Мы посылаем мысль о добре, о труде, о действии. Не может быть добра без действия. Не будет добра там, где нет труда. Не будет добра, когда нет противодействия злу. Надземное, § 57 |
О русских изделиях сложились многие легенды. Мы слышали, что павловские ножи отправлялись в Англию, где получали тамошнее клеймо, чтобы вернуться на родину, как английское производство. Мы слышали об «английских» сукнах из нарвской и лодзинской мануфактуры. (...)
Когда мы говорили о российских сокровищах, то нам не верили и надменно улыбались, предлагая лучше отправиться в Версаль. Мы никогда не опорочивали иностранных достижений, ибо иначе мы впали бы в шовинизм. Но ради справедливости мы не уставали указывать на великое значение всех ценностей российских.
Оборона Родины есть долг человека. Так же точно, как мы защищаем достоинство матери и отца, так же точно — в защиту Родины приносятся опыт и познания. Небрежение к Родине было бы прежде всего некультурностью. (...)
Утверждение о Родине не будет отвлечённым, туманным понятием. Кто берётся утверждать, тот и сознаёт всю ответственность подвига утверждения. Люди не могут удовлетворяться отвлечённостями. В мире всё реально, и в высшей красоте реальны сияющие вершины. На земле покоится вершина. На кристалле мысли зиждется осознание Родины, в общечеловеческом её понимании. Защита Родины есть защита и своего достоинства.
Перед войною сны были:
Едем полем. За бугром тучи встают. Гроза. Сквозь тучу стремглав молнией в землю упёрся огненный змей. Многоглавый.
Или: едем серой равниною. Холм высокий темнеет. Смотрим: не холм, а змей серый клубом завился.(...)
Потом были знамения. Не усмотрели их. Не поверили. Не додумались. Толпой растоптали.
И проснулся змей. Поднялся враг рода человеческого. Пытался злословно мир покорить. Города порушить. Осквернить храмы. Испепелить людей и строения. Поднялся себе на смерть.
Были заклятия. Были знамения. Остались сны. Сны, которые сбываются.
Благородная идея Знамени Мира должна постепенно входить в жизнь, и, как пишет один писатель: «Каждый учёный, каждый творец, каждый учитель, каждый ученик, сидящий над книгой, каждый, кто думает о смыслах и целях истории, — должен спешить на звук рога, в который трубит Н.К. Рерих у подымаемых им по миру Знамён Мира. И мы, кроме того, ясно понимаем, что этот мир — в то же время есть и борьба, но не борьба за себя, за своё материальное утверждение, а оборона от нападений тёмных сил на духовные ценности... Дело не в статутах, а в том, чтобы воля отдельных, покамест разрозненных деятелей культуры слилась бы в единый поток, в единую реку, устремляющуюся к великим устьям, к океану идей...»
День Владыки М. нам Указан как 24 Марта. Март и апрель в оккультном отношении самые мощные месяцы в году. Ввиду великого и сокровенного значения этого числа мы особо отмечаем или празднуем 24-е число каждого месяца. Празднование это заключается в усиленном труде и в особо торжественном настроении, вечером же мы слушаем «Парсифаля».
Незабываемо высокое настроение, когда индус напевно сказывает священное предание. Прекрасно умеет сказать их великий поэт Тагор, который всем своим чутким сердцем держит великие ритмы.
В Индии, несмотря ни на что, всюду остаётся одна основная радость, когда сказываются стихи Махабхараты, Упанишад и прочих Пуран. При всём новом, неминуемо вошедшем в Индию, эти старые напевы остаются всегда живыми.
Когда-то обращения начинались с многозначительного привета: «Радуйся». В этом приказе о радости заключено было и пожелание очищения сердца для лучшего восприятия. Именно в утреннем чистом воздухе, в радостном чистом сердце возможны те великие восприятия, которые поникают в вечернем послезакатном смятении.
Слишком много низко-земного облепляет сердце, отягощает его, одурманивает. Недаром повторяется, что утро вечера мудренее. Разве не будут выражением истинной мудрости высокие, мгновенные озарения истины? И всякое такое озарение приносит мудрую радость; и лучшая радость всегда будет сохранять в себе и качество простоты.