«РОДНОЙ МОЙ СЫН БОРИС...». Из писем Е.И. Рерих к Б.Н. Абрамову 4 декабря 1950 г.
Родной мой Борис, мой Бхакти-Йог, письма Ваши — мне радость. Чую прекрасную душу Вашу и радуюсь приобщению к красоте Йоги Сердца. Восторги этой Йоги ни с чем не сравнимы, и творческие порывы и созидание миров рождаются только восторгами и слияниями любви, ничем не омрачённой, очищенной от всякого земного дыма и перегара. Родной, слушай Слова Посылаемые и не допускай и тени сомнения. Великий Владыка ближе близкого и Единый и Сокровенный Источник Вечной Любви и Красоты Необразимой. Радуйтесь, радуйтесь.
ЭКСПЕДИЦИЯ АКАДЕМИКА Н.К. РЕРИХА В ГЛУБИНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Под усеянным звёздами небом караван верблюдов проникает в сердце чёрной Монголии — Гоби — в поисках таинственной крепости Дамбей-джалцана.
В пустынных просторах Центральной Азии наблюдается порой появление необыкновенных личностей, оказывающих глубокое влияние на окружающее. Дамбей-джалцан — «Знамя Учения» — был одним из таких людей. Его жизнь полна тайн, никто точно не знает, откуда он пришёл, какую цель преследовал.
Ученик. Что может помочь мне вести правильную жизнь и придерживаться правильного учения? Мудрец. Свет, сокрытый в тебе самом и в каждом человеке, приходящем в этот мир. Между светом Высшей Сущности и светом, исходящим от Махатмы, нет различия. Ибо как же ты сможешь понять Природу, если не поймёшь сначала самого Себя?
ДОСТОЙНЫЙ ОБЛИК (отрывок - 3)*
До сих пор мы говорили о достоинстве духа и тех малых действиях, которые его нарушают. Обратим теперь внимание на некоторые из положительных качеств, которые утверждают достойный облик, сопутствуют ему.
С кого же в этом случае мы будем брать пример, у кого учиться «чести, достоинству и всем прочим качествам человечности», как об этом сказано в книге «Мир Огненный»? Конечно, у наших старших Братьев, Светочей Мира...
ПРОВЕРКА
Сошлись приятели и толкуют, на чём лучше проверять уровень Культуры в странах. Один советовал разглядеть программу школ и учительский состав. Другой настаивал на уровне искусства и библиотек. Третий посылал на фабрики и в земледелие. Четвёртый напоминал о состоянии отхожих мест, ибо грязь не свойственна культурному народу. Все сходились в одном, что состояние Культуры надо проверить.
Мы продолжаем знакомить наших читателей с перепиской Наталии Дмитриевны Спириной с Зинаидой Григорьевной Фосдик.
Закончился юбилейный 1974 год, в ноябре которого состоялась встреча двух духовно близких сотрудниц. 3 января 1975 года Зинаида Григорьевна отвечает на новогоднее поздравление Наталии Дмитриевны: «Не знаю, как и сказать Вам, насколько я была тронута Вашим сердечным письмом от 17 декабря 1974 года. Ведь только совсем недавно мы сидели с Вами и беседовали в Москве, в гостинице "Украина"! Много прекрасного я узнала от Вас об огромных достижениях духа и культуры на родине, благодаря Вам познакомилась с Сибирской молодёжью, их устремлённым патриотизмом, их любовью к Николаю Константиновичу Рериху...»
Воспоминания о Феликсе Денисовиче Лукине
Мои первые воспоминания о Феликсе Лукине связаны с ним как с врачом. (...)
Я видела Ф.Д. Лукина впервые, но ушла от него полная светлой радости и доверия. От него исходили необычайная доброта и душевная теплота, каких я не встречала ни у одного врача, ибо посещала многих. Они вели себя так равнодушно и лечили по шаблону, что я потеряла всякую веру в медицину и врачей. Позже это подтвердили и многие пациенты д-ра Ф. Лукина: уходя от него, они чувствовали себя согретыми необыкновенной добротой, а главное — возникало чувство, что ему надо верить, как, может быть, в древности верили своему старейшине.
Основатель Общества Рериха в Риге Ф.Д. Лукин и его сотрудничество с Рерихами и Институтом «Урусвати»*
В 1985 году исполняется 110 лет со дня рождения известного врача и общественного деятеля Феликса Денисовича Лукина (1875–1934), первого председателя официального Общества Рериха в Латвии, имевшего самый тесный контакт, и личный, и письменный, с Рерихами. Вместе с сыном — врачом Гаральдом Лукиным (1906–1991) — они были избраны членами-корреспондентами Гималайского научно-исследовательского института «Урусвати». (...)
Рерих пишет 12 марта 1931 года Г.Г. Шкляверу в Париж: «Вы пишете о кризисе, происходящем в разных странах, за исключением нашего Рижского отдела. (...) В нашем Рижском отделе доктор Лукин далеко не богач. Он — не покладающий рук труженик, но у него есть преданность и горение сердца, и эти качества дадут ему успешность в делах его. Этот священный пламень даёт ему силы одолевать все препятствия».
Доктор Ф.Д. Лукин
На трудных и бурных перевалах какими-то неведомыми друзьями поставлены высокие камни — менгиры. Напоминают они путнику об опасностях, о долгом пути, в котором должно быть проявлено всё терпение, вмещение и преданность избранной цели. Напоминают об успехе и радости.
Так же нерушимо останется память о самоотверженной деятельности Ф.Д. Лукина, в полном смысле слова положившего душу за други свои.
К 150-летию ФЕЛИКСА ДЕНИСОВИЧА ЛУКИНА. «Кем был Феликс Денисович Лукин?..»
Кем был Феликс Денисович Лукин? Истинным Братом Человечества. Он принадлежал к числу тех Подвижников, которые во все времена Истории Человечества появлялись, как яркие Светочи, на фоне массового невежества и указывали новый путь к познанию многогранной Истины Бытия Беспредельного. Он был целителем Духа и храма его — человека. Знания свои он черпал из Сокровищницы Мира и Заветов Древней Мудрости, сочетая их с новейшими нахождениями и прилагая к современному пониманию. Огненный дух его горел единым устремлением к принесению всех сил своих на служение человечеству.
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ Н.К. РЕРИХА*
Казалось бы, всем и так понятно, что объекты культуры надо беречь и охранять. Но с началом 1930-х годов Рерих стал акцентировать особое внимание на культуре и активизировать международное движение в её защиту. Более того, он стал инициатором составления соответствующего международного юридического документа. Причём не рядового, проходного плана, а такого, который должен быть принят на самом высоком уровне и подписан президентами стран. (...)
Так что же произошло, какие глубинные причины стояли за этим? Почему было выбрано время 1930-х годов? Почему именно культура была выбрана главным объектом, а не наука, образование, экология, широкая социальная помощь?
ДОСТОЙНЫЙ ОБЛИК (отрывок - 2)
Человек не может сложить свой достойный облик, если он не понимает значения слова. «...Ответственность должна быть за каждое произнесённое слово...» — говорится в книге «Иерархия». (...)
В книге «Община» указывается, что «Учение должно окрашивать каждый поступок и каждую речь. Окраска, как прекрасная ткань, украсит следствие речи. (...) Привыкайте вкладывать значение в каждую речь, изгоняя ненужный лепет. ...Трудно преодолеть лепетание».
ДНИ УТВЕРЖДЕНИЯ МОЩИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ*
«Преподобный Сергий ушёл в леса как бы для того, чтобы самому спастись, а на деле спас всю Русь». «Духовный оплот государства» — так названа Обитель Его в Записях Б.Н. Абрамова. «Сергий, несмотря на то, что Находился в уединении и вдалеке от городов, Вращал вокруг Себя сознание целого народа».
НОВЫЕ КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА СИБРО «РОССАЗИЯ» — ИЮНЬ 2025 XI Международные Рериховские чтения: Материалы конференции (26 – 28 октября 2024 г., Новосибирск). —336 с. Формат 145 х 200.
В сборник вошли доклады учёных, деятелей культуры, исследователей Рериховского наследия, представленные на XI Международных Рериховских чтениях — общественно-научной конференции, организованной Сибирским Рериховским Обществом при поддержке учёных Сибирского отделения РАН и приуроченной к 150-летию Н.К. Рериха.
Из онлайн-проекта Сибирского Рериховского Общества «Россия — страна великого будущего». Выпуск 32 / НЕРУШИМАЯ ОСНОВА ГЕРОЙСТВА. Александр Васильевич СУВОРОВ
18 мая исполнилось 225 лет со дня ухода великого русского полководца, генералиссимуса Александра Васильевича Суворова (1730–1800), названного русским Архистратигом. Это один из немногих прославленных военачальников, который не знал поражений в битвах. В чём же секрет непобедимости, а также магнетизма имени А.В. Суворова, который от рождения не отличался крепким здоровьем? (...)
Легендарный полководец обладал «мужеством уверенности, мужеством знания, — сказано в Записях Б.Н. Абрамова. — Этот вид мужества приходит от прямой и крепкой связи с Иерархией.
ГРАНИ ПОНИМАНИЯ ДУХОВНОСТИ В УЧЕНИИ ЖИВОЙ ЭТИКИ*
В Учении Живой Этики, постулирующем доктрину беспредельной эволюции человечества, утверждается происходящий макроповорот мировой спирали от ступени усиленного развития интеллекта к этапу преобладания над ним духа. Новый вектор обозначается как «эволюция духовности». В этой связи возникает вопрос: что представляет собой духовность согласно Учению? В статье мы поставили целью выявить и систематизировать основные смыслы этого важного, многогранного понятия и, исходя из выделенных аспектов, дать ему определения.
«ВСЕЛЕННАЯ РЕРИХА». ПЕРВЫЕ АЗИАТСКИЕ РЕРИХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
15–16 апреля 2025 года в г. Бишкеке (Кыргызстан) состоялось знаменательное и значимое для Рериховского движения событие: прошли Первые Азиатские Рериховские чтения под названием «Вселенная Рериха» — Международная общественно-научная конференция, посвящённая 90-летию Пакта Рериха и Знамени Мира. Организаторы Чтений — Кыргызское Рериховское Общество и Музей Н.К. Рериха (г. Бишкек) при поддержке Сибирского Рериховского Общества и Музея Н.К. Рериха (г. Новосибирск).
Просторный конференц-зал Кыргызского национального музея изобразительных искусств им. Гапара Айтиева собрал участников и гостей из Индии (Дели), Латвии (Рига) и России (Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Тула).
«БЛАГОДАРЮ СУДЬБУ ЗА ЭТИ ВСТРЕЧИ». О переписке Н.Д. Спириной и З.Г. Фосдик. Часть 1
В архиве Наталии Дмитриевны Спириной хранятся письма Зинаиды Григорьевны Фосдик и Людмилы (Милы) Страва из Нью-Йорка. На основе этой переписки ранее уже была подготовлена статья, опубликованная в журнале «Восход»1. Недавно, обратившись в нью-йоркский Музей Н. Рериха, мы получили электронные копии хранящихся там писем Наталии Дмитриевны к Зинаиде Григорьевне и Миле. Начнём знакомить вас с отрывками из этой переписки.
ОСВЯЩЕНИЕ ЗНАМЕНИ МИРА в Европе и Америке в 1931 году
Первая Международная конференция Пакта Рериха была проведена в городе Брюгге с 13 по 15 сентября 1931 года. В её работе приняли участие представители правительств более 20 государств и более 100 делегатов от многочисленных общественных, научных и культурных организаций. На конференции обсуждался план пропаганды и официального продвижения идей Пакта по всему миру. (...)
Тогда же произошло ещё одно знаменательное событие: предложенное Николаем Рерихом Знамя для охраны культуры было освящено в великой святыне города Брюгге — базилике Святой Крови. Инициатива освящения, вероятно, принадлежит члену Королевской археологической академии и члену комиссии по охране памятников Бельгии Камиллу Тюльпинку — таким образом он захотел внести свою лепту при подготовке конференции.
ДОСТОЙНЫЙ ОБЛИК (отрывок - I)
В этом Слове, названном «Достойный облик», обращается внимание на понятие достоинства духа; понятие, которому в Учении Живой Этики придаётся очень большое значение; и на некоторые из тех малых обиходных действий, которые это достоинство нарушают.
«Когда даётся великое Служение на Благо человечества, то нужно соответственно нести ответственность. Когда в руках Несущего Наш сосуд, значит, явить нужно достоинство, чтобы сосуд чудесный остался при крыльях»1.