Мысли на каждый день

Именно среди Великого Служения велико ощущение ответственности, но следует привыкать к этой чаше, ибо не может быть кратчайшего пути без испития её.

Рерих Е.И. Письмо от 08.08.1934

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов
Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов

Поиск по авторам
Автор (ы) (развернуть)
Авторы одной статьи (развернуть)
Все
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ. СВЯТЫНИ РУССКОЙ СТАРИНЫ
«Рериха всегда... манила к себе старина славянская, старина севера, старина древней России... — писал художественный критик И.И.Лазаревский, современник художника. — Он смотрит дальше, взор его глубже. Рериха влечёт к скрытому за далями веков, за туманностью невыясненного, что мерещится в сказаниях и преданиях старины; и в этом черпает Рерих сюжеты для своих работ. (...) Своим удивительным проникновением в старину он создаёт картины целой эпохи, а не эпизоды той или иной страницы истории».
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ (4)
«Рерихом нельзя не восхищаться, — пишет русский писатель Леонид Андреев в статье "Держава Рериха", — мимо его драгоценных полотен нельзя пройти без волнения. ...Картины Рериха полны странного очарования. Ибо богатство его красок беспредельно, а с ним беспредельна и щедрость, всегда неожиданная, всегда радующая глаза и душу.
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ (3)
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ (3)
Знания Николая Константиновича Рериха, касающиеся истории Древней Руси, были настолько обширны и глубоки, что, по свидетельству его современника, доктора исторических наук Н.В.Ганичева, у Рериха брал консультации А.Нечволодов — известный историк, автор многотомного издания «Сказания о Русской Земле», по которому изучала историю России вся императорская семья.
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ (2)
«Талант художника-живописца и глубокое знание предмета учёного-археолога — слились в Н.К.Рерихе в одно неразделимое целое. Картина — это не просто полотно, воспроизводящее в определённом рисунке и красках сюжет давно исчезнувшего быта, картина — это как бы окно, прорубленное в самую глубь исторического ведения удивительною кистью этого единственного в своём роде художника», — писал Н.Николаев, современник Н.К.Рериха.
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ (1).
Эпоха жизни славянства до призвания варяжских князей почти не известна историкам.Устное предание, послужившее основой для поздней летописи — «Повести временных лет», созданной в XII веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором Летописцем, — отражает слабые намёки, по которым можно лишь в общих чертах представить историю, культуру и быт Древней Руси. Некоторые сведения о жизни и нравах древних славян можно встретить в зарубежных источниках.
РАСПЯТОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Центральной темой триптиха является мысль о том, что человечество периодически само себя распинает. И это будет продолжаться до тех пор, пока человек не изживёт уродливые проявления своего «я» и не возвысится до новой и светоносной жизни, как «Освободившийся человек», разорвав оковы своей низшей сущности.
О картине «Небесный Свет»

У Николая Константиновича Рериха есть полотно необычайной мощи, посвящённое Величайшему из Светочей Мира, — картина «Небесный Свет» («Lumen Coeli»). На ней изображена фигура Святого Старца на вершине крутого горного склона. Окружённая ярким серебристым сиянием, она подобна небесному факелу, горящему во мраке жизни. Великий Учитель держит в руках чашу, процветшую огнём. Он готов спуститься в густую тьму низин, чтобы принести людям Свет своего пламенного Сердца.
Эта картина вдохновила Наталию Дмитриевну Спирину на создание стихотворения «Во Имя (Святой Сергий)», которое приближает нас к постижению её сокровенного смысла. Многим она известна и под другим названием — «Гуру Гури Дхар. Путь Учителя Учителей».


РУССКОЕ ИСКУССТВО В ПАРИЖЕ
5 декабря 1907 года в Париже была открыта вы­ставка нового русского искусства, на которой были представлены и работы Николая Константиновича Рериха. Именно в Париже, который называли столицей мирового искусства, Рерих с 1900 по 1901 год совершенствовал своё художественное мастерство под руководством известного французского художника Фернана Кормона, очень верившего в творческий потенциал молодых русских художников.
ВЕЛИКИЙ ДАР. О картине Н.К.Рериха "Зарево"
«В марте 1914 года мною была закончена картина «Зарево», — писал Н.К. Рерих в 1935 году. — На фоне бельгийского замка около изваяния бельгий­ского льва на страже стоял в полном вооружении рыцарь. Всё небо уже было залито кровавым огневым заревом. На башнях и окнах старого замка уже вспыхивали огненные иероглифы. Но благородный рыцарь бодрствовал в своём несменном дозоре. Через четыре месяца все уже знали о том, что этот благородный рыцарь, конечно, был сам король Альберт, охранивший достоинство бельгийского льва».
В КАЖДОЙ ЛЕГЕНДЕ ЖИВЁТ ВЕЛИКАЯ ПРАВДА
Что есть легенда и как к ней относиться — над этим вопросом размышляли многие исследователи — историки, этнографы и даже философы. В наше время нередко бытует мнение, что легенды — это выдумка народа, мечтавшего о чём-то прекрасном и несбыточном, то есть сказка и не более того. Вероятно, поводом к этому является то, что в легендах часто показаны невероятные, волшебные события, а герои совершают действия, невозможные с точки зрения современного человека. Мы же попытаемся посмотреть на легенды как на древнюю историю, — пусть и приукрашенную, но имеющую правдивое основание. Это и поможет нам убедиться, что их герои — реально существовавшие люди разных эпох, совершавшие подвиги и запечатлённые в исторических документах — в летописях и воспоминаниях современников.
«ВНЕМЛЮЩАЯ ЗВУКАМ МИРА»
На картине Н.К.Рериха «Гуань-инь» изображена особо почитаемая китайским народом Бодхисатва, являющаяся олицетворением безграничного милосердия и сострадания, которое она изливает на весь мир. Само её имя означает «внемлющая звукам мира».
ИДЕИ, ЗАПЕЧАТЛЁННЫЕ НА ПОЛОТНЕ. II.
В предыдущих публикациях мы рассмотрели некоторые идеи Рериха, нашедшие отражение в его творчестве. Напомним их: мысль, как основа всех действий; «добрые травы»; духовное пробуждение женщины; ведущая роль женщины в новой эпохе; духовное восхождение человека. Продолжая эту тему, рассмотрим идею общности религий всего мира — идею, которой Николай Константинович Рерих уделил особое внимание в своём творчестве. Он утверждал, что основы всех религий исходят из единого источника — Великой Истины. Их различия — только в надстройках, то есть в обрядах, а также в трактовках более поздних последователей. Истина же нерушима и не зависит от чьего-либо мнения или отношения. Л.Н.Толстой, уделявший много времени изучению мировых религий, отмечал: «В глубине всех вер течёт поток единой вечной истины».
Религиозная живопись Н.К.Рериха. Храм Святого Духа*
Движение за возрождение культурных ценностей началось в России ещё в XIX веке и привело к открытию небывалых сокровищ. Крупнейшим событием в истории русской культуры стало возрождение русской иконы. В результате расчистки икон от потемневшей олифы и позднейших «записей» (так называемых поновлений) русскому человеку открылся, в ослепительном сиянии красок, неведомый доселе художественный мир. «Здесь наша народная душа явила самое прекрасное, что в ней есть, — прозрачную глубину религиозного вдохновения. Достоевский сказал, что ''красота спасёт мир''. Наши иконописцы видели эту красоту и увековечили её в красках», — писал Е.Трубецкой, известный русский философ.
Образ богини Палден Лхамо в произведениях Н.К.Рериха и в тибетском буддизме*
Николай Константинович, восхищённый красотой древних буддийских танок, писал: «...Теперь появился новый предмет изучения и любования. Подходит среднеазиатское искусство. В пламенной фантастике, в величавости тонкой формы, в напряжённой сложной гамме тонов явлено совершенно особое яркое творчество». Многие образы буддийского пантеона божеств Махаяны появляются на полотнах Рериха — Будда Шакьямуни, Бодхисаттва Майтрейя, Падма Самбхава, Цзонхава, Миларепа, а также грозные защитники буддизма — дхармапалы.
РЕРИХ И ТАЛАШКИНО. III. «Братство, сродство душ...»
В наших предыдущих публикациях мы познакомились с княгиней М.К.Тенишевой и её детищем — Талашкином. Теперь расскажем о работах Н.К.Рериха, которые непосредственно связаны с его пребыванием в этом художественном центре.
«Как зеницу ока берегите картину»
Николай Константинович Рерих часто называл свои картины вестниками. В разные страны несли они весть о Красоте, о Добре и Подвиге. Судьбы этих посланников Света часто складывались драматично.
«РУЛИТЕ ВЫШЕ...» или в новогодний день у Л.Н.Толстого
В жизни Николая Константиновича Рериха был в юности день, о котором он вспоминал всю последующую жизнь. Если до того он получил признание как состоявшийся художник, когда Павел Михайлович Третьяков купил для своего собрания его картину «Гонец. Восста род на род», то в тот день им было получено признание от высочайшего духовного авторитета России.
ОБРАЗ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА в творчестве Н.К.Рериха
Один из наиболее известных и почитаемых во всём мире Светочей — Святой Николай Чудотворец. К образу этого Святителя неоднократно обращается на протяжении своей жизни Н.К.Рерих. Он упоминает Святого Николая в очерках и в разные годы посвящает Ему свои картины. Очевидно, что Святой — Небесный Покровитель художника, это следует из самого имени — Николай. Но попытаемся глубже понять, почему художник и духовидец Николай Константинович Рерих уделяет такое внимание этому образу и как именно он интерпретирует Его в своих творениях.

Статьи 101 - 120 из 170
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | Конец