Когда радость будущему живет в сердце, тогда каждое преграждение есть лишь ступень к восхождению. Мир Огненный, ч.3, § 239 |
1. Из чего складывается подвиг?
Из преодоления себя во имя Общего блага или блага другого человека. Таков бывает материнский подвиг или гражданский, то есть подвиг на войне.
2. Как можно в повседневной жизни быть героями?
Выполняя свой повседневной долг с радостью, без раздражения, без саможаления, без огорчения.
3. Из каких положений состоит дисциплина по Агни Йоге?
Дисциплина — это прежде всего овладение собой, победа над своими личными чувствами, импульсами, переживаниями и своим характером (на который часто ссылаются ради самооправдания: «У меня, мол, такой характер»).
4. Как рассматривает Учение Живой Этики молитву?
Молитва есть обращение к Высшему в любой близкой и доступной данному человеку форме. Она может быть или безмолвная, сердечная, или выражена в словах известных человеку молитв.
5. «Ум и сердце не борются только плывя океаном творчества» (Листы Сада М. Зов. 16.02.1922). Поясните, пожалуйста, эти слова.
В процессе творчества принимают участие и ум, и сердце, дополняя и обогащая друг друга.
6. «Но среди достижений оставь время для молчания духа» (Листы Сада М. Зов. 14.10.1922). Что такое молчание духа?
О молчании духа в книге «Зов» говорится: «Отец, отныне я сокращу мои песнопения и отрешу длинноты славословий. В подвиге будет молитва моя, и начну её молчанием».
7. «Лучшие явленные аппараты заключены в мозгу» (Листы Сада М. Зов. 26.04.1922). Что это значит?
Здесь указывается, что «лучшие явленные аппараты заключены в мозгу» и в положенный срок они начнут действовать.
8. В книгах Учения Живой Этики говорится о необходимости лёгкой пранаямы. Что это такое?
Пранаяма — это дыхательное упражнение, при котором человек представляет себе, что он вдыхает жизненную силу, то есть кислород, а выдыхает отработанные шлаки, или углекислый газ. Это можно делать во время любой прогулки или при открытом окне или форточке. В Индии практикуется много различных видов пранаямы, которые в обычной жизни не требуются.
9. «Не надо дерзать в обычной жизни — проще будьте» (Листы Сада М. Зов. 6.02.1921). Как это понять?
Если требуются какие-то незначительные обычные действия — зачем при этом употреблять особое дерзание, чтобы их произвести. Например, применять какую-то особую энергию для приготовления обеда или уборки квартиры. В каких случаях мы дерзаем? Когда нам приходится совершать какой-то необычный героический поступок, требующий применения особой энергии, преодолевать какие-то препятствия или опасности, жертвовать собой, броситься в бой или заступиться за кого-то.
10. «Жить психожизнью всего сердца — значит перенести сознание в сердце» (Грани Агни Йоги. VIII, 653). Поясните, как это применить на практике?
Стараться всё, что происходит — почувствовать сердцем; не только головой, не только разумом или рассудком, а именно сердцем. В сердце живёт доброта и любовь, и оно стремится помогать ближнему. А рассудок может отвергать эти проявления. В этом разница между жизнью рассудка и жизнью сердца.
11. «Хатха йоги заняты контролем жизненного дыхания лёгких, тогда как древние Раджа Йоги понимали его как дыхание ментальное...» — сказано в Письмах Е.И.Рерих (1.08.1934). Что такое ментальное дыхание?
Если астрал ещё более-менее у человека оформлен, то ментал в большинстве случаев слабо проявлен; это ещё не наш уровень, поскольку мы живём, к сожалению, не столько в ментале, сколько в астрале и в физическом теле.
12. На пути к Йоге может быть тот, «кто не принимал участия в ложных явлениях религии» (Агни Йога, 182). Что имеется в виду под ложными явлениями?
Те религиозные обряды, которые совершаются с уверенностью, что благодаря им простятся все грехи и человек попадёт в рай и будет наслаждаться вечным блаженством. Или инквизиция, когда якобы «во Имя Христа» совершались самые страшные злодеяния.
13. Чем сейчас можно помочь отчаявшимся людям, какие слова найти, если человек не знаком с Учением?
Говорить с человеком нужно по его сознанию и на доступном ему языке. Надо найти доходчивые слова и в самой простой форме рассказывать ему о вечной жизни и причинно-следственной связи (то есть карме), как законе жизни.
14. В книге «Агни Йога» (177) сказано: «Утверждайте правильность всего нового строя жизни. Особенно разите подделывателей чужих ценностей». Поясните, пожалуйста, последнюю фразу.
Есть книги, затрагивающие темы, имеющиеся в Учении Живой Этики, но дающие изложение их в извращённом виде. Тем самым они препятствуют подлинному пониманию того, о чём говорится в Учении.
15. Взаимосвязаны ли процессы познавания и расширения сознания?
Ясно, что без познавания не может быть и расширения сознания. Когда расширяется и растёт наше сознание, тогда мы познаём; и познаём без конца в разных отраслях и знания, и философии, и законов бытия.