![]() |
Издательский центр РОССАЗИЯ контакты написать нам (383) 223-27-55 |
Мысли на каждый день
![]()
![]()
Журнал ВОСХОД
Книжный магазин
Неслучайно-случайная
статья для Вас:
Актуально
Подписаться
|
НИКОЛАЙ РЕРИХ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ. СВЯТЫНИ РУССКОЙ СТАРИНЫ. II.Автор: Василькова Нина
Журнал:
№ 6 (158), Июнь, 2007
Теги статьи: Николай Рерих, картины Рериха, Рерих и Древняя Русь В 1904 году Н.К.Рерих посетил Валдай. «...Интересный памятник, который мне пришлось видеть, — Иверский монастырь на Валдае, — сообщал он на заседании санкт-петербургского Общества архитекторов. — Замечательное, красивое место на Валдайских озёрах. И верится — почему Никон возлюбил это место, так близкое природе Севера. Легко можно представить, что строителем руководило непосредственное чувство любви к природе. Ничто не могло напоминать так Никону скит на северном озере, где выросла, окрепла и научилась мечтать и мыслить эта сильная душа. Свой монастырь он строил для себя как заботливый хозяин. План выработан по образцу Иверо-Афонского монастыря, и сделано всё хозяйственно и щедро»1. Этому памятнику старины художник посвятил несколько картин: «Иверский монастырь», «Стены Иверского монастыря», «Палаты Никона», где останавливался патриарх, «Старая печатня», в которой «помещалась никоновская типография, где печатался ''Рай мысленный'' и другие книги...»2 Рерих посетил города не только Древней Руси, но и Балтики. «...В 1903 году мы с Еленой Ивановной объехали более сорока городов и исторических мест, среди которых наша поездка по Латвии навсегда осталась памятной. Кроме самой Риги, Митавы и Виндавы, мы подробно осмотрели Ливонскую Швейцарию... (...) Было написано несколько картин и этюдов, которые сейчас разбрелись по Калифорнии и Канаде. (...) ...И как посланники добрые напоминают о красотах Латвии. Сергей Эрнст в своей книге жалел о том, что именно эти картины разошлись по миру так далеко. Но нужно ли жалеть об этом? Нам ли судить, где и когда нужны вестники добрые?»3 Картины, написанные в поездке 1903 года: «Старая Рига», «Рига. Интерьер собора», «Митава. Площадь», «Венден4. Этюд замка», «Венден. Развалины капеллы», «Средневековый Ревель»5. ![]() Н.К.Рерих. СТАРАЯ РИГА. 1903 «В Ковне6 и в Кеданах есть чудные старинные домики, — читаем в статье художника ''По старине'', — а в особенности один с фронтоном чистой готики»7. «Теперь дом в частном владении, когда-то церковь. Фасад чистой готики, очень похожий на фасад знаменитого виленского костёла св. Анны. Наполеон говорил, что перенёс бы его на ладони в Париж»8. Этот дом был изображён Рерихом на рисунке «Ковно. Готический фасад дома» (1903). В Ковно Рерих запечатлел и остатки феодального замка рыцарской эпохи, расположенного в самом центре города, — «Замок крестоносцев на Немане». ![]() Н.К.Рерих. КОВНО. ЗАМОК КРЕСТОНОСЦЕВ НА НЕМАНЕ. 1903 В уездном городе Троки9 художник написал этюды: «Ворота в Тракае» (замок Кейстута), «Этюд Трокского монастыря», в Вильнюсе — «Вильна. Остатки замка Гедимина» и этюд «Старая Вильна»10. Эти картины напоминают о временах самостоятельной Литвы, когда она была близка Руси. «...А дума о ревельских башнях послужила для картины ''Старый Король''»11. Так за несколько лет художник создал большую живописную архитектурную серию, насчитывающую около 90 полотен. Говоря о ней, русский писатель Сергей Эрнст отметил очень важный момент: «Художественные достоинства этюдов не должны закрывать для нас и большое общественное значение их, ибо они явились одним из первых сильных голосов, прозвучавших защитой древнего национального достояния России, защитой её старого искусства, её души, которой грозят... забвения и уничтожения»12. Впоследствии Николай Константинович Рерих ещё не раз обращался к жанру архитектурного этюда. В 1916 году им были написаны работы «Старая Рига» и «Старая Вильна». В 1917 и 1918 годах художник посетил Карелию, Сердоболь и Валаам со всеми его островами. «Посейчас Юрий и Святослав поминают торжественное служение в Валаамском Соборе»13. Валаамский архипелаг в Ладожском озере включает в себя около 40 островов, Валаам — самый крупный из них. Этот остров привлекал внимание ищущих уединения и пустынножительства не только как место молитв и смирения, но и вдохновения и глубокого созерцания сокровенных тайн природы. Здесь бывали многие деятели науки и культуры, побывал на Валааме и император Александр I. Вдали, возвышаясь над всеми островами, виден круто встающий из воды Святой остров. Таким и видим его на картине Н.К.Рериха «Святой остров» (1917). Предание гласит, что Валаамские острова, как и Киевские горы, были благословлены апостолом Андреем Первозванным, а житие святого Авраамия Ростовского рассказывает, что уже в 960 году, до крещения Руси, на Валааме существовал монастырь. Являясь русским опорным пунктом в северных землях, остров на протяжении нескольких столетий подвергался нападению со стороны шведов. В 1611 году при очередном нападении погиб архив монастыря, где хранились документы о его ранней истории. В XV веке валаамский монастырь именовали уже «великой лаврой». В разное время там совершали подвиг служения преподобные Арсений Коневецкий, Савватий Соловецкий, Александр Свирский. К концу XIX века на Валааме возросла духовная плеяда старцев, подобная оптинской, а монастырь приобретает славу «Северного Афона». Валааму посвящено ещё одно полотно Рериха — «Святое озеро» (1917). На заднем плане картины мы видим очертания острова, почти полностью повторяющего силуэт Святого острова. В центре картины — фигура старца; в отдалении, на крутом берегу, возвышается древний скит. Серебрятся воды Святого озера. Картина излучает тишину и гармонию. «Этим состоянием совершенной, осуществлённой гармонии... Север привлекал к себе пустынников, стекавшихся сюда со всех концов света»14. ![]() Н.К. Рерих. СВЯТОЕ ОЗЕРО. 1917 «Сказка Севера» навсегда пленила художника. «Где найдёшь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов?»15 — писал Рерих о красотах русского Севера. Мотивы северных ландшафтов, так же как и характерные для этих мест деревянные строения шатрового типа (часовня Архистратига Михаила, Покровская церковь в Кижах и др.) не раз ещё встречаются в произведениях Рериха, как, например, на картине «И Мы трудимся» (1922), проникнутой настроением суровости и чистоты, характерным для Русского Севера. ![]() Н.К.Рерих. СТАРЫЙ КОРОЛЬ. 1910 Искусствовед Ростиславов, современник художника, говоря о серии архитектурных этюдов Рериха, писал в статье «Красота старины»: «...Многие из этих этюдов стоят картин. ...Ценно именно их художественное изображение, благодаря которому они являются у Рериха в каком-то новом свете. ...Чувствуешь себя пред многими этюдами... как пред живыми памятниками старины. (...) Формы везде самые простые, суровые... но сколько в них своеобразного... красивого, художественного. Они как бы красноречиво говорят, что в архитектуре, как и в искусстве вообще, красота прежде всего в простоте, безыскусственности и в гармонии с природой. (...) ...Благодаря им, начинает казаться, что тогда, в далёкие времена, было гораздо больше гармонии между природой и жизнью. Так и рисуется жизнь, тяжёлая, суровая, простая, но в которой природа играла неизмеримо большую роль, чем в жизни современных больших городов... Может быть, тогда гораздо сильнее... чувствовали красоту природы и вплетали в жизнь её вечный праздник»16. Продолжение следует * Начало см. в №№ 11,12 – 2006, 1, 2, 3, 5 – 2007. 1 Николай Рерих в русской периодике. Вып. II. СПб., 2005. С. 418.
Рассказать о статье друзьям:
Назад в раздел : Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов Статьи по теме, смотреть список Материалы чтений по теме, смотреть список
|