Каждая радостная утрата есть безмерный выигрыш. Листы сада М. Озарение, ч. 2, гл. 7, п. 2 |
1. Поясните, пожалуйста, в чём может быть корень мнительности, какое противоположное качество нужно развивать и укреплять?
Корень мнительности - преувеличенный страх за себя или кого-то из близких. Мнительный человек - это тот, который находится в постоянном страхе и ожидает всяких бед и напастей, чего-то страшного, опасного, неблагоприятного, в основном для себя. Противоположным качеством является оптимизм, когда человек верит, что всё будет хорошо.
2. "Мир Огненный", I, 272: "...Огонь Любви самый совершенный. Вы хотите оберечь Иерарха и делаете это не из страха, не из выгоды, но из любви. Страх и корысть на месте любви будут чёрным огнём. То же будет и при прочих недостойных замещениях. Всякий огонь магнетичен, потому нужно так избегать магнетизм чёрного огня. Он не перерабатывает частиц эманаций плотных, наоборот, и тем загромождает пространство". Поясните, пожалуйста, на примере этот параграф.
Примером проявления чёрного огня может служить корысть, доведённая до апогея. Ярчайшим примером тому служит Иуда, продавший своего Учителя за 30 серебряных монет. Страшнейшим примером зависти, согласно Библии, является первое братоубийство на земле, когда Каин убивает своего брата Авеля из зависти, когда выясняется, что жертвоприношение Авеля было принято небом, а жертва Каина отвергнута. Подобным страшным примером является зависть Сальери к Моцарту, которая довела Сальери до убийства гения музыки.
Величайшим примером любви является подвиг Христа, который сказал: "Нет большей любви, чем отдать душу свою за други своя" - и явил это на собственном примере, приняв страшную казнь для искупления грехов всего человечества.
3. О каком граде Китеже упоминается в "Искрах Света" (выпуск 4)? Существует ли этот город и какое значение он имеет?
Н.К.Рерих в своей статье "Подземные жители" упоминает легенду о городе, который скрылся под воду, спасаясь от нашествия татаро-монгольских орд. В символе града Китежа скрыто значение наступления светлого века - Сатья Юги, когда, по словам Елены Ивановны Рерих, ярые лучи нового мира уберут весь сор с планеты, и этот город оявится во всей своей силе и красоте.
4. "Мир Огненный", III, 256: "Когда сознание стоит, оно равняется каменному состоянию". Поясните, пожалуйста.
Когда сознание не растёт, не обогащается новыми знаниями, остаётся в кругу прежних понятий, тогда его состояние может называться каменным.
5. "Мир Огненный", III, 257: "...Нужно освоиться с применением Высших Начал". Просьба объяснить.
"Освоиться с применением Высших Начал", то есть с указаниями, данными нам Великими Учителями, которые заключены в Учениях Христа, Будды, Кришны, Майтрейи и других, дававшихся человечеству в прежних эпохах.
6. "Община", 130: "Как следует нести Учение - наедине".
Нести Учение наедине - значит находиться в состоянии выполнения Учения не только устно или письменно, а настраивая своё сознание в Его ключе. Когда тебя никто не видит и не слышит, оставаться таким, каким указано в Учении.
7. "Община", 134: "Явление нужно понять не в смысле назойливости, но в отношении качества быть невидимым". Как это понять?
В статье Н.К.Рериха "Он" ("Листы Дневника", том I) рассказывается о невидимом присутствии Посланника, выполняющего сокровенное поручение, данное Свыше.
8. "Община", 135: "Качество мышления образуется одиночеством во всей разумной устремлённости".
Надо уметь мыслить наедине, а не только в беседах с другими. Великие мыслители размышляли обычно в одиночестве и только потом делились с людьми плодами своих раздумий.
9. Просьба дать список рекомендуемых Наталией Дмитриевной Спириной молитв для ежедневного прочтения и при различных ситуациях жизни.
Молитв много, и каждый выбирает то, что ему больше всего помогает войти в контакт с Высшими Силами. Это индивидуально, и каждый должен выбрать то обращение, которое больше всего ему помогает. У Толстого есть рассказ в книге, изданной в СибРО, "Три старца", которые знали только одну молитву и были преисполнены такой веры, которая помогла им бежать по морю как посуху.
10. "Листы Сада Мории. Зов", 1.01.1921 г.: "Жизни счастье найди в творчестве и око обрати в пустыню". О какой пустыне идёт речь? О пустыне собственного духа или о пустыне, в которой ничто земное не отвлекает?
Густонаселённые города не способствуют творчеству, но своим шумом и суетой отвлекают от глубинных размышлений. Мыслители всегда стремились к уединению, тишине и чистоте Природы.
11. Поясните, пожалуйста, слово "смещение" из книги "Беспредельность" (656, 661): "Когда смещение приводит в действие все силы, тогда неминуемо Космос притягивает нужные силы для будущего. (…) Потому когда устремление насыщает утверждённое явление, то происходит смещение". "Истинно, смещение строит свои башни на основании Космических Магнитов. Так беспредельно смещение заменяет уходящие силы".
Эволюция - это постоянная замена старого новым, то есть смещение уходящего, отжившего, и утверждение на его месте новой жизни. Смещение постоянно происходит и в науке, и в технике, и в искусстве, и в духовной сфере, сообразуясь с космическим законом, утверждающим то, чему необходимо наступить в данное время взамен отжившего старого.
12. "Агни Йога", 180: "Я принимаю на себя дерзость противопоставить мою самость бешенству зла". Что подразумевается под самостью здесь?
Тут, видимо, самость употребляется не в отрицательном смысле, а в смысле своей личности, своих индивидуальных накоплений.
13. Поясните, пожалуйста: сила сокровища Камня Чинтамани неисчерпаема и не требует пополнения извне или она увеличивается от побед и устремлений светлого духа или Посланника?
Нам не даны точные сведения о свойствах Камня, который несёт Чинтамани с гор, и поэтому мы не можем ответить, неисчерпаема ли сила этого Камня и не требует ли она пополнения.
14. Существуют ли случаи, когда можно или нужно говорить неправду?
Существуют. Например в медицине, когда больному не всегда можно сказать правду о состоянии его здоровья. Не всегда можно сказать правду, если это может повредить психике человека и вызовет тяжёлое переживание, могущее повредить здоровью.
15. Поясните, пожалуйста, фрагмент из "Искр Света" (выпуск 7, с. 58-59): "Произведения искусства нагнетают психическую энергию. Но есть картины, которые очень интересны, но подъёма психической энергии не дают. Это ненастоящее искусство. Настоящее насыщает огнём. Но это только для ученика или йога, но не для обывателей. Нужен элемент красоты - и это уже безусловная полезность. На картины Николая Константиновича Рериха просто смотреть - уже заряжаться". Как сопоставить фразы "Но это... не для обывателей" и "просто смотреть - уже заряжаться"? Что значит "просто смотреть"? Ведь если смотрит человек понимающий - он уже не просто смотрит, а думает, проникается, настраивается. А просто смотрит, скользит взглядом без проникновения как раз обыватель. Значит, и он всё-таки заряжается? Но почему же тогда сказано "настоящее искусство насыщает огнём. Но это... не для обывателей"? И ещё, полезны ли хоть в какой-то степени для обывателя те картины и произведения искусства, которые "интересны, но подъёма психической энергии не дают", если они заставляют о чём-то задумываться, например?
Обыватель скользит по картине взглядом, не любуясь ею и не стараясь вникнуть в её содержание, поэтому она и не может произвести на него должного воздействия. Тут можно заменить слово "просто" словом "только смотреть", не задерживая на ней внимания, не концентрируясь на произведении искусства.
На вопрос "полезны ли хоть в какой-то степени для обывателя те картины и произведения искусства, которые ''интересны, но подъёма психической энергии не дают''" можно сказать, что они полезны для ознакомления с различными течениями в живописи.