положение, о котором говорил Святой Серафим: осуждать нужно грех, но не самого согрешившего. Известно ведь, что сам Он больше молился за грешников, чем за праведников.
5. В письмах Е.И.Рерих говорится о том, что чай развивает внутренний алкоголизм. Какие признаки проявления его бывают?
6. Помогите понять, как развить в себе умение достигать нужные качества? Что значит уметь захотеть? Как этого достичь?
7. Помогите, пожалуйста, понять, от чего возникает состояние суеты и как от него избавляться? Чем заменить?
8. С чего нужно начать, чтобы развить в своём сердце умение прощать обидчиков?
9. Как утончать сознание? Какие первые и последующие шаги?
10. Всю жизнь мечтала о высшем образовании, но не было возможности. Сейчас настаивают на учёбе вышестоящие руководители, но нет средств, а главное - боюсь отстать в Учении. Посоветуйте, что делать?
11. В книге "Агни Йога", § 210, сказано: "Говорят, йог не знает любви, но он полон сострадания. Люди знают любовь лишь как замыкающие узы, но сострадание не знает границ, будучи сотрудничеством Истины". Поясните, пожалуйста, эти строки.
12. Объясните, пожалуйста, имеется ли различие между заградительной сетью и аурой человека?
13. Пожалуйста, ответьте, как понять такие слова Учения из книги "Надземное", § 4: "Мысль Учителя должна преодолеть много препятствий в пространстве. Утверждаю, что каждое действие нужно согласовать с мышлением Учителя - такая помощь будет истинным сотрудничеством". Что это значит?
14. В книге "Мир Огненный" (ч. I, § 351) сказано: "Нужно изгнать равнодушие, которое парализует лучшие силы. Действительно, можно изнемочь не столько от врагов, сколько от равнодушия друзей! Какое может быть понимание огненности при лености равнодушия? Свойства огня противоположны равнодушию". Просьба пояснить понятия, которые часто встречаются в Учении как недопустимые - "равнодушие" и "двоедушие", и причины их зарождения. Как понять "равнодушие друзей"?
15. Высший мир имеет связь с человечеством посредством "Серебряной нити", с теми сознаниями, которые приняли Учение Владык и претворяют его в полной мере в жизнь. Значит ли, что "Серебряная нить" - это Учение Живой Этики?
16. В "Искрах Света" (вып.1, с. 29) говорится: "Учитель обратился в низших слоях Астрального мира и Сказал: ''Почему мыслями о земле вечно себя к земле привязывать?'' И многие возмутились и воспрянули выше". Значит ли это, что там люди продолжают мыслить о своих заботах и переживаниях? Если это низшие слои Астрального мира, чем живут там люди?
17. Что есть воспитание сердца? Не насилие над сердцем, а воспитание. С чего начать воспитание сердца, развитие сердца и очищение его?
18. Сотрудники, изучающие Учение Живой Этики, идут одним путём к одной цели или у них разные пути, но цель одна?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2001-08)
1. В "Искрах Света" (вып. 1, с. 22) сказано: "Подобное лечится подобным". Как понять эту фразу?
2. В "Искрах Света" (вып. 1, с. 37) говорится: "Что такое болезнь, что такое недомогания, трудности и препятствия? Это формы выражения силы нашего духа". Как это понять?
3. Сольвейг спасла Пера Гюнта тогда, когда тот сам взмолился о помощи. Может ли женщина спасти мужчину своими молитвами и верой в него, если он сам не только не стремится спасти свою душу, но и постоянно оскорбляет эту женщину?
4. В "Искрах Света" (вып. 4, с. 3) сказано: "Солнце - конечный этап в эволюционной цепи нашей Солнечной системы. Там находятся существа огненной природы в огненных телах. Некоторые из них могут быть ниже человека, но существуют на Солнце, потому что они огненные". Как эти существа могут быть ниже человека и при этом быть огненными?
5. В "Искрах Света" (вып. 4, с. 6) сказано: "Бессознательно много примкнувших". Как это понять?
6. "Лучший Щит не может защитить, если он не поднят" (Письма с Гор. Т. 2. 24.03.1940). Как это выражение применимо в жизни? Не значит ли это, что "Щит" - это Учение, а "поднят" - применён?
7. В "Искрах Света" (вып. 4, с. 5) сказано: "Свету суждённый в Свете пребудет. Идущим против, даже знающим, части не будет ни в чём. Пока она есть ещё, потом не будет". Как это понять?
8. В книге "Аум", § 554, сказано: "Именно дети, при ненарушенной силе психической энергии, дадут лучшие опыты". Ненарушенная сила психической энергии - это чистые побуждения и чистое сердце?
9. В книге "Мир Огненный" (ч. II. 116, 117) говорится об "умном делании". Поясните, пожалуйста, что это такое?
10. В книге "Мир Огненный" (ч. I. 224) сказано: "...Кто желает огненно мыслить, тот должен знать и об огне-ответственности. Такая ответственность есть самая тяжкая, ибо она содержит в себе самые противоположные зачатки". Что значит "огненно мыслить"? Почему огне-ответственность "содержит в себе самые противоположные зачатки"?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2001-07)
1. Как будет продолжаться эволюция человечества на другой планете, например: на Юпитере или Венере человек воплотится человеком или должен будет пройти в своих воплощениях поочерёдно царство растительное, животное и т.д., как было на Земле?
2. Предательство - это всегда сознательное действие или бессознательно, без умысла, тоже можно совершить его? Что будет предательством по отношению к друзьям, близким, сотрудникам, знакомым?
3. Поясните, пожалуйста, выражение: "Малодушие - ограниченность мышления" (Сердце, 9).
4. В книге "Напутствие Вождю", §127, есть такое выражение: "Человек нуждается в равновесии ума и сердца. Сотрудничество есть подтверждение равновесия". Последняя фраза вытекает из первой или имеет более глубокий смысл?
5. Как практически с наибольшей пользой можно помогать людям в духе? Но для того, чтобы помочь, надо иметь. В книге "Искры Света" (вып. 1, с. 13) говорится: "Для того, чтобы помочь человеку, то есть поляризовать его, нужно для этого поляризовать себя", - значит, пока не будет внутренней духовной работы над собой, никому помочь не сможешь?
6. Листы Сада Мории. Зов. 10.04.1922.: "Всегда путь добра не песнопение, а труд и служение. Если опрокинуть Карму, она обернётся на вас. Страдания духа являют единственную лестницу кратчайшего пути". Что значит - "опрокинуть Карму"?
7. "Мысль есть явление сущего счастья. Оторванная от сердца мысль не прободает поверхность Сущего. Но от сердца мысль, как неудержимая стрела!" (Сердце, 48). Объясните, как посылать мысль от сердца и все ли мысли нужно стремиться посылать от сердца.
8. "...Теплота сердца, как постоянный очаг. Мужество живёт в тепле сердца... ...Лишь тепло сердца даёт щит сверкающий. Но как нежно испытываем волны Света, так же осторожно нужно приближаться к сердцу" (Сердце, 62). Что значит "теплота сердца" (любовь, забота к другим) и почему нужно осторожно приближаться к сердцу. Как это понять?
Несмотря на всё то, что происходит в мире и вокруг нас, мы должны неизменно сохранять свой настрой, основанный на Учении Живой Этики
Несмотря на всё то, что происходит в мире и вокруг нас, мы должны неизменно сохранять свой настрой, основанный на Учении Живой Этики, утверждать данное к нашему сроку Учение и внутри себя, и в нашей внешней деятельности и непоколебимо верить в то, что Новый предуказанный Мир настанет.
Музей Рериха в Новосибирске — первый в России Азиатской
Музей Рериха в Новосибирске — первый в России Азиатской, потому что он полностью посвящён теме Рерихов и всему, связанному именно с этой темой. Также крайне важно утверждение Николая Рериха о том, что возрождение России начнётся с Сибири. А наш город — столица Сибири, её центр. И на картине Николая Рериха, находящейся в нашей Картинной галерее, богатырша Настасья Микулична изображена с азиатским ликом и в азиатском одеянии.
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2001-06)
1. В Учении много говорится о предрассудках и суевериях, которые мешают познанию истины и препятствуют восхождению. Что подразумевается под предрассудками и суевериями, нельзя ли уточнить?
2. Грани Агни Йоги. XIII, 486. "Матерь Мира, Землю питающая Лучами Своими, Имеет представительницу Свою на Земле, которая связана с Нею связью прямою". Вопрос: может ли быть такая в нашем городе? Мне известно через одного человека, что она есть у нас и делает такие дела: вся вода теперь очищена, она беседует с Иисусом Христом и Его Отцом и передаёт нам Его Послания. Прокомментируйте, пожалуйста.
3. Листы Сада М. Озарение. 2-I-7. "...Прикасаясь к расплавленной материи, чуете пульс земли, и сердце должно выдержать тяготение. (...) Медицина Наша учит, как дыханием бронировать сердце..." Просьба пояснить этот параграф.
4. Сердце, 37. "Малые действия так же, как малые вещи, запружают жизнь; особенно нужно опасаться пыли, которая соединяется с эманациями вещей и является распространителем той личной энергии, которая должна быть сохранена в одном канале". Правильно ли я поняла, что речь идёт о физической пыли, или имеется в виду пыль также и в переносном смысле?
5. Сердце, 85. "Конечно, люди твердят о свободе, даже не зная особенных качеств её. Утверждение свободы будет в них возвышением сознания". Как понять эту фразу?
6. Сердце, 79. "...Труд всякий есть благодать, а суемудрие бездействия есть самое вредное в смысле космическом". Почему сказано: "суемудрие бездействия?"
7. Сердце, 83. "Различайте напряжение от утомления. Много сходного между этими различными состояниями. Нужно чуять, когда полезно прекратить их, перенеся внимание на другой центр". Как быть, если человек устал уже, но не может оставить работу (по разным причинам)? И как при этом не довести себя до того утомления, о котором сказано в параграфе - "когда несвязные мысли низших слоёв Тонкого Мира проникают в сознание"?
8. Сердце, 89. "Несправедливость осуждения, как и всякая ложь, ослабляет и без того ничтожное сознание судьи самовольного, потому вред для него получается чрезвычайный; тогда как неправедно судимый лишь выигрывает, усилив магнит свой привлечением новых аур". Просьба пояснить последнюю фразу.
9. Нужно ли бороться с мыслями, постоянно возвращающими нас к осознанным ошибкам прошлого?
10. "Почитание утверждается путём негодования, такое древнее средство общё всем народам" (Мир Огненный. III, 563). Поясните, пожалуйста.
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2001-04)
1. "Свет огненный ведёт к тяготению взаимному, иначе говоря, к истинному единению. Но плоть, напротив, направляет ко всякому разъединению. Такое свойство плотного мира мешает на сорной, дымной поверхности обнять восторг единения" (Мир Огненный. I. 469). Почему плоть направляет ко всякому разъединению?
2. Каков критерий оценки хороших или плохих мыслей?
3. Некоторые люди умеют красиво мыслить, но так же красиво высказать эти мысли не могут; другие - наоборот, говорят красиво, а в мыслях красоты не хватает. Посоветуйте, как привести в гармонию мысли и слова?
4. Поясните, пожалуйста, когда делаются мысленные посылки, не будет ли последняя слабее первой?
5. Как перенести мысль в бытие?
6. "Для помощи другим надо противоположно настраивать себя" ("Искры Света", вып. 5, с. 14). Поясните, пожалуйста.
7. "Ближайшие делают Учение доступным для людей" ("Искры Света", вып. 2-3, с. 43). Является ли это принципом распространения Учения? Кто по-настоящему близок?
8. Как возникает психическая энергия в человеке, под каким воздействием?
9. "...При дальних передачах нужен особый вид настороженности. Не пустота восприятия, но зоркость центров. Нужно различать между самоволием и утончением зоркости" (Агни Йога. 639). Как понять, где самоволие и где утончение зоркости?
10. В "Гранях Агни Йоги" (XIII, 435) есть такой параграф: "Помимо каждодневных усилий, труду очищения сознания от всякого сора можно посвящать особые дни". Какие это особые дни?
11. "Лучше погружение в пыль, но зато очищение духа" (Листы Сада М. Озарение. 2-VII-17). Поясните, пожалуйста.
12. Как-то вечером мы с внуком шли домой и вдруг были окружены пурпуровыми бликами - одни исчезали, другие появлялись. Мы были восхищены этим зрелищем. Как Вы думаете, что это могло быть? Может, уже встречали такое явление?
13. "По оказанной Учителю помощи будет и близость" ("Искры Света", вып. 2-3, с. 42). Что это может быть за помощь? Может ли быть она оказанной случайно, несознательно, или только при устремлении к Учителю?
14. Торжественность - очень высокое качество. Как научиться каждодневно утверждать это качество?
15. Поясните, пожалуйста, что значит фраза: "Когда энергии утверждают новое течение, то напряжение велико. Каждая устремлённость привлекает новые возможности. В космическом устремлении нарушаются только весы утверждений, явленных в Космосе, потому человеческие действия колеблются, и разрушаются страны. Творчество космическое может так утвердить равновесие смещения. И велик мощный момент смещения" (Беспредельность. 766).
16. "В труде и в пользовании праною лежит тайна возможности совместного существования группы людей". (Агни Йога. 134). Поясните второе условие - пользование праною.
17. В Учении сказано, что аура городов очень тяжела. Значит ли это, что мы пропитаны и отравлены ею? И имеет ли право наше Общество держать центр здесь, а не в горах?
18. У нас в группе идёт разногласие. Одни говорят, что сейчас время действовать и мысленно, и действиями, а другие говорят, что сейчас лучше действовать только мыслями. Скажите, пожалуйста, каково Ваше мнение?
19. Можно сказать, что строительство Музея - это практика претворения Учения в жизнь?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2001-03)
1. "Систематически спаянная группа из двенадцати человек может, поистине, даже владеть мировыми явлениями. Также нужно понять, что расширение группы может ослабить её, нарушая динамику построения. Потому можно заметить Наши построения малых групп. Конечно, разные кармические условия могут привлечь разные кармические элементы. Насильственно изгнать их нельзя, но можно ускоренно изжить их. Обязанность каждого развитого участника группы осознать непрошеных гостей и напрячь волю для окончания счетов жизни" (Агни Йога. 137). Как "можно ускоренно изжить их"? Что значит "напрячь волю для окончания счетов жизни"?
2. Поясните на примере разницу между "осуждать" и "обсуждать".
3. "Если человек нападает с сильным отрицательным чувством, то не препятствовать ему, не давать отпора, а ''пропустить в открытую дверь'', то есть не реагировать и проводить свою линию, а когда он опустошится - начать действовать самому. Это возможно при сохранении равновесия" ("Искры Света", вып.1, с.13).
4. Как понять фразу из книги "Озарение" (1-IX-11): "В минуты тишины Учение укладывайте на полку опыта"?
5. "За большинством причин всех человеческих переживаний и отягощений сознания увидите серую тень страха" ("Искры Света", вып.5, с.36).
6. "От древности дошло моление о предании духа Господу. Именно нужно понять это предание духа. Если чувствуете невыносимое стеснение сердца, то передайте мысленно его Владыке" (Мир Огненный. II. 94).
7. "Говорю о чужих мостах и воротах. По пути встречаются чужие мосты, спешно надо проходить, не смотря вниз... Также не задумывайтесь перед чужими воротами, но требуйте прохода..." (Листы Сада М. Озарение. 1-VIII-1).
8. Можно ли проводить семинары по Учению с людьми неуравновешенными (в данный момент находящимися в состоянии неуравновесия) или с людьми омрачёнными? Польза или вред будет от этого? Иногда уговариваешь себя прийти на занятие, думая, что это может помочь данному человеку. Надо ли себя ломать? Есть ли в этом толк? Находиться в коллективе, где тебе тяжело, или остаться в одиночестве? Пожалуйста, помогите разобраться. Что предпочесть: негармоничный коллектив и занятия по Учению или одиночество и собственная работа по Живой Этике?
9. "Нельзя утешаться вдохновением, можно успеть удержать сознание на степени творческого терпения и петь подобно птицам, для которых песнь есть выражение существа. Но надо изгонять пугал песни, ибо степень песни есть степень качества труда" (Община. 163).
10. "Говорят, йог не имеет желаний, но зато он полон стремлений. Желание не действенно, ибо оно порождает ожидание. Но ожидание есть матерь неподвижности" (Агни Йога. 210).
11. Какая связь между понятиями "добро", "доброта", "добрые"? Ведь сказано: "Доброта есть суррогат справедливости" (Община. 67).
12. "Природное воспитание духа и познавание через него Мира Огненного будет простейшим решением устремления человечества" (Мир Огненный. I. 490). Что такое "природное воспитание духа"? Самосовершенствование? И почему это будет "простейшим решением устремления человечества"?
13. Что такое дружба? Могут ли люди в Обществе сотрудничать, но не быть близкими друзьями? Или всё-таки дружба - условие обязательное? Ведь в жизни мы часто испытываем дружелюбие и не к друзьям.
14. Почему Музей Н.К.Рериха в Нью-Йорке и Международный Центр Рерихов не духовны? Это прозвучало на прошлом "круглом столе".
15. В чём уникальность нашего Музея? Чем его будем заполнять? И в чём духовность нашего Музея?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2001-02)
1. Что значит стать блаженным человеком?
2. Как спастись в миру, то есть как можно стремиться вперёд и вверх, когда засасывает всяческая суета и туман бытия, а в скит, в монахи, идти не хочется?
3. Иногда спрашивают, почему мы проводим выставки картин Рериха, а не других художников, ведь их работы тоже несут людям красоту. Как лучше ответить на такие вопросы?
4. "Бессердечное читание (Учения) не плодоносно" (Грани Агни Йоги. II, 44). А для пространства?
5. "Праздник духа - общечеловеческая ценность, это есть сокровище чем-то сложенное. Никто пусть не нарушит это заслуженное строение" (Мир Огненный. I, 63). Что значит "праздник духа"?
6. Чем отличается самовнушение от мыслетворчества?
7. "...Карма разрушителей сердец очень тяжкая" (Сердце, 533). О ком это - "разрушители сердец"?
8. Бывают состояния, когда мысли есть, а сердечного чувства нет. Что Вы посоветуете для преодоления такого состояния?
9. Пожалуйста, поделитесь, как развивать в себе чувство юмора, которое высоко ставится в Учении?
10. Объясните, как физически влияет на человека крестное знамение, то есть для чего человек крестится?
11. Каково дальнейшее существование самоубийц? И чем им можно было помочь ещё при жизни?
12. Как помочь неизлечимо больному человеку, который скоро уйдёт из жизни, если он не верит в жизнь после смерти? Предлагать ему книги? Не будет ли это бестактным? Или лучше мысленно говорить с ним и молиться за него?
13. Книги Т.Платоновой "Сердце огненное" и "Братство огненное" и О.Моргуновой "Агни Йога - современный этап" из того же источника, что и Живая Этика, или нет?
14. Как Вы понимаете качество смирения и как оно может проявляться в жизни конкретно? В чём его отличие от самоуничижения?
15. В преддверии каждого "круглого стола" с Вашим участием ощущается сильное пространственное нагнетение и напряжение. Затем - как яркая вспышка Света - "круглый стол", и это даёт как бы пространственную разрядку, очищение. Верны ли эти ощущения? Как помогать Вам во время этих тёмных нагнетений?
16. 30 января будет восемь лет со дня ухода Святослава Николаевича Рериха. Могли бы вы что-то сказать об этом, чтобы всем вместе помыслить о нём светло?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2001-01)
1. Скажите, пожалуйста, кого по Живой Этике можно назвать психобольными и как к ним относиться?
2. "Сновидческая природа обычной земной жизни: спим днём, живём ночью" ("Искры Света", вып. 2-3, с. 10). Поясните, пожалуйста, эту мысль.
3. "Нужно совершенно освободиться от психического рабства у тёмных" ("Искры Света", вып. 2-3, с. 70).
4. "Нужно с головой уйти в дело Владыки, но не думать о себе" ("Искры Света", вып. 2-3, с. 52).
5. "Огненные энергии можно ассимилировать во благо только через Учителя, иначе они обратятся на разрушение" ("Искры Света", вып. 4, с. 10). Что значит - "ассимилировать через Учителя"?
6. "Нужно совершенно замкнуться и не входить ни в какой контакт с тёмными приспешниками" ("Искры Света", вып. 4, с. 11). Кто имеется в виду под "тёмными приспешниками"?
7. "Гнилая терпимость хуже нетерпимости, ибо вводит в обман" ("Искры Света", вып. 4, с. 13). Что такое "гнилая терпимость"?
8. "Особенно остерегайтесь предательства" ("Листы Сада Мории. Зов", 7 августа 1922 г.). Почему нужно особенно остерегаться предательства?
9. Как остерегаться предательства?
10. Как преодолеть ощущение своих несовершенств?
11. Если на работе приходится общаться с очень большим количеством людей, то как остаться собой, как сохранить свет? Ауры часто очень хаотичные - эмоции захлёстывают людей.
12. "Свобода от суждений людских" ("Искры Света", вып. 2-3, с. 46).
13. Как освободиться от суждений людских, особенно если они судят о тебе?
14. "В любую часть тела можно послать энергию и из любой части тела можно её отвлечь в солнечное сплетение" ("Искры Света", вып. 2-3, с. 35).
15. "Правильно сказано о массах и об отсутствии понимания государственности. Нужно добавить об отсутствии вождей народных. Нужно развивать чувство ответственности в народе, чтобы глас народа, истинно, был бы гласом общины. (...) Когда расширится сознание, тогда возможно будет утверждение великого закона Водительства. На каждом поприще нужно применять тонкое понимание закона Водительства. Так государственность должна проявляться во всём строительстве жизни" ("Мир Огненный", III. 51). Что значит "отсутствие понимания государственности"?
16. Сказано: "…Государственность должна проявляться во всём строительстве жизни". Что это значит?
17. "Правильно заметили, что многое должно быть совершено самими. В этом разгадка, почему помощь приходит в последний момент, иначе невозможно совершенствоваться духом. Также было бы недопустимым пресекать течение энергии, если оно идёт правильно. Если самоубийство есть величайшее преступление, то и всякое пресечение потока устремлённой энергии также вредно. Лишь для совершенствования духа мы здесь. Так не будем пресекать живоносную энергию. Понятие Сантаны есть обширное утверждение потока энергии" ("Сердце", 400). Поясните, пожалуйста, мысль в целом и почему используется сравнение с самоубийством?
18. "Чуткость и восприимчивость не должны переходить в пассивность, при которой человек постоянно находится под сознательным или несознательным внушением окружающих, поэтому нужно настроить себя активно и быть всё время настороже..." ("Искры Света", вып. 1, с. 14) Поясните, пожалуйста, на жизненных примерах вопрос о чуткости и восприимчивости.
19. Как вырабатывать равновесие, чтобы оно не превратилось в равнодушие и бессердечие?
20. "Мы скажем - ''Владыка, пошли Волю Твою, или дай, или возьми. С Тобою вместе будем различать мои западни. Вместе будем усматривать мои решения вчерашнего дня. Сыт я сегодня и Ты лучше меня знаешь количество пищи на завтра. Не преступлю Волю Твою, ибо могу получить лишь из Твоей Руки''. Так проследим себя и в великом и в малом" ("Иерархия", 78). О чём сказано - "или дай, или возьми"?
21. Как понять фразу: "Вместе будем усматривать мои решения вчерашнего дня"?
22. "Основа сотрудничества, прежде всего, во взаимной ответственности" ("Сердце", 559). Что значит "взаимная ответственность"?
23. Шёл, шёл человек, читал Учение и думал, что всё правильно и он прав был, и мнение своё имел и отстаивал его; а прошёл год, обернулся он и видит, что допустил и осуждение, и недоверие к сотрудникам, и грубость, и раздражение. Как же теперь всё снова начать? Мысли разбежались. Столько потеряно, сил будто совсем не осталось.
24. Как нам в наши дни правильно судить себя, с какой точки зрения?
25. Почему, сумев достичь своими молитвами проявления различных чудес, преподобный Архипп* не смог, при помощи своих же молитв за всех, обратить нечестивых, устраивающих различные пакости, к христианству, то есть к тому, чтобы они поклонились Богу? Тот же вопрос и относительно других святых, которые молились за всех, но не сумели повлиять на то, чтобы никто никогда не проявлял нечестивости после их молитв.
26. Поясните, пожалуйста, в чём принципиальное отличие чувствознания от сердечного чувства?
27. "Не за сном, не за едою, но за трудом Я оправдаю Моих возлюбленных. Утром, твердя семисловие, скажите: помоги нам не пройти мимо труда Твоего!" ("Листы Сада Мории. Зов", 20 января 1923 г.) Поясните, пожалуйста, о каком семисловии идёт речь?
28. "После избрания Владыки и Гуру не может быть отступления, путь лишь вперёд; и рано или поздно, легко или трудно, придёте к Учителю" ("Иерархия", 112). О ком говорится в данном параграфе? Кто является Владыкой, кто Гуру и кто Учитель?
29. "Не может человек, не осознавший своей победы над стихией воды, её победить". "...Победа в сознании над всем, что вовне" ("Искры Света", вып. 2-3, с. 9). Объясните, пожалуйста, что значит - осознать всё, что вовне?
30. "Целое сложное переплетение ясно говорит о сильных связях, которые изживаются многими жизнями" ("Мир Огненный", III. 550). Что помогает развязыванию нежелательных кармических связей? Что может помочь избежать завязыванию новых нежелательных кармических связей?
31. Как различить волю Высшую, волю духа и волю рассудка?
32. Прошу разъяснить фразу из книги "Надземное", 710: "Урусвати знает, как различать разные слои мышления. (…) Гораздо значительнее глубинный слой мышления, который выражен чувством. Он гораздо сильнее владеет человеком; из него истекают поступки, влияющие на Карму." Мышление прочувствованное выражает истинное побуждение?
33. "Уже много раз говорил о вреде разделений. Если жизнь вечна, если мы понимаем друг друга не условными звуками, но чем-то поверх языка, то мы обязаны прилагать силу к единению. Не прав разделяющий. Не прав допускающий разделение. Правильно, чтобы лучшие и были вмещающими. Не время, подобно обычаю пещерных жителей, красоваться избранными работниками. Работники все, по всей Иерархии, только никто да не помешает исполнению огненных желаний" ("Мир Огненный", I. 187). Объясните, пожалуйста, как применить к жизни: "мы обязаны прилагать силу к единению".
34. Как понять: "Не время, подобно обычаю пещерных жителей, красоваться избранными работниками"?
35. "...Светлые нити, идущие от ауры светлого духа, используются тёмными и по ним наносятся ему удары. Магнит должен быть замкнут. Если энергий своих на тёмных не направлять, то и ударов не будет" ("Искры Света", вып. 4, с. 5).
36. "Сознание приготовьте к неожиданностям. Цель одна - к Приходу людей подготовить. Будет Музей и репродукции всех размеров" ("Искры Света", вып. 4, с. 5). - О каком Музее идёт речь? О нашем?
37. "Цель тёмных - отторгнуть от Иерархии" ("Искры Света", вып. 4, с. 6). На данном этапе в каких наиболее характерных формах выражается эта цель? Эти особенности так важно знать.
38. Как известно, лучше быть холодным или горячим, чем быть тёпленьким. Как же перестать быть тёпленьким?
39. Является ли кармой уход человека в секту или к сатанистам и можно ли его оттуда вытащить?
40. "Нельзя не заметить, какое противодействие встречает каждое сознательное движение к Свету. Кроме обычных действий от тёмных, можно бы заметить труд Хаоса, и в этом законе противодействия Непроявленного заключается наше самоутешение и опыт в терпении" ("Сердце", 168). Как проявляется противодействие - как труд Хаоса?
41. Что значит - "в этом законе… заключается наше самоутешение"?
42. Как быть с такой формулой, которую я посылаю каждый день: "Земля спасена, тёмные с планеты уйдут"?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2000-12)
1. Из "Криптограмм Востока": "Уже вечер настал. Христос сидел на пороге. Проходил книжник и спросил: ''Почему сидишь на прохожем месте?'' Отвечал Христос: ''Ибо Я порог к духу. Если хочешь пройти, пройди через Меня''". Из "Граней Агни Йоги", I (Март 30): "Путь к Свету один - через Владыку, ибо Он и есть Путь". Здесь же сказано: "В сознание Образ Владыки принявший вступает на путь". Что значит "образ Владыки принявший"? Что здесь подразумевается и что имел в виду Христос, когда говорил: "Я есть Путь".
2. Дорогая Наталия Дмитриевна, хочется выразить Вам и всем сотрудникам СибРО благодарность за прекрасно изданные книжечки "Искры Света". У нас есть Учение Живой Этики, "Грани Агни Йоги", и всё-таки краткие конспекты Ваших бесед с Борисом Николаевичем Абрамовым производят совершенно особенное впечатление на наше сознание, на нашу духовную жизнь в целом. Каждая строка как светоносный концентрат огромной силы. Эти слова и мысли, выраженные так кратко, проникают в самую глубину сознания, что-то будят в нём, дают новое понимание тому, что казалось давно понятным. Могу сказать, что благодаря им для меня поистине началась новая жизнь. Наталия Дмитриевна, объясните, в чём заключается такое сильное, почти магическое воздействие этих "Бесед" на нас? А я знаю отзывы очень многих людей об этих книгах.
3. Человек, устремившийся к достижению какого-либо качества, например равновесия, начинает работать над собой в этом плане, а жизненные обстоятельства вдруг начинают с особой силой вызывать неуравновесие (болезни, поведение близких и др.). Это случайно или нет, и почему так происходит? Пожалуйста, поделитесь опытом работы над качеством равновесия.
4. Самосовершенствование - это наша задача; нужно ли и можно ли планировать работу над собой или смотреть по жизни, какие она поставит перед тобой проблемы? Если планировать такую работу возможно, то как это делать? Представлять себя овладевшим тем или иным качеством, в конкретной ситуации с конкретными людьми? Как часто?
5. Нужно ли отказаться от общения с матерью, которая не верит в положительную реализацию идей своего ребёнка?
6. Книга "Братство", § 86: "Пощада не лёгкое понятие, лишь очень дальнозоркие могут присмотреться к следствиям пощады. Когда великодушие произносит - ''пусть живёт'', не будет этот приговор трудным. Может быть, именно в этот час могло наступить разрушение, но дальновидец понял, что положительное больше отрицательного. Для близоруких такая пощада неуместна, но для дальнозорких она как стрела в цель". Просьба пояснить параграф.
7. "Братство", § 572: "Отрёкшийся от сотрудничества неминуемо впадёт в рабство. Пусть осознают различные виды рабства, иначе заклеймённый раб будет воображать себя свободным и даже так привыкнет к своим оковам, что будет считать их почётной цепью. Нужно понять, что при общественной жизни может быть или свободное сотрудничество, или рабство во всех его видах". О каком рабстве тут говорится - у своих дурных привычек?
8. "Грани Агни Йоги", VIII, § 192: "В Учении много говорится о верности и преданности, и всё же, несмотря на все предупреждения, число отходящих и отпадающих велико. Верить и быть верным вопреки очевидности способны только немногие. Остальные просто не выдерживают испытаний и, не выдержав, отпадают, как сухие листья. Рассудок измыслит много логических доказательств, весьма притом убедительных, чтобы заслонить от себя действительность. Но при всей убедительности своих домыслов несомненно одно: свет потухает в усомнившемся сердце, аура тускнеет и сереет, и тьма наполняет сознание. Следствия земной логики оказываются трагическими для духа. Требуется доверие до конца и всему вопреки. Потому-то пальцев даже на одной руке слишком много, чтобы сосчитать учеников. Так Полагает Учитель". Сказано: "Свет потухает в усомнившемся сердце". В чём оно усомнилось? Как избежать домыслов, которые заслоняют действительность?

СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2000-11)
1. Поясните, пожалуйста, параграф 70 из книги «Агни Йога»: «Умейте сокрыть сознание, когда нужно послать стремительную стрелу. Только недоучки пытаются разложить на окнах сухие веточки напыщенности. Чей дом наполнен знанием, тот не боится отрезать ломоть мысли». Что значит «сокрыть сознание» и «разложить на окнах сухие веточки напыщенности»?
2. Книга «Искры Света», выпуск 2–3, запись от 24.01.1954: «Полезно иметь несколько работ начатых». Каких работ?
3. Книга «Беспредельность», 318: «На учёте человеческих достижений стоит завоевание сфер высших напряжений. Когда человечество привыкнет к сознанию трансмутации из низшего к высшему, тогда можно будет послать духоразумение». Что такое духоразумение и почему оно будет послано? Разве оно не возникает у каждого самостоятельно через познание и осознание Истины?
4. «Искры Света», выпуск 2–3, 24.02.1952: «Когда видите, что ваши силы слабеют, помните, что побеждает самость». Расширьте и уточните наше понимание по этому вопросу.
5. В книге «Зов» говорится, что нужно действовать не порывом, а устремлением. В книге «Искры Света» (выпуск 2–3, 13.04.1952) сказано: «Кристаллизация устремления — это мощный двигатель сознания, даже в периоды упадка». Что есть «кристаллизация устремления»? Какие действия на физическом плане, а какие на внутреннем способствуют формированию и усилению кристалла огня?
6. «Искры Света» (выпуск 2–3, 3.06.1952): «Музыкальное произведение может быть выражено словами. И этим можно овладеть сознательно. Например: ''Чуден Днепр'' Гоголя, ''Мечтатель'' Достоевского, ''Суламифь'' Куприна. Можно настроить себя на любую волну». Поясните, что здесь имеется в виду.
7. «Искры Света» (выпуск 2–3, 21.01.1957): «Каждая клетка и орган тела имеют своё сознание. (...) Соединяя своё сознание с сознанием клеток или органов, можно пробудить их к светоактивности. (...) Это важно при болезнях, которые являются затуханием активности клеток и органов». Поясните, как объединять своё сознание с сознанием клеток или органов тела?
8. Если книжечка «Силы Небесные» вышла, значит, скоро Восход, значит, Ангелы с нами, близко, и нам помогают? Спасибо за чудную книгу.
9. С чего начинается рост доверия между сотрудниками? Как помочь друг другу в этом? Ведь все мы читаем одно Учение, и нас так мало на самом деле, и выстоять мы можем только коллективом.
10. Как научиться увлекательно работать над своими качествами?
11. «Искры Света» (выпуск 2–3, 8.05.1954): «Надо осознать каждый опыт яро». Что значит «осознать яро»?
12. «Искры Света» (выпуск 2–3, 18.05.1952): «Терзание будущим есть обширная область психической активности человечества». Поясните эту мысль.
13. «Искры Света» (выпуск 2–3, 14.03.1954): «Откровенностью открываем себя для удара». Как отличить откровенность от обмена мыслями, мнениями и информацией?
14. «Искры Света» (выпуск 2–3, 7.05.1958): «Огненное напряжение возрастает. Нужно очень следить за собой и устанавливать полное спокойствие и равновесие. При чересчур повышенном стремлении к активности проявлять десятую часть того, что хочется делать. Всё время сдерживать себя, иначе вредно отразится на организме, разорвёт. Это состояние приучает к постоянному состоянию на черте взрыва». Это положение относилось к Борису Николаевичу и к Вам, Наталия Дмитриевна, или ко всем изучающим Учение? И как понять, когда ты находишься в состоянии повышенной активности и отличить от деятельного творческого состояния? Что значит «быть на черте взрыва»?
15. Книга «Сердце», параграф 469: «Нужно признать Свет как живую субстанцию. Нужно понять восхождение как единственное движение суждённое. Трудно нужду понять как свою ошибку!» Как понять выражение «трудно нужду понять как свою ошибку»?
16. В Харбине жил Владимир Константинович Рерих. Вы знали его? Как сложилась его жизнь?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2000-10)
1. Поясните, пожалуйста, как научиться видеть человека многогранно?
2. В 3-м выпуске «Искр Света», в записи от 22 мая 1957 года, Вы пишете: «При наблюдении над жизнью обнаруживаются определённые психофизические законы, неизвестные нам. (...) К примеру, ''сглаз''. Почему сглаз разрушает такие положительные явления, как здоровье, удача, благополучие и прочее?» В чём сущность этих законов и как они называются?
3. «Искры Света», 1-й выпуск, запись от 11 февраля 1951 года: «Тёмные стремятся нарушить спокойствие всеми мерами. Надо различать тёмный телеграф. Избираются почти беленькие. Их особенность — противоречие». В чём эта особенность тёмных заключается; что в данном случае означает слово противоречие?
4. «Искры Света», выпуск 1, запись от 28 января 1949 года: «Личные построения не нужны. Царство личности кончилось. Наступает царство объединения сознаний, царство коллектива». Над чем нам сейчас в первую очередь следует потрудиться в обществах в плане создания коллектива? На что обратить внимание? Ведь даже если все уже этого хотят, не всё пока получается.
5. Сохранится ли единение между людьми, если они прекратили совместные семинары по Учению?
6. Почему до встречи с Учением делаешь много недостойного? Это значит, что ты к Учению подходишь первый раз?
7. Как преодолеть чувство неприязни к людям?
8. «Искры Света», выпуск 2-3, запись от 21 апреля 1957 года: «Болеет тело, а не дух. Дух болеть не может». Почему тогда говорят о духовных язвах и здоровье духа?
9. Из писем Е.И.Рерих: «Только очень сильные духи могут вступать на путь Служения». Как определить, сильный ли ты дух, по плечу ли тебе ноша пути Служения или ты можешь только читать книги Учения? Что есть путь Служения?
10. Как избавиться от назойливых мыслей страха за своих детей? Почему они приходят?
11. «Искры Света», выпуск 2-3, запись от 27 октября 1957 года: «Пространственная порядочность» — поясните, пожалуйста.
12. При встрече с определённым человеком начинается ломота в руках и ногах. Что это может значить? После физического прикасания и некоторого присутствия этого человека сильная боль не прекращалась несколько дней и даже начиналась после разговора с этим человеком по телефону, но в меньшей степени. Что это за явление и как к этому относиться?
13. Пожалуйста, скажите, в чём может заключаться Служение делу Владыки, если человек по каким-либо причинам не находится в СибРО и не может реально помогать строительству Музея Рериха? И с другой стороны, если кто-то находится в Обществе, значит ли это, что он служит делу Владыки, делу Света?
14. Если кто-то находится в Обществе, значит ли это, что он служит делу Владыки, делу Света? Конечно, понятно, что не место красит человека, но всё-таки СибРО — это особое место, значит, и внутреннее состояние тех, кто в нём находится, должно быть особое. Значит ли это, что эти люди особенные, то есть лучше других?

Статьи 141 - 156 из 156
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | Конец