Мысли на каждый день

Задание или, как я люблю это называть, искусство творить отношения с людьми и среди людей есть величайшее из всех искусств.

Рерих Е.И. Письмо от 18.04.1935

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Наследие. Статьи семьи Рерихов и Е.П.Блаватской
ДРУЗЬЯ ВОСТОКА

Автор: Рерих Николай Константинович  




Ваше письмо пришло как раз, когда я заканчивал очерк «Терпимость» следующими словами:

«Вспомним поучительную китайскую легенду. Знаменитого художника пригласили ко двору китайского императора, чтобы он написал свою лучшую работу. Больших денег стоило путешествие художника и вознаграждение за его работу, но император покровитель искусств — хотел получить величайший шедевр и не скупился, стараясь обеспечить ему наилучшие условия для работы. Ему отвели специальные апартаменты. Здесь проводил он день за днём в раздумьях, все уже начали беспокоиться, когда же он, наконец, начнёт писать. Давно было приготовлено всё необходимое, а художник как будто и не собирался браться за работу. В конце концов, когда стал приближаться срок окончания работы, решили спросить у него, как обстоят дела, но он ответил только: "Не мешайте мне". А за два дня до истечения года он встал и уверенным движением кисти создал величайший шедевр, заметив впоследствии: "Сделать недолго, но сначала надо зрительно представить себе, что ты хочешь сделать".

Казалось бы, достаточно времени прошло, чтобы человечество осознало бесполезность, низменность и убожество нетерпимости. Будем надеяться, что за многие века мы научились видеть и осознавать, какой вред она приносит. Будем надеяться, что, согласно утверждению мудрого китайского художника, "много времени уходит на то, чтобы зрительно представить, а сделать недолго"».

Не правда ли, какое счастливое совпадение, что я получил Ваше письмо именно в тот момент, когда писал о трёх важных принципах: китайской мудрости, правителе как покровителе искусства и стремлении к совершенству. Если бы я не писал тогда эту статью, я всё равно упомянул бы эти три основополагающих момента. Могу процитировать ещё и такой отрывок из «Агни Йоги»: «Древняя мудрость учит: терпение — это дар небесный». Вы, верно, читали в моей книге «Алтай — Гималаи» цитату из «Дао Дэ Цзин»1, которая заканчивается словами: «Тот, кому свойственно Дао2, как ребёнок — его не жалят ядовитые насекомые; на него не набрасываются дикие животные; на него не нападают хищные птицы!» Великая Мудрость Дао нашла отражение и в великом искусстве Древнего Китая. Какой великолепный пример неувядающей мудрости для будущих поколений! Совершенствование качества, когда-либо уже достигнутое, всегда можно легко возобновить. Как прекрасны все Учения Востока, раскрывающие силу души с присущим ей мощным пламенем и героизмом!

Радостно видеть, что и в наше время существуют такие великие понятия и что они могут преобразить тусклые сумерки в сияние будущего.

В «Агни Йоге» указано: «Мы все делаем и существуем только для будущего». Как прекрасно сознавать нашу огромную ответственность перед лицом будущего. Эта ответственность должна выражаться, в первую очередь, в охране великого культурного наследия. Это — тяжёлая задача, но мы должны радоваться тому, что нам доверено осуществить нечто поистине значительное. Множество препятствий на этом великом Пути. Но, преодолевая их, мы учимся, мы поднимаемся выше и развиваем бдительность, изобретательность и творческие способности. Во всём, от малого до великого, мы должны неустанно утверждать этот славный призыв: творите, творите, творите! Пусть этот призыв станет сильным жизненным стимулом. Воплощая в жизнь эти животворные заповеди, не будем забывать о молодом поколении, которое мы обязаны подготовить к восхождению.

Собрав таким образом все величайшие сокровища прошлого и создавая новые образы героизма, подвига и духовной красоты, укажем мы нашей молодёжи, что такое истинные сокровища, в чём Великая Реальность, в чём найдёт опору дух человеческий.

«Истинно, истинно, Красота — это Брахман3. Искусство — это Брахман. Наука — это Брахман. Вся Слава, всё Великолепие, всё Величие — это Брахман».

Так воскликнул индуистский святой, возвратившись из величайшего самадхи. Придёт новый путь красоты и мудрости.

Мы не одиноки в нашей борьбе. Великий Свами Вивекананда говорит нам: «Разве вы не видите, что я прежде всего поэт?.. Тот, у кого нет чувства красоты и величия искусства, не может быть истинно религиозным человеком... Непонимание искусства — полнейшее невежество».

* * *

Во имя Культуры шлю Вам из Гималаев самый сердечный привет!

«Осветите себя светом знания» (Осия, 10–12).

«Человек должен стать соратником небес и земли». «Все существа питают друг друга».

«Сознание, гуманизм и мужество — три всеобщих качества, но для их воплощения необходима искренность». «Разве не существует панацея от всего сущего? Разве это не любовь к человечеству? Не делайте другому того, чего не пожелаете себе».

«Если бы человек знал, как управлять собой, разве было бы ему трудно управлять государством?»

«Невежда, гордящийся своими знаниями, ничтожество, слишком мечтающее о свободе, человек, возвращающийся к древним обычаям, — подвержены неизбежным потрясениями» (Конфуций).

«В мире не стало лучше». Истинно так! Структура мира рушится. Но там, где есть паломники, там, где есть каменщики, там, где есть творцы, сама надежда превращается в прямое знание. Это знание говорит, что время не ждёт. Так поспешим и не будем бояться!

[1942 г.]


1 Сочинение Лао-Цзы, переводимое как «Указатель Пути».
2 Дао — символ Абсолюта, Бесконечности.
3 Брахман — Бог, Высшее духовное Начало.
 

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Наследие. Статьи семьи Рерихов и Е.П.Блаватской