Именно среди Великого Служения велико ощущение ответственности, но следует привыкать к этой чаше, ибо не может быть кратчайшего пути без испития её. Рерих Е.И. Письмо от 08.08.1934 |
*Окончание. Начало в № 6, 2009.
Отзвуки героических настроений далёкого прошлого ощущаются в небольшой пастели Рериха «Могила викинга», где, как и в большинстве работ Николая Константиновича, мысли о природе сливаются с мыслями о человеческих судьбах.
Эпоха викингов, «полная дикого простора и воли», вызывала у художника огромный интерес. В 1907 году, когда семья Рерихов провела всё лето в путешествии по Финляндии и Карелии, Николай Константинович непосредственно соприкоснулся с историей и героическим эпосом северных народов, что нашло отражение в его художественном и литературном творчестве, — вспомним, например, сказку «Гримр-викинг», написанную в духе северной саги.
Как увидел эпоху викингов Рерих-художник? — Мы узнаём об этом из произведений второго по значимости — после «Начала Руси» — цикла под общим названием «Викинг» (1906 – 1911).
В картинах цикла разворачиваются «подлинные исторические страницы» — картины тысячелетней давности: выступает в поход большой варяжский флот («Варяжское море», 1910); кипит яростное морское сражение («Бой», 1906); поёт печальную песнь девушка, ждущая воина из похода («Песнь о викинге», 1907). Наконец, в картине «Триумф викинга» (1908) мы видим последнее пристанище воина — высокий курган, обнесённый камнями. Все эти работы, вдохновлённые «суровым северным напевом балтийских волн», глубоко историчны и воспринимаются как фрагменты древнескандинавского эпоса.
Небольшая картина из горловского собрания — «Могила викинга» — тематически примыкает к этому циклу и в то же время отмечена своеобразием.
Н.К. Рерих. МОГИЛА ВИКИНГА. 1908
Мы видим суровый северный пейзаж: небо, охваченное сдержанным, но неотвратимым движением облаков, свинцовые воды, омывающие высокие берега, старинный замок, языческий памятник над могилой викинга. Это не просто исторический пейзаж. Вглядываясь в картину, мы чувствуем одухотворённость всех её элементов и проникаемся миропониманием художника, который постиг тайну бытия как непрерывного потока вечной жизни, оставляющего на земле свои временные вехи.
В годы, предшествовавшие Первой мировой войне и революции в России, у Николая Константиновича Рериха появляется целая серия картин, названных современниками пророческими. Кистью художника движет предчувствие чудовищных бедствий наступающего века. Рерих широко использует символику народных сказаний и легенд, осмысливая её по-новому, в свете своих философско-этических представлений.
Полотно «Ковёр-самолёт» (1916) — одно из произведений этого цикла. Тревожно и сказочно светится огромное ночное небо. Сном охвачена земля, утонувшая в синем полумраке. Возле шатра, опершись на копьё, задремал на дозоре одинокий воин и не чует грозной опасности. А по небу летит ковёр-самолёт со злобным колдуном.
Н.К. Рерих. КОВЁР-САМОЛЁТ. 1916
Основной цвет картины — глубокий ультрамарин, «играющий, словно тёмный густой сапфир» (С. Эрнст), — ассоциируется с колдовской властью злого начала и создаёт ощущение напряжения и тревоги. Главная идея картины — напоминание о необходимости духовного бодрствования в час грозящей опасности. Когда над миром сгустилась тьма, Рерих призывает к духовному пробуждению и недреманному дозору сердца, и в этом он видит свою задачу как художник и как человек.
Вспоминается картина «Меч мужества» (1912), созданная Николаем Константиновичем четырьмя годами раньше; в ней также звучит мысль о неотложности дозора. Крепким сном уснули стражиу врат города, и сам Огненный Ангел приходит, чтобы пробудить их и вооружить для предстоящего сражения, ибо час настал.
Многие ли услышали в первые годы XX века голос великого гуманиста, призывавшего к действенному дозору во имя мира на земле? Пройдут годы — и новые страшные бедствия обрушатся на планету.
Тема дозора в трудах Рериха и в Учении Живой Этики приобретает особый смысл, переходя в категорию духовных понятий. Духовное бодрствование утверждается в Учении как необходимая ступень сознания на пути жизни. Отсутствие дозора в масштабе как личности, так и человечества, даёт возможность утвердиться злу, приводит к разгулу тьмы.
Не случайно о зоркости во имя мира на земле говорится в хорошо известной песне, посвящённой жертвам Второй мировой войны: «Люди мира, будьте зорче втрое — берегите мир!».
Примечательно, что в 1939 году Рерих создаёт новый вариант картины «Ковёр-самолёт», но это уже не сказка, а страшная действительность: сея огонь и смерть, несётся над землёй чудовище зла. Картина поражает силой созданного образа.
Учение Живой Этики обращается ко всем, кто способен понять происходящее в мире: «Проспят сонные, но Община бодрствует»1; «...Пободрствуйте, Воины на дозоре!»2; «...Умейте найти радость в вечной работе и в вечном дозоре»3; «Не много пламенных сердец могут встать самоотверженным дозором и сплести крепкую сеть защитную»4.
Особое место в коллекции Горловского художественного музея занимают «Эскизы росписи моленной». Они были выполнены Рерихом в 1914 году по заказу мецената Л.С. Лифшица (близкого кругу художников-мирискусников) для его виллы, находившейся в Ницце. Из-за начавшейся войны работы не были отправлены во Францию и остались в России.
«Эскизы росписи моленной в Ницце» — одно из немногих сохранившихся произведений Николая Константиновича в области монументально-декоративного искусства. В его состав входят 13 тематических панно и фриз, исполненные темперой.
Интерьеры моленной, созданные художником, не укладываются в рамки канонов церковной живописи. Небольшие домовые и фамильные церкви и часовни обычно расписывались в строго академическом стиле, и ничего подобного тому, что создал Рерих, в русском искусстве не существовало. Как писал Сергей Эрнст, только Рерих «мог облечь в такую форму декоративное убранство покоя, посвящённого отдохновению от дел житейских и возвышению в иные страны». Предполагалось, что эти росписи будут осуществлены в небольшой круглой комнате, «на дымчато-янтарном фоне».
Согласно замыслу художника, центральным в этой серии является панно «Хозяин дома». Величественный старец, олицетворяющий мудрость и всепонимание, — так Рерих мог изобразить и старейшину рода, и ветхозаветного пророка, и Самого Наивысшего. Более всего в облике Старца поражает взгляд, обращённый одновременно и на зрителя, и вглубь себя и прозревающий какую-то иную, высшую реальность.
На двух панно «Благие посетившие» изображены фигуры святых, склонившихся к расположенному между ними Древу Жизни. Они держат в руках венцы и храм — символ духовных приношений на алтарь служения Благу человечества. Их образы — воплощение жертвенности и милосердия.
Четыре панно с изображением трёх юношей, объединённых одной аурой, называются «Отроки-продолжатели». Эти панно должны были располагаться парами вокруг «Благих посетивших». Образы прекрасных юношей исполнены чувства глубокого молитвенного предстояния. Их иконописные лики, глаза, обращённые ввысь, безмолвные жесты овеяны одухотворённой гармонией. Эти юные сердца — надежда человечества на будущее. Цветок, который мы видим и в руках отроков, и парящим в пространстве, — не символ ли это раскрывшегося цветка духа? Согласно смыслу названия панно, Отроки продолжают дело духовного строительства, начатое Благими посетившими, — нравственное устроение жизни.
Тема Древа Жизни, пришедшая в искусство из библейских времён, проходит через всю серию росписей и символически отражает главную идею моленной — идею Духовного Начала, пронизывающего все сферы Бытия. Древу Жизни посвящены два парных панно «Входы», которые должны были располагаться по обеим сторонам входа в молитвенный покой, а также два панно «Древо благое произросло». Композиция «Древа благого» очень необычна: если разместить обе картины рядом, то посередине окажется чудесное дерево с птицами, а продолжив мысленно этот ряд, мы увидим бесконечный сад, полный прекрасных деревьев и птиц, — прообраз райского сада.
Нижнюю часть росписей занимает орнамент, где в сложной символике соединены растения, фантастические животные и птицы. Фриз напоминает каменную резьбу владимиро-суздальских храмов.
Наедине с этими парящими на облаках фигурами с мерцающими нимбами начинаешь чувствовать себя сопричастным миру высшему, наполненному всечеловеческой любовью и состраданием. Творения великого мастера наполняют сердце трепетом перед красотой Несказуемого, и приходит понимание, что есть истинная молитва. «Молитва есть возношение и восхищение»5, — говорит Учение Живой Этики. «Явление молитвы есть собеседование о самом Прекрасном»6. «Молитва есть осознание вечности. В молитве заключены красота, любовь, дерзание, отвага, самоотверженность... Можно проводить часы в устремлении, но существует молниеносная молитва. Тогда без слов мгновенно человек ставит себя в непрерывность всей цепи в Беспредельность. (...) ...В молчании, не тратя времени, можно получить струю освежения»7. Вспомним и Завет Христа: «Не в храме, но в духе молиться будете».
Полотна великого художника поднимают сознание над привычными явлениями жизни и заставляют задуматься о чём-то важном, вечном и непреходящем. Каждое посещение Горловского художественного музея, как и каждая новая встреча с картинами Николая Константиновича Рериха, нравственно укрепляет, дарит радость и зажигает в душе неугасающий свет.
Литература
1. Бондарь И.Н. Модерн в творчестве Н.К. Рериха. Живопись из коллекции Горловского художественного музея // Н.К. Рерих и его современники. Коллекции и коллекционеры: Материалы научно-практических конференций
2005 – 2006 гг. Одесса, 2008.
2. Каталог произведений Н.К. Рериха из собрания Горловского художественного музея / Статья Н.П. Писаренко. Горловка, 1990.
3. Маточкин Е.П. Николай Рерих: Мозаики, иконы, росписи, проекты церквей. Самара, 2005.
4. Рубанова Г.И. Некоторые аспекты изучения работ Н.К. Рериха из собрания Горловского художественного музея // Творческое наследие семьи Рерихов в свете мировой культуры: Материалы научно-практических конференций 1999 – 2004 гг. Одесса, 2005.
5. Эрнст С. Н.К. Рерих // Держава Рериха. М., 1994.
1Община. 166.
2 Листы Сада Мории. Зов. 26.11.1921.
3 Община. 224.
5 Аум. 35.
6 Аум. 60.
7 Листы Сада Мории. Озарение. 3-IV-1.
4 Сердце. 475.