Обращение к Высшему Миру должно вызывать восторг и увеличение сил к выражению прекрасного. Такие качества рождаются не страхом, но любовью. Мир Огненный, ч. 2, 292 |
1. «Над всеми ограничениями кармы может восторжествовать дух, если знает пути. Уже говорил, что, идя со Мной, уже не раз преодолевали Светила» («Грани Агни Йоги». 8.12.1960). Что значит преодолевать Светила?
Если быть с Учителем, можно победить даже свою карму.
2. Чем отличается осуждение от обсуждения?
Осуждение неконструктивно тем, что люди начинают концентрироваться на недостатках осуждаемого объекта, и этим самым они могут даже усилить эти недостатки. Они думают о чём-то плохом, что в нём есть, и это, конечно, усиливает это плохое. Поэтому осуждение очень неполезно ни самим людям, ни тем более объекту осуждения, которого они просто ещё больше тянут вниз и втаптывают в грязь.
3. Что означает понятие «достоинство духа»? Что объединяет качества, слагающие достойный облик?
Нужно помнить, что человек — это дух, а не его оболочка, и качества духа важны больше всего. И концентрируясь на своём духе, но не на личности, мы тогда и стараемся вести себя достойно, помня, что мы — бессмертный дух, помня о своём назначении, тогда мы можем и достоинство духа утверждать.
4. Расскажите о взаимосвязи Живой Этики и трудов Вивекананды и Рамакришны. Есть ли противоречия? Какое значение для развития человека имеет индусская философия в настоящее время?
Это было дано для Индии — и Рамакришна, и Вивекананда. Учение Живой Этики дано для России. Учение Индии — это как бы некоторая подготовка к тому, чтобы лучше понять Учение Живой Этики. Всё в едином русле, только, может быть, разными словами — но всё об одном и том же, никакого расхождения нет. В своё время это было очень полезно, но, как говорит Будда, каждое мгновение имеет свою необходимость. Необходимость данного мгновения — это Живая Этика. Все эти подлинные Учения — из одного Источника; разными словами, для разных народов, но в корне всё едино, и никаких разногласий у нас нет. Только то, что нам ближе и даётся для данного момента, то мы и берём.
5. Как лучше изучать Учение — наедине, в группах, на семинарах?
Первичное, импульс — это самосовершенствование, с этого всё начинается, наедине с собой. И если мы решили совершенствоваться, для этого мы используем и наши контакты с обществами, и нашу работу, — всё к одной цели. Но начинать надо с себя и решить, чего ты от себя хочешь, куда ты идёшь и к чему стремишься, что любишь. «Кого ты любишь паче всех, за кем решил идти?» А всё остальное будет способствовать этому; и малые, и большие группы — каждая в своей мере нужна для каких-то целей.
В контакте с другими людьми мы выявляем те особенности, которые дремлют в нас и о которых, может быть, мы сами даже не подозреваем. Когда мы входим с кем-то в контакт, вдруг оказывается, что мы подозрительны, мнительны или, наоборот, очень заносчивы. А если бы мы сидели в одиночестве, та же заносчивость была бы не видна. А в обществе, в контакте с сотрудниками всё это очень хорошо выявляется, поэтому это очень полезно.
6. Как работать с новопришедшими людьми? Раньше мы говорили о «Космических легендах», о книге А.И.Клизовского, знакомили с биографиями Рерихов и Е.П.Блаватской. Потом возникла мысль давать темы из Учения, например о силе мысли. Можно ли это делать?
Смотря как это подать. Тему о мысли, например, можно по-разному подать. Но лучше начинать с элементарной этики, элементарных этических свойств. Очень важно, чтобы начинающие усвоили закон кармы и закон перевоплощения. Они должны знать, что всё создаёт карма, что они ответственны за всё, — это первично. Если они примут эти две доктрины, тогда уже легче будет что-то ещё давать. Они почувствуют ответственность и поймут, что если они что-то делают, то кармически получат то, что они заслужили; что они внесли, то им назад и вернётся, да ещё и с процентами. Это самое главное, на чём мы должны делать упор. И потом — самые первичные наши свойства и качества, с которыми мы в течение нашей личной жизни всё время сталкиваемся: наше отношение к другим, наше поведение. Думаю, что надо начинать с самого простого — утвердить нравственность. Иначе начнут работать над мыслью люди безнравственные — и что из этого получится? Они должны понимать, что несут ответственность за каждую свою мысль. Мне кажется, мы все, когда подходили к Учению, не с эзотеризма начинали, а от простого к сложному. Проблемы этики — это самое главное. Поэтому Живая Этика должна быть именно живая, то есть во всей нашей жизни присутствовать, а не только в виде отвлечённых догм или тем для рефератов, которые ни на кого не воздействуют.
7. «...Огонь чувствознание открывает прямой путь в Шамбалу», — сказано в Учении Живой Этики. Поясните, пожалуйста, это положение.
Что такое чувствознание? Прежде всего, надо понять: мы имеем и владеем пятью чувствами, как вам известно. Чувствознание — это уже шестое чувство, когда мы знаем что-то поверх очевидности; когда мы встречаемся с какими-то обстоятельствами и людьми и знаем о них то, что явно не очевидно, но мы чувствуем это непреложно. Сейчас события идут, казалось бы, совсем не радостные, и мы не знаем, чем это может кончиться, но чувствознание подсказывает, что всё идёт к Новой Эпохе. Мы чувствуем эту Эпоху и её наступление. И поэтому ничто нас переубедить не может. Но это мы чувствуем не пятью чувствами, а именно чувствознанием, знанием нашего внутреннего чувства, нашего сердца. Чувствознание связано с сердцем. А о сердце сказано: «вещун», «сердце знает».
8. Мы вступаем в эпоху Общины, сотрудничества. Как быть, если кто-либо из сотрудников берёт на себя роль главного, говорит с другими непререкаемым тоном, считает, что с ним все должны советоваться, ему докладывать и т.д., но сам он этого не замечает. Как быть?
Считать такого сотрудника лжеобщинником. Это не общинник, это человек, утверждающий себя. Как с ним быть? Так его и расценивать и относиться соответственно. С таким сотрудничать невозможно, потому что он сам этого не хочет.
9. Если сотрудник, ставящий себя выше других, всё-таки приносит пользу, можно ли с ним сотрудничать?
До какой-то степени и в каких-то областях, конечно, с ним можно сотрудничать, но всё-таки что-то будет подорвано в нём самом. А если он приносит пользу, то, конечно, она не отвергается и может быть использована в какой-то степени, в каких-то делах.
10. Больше всего у нас страдает чувство соизмеримости в сочетании земного и Надземного в нашей жизни. Расскажите из своего опыта, что помогает найти ту золотую середину, чтобы не погрузиться в земное и не оторваться от жизни, от наших обязанностей, и в то же время устремляться к Высшему.
От земного отрываться мы никак не можем. Если мы воплотились, мы обязаны выполнять наши земные обязанности, наш долг, и чтобы все дела шли успешно. И в то же время мы можем не отрываться от Высшего. Разве одно другому мешает? Все земные дела можно делать с молитвой, думая об общей пользе, об общем благе. Очень помогает постоянное чтение книг Учения, Писем Елены Ивановны Рерих и «Граней Агни Йоги». Это всегда помогает и настраивает нас. Как бы земные дела ни захватывали, мы это можем очень хорошо сочетать, это вполне возможно. Также и семья Рерихов — у них земных дел было очень много, и тем не менее сколько они дали нам и сколько ими сделано и создано!
11. Есть ли конкретное имя у бессмертной индивидуальности?
Должно быть, только нам оно не известно до времени. Но оно есть.
12. «Грани Агни Йоги» (17.11.1960): «Любое нежелательное качество, уявленное или отмеченное в себе в течение дня, следует уничтожить огненным прижиганием внушения». Каким образом это нужно делать?
Когда вспышка возмущения духа этими привычками очень сильна, тогда человек дерзает, что он никогда так больше не будет делать, — и он уничтожает эту привычку. Не просто рассудочно: «Да, надо от этого избавиться», а категорично. Тогда это уже непреложно. И когда это сильно сделано, огненно, — огненным желанием он дерзает сам на себя пойти и победить себя, — это и есть «огненное прижигание».