Мысли на каждый день

Слова есть корабли мысли.

Мир Огненный, ч.2, 147

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов
Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов

Поиск по авторам
Автор (ы) (развернуть)
Авторы одной статьи (развернуть)
Все
ПЛАМЕННОЕ СЕРДЦЕ. I. Труды Мадонны.
ПЛАМЕННОЕ СЕРДЦЕ. I. Труды Мадонны.
Прекрасен Великий Путь Женщины, совершаемый на нашей планете, — Путь даяния, милосердия и любви. В лучших произведениях мирового искусства мы находим отблески того огня, которым просиял в веках этот Подвиг. Но никогда ещё великое назначение женщины не раскрывалось так значительно, как это сделал Николай Константинович Рерих — быть может, единственный в своём роде художник, духовные достижения которого столь же высоки, как и гений живописца. Как проницательно писал Голлербах, искусство Рериха проникнуто «знанием вещей видимых и обличением вещей невидимых».
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ. СВЯТЫНИ РУССКОЙ СТАРИНЫ. III.
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ. СВЯТЫНИ РУССКОЙ СТАРИНЫ. III.
«Поездка Рериха по городам России, попутное ознакомление с местными памятниками христианских древностей, внимательное изучение старинной иконописи, сохранившейся кое-где во всей чистоте, не тронутой... руками реставраторов, — имело на чуткого и впечатлительного к красоте прошлого художника громадное влияние, — писал художественный критик И.И.Лазаревский. — ...Душа художника метнулась в храм Божий, где в тихом сиянии лампад рисуются... величавые лики святителей церкви. Стремление к религиозной живописи у Рериха было и раньше, народившееся под впечатлением своеобразной красоты монументального и строгого византийского искусства и восточного...
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ. СВЯТЫНИ РУССКОЙ СТАРИНЫ. II.
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ. СВЯТЫНИ РУССКОЙ СТАРИНЫ. II.
В 1904 году Н.К. Рерих посетил Валдай. «...Интересный памятник, который мне пришлось видеть, — Иверский монастырь на Валдае, — сообщал он на заседании санкт-петербургского Общества архитекторов. — Замечательное, красивое место на Валдайских озёрах. И верится — почему Никон возлюбил это место, так близкое природе Севера. Легко можно представить, что строителем руководило непосредственное чувство любви к природе. Ничто не могло напоминать так Никону скит на северном озере, где выросла, окрепла и научилась мечтать и мыслить эта сильная душа. Свой монастырь он строил для себя как заботливый хозяин. План выработан по образцу Иверо-Афонского монастыря, и сделано всё хозяйственно и щедро».
Н.Д. СПИРИНА — О КАРТИНАХ Н. К. РЕРИХА. Ответы на вопросы
Н.Д. СПИРИНА — О КАРТИНАХ Н. К. РЕРИХА. Ответы на вопросы
- Во время беседы с детьми о картине Н.К.Рериха «Майтрейя Победитель» они заметили, что на этом монументальном барельефе на скале у Майтрейи четыре руки. Ребята спросили: почему?
- На этой картине на скале изображена многорукая и многоокая богиня Дуккар, а Майтрейя мчится на белом коне в облаках; и человек на коленях смотрит не на многорукую Дуккар, а туда, где на коне скачет всадник. Дуккар — это богиня индуизма, у которой много рук, для того чтобы помогать человечеству, и много глаз, чтобы видеть всё. Но человек устремлён не к ней, а вверх, где скачет Майтрейя, вот почему картина названа «Майтрейя». Он на небе, и там виден Его силуэт.
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ. СВЯТЫНИ РУССКОЙ СТАРИНЫ. I.
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ. СВЯТЫНИ РУССКОЙ СТАРИНЫ. I.
«Можно сказать, что до Рериха никем почти не сознавалось сказочное обаяние нашей... архитектуры, — пишет русский писатель Сергей Маковский. — ...На его холстах... монастыри, крепостные башни и соборы — окаменелые легенды древности... (...) Они стоят, как гигантские каменные иероглифы, крепко вросшие в землю, — символы призрачных веков».
К РЕТРОСПЕКТИВНОМУ ПОКАЗУ ПРОГРАММЫ «ОБРАЗЫ РЕРИХА»
Слайды были сгруппированы по отделам. Вначале были показаны портреты Николая Рериха кисти Святослава Рериха; затем — древнерусская тематика; большой раздел «Великие Облики», столь любимые Рерихом, жизнь которых была отдана борьбе со злом, утверждению добра, служению людям и Общему Благу. Потом — пейзажи Востока, тех стран, по которым проходила экспедиция Рерихов: Монголия, Цейлон, Тибет, Гималаи.
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ. СВЯТЫНИ РУССКОЙ СТАРИНЫ
«Рериха всегда... манила к себе старина славянская, старина севера, старина древней России... — писал художественный критик И.И.Лазаревский, современник художника. — Он смотрит дальше, взор его глубже. Рериха влечёт к скрытому за далями веков, за туманностью невыясненного, что мерещится в сказаниях и преданиях старины; и в этом черпает Рерих сюжеты для своих работ. (...) Своим удивительным проникновением в старину он создаёт картины целой эпохи, а не эпизоды той или иной страницы истории».
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ (4)
«Рерихом нельзя не восхищаться, — пишет русский писатель Леонид Андреев в статье "Держава Рериха", — мимо его драгоценных полотен нельзя пройти без волнения. ...Картины Рериха полны странного очарования. Ибо богатство его красок беспредельно, а с ним беспредельна и щедрость, всегда неожиданная, всегда радующая глаза и душу.
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ (3)
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ (3)
Знания Николая Константиновича Рериха, касающиеся истории Древней Руси, были настолько обширны и глубоки, что, по свидетельству его современника, доктора исторических наук Н.В.Ганичева, у Рериха брал консультации А.Нечволодов — известный историк, автор многотомного издания «Сказания о Русской Земле», по которому изучала историю России вся императорская семья.
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ (2)
«Талант художника-живописца и глубокое знание предмета учёного-археолога — слились в Н.К.Рерихе в одно неразделимое целое. Картина — это не просто полотно, воспроизводящее в определённом рисунке и красках сюжет давно исчезнувшего быта, картина — это как бы окно, прорубленное в самую глубь исторического ведения удивительною кистью этого единственного в своём роде художника», — писал Н.Николаев, современник Н.К.Рериха.
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ (1).
Эпоха жизни славянства до призвания варяжских князей почти не известна историкам.Устное предание, послужившее основой для поздней летописи — «Повести временных лет», созданной в XII веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором Летописцем, — отражает слабые намёки, по которым можно лишь в общих чертах представить историю, культуру и быт Древней Руси. Некоторые сведения о жизни и нравах древних славян можно встретить в зарубежных источниках.
РАСПЯТОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Центральной темой триптиха является мысль о том, что человечество периодически само себя распинает. И это будет продолжаться до тех пор, пока человек не изживёт уродливые проявления своего «я» и не возвысится до новой и светоносной жизни, как «Освободившийся человек», разорвав оковы своей низшей сущности.
О картине «Небесный Свет»

У Николая Константиновича Рериха есть полотно необычайной мощи, посвящённое Величайшему из Светочей Мира, — картина «Небесный Свет» («Lumen Coeli»). На ней изображена фигура Святого Старца на вершине крутого горного склона. Окружённая ярким серебристым сиянием, она подобна небесному факелу, горящему во мраке жизни. Великий Учитель держит в руках чашу, процветшую огнём. Он готов спуститься в густую тьму низин, чтобы принести людям Свет своего пламенного Сердца.
Эта картина вдохновила Наталию Дмитриевну Спирину на создание стихотворения «Во Имя (Святой Сергий)», которое приближает нас к постижению её сокровенного смысла. Многим она известна и под другим названием — «Гуру Гури Дхар. Путь Учителя Учителей».


РУССКОЕ ИСКУССТВО В ПАРИЖЕ
5 декабря 1907 года в Париже была открыта вы­ставка нового русского искусства, на которой были представлены и работы Николая Константиновича Рериха. Именно в Париже, который называли столицей мирового искусства, Рерих с 1900 по 1901 год совершенствовал своё художественное мастерство под руководством известного французского художника Фернана Кормона, очень верившего в творческий потенциал молодых русских художников.
ВЕЛИКИЙ ДАР. О картине Н.К.Рериха "Зарево"
«В марте 1914 года мною была закончена картина «Зарево», — писал Н.К. Рерих в 1935 году. — На фоне бельгийского замка около изваяния бельгий­ского льва на страже стоял в полном вооружении рыцарь. Всё небо уже было залито кровавым огневым заревом. На башнях и окнах старого замка уже вспыхивали огненные иероглифы. Но благородный рыцарь бодрствовал в своём несменном дозоре. Через четыре месяца все уже знали о том, что этот благородный рыцарь, конечно, был сам король Альберт, охранивший достоинство бельгийского льва».
В КАЖДОЙ ЛЕГЕНДЕ ЖИВЁТ ВЕЛИКАЯ ПРАВДА
Что есть легенда и как к ней относиться — над этим вопросом размышляли многие исследователи — историки, этнографы и даже философы. В наше время нередко бытует мнение, что легенды — это выдумка народа, мечтавшего о чём-то прекрасном и несбыточном, то есть сказка и не более того. Вероятно, поводом к этому является то, что в легендах часто показаны невероятные, волшебные события, а герои совершают действия, невозможные с точки зрения современного человека. Мы же попытаемся посмотреть на легенды как на древнюю историю, — пусть и приукрашенную, но имеющую правдивое основание. Это и поможет нам убедиться, что их герои — реально существовавшие люди разных эпох, совершавшие подвиги и запечатлённые в исторических документах — в летописях и воспоминаниях современников.
«ВНЕМЛЮЩАЯ ЗВУКАМ МИРА»
На картине Н.К.Рериха «Гуань-инь» изображена особо почитаемая китайским народом Бодхисатва, являющаяся олицетворением безграничного милосердия и сострадания, которое она изливает на весь мир. Само её имя означает «внемлющая звукам мира».
ИДЕИ, ЗАПЕЧАТЛЁННЫЕ НА ПОЛОТНЕ. II.
В предыдущих публикациях мы рассмотрели некоторые идеи Рериха, нашедшие отражение в его творчестве. Напомним их: мысль, как основа всех действий; «добрые травы»; духовное пробуждение женщины; ведущая роль женщины в новой эпохе; духовное восхождение человека. Продолжая эту тему, рассмотрим идею общности религий всего мира — идею, которой Николай Константинович Рерих уделил особое внимание в своём творчестве. Он утверждал, что основы всех религий исходят из единого источника — Великой Истины. Их различия — только в надстройках, то есть в обрядах, а также в трактовках более поздних последователей. Истина же нерушима и не зависит от чьего-либо мнения или отношения. Л.Н.Толстой, уделявший много времени изучению мировых религий, отмечал: «В глубине всех вер течёт поток единой вечной истины».

Статьи 101 - 120 из 176
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | Конец