Не сосредоточенность, не приказ воли, но любовь к Иерархии рождает непосредственное Общение. Мир Огненный, ч.2, 296 |
1. "Можно растить любое чувство. Бесстрашие тоже воспитывается. Можно задавать себе задачи бесстрашия, вместо наполнения чувством ужаса" (Аум, 93). Как задавать себе такие задачи?
Представлять себя в каких-то опасных положениях, из которых человек находит успешный выход и становится победителем обстоятельств противных.
2. "...Торжественность нужно воспитать" (Мир Огненный. II, 325). Как воспитывать торжественность?
Путём развития и утверждения в себе компонентов, её составляющих. Эти компоненты, как сказано в "Гранях Агни Йоги" (т. IV, 41), - любовь, преданность, устремление. Развивая их, мы постепенно вырабатываем в себе великое и редкое качество торжественности, без которого невозможен контакт в Высшим Миром.
3. "…Высшая защита и восхождение заключается в нераздельности устремления" (Сердце, 582). Как достичь нераздельного устремления?
Прежде всего нужно захотеть приобрести и утвердить эту нераздельность. Затем мы должны усвоить, что для этого достижения нужны три указанные в этом параграфе элемента: "сердце, Иерархия и понятие нераздельности". Вспомним слова Христа: "Я и Отец - одно" (Евангелие от Иоанна 10: 30.).
4. Как понять слова "Не по ничтожеству, но по славе явите рвение" (Зов, 14.11.1921)?
Ничтожество - это земная жизнь со всеми её ничтожными устремлениями, желаниями, то есть жизнь обывателя; а слава - это духовная высота, духовное возношение, прозрение, озарение, приближение к Иерархии. Не стремитесь к ничтожному, а стремитесь к великому, непреходящему, духовному. Часто люди устремляются к земным достижениям и совершенно забывают о своём бессмертном духе, не думают, чем и как питать его.
5. "Надо всякими усилиями изгонять всякое зарождение самомнения..." (Озарение, 2-IV-4). Как изгонять самомнение?
Самомнение проявляется тогда, когда человек начинает воображать о себе, что он очень хорош, лучше чем другие, и работать над собой ему незачем. В Евангелии приведена молитва фарисея, обуянного самомнением. Она звучит так: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь" (Евангелие от Луки 18: 11.). А мытарь смиренно молился Господу: "Боже! будь милостив ко мне грешнику!" (Евангелие от Луки 18: 13.) - и был оправдан, а фарисей осуждён. По этому поводу у меня написано стихотворение.
Сражённый собственной гордыней Для эволюции умрёт; Его труды покроет иней - Раздутой самости просчёт. Поверив льстивому прельщенью В угаре яром самомненья, Падёт на землю мёртвый плод. (Н.Д.Спирина. Капли)
6. Вопрос, вызванный словами из нового стихотворения Н.Д.Спириной "Ничего для себя не желать...", помещённого в этом номере журнала на с. 13: Как достичь этого состояния?
Когда мы привязаны к себе, мы как связанная птица, которая не может летать, потому что прикреплена к какому-то определённому месту, в данном случае к себе. Это очень мучительное состояние, потому что человек, занятый только своими проблемами, не замечая всего остального мира вокруг себя, непрестанно что-то переживает, и эти переживания не перестают терзать его. А ведь "жизнь прекрасна и удивительна" (В.В.Маяковский. Поэма "Хорошо".), и замкнувшийся на себе невероятно обедняет этим самого себя. Надо думать не о себе, а полюбить мир, в котором мы живём, людей, с которыми мы соприкасаемся, почувствовать себя частью этого мира, потому что в действительности мы существуем не сами по себе отдельно, а в совокупности со всем другим, что в этом мире находится. Например: хотя мы и в разных городах, но живём в одной стране. Нужно вырабатывать в себе ощущение мирового братства. Думать о красоте, о мире, о творчестве.
7. Вопросы к словам из книги "Надземное" (§ 117): "Наша внутренняя жизнь содержит тонкое отображение земных путей во всей их разновидности, потому Мы советуем иметь ум быстрый и подвижный".
Что помогает сделать ум быстрым и подвижным?
Не думать всё время об одном и том же, а легко переключаться на другие предметы.
Способствует ли работа на Общее Благо иметь такой ум?
Конечно способствует, потому что работа на Общее Благо очень многообразна, и пути и обстоятельства, ведущие к Общему Благу, самые разнородные.
Как отличить суету от умной подвижности?
Мысленная суета - когда человек мечется от одной мысли к другой без всякого толку. При умной подвижности человек умеет найти полезное решение по самым разным проблемам; умеет сконцентрироваться и спокойно найти решение по данной проблеме.
8. "Множество действий без мысли остаются на поверхности Бытия, не отличаясь от действий мира животного. Но если говорим о чувствознании и о сердце, то необходимо утвердить мысль, как мощь и сотворчество Бытия. Заметьте, говорю не о рассуждении, не о мышлении, но о мысли…" (Сердце, 47). Как различить рассуждение, мышление и мысль?
Мысль - это нечто оформленное, в то время как рассуждение - ещё только поиски решения какой-то проблемы. Мышление - это процесс, а мысль - это уже решение проблемы, которой занято мышление.
9. "Явление нарушения народного выражения гласом вождя сказывается тяжкими последствиями" (Мир Огненный. III, 51). Как это понимать?
Вождь должен считаться с народными чаяниями, то есть принимать их во внимание, иначе будут тяжкие последствия.
10. Поясните, пожалуйста, на примере слова из книги "Искры Света" (вып. 6, с. 20): "Разновесие происходит тогда, когда сила возвышающая парализуется движением вниз. Дом разделённый в себе не устоит".
То есть когда наши низшие устремления берут верх над высшими. Примером того, что происходит, когда "сила возвышающая парализуется движением вниз", приведено в моём стихотворении:
Ты отсекаешь низшее в себе, И высшее, свободное от груза, Возносится к назначенной Судьбе С надземным миром в благостном союзе. Но если Высшее (о, нет! о, нет!) Ты отсекаешь - ты ломаешь крылья И камнем вниз... И рушится на дне Судьба твоя обломками и пылью. (Н.Д.Спирина. Перед Восходом)