Мысли на каждый день

Если гора будет совершенно гладкой, то не взойдете на вершину. Благословенны камни, разрывающие обувь нашу при восхождении!

Знаки Агни Йоги, 406

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов
Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов

Поиск по авторам
Автор (ы) (развернуть)
Авторы одной статьи (развернуть)
Все
О картине «Небесный Свет»

У Николая Константиновича Рериха есть полотно необычайной мощи, посвящённое Величайшему из Светочей Мира, — картина «Небесный Свет» («Lumen Coeli»). На ней изображена фигура Святого Старца на вершине крутого горного склона. Окружённая ярким серебристым сиянием, она подобна небесному факелу, горящему во мраке жизни. Великий Учитель держит в руках чашу, процветшую огнём. Он готов спуститься в густую тьму низин, чтобы принести людям Свет своего пламенного Сердца.
Эта картина вдохновила Наталию Дмитриевну Спирину на создание стихотворения «Во Имя (Святой Сергий)», которое приближает нас к постижению её сокровенного смысла. Многим она известна и под другим названием — «Гуру Гури Дхар. Путь Учителя Учителей».


РУССКОЕ ИСКУССТВО В ПАРИЖЕ
5 декабря 1907 года в Париже была открыта вы­ставка нового русского искусства, на которой были представлены и работы Николая Константиновича Рериха. Именно в Париже, который называли столицей мирового искусства, Рерих с 1900 по 1901 год совершенствовал своё художественное мастерство под руководством известного французского художника Фернана Кормона, очень верившего в творческий потенциал молодых русских художников.
ВЕЛИКИЙ ДАР. О картине Н.К.Рериха "Зарево"
«В марте 1914 года мною была закончена картина «Зарево», — писал Н.К. Рерих в 1935 году. — На фоне бельгийского замка около изваяния бельгий­ского льва на страже стоял в полном вооружении рыцарь. Всё небо уже было залито кровавым огневым заревом. На башнях и окнах старого замка уже вспыхивали огненные иероглифы. Но благородный рыцарь бодрствовал в своём несменном дозоре. Через четыре месяца все уже знали о том, что этот благородный рыцарь, конечно, был сам король Альберт, охранивший достоинство бельгийского льва».
В КАЖДОЙ ЛЕГЕНДЕ ЖИВЁТ ВЕЛИКАЯ ПРАВДА
Что есть легенда и как к ней относиться — над этим вопросом размышляли многие исследователи — историки, этнографы и даже философы. В наше время нередко бытует мнение, что легенды — это выдумка народа, мечтавшего о чём-то прекрасном и несбыточном, то есть сказка и не более того. Вероятно, поводом к этому является то, что в легендах часто показаны невероятные, волшебные события, а герои совершают действия, невозможные с точки зрения современного человека. Мы же попытаемся посмотреть на легенды как на древнюю историю, — пусть и приукрашенную, но имеющую правдивое основание. Это и поможет нам убедиться, что их герои — реально существовавшие люди разных эпох, совершавшие подвиги и запечатлённые в исторических документах — в летописях и воспоминаниях современников.
«ВНЕМЛЮЩАЯ ЗВУКАМ МИРА»
На картине Н.К.Рериха «Гуань-инь» изображена особо почитаемая китайским народом Бодхисатва, являющаяся олицетворением безграничного милосердия и сострадания, которое она изливает на весь мир. Само её имя означает «внемлющая звукам мира».
ИДЕИ, ЗАПЕЧАТЛЁННЫЕ НА ПОЛОТНЕ. II.
В предыдущих публикациях мы рассмотрели некоторые идеи Рериха, нашедшие отражение в его творчестве. Напомним их: мысль, как основа всех действий; «добрые травы»; духовное пробуждение женщины; ведущая роль женщины в новой эпохе; духовное восхождение человека. Продолжая эту тему, рассмотрим идею общности религий всего мира — идею, которой Николай Константинович Рерих уделил особое внимание в своём творчестве. Он утверждал, что основы всех религий исходят из единого источника — Великой Истины. Их различия — только в надстройках, то есть в обрядах, а также в трактовках более поздних последователей. Истина же нерушима и не зависит от чьего-либо мнения или отношения. Л.Н.Толстой, уделявший много времени изучению мировых религий, отмечал: «В глубине всех вер течёт поток единой вечной истины».
Религиозная живопись Н.К.Рериха. Храм Святого Духа*
Движение за возрождение культурных ценностей началось в России ещё в XIX веке и привело к открытию небывалых сокровищ. Крупнейшим событием в истории русской культуры стало возрождение русской иконы. В результате расчистки икон от потемневшей олифы и позднейших «записей» (так называемых поновлений) русскому человеку открылся, в ослепительном сиянии красок, неведомый доселе художественный мир. «Здесь наша народная душа явила самое прекрасное, что в ней есть, — прозрачную глубину религиозного вдохновения. Достоевский сказал, что ''красота спасёт мир''. Наши иконописцы видели эту красоту и увековечили её в красках», — писал Е.Трубецкой, известный русский философ.
Образ богини Палден Лхамо в произведениях Н.К.Рериха и в тибетском буддизме*
Николай Константинович, восхищённый красотой древних буддийских танок, писал: «...Теперь появился новый предмет изучения и любования. Подходит среднеазиатское искусство. В пламенной фантастике, в величавости тонкой формы, в напряжённой сложной гамме тонов явлено совершенно особое яркое творчество». Многие образы буддийского пантеона божеств Махаяны появляются на полотнах Рериха — Будда Шакьямуни, Бодхисаттва Майтрейя, Падма Самбхава, Цзонхава, Миларепа, а также грозные защитники буддизма — дхармапалы.
РЕРИХ И ТАЛАШКИНО. III. «Братство, сродство душ...»
В наших предыдущих публикациях мы познакомились с княгиней М.К.Тенишевой и её детищем — Талашкином. Теперь расскажем о работах Н.К.Рериха, которые непосредственно связаны с его пребыванием в этом художественном центре.
«Как зеницу ока берегите картину»
Николай Константинович Рерих часто называл свои картины вестниками. В разные страны несли они весть о Красоте, о Добре и Подвиге. Судьбы этих посланников Света часто складывались драматично.
«РУЛИТЕ ВЫШЕ...» или в новогодний день у Л.Н.Толстого
В жизни Николая Константиновича Рериха был в юности день, о котором он вспоминал всю последующую жизнь. Если до того он получил признание как состоявшийся художник, когда Павел Михайлович Третьяков купил для своего собрания его картину «Гонец. Восста род на род», то в тот день им было получено признание от высочайшего духовного авторитета России.
ОБРАЗ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА в творчестве Н.К.Рериха
Один из наиболее известных и почитаемых во всём мире Светочей — Святой Николай Чудотворец. К образу этого Святителя неоднократно обращается на протяжении своей жизни Н.К.Рерих. Он упоминает Святого Николая в очерках и в разные годы посвящает Ему свои картины. Очевидно, что Святой — Небесный Покровитель художника, это следует из самого имени — Николай. Но попытаемся глубже понять, почему художник и духовидец Николай Константинович Рерих уделяет такое внимание этому образу и как именно он интерпретирует Его в своих творениях.
 
авторы одной статьи  Рудзите Илзе
СВЯТОСЛАВ РЕРИХ И ПРАВОСЛАВИЕ. Из воспоминаний о С.Н.Рерихе
Мне посчастливилось встречаться не только с Юрием Николаевичем Рерихом, но и с его братом, Святославом Николаевичем. Индивидуальных встреч было немного, больше коллективных. Присутствовала на открытии почти всех его выставок и выставок его отца, Николая Константиновича, которые Святослав Николаевич устраивал в разных городах России, начиная с 1960 года, а также на многих конференциях, на многочисленных его лекциях и выступлениях в разных заведениях культуры, например, в Доме дружбы, в Доме кино, в Доме учёных, на юбилейных торжествах, посвящённых 100-летию Николая Константиновича Рериха, проходивших в Большом театре. Теперь почти все его выступления напечатаны в разных изданиях. В своих воспоминаниях коснусь лишь некоторых особенно запомнившихся моментов встреч.
Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха на Алтае. IV. Алтайский цикл картин Николая Рериха (2-я часть)
«В далёких странах, за великими озёрами, за горами высокими, там находится священное место, где процветает справедливость. Там живёт высшее знание и высшая мудрость на спасение всего будущего человечества. Зовётся это место Беловодье», — записал Н.К.Рерих в своём путевом дневнике. Такие легенды о Беловодье послужили сюжетом для нескольких его картин Алтайского цикла.
На поиски этой Страны Счастья алтайские староверы шли целыми семьями. «...В самом конце прошлого (XIX) столетия в Беловодье была отправлена экспедиция из уральских казаков-староверов, но они пошли неправильным путём и не нашли Беловодского Царства». Существовали «специальные путеводители, так называемые "путники", где на крестьянском наречии искажёнными географическими названиями указывалось направление» в эту заповедную Страну.
ОБРАЗЫ РЕРИХА
В картинах Н.К.Рериха на темы древней Руси заметно не только освоение современной ему живописной техники, но и блестящее использование приёмов древних иконописцев.
Также и в литературных творениях Рерих в своей своеобразной красочной речи исходит из стиля исконной русской литературы.
Для примера даём цитату из так называемого «Изборника» XIII века, а затем отрывки из статьи Рериха «Север и древняя Русь».
Пояснение к картине Н.К.Рериха. ПАНТЕЛЕЙМОН–ЦЕЛИТЕЛЬ. 1931
Уже много лет тому назад были написаны картины, имевшие содержанием значение целебных и полезных трав. Ещё в России были написаны «Знахарка» и «Ункрада» — и та и другая по цветочным новгородским холмам собирали полезные целительные травы. Затем был написан «Святой Пантелеймон Целитель», ходивший по безбрежным увалам и степям в поисках целения человечества...
Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха на Алтае. IV. Алтайский цикл картин Николая Рериха

Картины, написанные Николаем Константиновичем Рерихом во время пребывания на Алтае или впоследствии, но тоже посвящённые Алтаю, можно объединить в «Алтайский цикл». Таких работ насчитывается около двадцати.Учитывая общее огромное количество художественных произведений, созданных Рерихом, трудно выделить из них те, которые посвящены Алтаю, тем более что подавляющее большинство таких картин было создано после посещения Николаем Константиновичем этого заповедного края. Только пояснения самого художника в его дневниках и статьях дают возможность причислить ту или иную работу к указанной теме, например: описание Рерихом своих работ; описание мест, которые запечатлены на полотнах; записи обычаев, обрядов, притч, легенд и сказаний, послуживших сюжетами картин.


Пояснение к картине Н.К.Рериха. КЛАД ЗАХОРОНЕННЫЙ. 1917
По необъятным просторам Сибири многие древние путники разбросали свои сокровища. Многие племена непрекращающимся потоком наполняли землю Монголии, Минусинска и Алтая. В Алтае они вспоминали зов других далёких гор и опять устремлялись вперёд, не считая ни дней, ни лет, ни веков своих странствий.

Статьи 121 - 140 из 184
Начало | Пред. | 5 6 7 8 9 | След. | Конец