…Нужно помнить, что смирение есть спутник удачи. Мир Огненный, ч.3, § 52 |
Доклад, прочитанный на второй Всесоюзной конференции «Рериховские чтения», Новосибирск, 1979 г.
Смотреть на Прекрасное — значит улучшаться.
Платон
В творчестве Святослава Рериха и в его выступлениях красной нитью проходит его отношение к прекрасному.
«Я всегда искал красоту. Она меня привлекала. И передавая то красивое, что я видел, я передавал долю радости, которую ощущал, когда видел сам»1, — говорит С.Н.Рерих.
Красота, по мысли С.Н.Рериха, даёт не только эстетическое наслаждение. Она имеет воспитательное значение, она помогает формированию нового, более совершенного человека и, следовательно, улучшению всей жизни.
«Поистине, стремление к совершенствованию, к прекрасному — это самое целесообразное, самое реальное отношение к жизни. К сожалению, в жизни есть много негативных сторон, но мы никогда не сможем противостоять им, если сердце наше не будет открыто навстречу более совершенному и в сознании нашем не будет представления о прекрасном»2, — говорит С.Н.Рерих.
В ответ на мои вопросы во время пребывания Святослава Николаевича в Москве, 6 июня 1978 года, он сказал, что для него искусство универсально в своём выражении, оно всё объемлет и всё включает в свою сферу — «все виды искусства взаимосвязаны, и его нельзя разделять определёнными перегородками»3.
В творчестве С.Н.Рериха музыка играла немаловажную роль, но этот вопрос ещё не исследовался. Интересны, в частности, вопросы влияния среды на творчество художника, его отношение к музыке, западной и восточной, и выражение её через ритм и цвет в его картинах.
«Музыка откроет творчество ваше, напитает сердце ваше и сделает доступным то, что без гармонии звука, может быть, навсегда осталось бы во сне», — писал Николай Рерих в статье «Музыка сфер».
Так же как и его отцу, музыка сопутствовала Святославу Рериху с самого раннего детства, когда он учился играть на фортепиано, слушал свою мать, Елену Ивановну, талантливую пианистку, родственницу Мусоргского. Вся семья часто посещала концерты, где дети приобщались к отечественной и зарубежной музыке.
С.Н.Рерих рассказывал, что в молодости он интересовался балетом. «Балет всегда очень привлекал. И помню, мы сами поставили несколько балетов вместе с одним из друзей; декорации и костюмы писал я сам. Например, в Америке поставили один из современных балетов в начале двадцатых годов на тему, которая потом продолжилась в моём искусстве и в жизни, — борьба Света и Тьмы. Весь балет и был основан на этом. Назывался "Свет и Тьма" и был поставлен в Бостоне. Музыка была написана американским композитором Алеком Штейнертом»4.
После переезда в Индию Святослав Рерих стал внимательно изучать индийское искусство, в том числе и музыку, что не могло не отразиться и в его творчестве.
Древнее искусство музыки понимается на Востоке как выражение гармонии, единства и взаимопроникновения противоположных начал Вселенной. «Музыка приводит в равновесие пять добродетелей: человечность, справедливость, воспитанность, предусмотрительность и искренность. Обнимая собою всё сущее, она обеспечивает нормальное гармоническое развитие природы и всего живого на Земле»5.
С.Н.Рерих говорит, что и восточная музыка ему близка, потому что всё искусство Индии близко ему как таковое.
«Она (музыка. — Н.С.) несомненно влияла, может быть, на многие темы моих картин. Серия "Священная флейта" основана на легенде о Кришне и связывает эту легенду с современной жизнью Индии. Эти звуки флейты связывают нас с тем прошлым и являются живым мостом, который переброшен от нашей сегодняшней жизни к далёкой прошлой жизни. Как вы знаете, индийские миниатюры очень часто отражают именно музыкальную эстетику Индии»6.
Цветовое восприятие музыки весьма специфично для Востока. В представлении слушателей музыкальные тона окрашиваются в определённый цвет. «Восточная музыка представляет своего рода красочную палитру, из которой образуется цветовая гамма, и музыкальное восприятие тесным образом связывается с цветовым»7.
В картинах Святослава Рериха прослеживаются музыкальные темы, ритмы. Художник делал это, по его словам, целенаправленно и иногда вполне сознательно. «Этим повторением ритма, — говорит он, — я создавал повторные фразы для усиления впечатления».
На вопрос, сопоставляет ли С.Н.Рерих краски и звуки, он ответил: «Я никогда об этом не думаю. Если они даже и ассоциируются, то не потому, что я сознательно их выбираю. Они сами собой ассоциируются. Одно отвечает другому. Цвет и краски, тон — всё связано между собой».
«Ваши краски звучат. Может быть, можно музыку передать в цвете, как это мыслил Скрябин?» — спросила я.
«Но нужно ли это передавать? — ответил Святослав Николаевич. — Тагор говорил, что кто одно искусство хочет выявить другим искусством, тот в искусстве ошибается».
По мысли Святослава Рериха, живопись нельзя заменить музыкой, и наоборот. Каждый вид искусства самоценен и не может быть заменён другим видом искусства, что отнюдь не исключает взаимосвязь между разными видами искусства. Есть изречение: «Архитектура есть застывшая музыка». И, например, музыка Генделя своей величественностью и возвышенной торжественностью ассоциируется с готическими соборами, но заменить их, конечно, не может.
У Святослава Рериха гармония цвета и звука создаётся не нарочито, а выявляется путём интуитивного восприятия окружающих явлений.
«...Миф об Орфее, чаровавшем зверей и всё живущее своею дивною игрою»8, родственен многим народам и отражён в нашем русском Леле и в мифологическом индийском божестве Кришне.
По мысли С.Н.Рериха, образ Кришны включает идею Орфея. Он говорит о влиянии музыки на всё живое. «Музыка оказывает глубокое влияние на нашу жизнь. Вы не можете отделить это влияние. Это всё одно общее творческое выражение нашей жизни».
В картине «Священная флейта» (1946) животные, вытянув шеи, как бы пьют музыкальные струи, текущие из флейты Кришны. Звуки образуют вихревые движения, и вся природа подчиняется силе мелодии и ритма. Эта картина исключительна по своей музыкальной структуре, где мелодия показана в своём динамическом развитии.
В «Священной флейте» (1955) магия звуков флейты пастушка Кришны заворожила не только животных его стада, но и всю затихшую природу. Велика власть красоты музыкального звучания — как бы говорит художник этой картиной.
В одноимённой картине 1958 года «пастушок Кришна играет на флейте, к нему подходит буйвол. Яркий контраст создаётся от этого удивительно оранжевого тона дерева. Называется это дерево бугенвиллея. И при ярком солнце получаются бесподобные контрасты» — так говорит об этой картине Святослав Рерих9.
В картине «Зов» (1955) звучит тема влекущей силы музыки, устремляющей к светлым просторам от тёмных и душных джунглей, куда направлялась девушка. Юноша останавливает её мелодией свирели, зовущей в дали прекрасного будущего.
С.Н. Рерих. ЗОВ. 1955
Исключительно интересна в смысле передачи динамики и ритма движения картина «Торопись» (1954). Вот как говорил об этом произведении сам художник: «Эту картину я рисовал для разрешения проблемы композиции не только в рисунке, но и в цвете. Я очень часто занимался проблемой динамики в картине; меня всегда интересовало то, как тона могут передать движение, что помогает этому. Сопоставление известных теней, тонов, баланс всей композиции»10.
В этом же плане решена и картина «Наперегонки» (1958).
Вот ещё несколько картин, в которых решается проблема движения.
«Надежда» — стремительный полёт.
«Весть» — ураганом летящие к месту назначения зелёные попугайчики. В Индии они — символ вестей.
«Я иду одиноко» — поступательный ритм шага старика. Его развевающийся красный плащ помогает почувствовать движение.
С.Н. Рерих. Я ИДУ ОДИНОКО. 1955
«Весна» — в этой картине имеется два вида передачи динамики движения — плавный, певучий, как песня, неторопливый шаг девушки и стремительно быстрый рывок юноши вслед за ней.
«Гадди» — размеренный, осторожный шаг женщины, несущей на голове кувшин с молоком, и тот же темп в шагах идущих за ней коров.
«Мои соседи» — так же неторопливо и плавно движется женщина с корзиной на голове.
«Труд» — музыкальные, изящные движения женских рук, занятых неспешной работой, в чём-то перекликаются с тонкими стволами окружающих пальм.
«И мы приближаемся» — очень медленно и торжественно плывущая к заветной светлой цели ладья со стоящей в ней молитвенно устремлённой женской фигурой.
О роли ритма в картине «Через перевал» (1938) говорит П.Ф.Беликов в статье «Жанровая живопись Святослава Рериха»: «...Переход каравана через перевал. Основная мысль — жить — значит продвигаться, продвигаться — значит преодолевать препятствия. (...) Каравану предстоит дальний путь, но он не страшен людям, противопоставляющим натиску стихий свой твёрдый поступательный ритм. Этот ритм чередуется с восходящим ритмом горных вершин и, подобно им, способен рассекать ледяные порывы ветра».
В творчестве Святослава Рериха органически сочеталось наследие культур двух великих народов — России и Индии. По этому поводу художник говорил: «Вся наша семья неотделима от родной почвы, от русской культуры. Мы никогда не мыслили себя вне их. Всё, чем обогатил я свою жизнь и своё творчество, живя в других странах, есть лишь обогащение моих русских основ. И моё искусство основано прежде всего на русском реализме...
Я никогда не боялся общения с другими культурами — это только укрепляло и обогащало заложенные во мне русские основы.
Ко всему, полученному мной в России и от России, я всегда стремлюсь приобщить Индию, где я живу многие годы, и, с другой стороны, что я делаю в Индии, принадлежит моей Родине»11.
В ноябре 1976 года за выдающийся вклад в дело укрепления индийско-советской дружбы С.Н.Рерих был удостоен премии имени Джавахарлала Неру.
«Быть одним из связующих звеньев между двумя искусствами, двумя культурами (России и Индии) — в этом я вижу своё назначение гражданина, художника, искусствоведа, воспитателя молодых»12.
1 Огонёк. 1975, № 9.
2 Стенограмма беседы корреспондента газеты «Советская культура» Т.Калугиной с С.Н.Рерихом, частично опубликованная в этой газете 9.06.1978 в статье «Прекрасное — действенно».
3 Стенограмма беседы Н.Д.Спириной с С.Н.Рерихом 6.06.1978 (архив Н.Д.Спириной).
4 Там же.
5 Шестаков В.П. Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967. С. 12.
6 Стенограмма беседы Н.Д.Спириной с С.Н.Рерихом 6.06.1978 (архив Н.Д.Спириной).
7 Шестаков В.П. Музыкальная эстетика стран Востока. С. 15.
8 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 247.
9 Стенограмма беседы С.Н.Рериха с научными работниками и сотрудниками Эрмитажа 14.06.1960.
10 Стенограмма лекции С.Н.Рериха, прочитанной в Москве в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина 28.05.1960.
11 Рерих С.Н. Город моихдрузей//Вечерняя Москва. 6 июня 1978 г.
12 Там же.