Живая Этика должна прежде всего выражаться в Этике явленных действий каждого дня. Рерих Е.И. Письмо от 31.05.1934 |
Н.К. Рерих. БЕНАРЕС. 1925 Талай-Пхо-Бранг – дом, где останавливались Рерихи в Дарджилинге Н.К. Рерих. СВЯЩЕННАЯ ПЕЩЕРА. 1931 Н.К. Рерих. СНЕЖНАЯ ДЕВА. 1947 Н.К. Рерих. САНГА ЧЕЛЛИНГ. Серия «Сикким». 1924 Н.К. Рерих. ПЕМАЙАНЦЗЕ. Серия «Сикким». 1924 Н.К. Рерих. РИНЧЕНПОНГ. Серия «Сикким». 1924 Н.К. Рерих. ПАРА НИРВАНА. 1935 |
Часть 1. Древние святыни Индии
В XVI – XVII веках наступил новый этап в развитии индийской архитектуры. Он связан с объединением Индии Великими Моголами. Основателем династии был ферганский эмир Бабур, потомок Тимура и Чингис-хана, а создателем мощной империи стал внук Бабура — Акбар (1556 – 1605), объединивший Северную и Центральную Индию в единое государство и окончательно утвердивший власть Моголов в Индостане.
Акбар привлёк к себе на службу талантливых зодчих и художников не только Индии, но и других стран. Возникла новая школа архитектуры и миниатюрной живописи, называемая могольской. Многим постройкам времён Акбара, в отличие от строгих и сдержанных форм предыдущего периода, свойственны богатое разнообразие и яркая декоративность, близкие к традициям двора Раджпутов. Наиболее полное представление о зодчестве времён Акбара даёт его резиденция — Фатехпур Сикри (Город Победы), расположенная в 40 км от Агры, столицы Индии. Фантастически прекрасный город без улиц, единый по стилю, с садами и дворцовыми постройками из красного песчаника, был возведён за очень короткий срок — пять лет. В его архитектуре сочетались древние и новые традиции. Город стал символом власти и силы Акбара.
«В Фатехпур Сикри, в покоях супруги великого Акбара, ещё различимы следы стенописи, такие возносящие мысль, столь объединительные, — записал в своём дневнике Н.К. Рерих. — Многие возвышения мысли протекали под этим кровом. Сокровищница внешне безмолвная, но духовно красноречивая оставлена грядущим поколениям. Да сохранятся знаки места сего. Для кого-то они будут лишь полуистёртыми остатками фресок, но внимательный глаз различит неожиданные, так много говорящие ищущему сердцу облики. Эти вещественные останки скажут и подтвердят догадки историков о том, как широко мыслили Акбар и его супруга, — недаром около них выросло столько легенд, предположений и увлекательных сказаний»1.
В течение 16 лет город восхищал гостей со всего света, но вскоре начались проблемы с водой, и жители навсегда покинули его. Сегодня Фатехпур Сикри — опустевший город-призрак. «Все остатки строительства Акбара имеют налёт какой-то грусти, — продолжает Николай Константинович. — Здесь великий объединитель страны хоронил свои лучшие мечты, так непонятые современниками.
В Фатехпур Сикри он беседовал со своим мудрым Бирбалом и с немногими, понявшими его уровень. Здесь он строил храм единого знания. Здесь он терял немногих друзей своих и предчувствовал, как не сохранится созданное им благополучие государства.
И Агра, и Фатехпур Сикри — всё полно безграничною грустью. Акбар знал, как будет расхищено достояние, данное им народу»2.
В XVII веке дворцовые и храмовые сооружения Индии уже знаменуют отход от монументального стиля времён Акбара. Излюбленным материалом становится белый мрамор, из которого построен самый значительный памятник Агры XVII века — мавзолей Тадж-Махал (1632 – 1650), созданный Шахом Джаханом для своей жены Мумтаз-Махал. Для отделки мавзолея камни везли отовсюду: лазурит с Цейлона, хризолит из Египта, бирюзу из Тибета, малахит с Урала...
Мавзолей представляет собой в плане квадрат со срезанными углами, все его четыре фасада с огромными стрельчатыми арками в порталах одинаковы. Высота сооружения 57 м, из них 24 м приходится на купол, что придаёт зданию особую стройность и невесомость. Мавзолей, отражающийся в зеркале центрального водоёма, прекрасно сочетается с минаретами и парком. В лучах солнца или луны полированный мрамор создаёт своеобразный эффект, неоднородные оттенки плит сливаются в сплошное сияние.
При посещении древнеиндийского города Бенареса (Варанаси) — места паломничества индусов и буддистов, известного старинными памятниками архитектуры, — Рерих записал: «При всей запылённости временем архитектура Бенареса всё же сохраняет очарование. Всё смешение форм староиндусских, дравидских и мусульманских может давать новые решения для непредубеждённого архитектора»3. Художник создаёт картину «Бенарес» (1925), запечатлевшую древнюю архитектуру города.
Рерихи познакомились и с одним из интереснейших городов Индии Джайпуром — столицей штата Раджастан, территорию которого раджпуты контролировали более 1000 лет. В дневнике художник оставляет краткую заметку: «...Джайпур со сказочной астрологической обсерваторией и с очарованием неиспорченного индо-мусульманского города»4. Здесь находится самая большая из пяти обсерваторий, построенных Джай Сингхом в пяти разных городах Индии. В обсерватории хранятся инструменты, представляющие собой вершину средневекового астрономического искусства. Символ Джайпура — Хава-Махал, или Дворец Ветров (1799), — пятиэтажное здание из розового камня, украшенное колоннами и балконами. Фасад дворца по форме напоминает медовые соты.
«И тут же рядом фантастичный и романтичный обломок старой Раджпутаны — Амбер, где с балконов принцессы смотрели на турнир искателей их сердец. Где каждые ворота, где каждая дверка поражают сочетаниями красоты»5. Крепость Амбер находится в 11 км от Джайпура; она построена махараджей Ман Сингхом I (строительство началось в 1592 г.) и была древней столицей раджпутов. Это невероятно красивый комплекс дворцов, залов, павильонов, садов и храмов, создававшийся на протяжении двух столетий.
Отправляясь далее к Восточным Гималаям, Николай Рерих как бы подводит итог своему первому прикосновению к святыням Индии: «Индия, мы знаем глубину и тонкость твоей мысли. Знаем великий Аум, ведущий к Несказанным Высотам. Знаем твой великий Направляющий Дух. Индия, мы знаем твою древнюю мудрость! Твои священные письмена, в которых обрисовано прошлое, настоящее, будущее»6.
Часть 2. Монастыри Сиккима
Области Тибета и Трансгималаев для учёных Запада долгое время оставались таинственными и неизведанными. Н.К. Рериха давно привлекала самобытная культура древнейших народов, населявших эти высокогорные места в самых потаённых уголках планеты.
В декабре 1923 года Рерихи прибыли в Восточные Гималаи, в небольшое княжество Сикким, расположенное между Непалом, Тибетом и Бутаном у подножия горного массива Канченджанги. Сикким с XVI по XVIII век находился в зависимости от Тибета, затем до 1947 года был подчинён Великобритании, с 1949 года находился под властью Индии, а с 1975-го становится одним из её штатов. Преобладающей религией Сиккима являлся буддизм, и многочисленные буддийские храмы и монастыри, расположенные на торговых путях, всегда играли очень важную роль в жизни этого горного края. Населённые пункты состоят преимущественно из отдельных домов, разбросанных по склонам холмов. Больших городов нет, самый крупный — Ганток, насчитывающий сегодня около 50 000 жителей; Дарджилинг и Калимпонг — небольшие курортные города.
Семья Рерихов поселяется под Дарджилингом в уединённом месте перед ликом Гималаев, в доме, где в 1911 году жил Далай-Лама во время своего бегства при оккупации Тибета Китаем. К дому, который местные жители назвали Талай-Пхо-Бранг, не прекращалось шествие паломников.
Святослав Рерих в своих воспоминаниях о Николае Константиновиче писал: «Тот "Великий Индийский Путь", который постоянно манил его, стал реальностью, когда он приехал в Индию. Он мог прикоснуться к самим истокам великих философий, древней трансцендентальной мысли»7.
В Индии и Сиккиме Юрий Николаевич продолжал углублённо изучать санскрит и тибетские языки и наречия. Святослав Николаевич развивал своё художественное творчество, создавал картины. Елена Ивановна изучала философию Востока, работала над книгами Учения Живой Этики.
В экспедициях по Сиккиму принимал участие и лама Лобзанг Мингюр Дордже, знаток тибетской литературы, учитель-тибетолог.
Сикким произвёл на Н.К. Рериха необычайно сильное впечатление, о чём говорит его запись в дневнике: «Целая снеговая страна, меняющая свои очертания при каждом изменении света. Поистине неисчерпаемая впечатлениями и неустанно зовущая. Нигде на земле настолько не выражены два совершенно отдельных мира, мир земной с богатой растительностью... и всей неисчислимой живностью, которая населяет вечнозелёные джунгли Сиккима. А за облаками в неожиданной вышине сияет снежная страна, не имеющая ничего общего с кишащим муравейником джунглей»8.
Художник пишет великолепные картины, составляющие большие серии. Одной из самых грандиозных является Гималайская серия, которую он начал создавать с первой встречи с Гималаями и писал её всю жизнь, став непревзойдённым Мастером Гор. Как отметил Юрий Рерих в своих воспоминаниях о Николае Константиновиче, «горный мир этой "обители снегов" со всем его красочным блеском властно захватывает его. Сиккиму, небольшому горному княжеству... посвящает он многие полотна... (...)
Для Николая Константиновича созерцание горного пейзажа не было просто любованием красотами природы. Оно отвечало его внутренним стремлениям глубокого проникновения в природу. Подобно старым китайским пейзажистам, сочетавшим глубокую философию с поразительным изобразительным искусством и чувством природы, Николай Константинович в полном смысле слова живёт горным миром. Он наблюдает его во все часы дня и ночи и изображает его на своих полотнах. Ранним утром пишет он восход... когда снега загораются ослепительным светом в предрассветной мгле, которая медленно опускается в долины.
Запечатлевает он и яркую феерию заката, когда бесконечные горные гряды, подобно волнам моря, лиловеют в лучах заходящего солнца. Перед зрителем проходит вся гамма настроений горного мира: суровые недоступные вершины; область вечных снегов; облачное царство, скрывающее вершины во время летних дождей, когда туман на многие дни прячет от взоров красоту горной панорамы; грозные снежные бури, сопровождающие смену времён года. Все эти образы природы глубоко волновали Николая Константиновича. (...) Подобно индийцам, древним и современным нам, он черпал в горах силы для дальнейшей работы»9.
В Сиккиме путешественники побывали на празднике Великого Дня почитания Канченджанги. Раз в году со всех концов княжества собираются люди, чтобы почтить пять сокровищ великой горы, хранящихся в её пещерах и оберегаемых веками. А за «Канченджангой расположено место рождения священной Свастики, знака огня. Сейчас, в день Агни Йоги, элемент огня снова входит в дух, и все сокровища земли почитаются. В долинах героям посвящено не так много легенд, как в горах! Все Учителя путешествовали в горах. (...) На самых высоких горах находится Высшее»10, — записал Н.К. Рерих в дневнике.
С Канченджангой связаны мифы о Шиве, одном из трёх верховных богов (наряду с Брахмой и Вишну) в брахманизме и индуизме, выпившем яд мира для спасения человечества. Рассказывают легенду о богине любви и красоты Лакшми, невесте Вишну, появляющейся из облаков для счастья мира. Здесь жил Падма Самбхава (VIII – IX вв.), основатель школы красных шапок; через тысячу двести лет после Будды он вновь приблизил к людям учение Благословенного. По этим местам проходил, направляясь на Тибет, индийский проповедник буддизма Аттиша (982 – 1054), возглашавший учение Калачакры. «Здесь Обитель Риши. Здесь звучала священная флейта Кришны. Здесь гремел голос Благословенного Гаутамы Будды. Здесь находятся истоки Вед. Здесь жили Пандавы. Отсюда Гесэр-хан11. Отсюда Ариаварта12. Здесь находится Шамбала»13, — записано в «Гималайском дневнике» художника.
Многим риши, трудившимся здесь, Рерих посвящает свои произведения. Он пишет о Чараке (I в.), древнеиндийском враче, авторе медицинских трактатов, собиравшем целебные травы на склонах Гималаев и посылавшем с гор стрелы благословения; о легендарном риши Виаса, записавшем на вершине Ротанг «Махабхарату» — народный эпос Индии, состоящий из 18 книг. В одну из них входит поэма «Бхагавадгита», или «Песнь Господня», в которой изложено учение Кришны — «духовного учителя Древней Индии, заложившего основы индусского религиозно-философского мировоззрения»14.Эпос, распространённый во всех слоях индийского общества, формирует моральный облик индийцев.
Рерих пишет и о Гуру Камбала, который на ледниках «расстался с головой, принеся свою последнюю жертву человечеству»15. Предание о Риши Камбала, отдавшем свою голову, как символ преданности и служения, аналогично легенде о Меркурии Смоленском, христианском святом.
Подвижники, «светом Которых во все века питался и жил дух человеческий; Те, Которыми держалась и держится планета»16, вдохновили Николая Рериха на создание полотен, составивших глубокую по содержанию и значению серию «Знамёна Востока». «Истинно чудесно, поистине прекрасно... видеть перед собою сияющие Светочи всех веков, — говорил художник. — Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости»17.
С Канченджангой связаны и легенды о Шамбале. «У подножия Гималаев есть множество пещер, и говорят, что из этих пещер подземные ходы ведут далеко за Канченджангу. Некоторые даже видели каменную дверь, которая никогда не открывалась, потому что время ещё не пришло. Глубокие ходы ведут к Прекрасной Долине»18. Рерихом записан рассказ английского офицера, который увидел на скале высокого, почти обнажённого человека, опиравшегося на высокий лук. Ему объяснили, что он видел снежного человека, стерегущего охранённые места. И паломники у придорожной святыни ведут разговор: «"Слышали ли вы когда-нибудь о Сияющих, о снежных людях и о Тех, Кто живёт по ту сторону вечных снегов?" Плавно течёт рассказ, внимательны лица. Новая надежда и понимание объединяют этих случайно, ненадолго встретившихся людей»19, — вспоминал Святослав Рерих. «Также всюду известны легенды о случайном посещении охранённых мест, причём болтливость вызывает немоту или даже смерть»20.
Николай Константинович работает здесь и над серией картин «Его Страна». В дневнике он записывает: «В самом Сиккиме находился один из Ашрамов Махатм. В Сикким Махатмы приезжали на горных конях. Их физическое присутствие сообщает торжественную значительность этим местам. Конечно, сейчас ашрам перенесён из Сиккима. Конечно, сейчас Махатмы оставили Сикким. Но они были здесь»21.
В небольшом придорожном храме, расположенном на пути от монастыря Гум к Дарджилингу, в 1923 году состоялась встреча Рерихов с Великим Учителем.
В Сиккиме Рерихи находились более года. Отсюда они совершили три экспедиции по монастырям и окрестностям горных областей Сиккима, Бутана и Непала. Вот что пишет об этом П.Ф. Беликов: «В отдалённых долинах и селениях на крутых горных склонах жизнь текла в русле старых народных традиций, очаровывающих гармоничным сочетанием человеческого обихода с окружающей природой. Приблизиться и прикоснуться к истокам этой гармонии, проследить пути её внедрения в народное сознание, уловить влияние прошлого на современность и современного на наследие далёких времён — всем этим с большим усердием и увлечением занимались Рерихи»22.
Читая дневники Н.К. Рериха, мысленно пройдём по сиккимскому маршруту экспедиции. Николай Константинович назвал Сикким «страной небесных ступеней», преддверием к тайнам будущего. Здесь почти на каждой вершине расположились монастыри — твердыни учения Падмы Самбхавы, официальной религии Сиккима. «Сто монастырей Сиккима; наверное, гораздо больше. Каждый из них увенчал вершину холма. Малый храмик в Чаконге. Большой субурган и монастырь в Ринченпонге. На следующей горе белеет Пемайанцзе, ещё выше — Санга Челлинг. Ташидинг почти не виден. По другую сторону долины — Далинг и против него — Роблинг, и ещё ближе — Намзе. За сорок миль видны монастыри»23, — записано художником.
Самые древние монастыри Сиккима — Дубди, Санга Челлинг, Далинг и Роблинг. Храм Дубди основан на Священной горе у озера, на месте, где жил Падма Самбхава и откуда он пришёл в древний монастырь Санга Челлинг. Там до сих пор хранится «камень, освящённый благословением основателя. Когда чиста жизнь монастыря, прочен и камень. Всякая грязь жизни заставляет камень трескаться»24.
Позже Падма Самбхава жил в пещере недалеко от монастыря Ташидинг. Восточная легенда гласит, что «некий гигант вздумал строить проход на Тибет и пытался проникнуть в Священную Страну. Тогда поднялся Благой Учитель, возвысился ростом и поразил дерзкого попытчика. Так уничтожен был гигант. И теперь в пещере стоит изображение Падма Самбхавы, а за ним каменная дверь. Знают, что Учитель скрыл за дверью священные тайны для будущего, но сроки им ещё не пришли»25.
Монастырь Ташидинг расположен на вершине горы Белый Камень, возвышающейся посреди долины и опоясанной двумя реками. Подступы к монастырю очень трудны. «Поистине, путь духа должен быть пройден ногами человеческими! — пишет Николай Константинович. — Один переход через висячий бамбуковый мост нелёгок. Гремит и мчится под ним горная река, неся ледяной поток с Канченджанги.
И выше моста по отвесным склонам много раз остановитесь: дойду ли? Много дыхания надо набрать, чтобы одолеть вековую гору.
На верхнем склоне нам устроена почётная встреча от землевладельцев. (...) За воротами монастыря встречают нас ламы в пурпурных одеждах. Впереди их чудесный старик — настоятель монастыря. (...) Так идёте до раскинутых бирюзовых палаток, среди леса ступ и разноцветных знамён...»26 А утром к ступам, где раскинулись шатры паломников из Тибета, Непала и Бутана, идёт шествие к стоянке Рерихов. Возглавляет несение даров сам старший лама.
«На закате в палатке старший лама тихо говорит о святынях Сиккима, о "чудесах", слышанных и им самим виденных. То шум роя невидимых пчёл, то пенье и небесная музыка, то явление образов священных»27. «Тайны всё ещё живут на склонах Гималаев. Они открываются тому, кто ищет их с чистым сердцем, а не ради любопытства или насмешки»28.
Ташидинг принадлежит к приходу большого
монастыря Пемайанцзе, находящегося в дне пути от него. Пемайанцзе также расположен на вершине. «...Стоит властно, — замечает Николай Рерих. — Недавно перестроен, но сделано с чутьём. И даже новейшая живопись доставляет радость своей тонкой замысловатой декорацией. И резьба наличников сказочна. И высокие пороги тяжёлых дверей переносят в древние деревянные храмы России. И сановиты главные ламы. И торжественны пурпурные одежды. И красные тиары на головах полны достоинства. Но всё-таки ещё больше вспоминается восьмидесятилетний настоятель Ташидинга. И всё-то он борется, и заботится, и старается улучшить строение своё.
И хозяйственный глаз его везде проникает»29. «Некоторые одинокие храмы с единым огоньком, обвеянные персиковым, розовым цветом и усыпанные орхидеями и дикими пионами, ещё ближе ведут по стопам простого постижения учения»30.
На пути экспедиции на Сиккимском хребте встречаются огромные менданги31 и каменные сооружения, «которые служат великим отшельникам для медитации перед восходом солнца; великий поэт Миларепа знал силу часа перед рассветом, и в этот благословенный момент его дух сливался с великим духом мира в сознательном единстве. (...) Где ещё можно получить такую радость, как восход солнца над Гималаями; когда синева интенсивней сапфиров; когда из далёкого далека сверкают ледники, как несравненные драгоценные камни. Все религии, все учения синтезируются в Гималаях»32.
«И опять перед нами стена на Тибет. И не хребет ящера, но белоснежный пояс раскинулся по вершинам стены — пояс земли. Поставим стрелу на север — там должны быть основания горы Меру.
Талмуд говорит, что голубь принёс первую масличную ветвь Ною с горы Мория. И гора Мория, и гора Меру33 — в Азии. Здесь начало всего. Здесь начало всех путников, всех искателей. Здесь воздвигнуто первое изображение Благословенного Майтрейи...»34
В Гумском монастыре, расположенном на границе Индии
с Непалом, воздвигнуто гигантское изображение Майтрейи, Грядущего Спасителя и Правителя человечества. Владыка Майтрейя сидит на троне со спущенными ногами — это знак, что время его пришествия близко и он готовится сойти с трона. Монастырь был основан в конце XIX века монгольским учёным ламой, пришедшим сюда из далёкой Монголии, чтобы возвестить о скором пришествии Владыки Майтрейи. А в 1924 году ученик основателя монастыря, тоже учёный лама, стоя перед изображением грядущего Владыки, говорил Рерихам: «Истинно, приблизилось время Великого Пришествия. По нашим пророчествам, эпоха Шамбалы уже началась. Ригден-Джапо, Владыка Шамбалы, уже готовит своё непобедимое войско для последнего боя. Все его сотрудники и вожди уже воплотились»35.
Когда Рерихи находились в Дарджилинге, туда прибыл настоятель монастыря Чумби — высокий лама Ринпоче, которого тибетцы считают воплощением Цзон-Капы (1357 – 1419), реформатора буддизма в Тибете, основателя школы желтошапочников. Как писал Николай Рерих, «учитель Цзон-Капа нам ещё ближе. Он повысился за пределы магии. Он запретил монахам проявлять магические силы»36. Геше37 Ринпоче со своей многочисленной свитой следовал по Сиккиму, Индии, Непалу, Ладаку и всюду воздвигал изображения Майтрейи и возглашал учение Шамбалы. Посетил он и Талай-Пхо-Бранг — дом Рерихов в Дарджилинге. Увидев изображение Ригден-Джапо, Ринпоче сказал Николаю Константиновичу: «Вижу, что вы знаете о наступлении времени Шамбалы. Ближайший путь успеха через Ригден-Джапо. Если вы знаете учение Шамбалы — вы знаете будущее»38.
В другой раз геше Ринпоче говорил об учении Калачакры в применении его к жизни. «Оно заключает высокую йогу овладения высшими силами, скрытыми в человеке, и соединения этой мощи с космическими энергиями. С древних времён лишь в немногих, особо просвещённых монастырях были учреждаемы школы Шамбалы. В Тибете главным местом почитания Шамбалы считается Таши-Лунпо, а Таши-Ламы являлись распространителями Калачакры и всегда ближайше соединялись с понятием Шамбала. (...) В Лхасе особо связывается с учением Шамбалы монастырь Морулинг, известный своею учёностью. Число лам в Морулинге не превышает трёхсот. Говорится, что время от времени некоторые ламы из Морулинга уходят в какое-то горное убежище, в Гималаях, из которого не все возвращаются обратно»39.
По завершении экспедиции Н.К. Рерих в своём дневнике вновь запишет о высоком ламе: «Геше Ринпоче... знает, что на север от Канченджанги лежит пещера. Вход в неё очень узок, но затем она расширяется и приводит в целый город. Настоятель многое знает и просит молчать до времени. (...) Сейчас он является главою Сиккима, ибо, по завету, истинное Учение уйдёт из Тибета. Настоятель знает о Шамбале во всём её значении. Он заботится о восстановлении Учения и готов встретить новую эру»40. Встречались Рерихи с Ринпоче не только в Гуме и Дарджилинге, позже он навещал их в институте Урусвати в долине Кулу.
В Непале, где также побывали Рерихи, находятся места паломничества буддистов — Капилавасту, Кушинагара, сад Лумбини (бывшие территории Северной Индии). В саду Лумбини родился Будда, недалеко от Капилавасту — столицы царства Шакьев, резиденции его отца. Вплоть до XIV века в Лумбини сооружались монастыри, храмы, ступы. Но средневековые войны заставили население покинуть эти места, исторические памятники пришли в упадок, территория заросла лесом. В течение почти 600 лет точное месторасположение Лумбини было неизвестно и вновь открыто учёными только в XIX столетии. Постоянные археологические работы продолжаются и до настоящего времени.
Капилавасту, где прошло детство Будды, был разрушен во время набега неприятеля ещё при жизни Благословенного. По описанию китайских путешественников, в VII веке там были руины и царило запустение, проживало небольшое количество людей, тем не менее все значимые места им показали, некоторые из них были отмечены ступами. Чуть позже Капилавасту поглотили джунгли, и до недавнего времени туда можно было попасть только на слонах.
Кушинагара — небольшой город, где Будда, закончив свой земной путь, отправился в паринирвану. Вплоть до XII века город процветал, однако вскоре был заброшен и забыт. На заре XIX века начались раскопки Кушинагара, найденного благодаря записям китайских путешественников, побывавших здесь ранее. «Странная судьба окружает большинство мест, связанных с личными трудами основателя буддизма. Капилавасту в развалинах, Кушинагара тоже...
В этом есть какое-то особое значение»41, — записывает Николай Рерих.
Ступа, построенная в Кушинагаре в III веке, была реконструирована в 1927 году. Шестиметровая статуя Будды, лежащего на правом боку внутри Храма Паринирваны, изображает его вхождение в нирвану. Николай Константинович отобразил это на картине «Пара Нирвана».
В Сиккиме окончательно решается вопрос о проведении большой, рассчитанной на несколько лет экспедиции вглубь Азии. Рерихам предстояло путешествие «в неведомое» — маршрут намечался по малоисследованным и труднопроходимым горным и пустынным областям, чтобы изучить источники зарождения древнейших культур Азии и увидеть собственными глазами то, что сохранили просторы и глубины Азии.
Продолжение следует
* Продолжение. Начало в № 10, 2010.
1 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М., 1999. С. 491 – 492.
2 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. Рига: Виеда, 1992. С. 19.
3 Там же.
4 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 19.
5 Там же. С. 18
6 Там же. С. 38.
7 Держава Рериха. М.: МЦР, 2004. С. 17.
8 Рерих Н.К. Сердце Азии. Новосибирск, 2008. С. 17.
9 Держава Рериха. М.: Изобразительное искусство, 1994. С. 326 – 327.
10 Рерих Н.К. Шамбала. Рига, 1994. С. 25.
11 Гесэр-хан — легендарный правитель Северо-Восточного Тибета в XI в., герой монгольских и тибетских сказаний.
12 Ариаварта — страна ариев (санскр.).
13 Н. Рерих. Гималаи — Обитель Света. Адамант. Самара, 1996. С. 7.
14 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 87.
15 Н. Рерих. Гималаи — Обитель Света. С. 7.
16 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. С. 40 – 41.
17 Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 124.
18 Рерих Н.К. Шамбала. С. 29.
19 Рерих С.Н. Свет Искусства. М., 1994. С. 29.
20 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 61.
21 Там же. С. 26.
22 Беликов П.Ф. Святослав Рерих: Жизнь и творчество. М., 2004.
С. 59.
23 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 65.
24 Там же. С. 58 – 59.
25 Там же. С. 62 – 63.
26 Там же. С. 54.
27 Там же. С. 57.
28 Рерих С.Н. Свет Искусства. С. 30.
29 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 58.
30 Там же. С. 59.
31 Менданг — каменное сооружение на перевалах или вершинах холмов, обращённое на Восток.
32 Рерих Н.К. Шамбала. С. 28.
33 Меру — в древнеиндийской мифологии огромная гора, центр земли и Вселенной, на ней живут высшие боги, духи и риши. По индуистским представлениям Меру находится на севере от Гималаев.
34 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 65.
35 Шамбала Сияющая. Новосибирск, 2007. С. 115.
36 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 51.
37 Геше — титул буддийского учёного монаха, прошедшего специальный курс обучения.
38 Шамбала Сияющая. С. 118.
39 Шамбала Сияющая. С. 118 – 119.
40 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 324 – 325.
41 Рерих. Н.К. Сердце Азии. С. 21.