Любите друг друга – жутко разъединение. Зов, 20.02.1921 |
Мечта наша — чтобы все Рериховские общества на просторах нашей родины слились в конце концов в одну заповеданную общину. Сейчас мы только начинаем строить общину, но когда-нибудь это всё будет едино, и у нас уже есть контакты с колоссальным количеством обществ в самых разных концах России.
Теперь по поводу положения, в котором мы находимся сейчас. Об этом говорится в книге «Мир Огненный» (III, 139). Написано это было в 1935 году, но впечатление такое, как будто мы только что узнали об этом из газет. «Даже и не подозревают люди, насколько напряжена планета! Все условия, которые государства создают, сравнимы с вулканом. Каждая волна действий насыщается разрушением. Нет таких положений, которые указывали бы на продвижение к спасению». Казалось бы, это так. «Но чем удушливее, тем скорее может разрешиться великая Мировая Проблема». Значит, чем хуже, тем лучше. «Сферы надземные тоже волнуются. Истинно, каждый устремлённый в будущее дух может чуять то Нечто, о котором знают лишь Владыки. Именно, нужно думать о надвигающихся тучах, которые неминуемо разрушат страны, идущие против Света. Новая Заря уже светит на тёмном горизонте. Уже события идут, и новые силы строят лучшее будущее».
На эту тему мной совсем недавно написано стихотворение, которое я вам сейчас прочту; называется оно «Новая Заря», и эпиграфом взяты слова, которые производят очень сильное впечатление: «Новая Заря уже светит на тёмном горизонте».
Труба Архангела запела
Над потрясённою Землёй,
Когда Заря сверкнула смелой,
Неслыханною новизной.
Мы шли века, тысячелетья
Навстречу ей,
наперекор
Обманам и противоречьям,
Путь преграждавшим с давних пор.
Нам Мудрость вечная сияла,
К Истокам Радости вела;
Нас Красота сопровождала
И никому не отдала!
Сегодня было упомянуто, что вы начинаете занятие с самого важного — самосовершенствования; без этого всё остальное будет чистым теоретизированием, и только применение Живой Этики на практике даст нам всё и в этой жизни, и в будущей, то есть создаст нашу судьбу. Как вы знаете, карма творится нашими мыслями, чувствами и делами. Если мы будем их совершенствовать — вы сами понимаете, какова будет наша дальнейшая судьба. Сейчас всем нам тяжело, каждому по-своему. У каждого свои осложнения — или домашние, или на работе, или в чём-то другом, — сейчас мы очень ускоренно платим. Но если мы начнём совершенствоваться, мы улучшим этим свою судьбу. У меня написано несколько Слов о совершенствовании. Мы знаем, как много в Учении об этом сказано — и обо всех свойствах и качествах, и о психической энергии. А у меня взят только один аспект: что способствует самосовершенствованию и что ему препятствует. Факторов много, и мы о них знаем.
Хотелось бы сказать ещё об одном — о том, куда мы направляем наш взгляд, наше духовное внимание, наверх или вниз. Если вниз, на стоящих ниже нас по духовному уровню, на обывателей, правонарушителей и так далее, тогда мы можем начать расти в собственных глазах и впасть в самовозвеличивание и самомнение. Самое страшное, что может быть, — это самомнение, которое в одном случае в Учении названо ужасом, а в другом безумием. Если же мы смотрим вверх, на Тех, кто уже переплыл, как сказано, океан рождений и смертей и взошёл на ступень Богочеловека, — тогда это способствует нашему духовному продвижению двояко. Во-первых, сравнение себя с Ними предохраняет от самомнения, а во-вторых, мы обретаем примеры для подражания, что чрезвычайно важно на нашем духовном пути. Имея высокие примеры, мы можем легче осознать, какими нам до'лжно быть и как достигать этого.
Сейчас мы уже и по радио об этом говорим, и выпустили сборники «Светочи Мира» на эту тему.
А сегодня по радио неоднократно объявлялось о дне святой Наталии и читался стих о Наталии, об этом имени. И мы недавно познакомились с её поразительным житием. Хорошо, если бы вы тоже могли его прочесть.
Елена Ивановна Рерих дважды брала для себя псевдоним Наталии: Наталия Рокотова и Наталия Яровская.
У них, вышестоящих, ничего случайного не бывает. Почему она взяла это имя? Надо на это обратить внимание.
А сейчас я вам расскажу о поразительном житии святой мученицы Наталии, которая жила в IV веке.
Этот день (8 сентября) празднуется как день Адриана и Наталии, это муж и жена. Она была совершенно юная женщина; её мужу Адриану было только 28 лет, он был большим начальником. Это было во времена императора Максимиана, когда происходили страшнейшие гонения на христиан. Тогда христианство только начиналось, люди были очень близки к Христу, который жил совсем ещё недавно, и они уверовали в него. В официальной религии было поклонение самосозданным идолам, им приносили страшные жертвы, и этот культ вёл к вырождению и одичанию. И вот приходит новая вера. Деспот-император Максимиан вооружился против христиан и уничтожал их со страшной жестокостью; сначала их мучили, а потом убивали.
Святая Наталия была тайной христианкой. Муж её не был христианином, он был одним из судебных начальников. И вот однажды к нему привели группу христиан, 23 человека, которых нашли укрывавшимися в пещерах от гонений. Их изловили и привели к нему избитых, в цепях и кандалах. Он начал выяснять: кто вы такие? что у вас за вера такая? И они стали говорить ему о Христе, о вечной жизни, о райском блаженстве и о страшных адских муках — обо всём, о чём говорится в Евангелии. Он был так потрясён, что тут же уверовал, встал со своего начальственного места и сказал: «Меня тоже надо заковать в цепи, я принимаю христианство», — и его заковали. Как их мучили — об этом даже говорить страшно.
Святая Наталия, узнав, что её муж закован, помещён в темницу и избит, вместо того чтобы отчаиваться и горевать, возликовала в духе, возрадовалась, что её любимый муж тоже принял христианство. Она пошла в темницу, туда женщин допускали, и стала ухаживать за всеми христианами, которые были искалечены, все в гноящихся ранах от цепей и палок, которыми их били, и там же был её муж. Она всем перевязывала раны, помогала, кормила, ухаживала за ними. Потом и другие женщины, жёны этих заключённых христиан, тоже стали ходить и помогать.
Когда император Максимиан об этом узнал, он запретил женщинам ухаживать за христианами, которых ждал суд и смертная казнь. Тогда все они обрезали себе волосы, оделись в мужскую одежду и опять пошли ухаживать за тяжелобольными и умирающими христианами. В конце концов на глазах святой Наталии её мужа казнили страшной казнью. Она всё это видела и вдохновляла его, только чтобы он не отказался от Христа, чтобы всё претерпел. Страдала она, может быть, даже больше, чем он, — настолько тяжело ей было видеть, как любимого человека истязают и убивают. Она была как бы сомученицей ему, и неизвестно, кому было тяжелее. Вскоре после этого она тоже перешла в лучший мир, и её причислили к лику святых, потому что, как говорится о ней в житии, «ты хотя и не терпишь сама мук, но соболезнуешь страданию мучеников своим участием». И эта верность вере, которая превзошла её личные чувства, её привязанность и любовь, — это было поразительно.
8 сентября 1994 г.