Вернее судить о высоте духа по его терпимости, вмещению и великодушию, а также и по действенному противлению злу. Рерих Е.И. Письмо от 31.07.1937 |
1. В одном из выступлений Н.Д.Спириной говорилось о важности несения Учения Живой Этики каждым человеком на своём месте. Поясните, как это может быть осуществлено на деле: педагогом, инженером, предпринимателем и т.д.
Я думаю, что это, наверное, многим будет понятно, например педагогам, как говорить о Живой Этике по уровню сознания каждого данного класса. Ведь от умения преподавать и говорить с учениками зависит будущее того поколения, которое выращивают учителя. И именно педагогам даются самые широкие возможности применять Живую Этику: в их обращении с учениками, в их отношении к преподаваемому предмету. Такие же большие возможности даются и врачам в их врачебной практике. Ведь можно формально отнестись к больному, а можно принять участие в его бедствии: продумывать, искать какие-то новые способы лечения, уметь успокоить больного, вселить в него надежду на выздоровление. Нам очень хорошо известны врачи и той, и другой категории. Одни относятся формально, а другие ищут очень активно, как помочь. Так же и инженеры - одни работают на пользу делу, то есть для общей пользы, а другие изобретают орудия уничтожения. Это мы хорошо знаем. Теперь у нас появилась новая категория деятелей: предприниматели. Кто они такие, что и во имя чего предпринимают? Если только что-то для собственной выгоды и с ущербом для других, то понятен их вред. А если то, что они делают, идёт на пользу людям, то значит, они полезны и выполняют то, что от них требуется. Мы знаем многих предпринимателей, которые совершают очень полезные дела; например, помогают нам строить Музей, поскольку у нас самих нет никаких средств для этого. Некоторые предприниматели вошли в группу попечителей строительства нашего Музея, помогая нам материально. Это пример благой помощи, без которой мы не могли бы построить Музея.
2. Просьба разъяснить строчку из стихотворения Н.Д.Спириной "Эта жизнь" из сборника "Перед Восходом": "Кто виноват, что свиньи, обратясь, топтали нас за слабость и за сдачу?!"
Эта строчка обусловлена евангельским текстом: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Матф. 7: 6). Что такое слабость? Тут подразумеваются все наши слабости, всё, что мы себе позволяем делать, уступая нашим низшим склонностям или инстинктам. Всё это потом нам отливается. Мы очень много за это платим. Мы знаем, как платит каждый, кто склонен к пьянству, или к разврату, или к роскоши, или к другим подобным грехам. И "сдача" заключается в том, что мы предаёмся этим нашим слабостям, сдаёмся их натиску, а не боремся с ними; ведь в каждом человеке имеет место и высшее и низшее начало, и каждое начало хочет проявляться. Во многих это низшее начало не побеждено, и люди сдаются ему; и вследствие этого люди начинают пить и воровать, распутничать и отвлекаться от своих дел, не выполнять свой долг, недобросовестно работать и т.д. Всё это - "сдача" своим низшим, неизжитым свойствам.
3. "Листы Сада Мории. Зов" (17.07.1922): "...Доброта и ум не приводят к Нам - явление духовности необходимо; но это качество приходит в минуту готовности духа". Что такое духовность и готовность духа?
Обращение к Иерархии уже есть признак духовности, потому что это обращение к казалось бы чему-то невидимому, незнаемому. Но наш дух знает о существовании Иерархии Света и уверен, что Она поможет; это знание является признаком духовной развитости. А люди бездуховные, которые отрицают всё это, люди неверующие, - это те, у кого духовность ещё не пробудилась. Готовность духа проявляется тогда, когда дух уже созрел для понимания. Если он ещё до этого не дорос и находится на стадии только узкоматериальных понятий, то никакой готовности духа у него быть не может. Он сам себе отсекает возможности духовного продвижения, когда отрицает Высший Мир.
4. "Агни Йога", 382: "Не возраст, не болезнь, но предрассудки пресекают нить счастья. Самораздражение есть дочь предрассудка. Невозможно отказаться от раздражения, не искоренив предрассудки". Поясните подробнее фразу о самораздражении.
Когда есть склонность раздражаться на что-то, человек, вместо того чтобы как-то с этим бороться и сдерживать себя, наоборот, часто разжигает в себе это состояние: "Мне не так сказали, не так сделали, не так меня поняли" и т.д. Тем самым он себя подогревает, усиливая своё раздражение. В таких случаях надо подумать о том, стоит ли раздражаться. А человек обычно сначала допускает раздражение, а потом или начинает бороться с ним, или совсем не борется.