Если гора будет совершенно гладкой, то не взойдете на вершину. Благословенны камни, разрывающие обувь нашу при восхождении! Знаки Агни Йоги, 406 |
У Николая Константиновича Рериха есть полотно необычайной мощи, посвящённое Величайшему из Светочей Мира, — картина «Небесный Свет» («Lumen Coeli»). На ней изображена фигура Святого Старца на вершине крутого горного склона. Окружённая ярким серебристым сиянием, она подобна небесному факелу, горящему во мраке жизни. Великий Учитель держит в руках чашу, процветшую огнём. Он готов спуститься в густую тьму низин, чтобы принести людям Свет своего пламенного Сердца.
Эта картина вдохновила Наталию Дмитриевну Спирину на создание стихотворения «Во Имя (Святой Сергий)», которое приближает нас к постижению её сокровенного смысла. Многим она известна и под другим названием — «Гуру Гури Дхар. Путь Учителя Учителей».
Картины, написанные Николаем Константиновичем Рерихом во время пребывания на Алтае или впоследствии, но тоже посвящённые Алтаю, можно объединить в «Алтайский цикл». Таких работ насчитывается около двадцати.Учитывая общее огромное количество художественных произведений, созданных Рерихом, трудно выделить из них те, которые посвящены Алтаю, тем более что подавляющее большинство таких картин было создано после посещения Николаем Константиновичем этого заповедного края. Только пояснения самого художника в его дневниках и статьях дают возможность причислить ту или иную работу к указанной теме, например: описание Рерихом своих работ; описание мест, которые запечатлены на полотнах; записи обычаев, обрядов, притч, легенд и сказаний, послуживших сюжетами картин.