Следует к понятию сотрудничества приобщить понятия учительства, водительства, уважения ближнего, самого себя и тех, кто следует после вас. Мир Огненный, ч.2, 350 |
Н.К. Рерих. СРЕТЕНЬЕ
Н.К. Рерих. ВЕДУН
Н.К. Рерих. ЦАРЬ
Н.К. Рерих. Рисунок к драме М. Метерлинка «Принцесса Мален»
Н.К. Рерих. Рисунок к пьесе
Виньетка Н.К. Рериха для журнала «Золотое руно»
|
Впервые Николай Рерих начал печатать свои рисунки в 1894 – 1895 годах в журнале «Звезда», будучи ещё студентом Императорского Университета и вольнослушателем Императорской Академии художеств. В нескольких номерах были опубликованы его работы «Ушкуйник», «Богатырь», «Древние русские пушкари на крепостной стене» и «Сретенье», последнюю он исполнил специально для этого журнала.
В 1896 году группа студентов Университета решила издать сборник литературных произведений в пользу Общества вспомоществования студентам, чтобы «принести посильную помощь нуждающимся товарищам»1. Составители сборника обратились к Д.В. Григоровичу, А.Н. Майкову и Я.П. Полонскому, прося взять на себя труд по редактированию студенческих статей, на что получили их согласие. Д.В. Григорович в одной из вступительных статей писал: «Книга внушена благородным порывом нескольких молодых людей, студентов, пожелавших придти на помощь товарищам, стеснённым в средствах. (...) В числе помещённых статей встречаются произведения, вполне заслуживающие внимания; их радостно встретят лица, интересующиеся русской литературой, — радостно потому, что тут местами, — и неожиданно для самих авторов, — проявляются признаки литературного дарования»2.
Николай Рерих оформил обложку и оглавление для этого сборника, сделал более двадцати виньеток и заставок к литературным произведениям, там же были помещены его рисунки «В греках», «Царевич» и «Воевода». Через годы сам художник так вспоминал о своём участии: «…для обмена мыслями создавалось несколько кружков. Был студенческий кружок, сошедшийся вокруг студенческого сборника. Но состав его был слишком пёстр, и никакого зерна не составилось»3.
В 1897 году автотипии с его картин «Как перевелись богатыри на Руси», «Илья Муромец едет от гроба Святогора» и «Ведун» помещает журнал «Всемирная иллюстрация». Эскиз «Ведун» Рерих выполняет по заказу этого издания. В небольшой аннотации к рисунку один из сотрудников журнала писал: «В характерном историческом этюде художника-археолога Н.К. Рёриха представлен тип старика ведуна — знахаря, кудесника. Волхвы, кудесники играли не малую роль в Древней Руси... Изображение подобной сильной натуры, способной запугать, увлечь за собой массу, даёт нам молодой талантливый художник в настоящем свободно набросанном рисунке со своего этюда»4.
В 1905 году Н.К. Рерих входит в состав философско-эстетического кружка «Содружество», который образовался вокруг критика и поэта С.К. Маковского, начинающего журналиста А.В. Руманова, литераторов О.И. Дымова и С.Л. Рафаловича. В кружок также входили поэтесса и переводчица Л.Н. Вилькина, поэт Л.Д. Семёнов и др. Основным направлением была выбрана издательская деятельность. Н.К. Рерих разработал издательский знак, который в виде заставки или концовки присутствовал во всех изданиях «Содружества». За небольшой срок существования кружка (с 1905 по 1906 год) было выпущено 8 книг. Наиболее удачной и популярной стала «Талашкино. Изделия мастерских кн. М. Кл. Тенишевой», вышедшая в Петербурге в 1905 году. Текст был написан Сергеем Маковским. Предваряла его вступительная статья Н.К. Рериха «Воспоминания о Талашкине». В книге были помещены фотографии образцов мебели, выполненных по эскизам Н.К. Рериха, С.В. Малютина, А.П. Зиновьева, самой М.К. Тенишевой и др. Издание было украшено рисунками и виньетками работы Рериха. В следующем году книга «Талашкино» была выпущена «Содружеством» на французском языке. Позже Николай Рерих вспоминал: «Зародилось и "Содружество" — С. Маковский, А. Руманов, — группа писателей и поэтов. Просуществовало оно не так долго, но создало хорошую дружбу, оставшуюся на долгие годы, и посейчас»5.
Тогда же Рериху было предложено сделать рисунки к произведениям Мориса Метерлинка, трёхтомник которого собиралось выпустить издательство М.В. Пирожкова. Переводом на русский язык занималась Л.Н. Вилькина, входившая в кружок «Содружество». Возможно, через неё Н.К. Рерих и получил это предложение, так как из имеющейся переписки видно, что рисунки он посылал именно Вилькиной. Так, в письме от 5 июня 1905 года он сообщает: «Спешу выслать Вам 4 рисунка: 1 — Слепые, 2 — Там внутри, 3 — Монна Ванна, 4 — Ариана. К I тому больше не будет. Очень хочется знать Ваше впечатление, а также дойдут ли они в полной сохранности?»6 На следующий день в письме к княгине М.К. Тенишевой Рерих уточняет: «Положительно, удастся выехать числа 15 июня, и теперь я бешено галопирую по драмам Метерлинка, пятная их иллюстрациями»7. В следующем письме к Вилькиной: «15-го июня я высылаю Вам уже все остальные рисунки. Приналёг на них, так как еду на время в Смоленск. (...) Рисунки вышлю ещё по Вашему адресу. Очень рад, если они Вам понравились. Боюсь немного, как их сократят, и потому всё-таки хотел бы видеть оттиски. (...) Деньги издатель может послать по адресу: Бологое, княгине Евдокии Васильевне Путятиной, а то на Академической трудно получать заказные письма»8.
Всего для этого издания Рерих сделал более 10 рисунков. Ольга Базанкур писала в газете «Слово»: «Кто любит, ценит и понимает (вернее сказать, кто думает, что понимает) Метерлинка, тому понравятся и иллюстрации Рериха — такие же смутные, недосказанные, в намёках, как и драмы Метерлинка, которые предоставляется разрабатывать каждому в зависимости от его внутреннего миросозерцания. Надо признать, что иллюстрации действительно выражают Метерлинка, но не думаю, чтобы этому настроению и направлению как в литературе, так и в живописи удалось остаться в будущих веках, скорее будут смотреть на это как на одну из оригинальных эволюций душевного роста человечества, как на искание новых путей, но не как на правильный новый путь»9.
После выхода I тома в прессе появились критические статьи. Издатель, указав в книге, что рисунки сделаны Н.К. Рерихом, не указал, что в издании печатаются произведения и других авторов — Ш. Дудлэ и Миннэ. Непонятно было, кому принадлежат некоторые иллюстрации. Н.К. Рериху пришлось отвечать на выпады в его сторону. Но и в следующих вышедших томах хотя были уже упомянуты все три иллюстратора, не уточнялось, какие из произведений принадлежат данным авторам, что создавало некоторую путаницу.
К осени несколько рисунков и виньеток Николай Рерих отправляет в журнал «Весы». Восьмой номер за 1905 год выходит с цветной иллюстрацией Н. Рериха «Царь» на обложке. В самом номере были опубликованы его сказка «Девассари Абунту», рисунки к ней, несколько виньеток, иллюстрации к произведениям М. Метерлинка «Принцесса Мален» и «Ариана и Синяя Борода». Помещён отрывок под названием «О творчестве Н. Рериха» из речи Сергея Маковского «Дух Древней Руси в современном искусстве», прочитанной на заседании Англо-русского общества в Лондоне. В нём дана прекрасная характеристика художнику: «Творчество Рериха поразительно многообразно как по технике, так и по рисунку. Он принадлежит к числу тех художников, которые неустанно стремятся вперёд, никогда не зная самоудовлетворения в покое. (...)
Однако, несмотря на то, что творчество Рериха так многообразно, так богато, в этом творчестве можно уловить единый стиль, одну непрерывающуюся мелодию, одну вечно развивающуюся тему. Этот стиль — строгость, страшная сила, неприкрашенная точность линий и красок. Эта мелодия — грёза о седой родной старине. Эта тема — человек былых времён, первобытный дикарь в своих доисторических лесах и долинах, забытая душа которого просвечивает во всём совершающемся в России. Художник идёт к истинным источникам судьбы своего народа. В своих фантастических срубах, в тех образах, какие он вызвал к жизни, он постоянно ищет глубины; его влечёт то, что утверждено на первичном граните народного духа, покрытом наслоениями столетий»10.
С 1906 года Н.К. Рерих начинает печататься в журнале «Золотое руно». В январском номере появляется его заметка «На японской выставке», в следующих номерах — записные листки «Спас Нередицкий», «Странный музей», «Безобразие», «Марес и Бёклин» и др. В июне редактор художественного отдела журнала Н.Я. Тароватый пишет: «Имею Вам сообщить, что №№ 7–8–9 "Руна" выйдут общим выпуском, посвящённые в художественном отношении собранию московских редких икон (по указанию и со статьёй А. Успенского). Быть может, Вы пожелаете к этому номеру дать 2–3 виньетки в старорусском характере. Часть виньеток исполняется Билибиным. Считаю не лишним сообщить Вам срок выхода этого номера — 15 сентября с[тарого] с[тиля], но материал собирается сейчас, и к печати приступим быстро. Сообщаю Вам на всякий случай, что гонорар за виньетки определён в "Руне" в размере 15 рублей за обыкновенную концовку или заставку»11. Рерих в то время был в Риме и не принял предложения. В августе Н.Я. Тароватый писал: «Ваши листки оба приняты, и последний пойдёт в 3-м номере, который теперь уже набирается; выйдет в конце августа, в начале сентября. Очень сожалею, что в тройном не будет Ваших виньеток»12.
И всё же виньетки, сделанные специально для «Золотого руна», были опубликованы в четвёртом номере журнала за 1907 год вместе с «25 снимками с произведений Н.К. Рериха» и со статьями Сергея Маковского и художественного критика Александра Ростиславова, посвящёнными творчеству художника.
В эти годы Рерих участвовал в оформлении одного издания, которое почему-то оказалось незаслуженно забыто или было обойдено исследователями его творчества, из-за чего прошло мимо внимания многих почитателей его таланта. Речь идёт о первом, самом известном сборнике стихов поэта Сергея Городецкого «Ярь», изданном «Кружком молодых». Для него Николай Рерих сделал эскиз обложки и концовку, а для первого тома сочинений поэта, который вышел в 1909 году, ещё и заглавную страницу второго отдела и обе концовки. В самом сборнике Н.К. Рериху было посвящено стихотворение «Славят Ярилу». Обложка следующего сборника стихов С. Городецкого «Дикая воля» была выполнена по тому же эскизу Н. К. Рериха. Известно, что одна из виньеток художника была воспроизведена на пригласительном билете «Кружка молодых»13.
С 1906 года начинают выходить книги С. Маковского «Страницы художественной критики». Первая книга была издана «Содружеством» и посвящена «мыслям и впечатлениям о художественном творчестве современного Запада». Вторая выпущена в 1909 году книгоиздательством «Пантеон» и посвящена современным русским художникам. В одной из глав рассказывалось о Н.К. Рерихе. В издании, наряду с иллюстрациями И.Я. Билибина, В.Я. Чемберса и М.В. Добужинского, были представлены и виньетки Н.К. Рериха, ранее не опубликованные.
Летом 1906 года Н.К. Рерих путешествует по Европе — едет во Францию, Италию и Швейцарию. По своим впечатлениям от поездки он пишет ряд картин. Чуть позже, в 1907 году, делает рисунок «Италия». Этот рисунок вместе с «Итальянскими стихами» Александра Блока будет впервые опубликован в январском номере журнала «Аполлон» за 1910 год. Впоследствии Рерих вспоминал: «Первый раз Блок пришёл с просьбою сделать ему для его книги фронтиспис "Италия". На этой почве старинных фресок и великолепных сооружений начались наши внутренние беседы»14. Возможно, тогда же он дарит рисунок А. Блоку. Поэт очень ценил эту работу Николая Рериха. Когда в марте 1914 года С. Маковский обратился с просьбой дать ему рисунок для экспозиции художественного отдела Международной выставки печатного дела и графических искусств в Лейпциге, Блок ответил: «Рисунок Н.К. Рериха вошёл в мою жизнь, висит под стеклом у меня перед глазами, и мне было бы очень тяжело с ним расстаться, даже на эти месяцы...»15
До революции единичные графические иллюстрации Николая Рериха публикуют многие издания, например: в 1906 году — «Театр и искусство» («Пейзаж для Рогнеды»), 1907-м — литературно-художественный альманах издательства «Шиповник» (иллюстрация «Город»), 1908-м — «Северное сияние» (рисунок к сказке «Лют-великан»), 1909-м — «Огонёк» (рисунок «Смоленск»), 1912-м — «Маски» (рисунки «Очаг Гюнта» и «Избушка Гюнта»), рисунок к стихотворению И.С. Никитина «Ни тучи, ни ветра» в одной из книг тех лет и т.д.
В 1917 году в издательстве «Свободное искусство» под редакцией С. Маковского выходит книга «Современная русская графика». Автор текста, Николай Радлов, отмечал: «Заканчивая рассмотрение графических работ художников "Мира искусства", мы упомянем ещё о Рерихе. Оригинальные и превосходно-декоративные образцы его графики заставляют жалеть о их немногочисленности. Несмотря на это, по ним можно составить себе представление о серьёзном и строгом стиле Рериха. В его рисунках пером есть сила первобытности, какой-то "сырости". Если бы мы хотели сделать стилизованных людей на иллюстрациях Сомова осязаемыми, пластичными, мы должны бы были их изваять из фарфора, кружев и воска; фигуры Билибина хочется вырезать из дерева; людей Рериха можно только высечь из камня»16.
Завершая обзор дореволюционных изданий, следует сказать, что некоторые виньетки и рисунки из вышеупомянутых книг и журналов впоследствии будут использованы во многих изданиях, в основном посвящённых творчеству художника. Это известные монографии Александра Мантеля, Сергея Эрнста, Александра Ростиславова и книга «Рерих», выпущенная издательством «Свободное искусство» в 1916 году, со статьями Ю.К. Балтрушайтиса, А.Н. Бенуа, А.И. Гидони, А.М. Ремизова и С.П. Яремича. Будут они приведены и в зарубежных журналах, например во французском журнале «L’Art decoratif». В 1920-х годах эти виньетки украсят несколько выпусков журнала «Archer», издаваемого Обществом друзей Музея Рериха в Нью-Йорке. А виньетка из книги «Талашкино», чуть переделанная, ляжет в основу знака для Мастер Института Объединённых искусств, созданного Н.К. Рерихом в Америке.
1 От студентов-составителей // Литературный сборник произведений студентов Императорского С.-Петербургского университета. СПб., 1896. С. XXIII – XXIV.
2 Григорович Д.В. Великие учители // Литературный сборник произведений студентов Императорского С-Петербургского университета. СПб., 1896. С. III – IV.
3 Рерих Н.К. Мысль // Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М., 1978. С. 38 – 39.
4 Всемирная иллюстрация. 1897. 22 нояб. № 22. С. 522.
5 Рерих Н.К. Мысль // Рерих Н.К. Зажигайте сердца. С. 38 – 39.
6 Рерих Н.К. Письмо Л.Н. Вилькиной // РО ИРЛИ. Ф. 39, З.А. Венгерова и Н.М. Минский, оп. 3, д. 911, л. 3. Предоставлено О.И. Ешаловой.
7 Рерих Н.К. Письмо М.К. Тенишевой. 06.06.1905 // РГАЛИ. Ф. 2408, оп. 2, д. 7, л. 13. Предоставлено О.И. Ешаловой.
8 Рерих Н.К. Письмо Л.Н. Вилькиной // РО ИРЛИ. Ф. 39, З.А. Венгерова и Н.М. Минский, оп. 3, д. 911, л. 2–2 об. Предоставлено О.И. Ешаловой.
9 О. Б. Художественная летопись // Слово. 1906. 14/27 февр. № 383. С. 7.
10 Весы. 1905. № 8. С. 46–47.
11 Тароватый Н.Я. Письмо Н.К. Рериху. 05.06.1906 // ОР ГТГ. Ф. 44, оп. 1, д. 805, л. 1–1 об. Предоставлено О.И. Ешаловой.
12 Тароватый Н.Я. Письмо Н.К. Рериху. 05.08.1906 // ОР ГТГ. Ф. 44, оп. 1, д. 806, л. 1–1 об. Предоставлено О.И. Ешаловой.
13 Сведения предоставлены автору коллекционером А.М. Луценко.
14 Рерих Н.К. Блок и Врубель // Рерих Н.К. Листы дневника. М., 2000. С. 120 – 121.
15 Долинский М.З. Искусство и Александр Блок. М., 1985. С. 53.
16 Современная русская графика // Под ред. С. Маковского, текст Н. Радлова. Пг., 1917. С. 97.