Мысли на каждый день

Не слова спасут, но их применение.

Мир Огненный, ч.2, 199

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов
Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов

Поиск по авторам
Автор (ы) (развернуть)
Авторы одной статьи (развернуть)
Все
Символ Светлого Града в творчестве Н.К. Рериха
Символ Светлого Града в творчестве Н.К. Рериха
Наследие символов в наибольшей степени прояв­лено в искусстве. Творчество Н.К. Рериха в ряду работ художников-символистов ХХ века занимает особое мес­то. Оно отличается использованием сложных, многозначных символов, которые отражают наибо­лее важные для эволюции человечества идеи. Среди них символ города, Светлого Града, особенно значим. Как известно, на многих полотнах Н.К. Рериха мы можем видеть город или отдельные городские постройки, несущие важную смысловую нагрузку. Рассмотрим некоторые из них.
ЗАВЕЩАНО СИБИРИ
ЗАВЕЩАНО СИБИРИ
Без малого полвека в Новосибирске находится самая значительная в России Азиатской коллекция картин Н.К. Рериха, ставшая одной из главных достопримечательностей столицы Сибири.
В 1959 году, за год до прибытия сюда картин Рериха, в Новосибирск из Харбина приехали Борис Николаевич Абрамов, ближайший ученик Рериха, и Наталия Дмитриевна Спирина, ученица Абрамова. В Сибирь они принесли не только имя Н.К. Рериха, но и культуру изучения наследия великой семьи Рерихов. Именно Б.Н. Абрамов и Н.Д. Спирина заложили те традиции в рериховедении, которые впоследствии стали основой рериховского движения в Сибири.
ЗАВЕЩАНО ГОРОДУ БЛИЗ АЛТАЯ
ЗАВЕЩАНО ГОРОДУ БЛИЗ АЛТАЯ
В 2008 году в издательстве РОССАЗИЯ вышел в свет альбом «Завещано Сибири», в котором в полном объёме представлена коллекция картин Николая Константиновича Рериха, хранящаяся в Новосибирске. Нашему городу посчастливилось — здесь находятся 60 шедевров мирового искусства, принадлежащих кисти гениального мастера.

Как сложилось, что эта бесценная коллекция попала именно в наш город?


Из Записей Б.Н. Абрамова. 18 декабря 1951 г.
Из Записей Б.Н. Абрамова. 18 декабря 1951 г.
Агни Йога дана через Агни йога. Но не только книги. Картины его есть тоже путь к Агни Йоге. Он говорит: «Сейчас надо мыслить об искусстве. Надо ощутить и утвердить высший проводник Духа-Утешителя». И далее, об исказителях искусства: «Они забыли о гармонии. Они не хотели знать, что близится время гармонизации центров».
Н.К. Рерих. ЖАР-ЦВЕТ. Серия «Его Страна». 1924
Н.К. Рерих. ЖАР-ЦВЕТ. Серия «Его Страна». 1924
...Легенда о таинственном цветке живет во всём мире... Продавец аконита расскажет вам об этом же, не зная, что он повторяет легенду, известную во всём мире и которой посвящено так много преданий различных народов. Чтобы превратить сказку в действительность, вы должны отправиться в Гималаи.
ДВА ГРАДА
ДВА ГРАДА
Недавно в издательстве РОССАЗИЯ вышла в свет работа научного сотрудника Санкт-Петербургского Музея-Института семьи Рерихов Юлии Будниковой «К вопросу о диссертации В.А. Росова "Русско-американские экспедиции Н.К. Рериха в Центральную Азию"», в которой серьёзной критике подверглась «химерическая теория» диссертанта об идее создания нового государства («Новой Страны») в Азии, якобы выдвинутой Н.К. Рерихом.
В предлагаемой читателям статье (она приводится в сокращении) автор раскрывает своё видение концепции Новой Страны — одного из краеугольных понятий в трудах Н.К. Рериха и книгах Учения Живой Этики — и связанной с этим понятием темы Нового Града. Текст работы в полном объёме планируется издать отдельной брошюрой с иллюстрациями.
Картины Н.К. Рериха из собрания Горловского художественного музея*
Картины Н.К. Рериха из собрания Горловского художественного музея*
Отзвуки героических настроений далёкого прошлого ощущаются в небольшой пастели Рериха «Могила викинга», где, как и в большинстве работ Николая Константиновича, мысли о природе сливаются с мыслями о человеческих судьбах. Эпоха викингов, «полная дикого простора и воли», вызывала у художника огромный интерес. В 1907 году, когда семья Рерихов провела всё лето в путешествии по Финляндии и Карелии, Николай Константинович непосредственно соприкоснулся с историей и героическим эпосом северных народов, что нашло отражение в его художественном и литературном творчестве, — вспомним, например, сказку «Гримр-викинг», написанную в духе северной саги.


Картины Н.К. Рериха в Горловском художественном музее
Картины Н.К. Рериха в Горловском художественном музее
Горловский художественный музей был открыт одним из первых в Донбассе. Идея его создания принадлежала донецким художникам и коллекционерам, предложившим для этого 214 своих работ. Сейчас собрание музея насчитывает около 3000 экспонатов — произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Именами таких крупных художников, как В. Тро­пинин, А. Венецианов, Н. Ярошенко, Н. Ге, И. Репин, И. Айвазовский, представлено в музее русское ис­кусство XIX – XX вв. Большое место в собрании занимают работы художников — современников
Н. Рериха: К. Сомова, М. Врубеля, А. Бенуа, Ф. Ма­лявина, З. Се­ребряковой. Здесь можно познакомиться с творчеством видных украинских художников: В. Орловского, С. Светославского, И. Похитонова, К. Крыжицкого и других; интересно представлено и современное искусство. Но гордостью музея, несомненно, является собрание произведений Н.К. Рериха — дар московского коллекционера, известного врача-гомеопата С.А. Мухина.
РЕРИХ В РОССИИ* . Штрихи к биографии (4)
РЕРИХ В РОССИИ* . Штрихи к биографии (4)
В одном из периодических изданий 1914 года читаем: «Некоторые истинные художники... несут в своей душе некий дар, некое горение... назовём его... предчувствием, духовным зрением... Душа такого художника живёт не по тем же законам, что и наша, её "ткань более чувствительна не только к формам материальным, но и к влияниям и веяниям духовным. Одного такого художника знает и современность — мы говорим о Николае Константиновиче Рерихе... Вот уже четверть века, как он "ушёл" в свою древнюю, чудесную страну... Но вдруг этот мерный, широкий, ясный... поток нарушается, его течение становится беспокойным, и в его текучем зеркале предстают новые видения, грозные и непонятные».


 
Авторы: подборка разных поэтов  Балтрушайтис Юргис
"Есть среди грёз одиноких одна..."
"Есть среди грёз одиноких одна..."
Есть среди грёз одиноких одна
Больше всех на земле одинокая...
Есть среди стран недоступных страна
Больше всех для стремленья далёкая...
Юргис Балтрушайтис
Рерих в России. Штрихи к биографии (3)
Рерих в России. Штрихи к биографии (3)
С 1907 года начинается сотрудничество Николая Константиновича Рериха с театром. «Театр дал широкое поле действия этому многогранному гению, ибо сцена представляет собой комбинированное искусство, в особенности опера и балет», — писал Теодор Хелайн. Вагнер, Римский-Корсаков, Стравинский, Боро­дин, Мусоргский, Метерлинк, Ибсен, Островский — вот те композиторы и драматурги, которые вдохновляли Рериха на создание театрально-декорационных шедевров...

СВЕТ ПОБЕЖДАЕТ ТЬМУ
В 1933 году, когда над миром нависла угроза фашизма, Н.К. Рерих создаёт очень значимую по своему содержанию картину «Свет побеждает тьму». На ней изображён воин в огненном плаще, поражающий страшное чудище — змия. Конь под всадником — белый, как и надлежит быть коню победителя. Это не просто воин, а святой, о чём говорит светящийся нимб вокруг его головы. В этом образе явно видны черты Святого Георгия Победоносца, каким его традиционно, на протяжении многих веков, изображают на православных иконах...
«ПОХОД ИГОРЯ»
«ПОХОД ИГОРЯ»
Во время Второй мировой войны Николай Константинович Рерих трудится над созданием ряда картин, которые можно объединить в героическую серию: «Александр Невский» (1940), «Богатыри проснулись» (1940), «Ковка меча» (1941), «Победа» (1942), «Настасья Микулична» (1943). В 1942 году он написал картину «Поход Игоря».
СИМВОЛ МУДРОСТИ
СИМВОЛ МУДРОСТИ
В Новосибирском художественном музее вот уже около полувека находится бесценное сокровище — шестьдесят полотен Николая Константиновича Рериха, переданных в дар Сибири его старшим сыном Юрием Николаевичем. Все эти работы созданы художником в поздний период творчества, большинство из них посвящено Гималаям, которые он так любил и среди которых провёл многие годы жизни.
Н.Д.Спирина о стихотворении «Сам Вышел»
«Ты с Ним прошла через костёр,
В тюрьме Он был с тобой,
В глухих стенах монастыря
Он видел подвиг твой».
Наталия Дмитриевна, это четверостишие, видимо, говорит о прошлых воплощениях Елены Ивановны Рерих?
Это моё предположение, что она в своих жизнях бывала и в монастыре, и в тюрьме могла быть. И всегда она держала облик Великого Учителя перед собой. И это помогало ей выстоять.

ПЛАМЕННОЕ СЕРДЦЕ. I. Труды Мадонны.
ПЛАМЕННОЕ СЕРДЦЕ. I. Труды Мадонны.
Прекрасен Великий Путь Женщины, совершаемый на нашей планете, — Путь даяния, милосердия и любви. В лучших произведениях мирового искусства мы находим отблески того огня, которым просиял в веках этот Подвиг. Но никогда ещё великое назначение женщины не раскрывалось так значительно, как это сделал Николай Константинович Рерих — быть может, единственный в своём роде художник, духовные достижения которого столь же высоки, как и гений живописца. Как проницательно писал Голлербах, искусство Рериха проникнуто «знанием вещей видимых и обличением вещей невидимых».
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ. СВЯТЫНИ РУССКОЙ СТАРИНЫ. III.
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ. СВЯТЫНИ РУССКОЙ СТАРИНЫ. III.
«Поездка Рериха по городам России, попутное ознакомление с местными памятниками христианских древностей, внимательное изучение старинной иконописи, сохранившейся кое-где во всей чистоте, не тронутой... руками реставраторов, — имело на чуткого и впечатлительного к красоте прошлого художника громадное влияние, — писал художественный критик И.И.Лазаревский. — ...Душа художника метнулась в храм Божий, где в тихом сиянии лампад рисуются... величавые лики святителей церкви. Стремление к религиозной живописи у Рериха было и раньше, народившееся под впечатлением своеобразной красоты монументального и строгого византийского искусства и восточного...
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ. СВЯТЫНИ РУССКОЙ СТАРИНЫ. II.
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ. СВЯТЫНИ РУССКОЙ СТАРИНЫ. II.
В 1904 году Н.К. Рерих посетил Валдай. «...Интересный памятник, который мне пришлось видеть, — Иверский монастырь на Валдае, — сообщал он на заседании санкт-петербургского Общества архитекторов. — Замечательное, красивое место на Валдайских озёрах. И верится — почему Никон возлюбил это место, так близкое природе Севера. Легко можно представить, что строителем руководило непосредственное чувство любви к природе. Ничто не могло напоминать так Никону скит на северном озере, где выросла, окрепла и научилась мечтать и мыслить эта сильная душа. Свой монастырь он строил для себя как заботливый хозяин. План выработан по образцу Иверо-Афонского монастыря, и сделано всё хозяйственно и щедро».
Н.Д. СПИРИНА — О КАРТИНАХ Н. К. РЕРИХА. Ответы на вопросы
Н.Д. СПИРИНА — О КАРТИНАХ Н. К. РЕРИХА. Ответы на вопросы
- Во время беседы с детьми о картине Н.К.Рериха «Майтрейя Победитель» они заметили, что на этом монументальном барельефе на скале у Майтрейи четыре руки. Ребята спросили: почему?
- На этой картине на скале изображена многорукая и многоокая богиня Дуккар, а Майтрейя мчится на белом коне в облаках; и человек на коленях смотрит не на многорукую Дуккар, а туда, где на коне скачет всадник. Дуккар — это богиня индуизма, у которой много рук, для того чтобы помогать человечеству, и много глаз, чтобы видеть всё. Но человек устремлён не к ней, а вверх, где скачет Майтрейя, вот почему картина названа «Майтрейя». Он на небе, и там виден Его силуэт.
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ. СВЯТЫНИ РУССКОЙ СТАРИНЫ. I.
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ. СВЯТЫНИ РУССКОЙ СТАРИНЫ. I.
«Можно сказать, что до Рериха никем почти не сознавалось сказочное обаяние нашей... архитектуры, — пишет русский писатель Сергей Маковский. — ...На его холстах... монастыри, крепостные башни и соборы — окаменелые легенды древности... (...) Они стоят, как гигантские каменные иероглифы, крепко вросшие в землю, — символы призрачных веков».

Статьи 81 - 100 из 171
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец