Мысли на каждый день

Истинно, спасение в культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее.

Иерархия, § 331

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов
СВЕТ ПОБЕЖДАЕТ ТЬМУ

Автор: Сереброва Ирина  



Теги статьи:  картины Рериха, христианство

Свет побеждает всегда, и потому называется он Свет-Победитель.
Грани Агни Йоги. Т. 2. 352

Н.К. Рерих. СВЕТ ПОБЕЖДАЕТ ТЬМУ. 1933

В 1933 году, когда над миром нависла угроза фашизма, Н.К. Рерих создаёт очень значимую по своему содержанию картину «Свет побеждает тьму». На ней изображён воин в огненном плаще, поражающий страшное чудище — змия. Конь под всадником — белый, как и надлежит быть коню победителя. Это не просто воин, а святой, о чём говорит светящийся нимб вокруг его головы. В этом образе явно видны черты Святого Георгия Победоносца, каким его традиционно, на протяжении многих веков, изображают на православных иконах.

Что нам известно об этом святом? Как говорит Житие, он родился в III веке в Каппадокии, на востоке Римской империи. У него были знатные родители, отец — военачальник всей Каппадокии. Юношей Георгий стал воином, поступив на службу в армию римского императора Диоклетиана. За исповедание христианской веры он был подвергнут жестоким пыткам и казнён в возрасте 30 лет.

Со временем Георгий стал почитаться как мученик и в V веке был признан святым и покровителем византийских императоров.

На Руси Святой Георгий (в народе — Егорий, Юрий) стал известен со времён принятия христианства в конце Х века. Очень много для утверждения памяти святого сделал киевский князь Ярослав Мудрый, принявший при крещении его имя: в честь своего покровителя он основал город Юрьев и постро­ил монастырь и первый храм Святого Георгия. День освящения храма — 26 ноября 1051 года — вошёл в народную память как Юрьев день, или осенний Георгий.

Георгий — великий победоносец, его просят о помощи в борьбе с врагами родной земли, его видят предстоящим перед престолом Господа, как «помощника и тёплого заступника». «Пленных освободитель», «нищих защитник», «немощных врач» — так он назван в Житии. К Святому Георгию обращаются с просьбой о здравии душевном и телесном, о плодородии земли — ведь его имя в переводе с греческого означает «земледелец».

В стародавние времена странствующие сказители — «калики перехожие» — распевали духовные стихи о чудесном подвиге святого воина, победившего змия. На Руси была популярна легенда, которая так и называется — «Чудо Георгия о змие». Она повествует, что в озере, в окрестностях палестинского города поселился страшный дракон, губивший его жителей. Чтобы умилостивить дракона, люди стали приносить ему в жертву своих детей. Дошла очередь и до цар­ской дочери. Девушку облачили в наряд невесты и отправили на берег озера. Там она со страхом и слезами ожидала ужасного конца. В это время мимо проезжал Георгий, возвращающийся с битвы, и увидел плачущую девушку. Узнав о её несчастье, он воздел руки к небу и произнёс молитву Богу с просьбой показать Свою милость и покорить чудище. В ответ раздался глас с неба: «Дерзай, Георгий». И лютый змий «силою Божией и молитвами святого» пал к ногам воина. Спасённые жители славили героя-победителя и приняли христианскую веру.

ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ. Икона. XV в.

«Чудо Георгия о змие» — один из любимых сюжетов древнерусского искусства. На многих иконах, посвящённых святому, изображён мужественный воин, одолевший врага и прозванный за это Победоносцем. Он восседает на белом коне, с копьём в руке, у его ног побеждённый змий. Характерные для первых веков христианства на Руси и времён татаро-монгольского завоевания, такие иконы были очень многочисленны. В этом образе воплотилась извечная тема борьбы добра и зла.

Георгий наделён невиданной духовной силой, поражающей всякое зло. Его победа над змием становится высоким символом победы света над тьмой. Празднование этой победы приурочивалось к осеннему празднику святого — 26 ноября (9 декабря по новому стилю).

Щит с изображением всадника с копьём стал составной частью российского герба в XVI веке, в царствование Ивана Грозного.

26 ноября 1769 года учреждён орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия или, как его ещё называют, Георгиевский крест — самая чтимая в народе военная награда. Он вручался особо отличившимся офицерам «за службу и храбрость». Среди награждённых орденом 1-й степени славные русские полководцы: А.В. Суворов — за разгром турецкой армии, М.И. Голенищев-Кутузов — за победу над армией Наполеона, М.Б. Барклай де Толли — за окончательное сокрушение наполеоновской армии и взятие Парижа.

С герба России образ Святого Георгия исчез весной 1916 года, после Февральской революции. В ноябре 1993 года на гербе нашей страны снова появилось изображение Георгия Победоносца: на груди двуглавого орла помещён щит со всадником, поражающим дракона копьём.

В древнерусском искусстве известен ещё один образ воина, победившего змия: это Архистратиг Михаил, Водитель всего Небесного Воинства, «обещанный всеми пророками Спаситель Мира и Избавитель человечества от сетей и козней дьявола. Владыка, побеждающий Дракона, Змия древнего»1, как пишет Е.И. Рерих. «Более того, в древнейших еврейских Писаниях Архистратиг Михаил назван Бого­подобным, Отображением Бога и даже Богом, а Сатана — противником, тенью Его. Отсюда и изображение Михаила Архистратига, поражающего дракона»2.

К этому Великому образу Рерих в своём творчестве обращается, работая над эскизами мозаики для церкви в селе Морозовка под Шлиссельбургом. К великому прискорбию, эта церковь была уничтожена во время Великой Отечественной войны, вместе с ней безвозвратно утеряна уникальная мозаика.

В картине «Свет побеждает тьму» Н.К. Рерих отразил один из великих космических законов — борьбы и победы сил Света над силами зла. В своих статьях и письмах Николай Константинович не устаёт повторять священную формулу: «Свет побеждает тьму. Эта истина остаётся непреложной. Всякие личины тьмы — чудища обло, стозевно и лаяй — не устают поносить Свет»3. «Но мы знаем, на всей нашей жизни и на всех исторических примерах, что Свет побеждает тьму. (...) Вооружитесь всем оружием Света в обеих руках. Свет побеждает тьму»4.

Н.К. Рерих. СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ. Эскиз плаката. 1920

В книге «Иерархия» сказано: «Часто слышите о битве, явленной силами тьмы. Теперь находитесь в середине её. Поистине, Сами Иерархи приняли участие в битве, тем славнее будет победа»5.

Е.И. Рерих в своих письмах отмечала: «Такое напряжённое время, такое насыщенное время! Все энергии устремляются к созиданию космическому. Также и силы тьмы напрягаются, но Свет побеждает тьму. Так приближается великое время»6. «Борьба Светлых и тёмных Сил ужасна! Но Свет побеждает тьму. В этой радостной вере мы продолжаем бороться и ждём суждённого часа великой Победы»7.

В книге «Твердыня Пламенная» Рерих, вспоминая случай, произошедший в экспедиции по Центральной Азии, пишет: «Когда в Монголии экспедиция чудесным образом вышла из опаснейшего положения, то седой бурят, торжественно подняв руку, закричал: ''Свет побеждает тьму''. Это уже не отвлечённость, не мечтание, но прозорливый житель пустыни понял реальность Великого Света и понял, что в конце концов тьма осуждена на поражение. И так идущие со Светом всё-таки победят, но колеблющиеся могут быть втянуты в бездну тьмы»8.

О великой битве и неотвратимой победе говорится и в «Гранях Агни Йоги» — Записях Б.Н. Абрамова: «Суждена победа Света, но люди должны принять в ней участие, встав на стороне сил созидания, сил Света»9. «При построении будущего нельзя забыть тёмные руки, пытающиеся разрушить каждое светлое начинание. Где Свет, там и тьма — его антипод, потому так и сложно строительство в мире земном. Лишь область абсолютного Света, Света без тени, тьму исключает совсем. Свет побеждает тьму. Эту формулу надо запомнить, как к Свету ведущий магнит. На Нашем щите начертано слово ''победа''»10. «Скажут: ''Вот вы говорите о победе Света, а на Земле, яро противодействуя эволюции, проявляется воинствующая тьма''. Ответим: тьма конечна, и в этом залог её поражения. Небо прейдёт и Земля, но не сферы бесконечного Света над ними. Эти сферы примут в себя всех и всё, кто и что, в процессе эволюции жизни, в состоянии будут подняться до них. Космический сор подлежит уничтожению и переработке. Тьма и служители её — явление временное и местное — на высших планетах тьмы нет. Есть высшие и низшие ступени эволюции, но нет тёмных сил, как на Земле. В этом второе ограничение тьмы. И третье: тьма сама разрушает и пожирает себя. Но явления Света суждены бесконечному росту. Конечна тьма, бесконечен Свет»11.

Н.К. Рерих утверждал: «Всё равно, ''Свет побеждает тьму''. Всё равно, Добро победоносно. (...) Нерушимость есть условие каждого созидания»12.


1 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2000. С. 441.

2 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2001. С. 75.

3 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М., 1999. С. 634.

4 Рерих Н.К. Письма в Америку. М., 1998. С. 40, 44.

5 Иерархия. 142.

6 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. С. 304.

7 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. С. 89.

8 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991. С. 137 – 138.

9 Грани Агни Йоги. Т. 8. 322.

10 Грани Агни Йоги. Т. 2. 203.

11 Грани Агни Йоги. Т. 2. 204.

12 Рерих Н.К. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991. С. 208.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов