Мысли на каждый день

Именно, когда мысль прочувствована, она может творить.

Мир Огненный, ч.3, 155

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов
РЕРИХ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АЗИИ. Часть 1. Древние святыни Индии

Автор: Василькова Нина  

Другие части статьи: РЕРИХ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АЗИИ. Часть 1. Древние святыни Индии / РЕРИХ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АЗИИ. Часть 2. Древние святыни Индии. Монастыри Сиккима. / РЕРИХ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АЗИИ. Часть 3. Древние пути Азии. Кашмир

Теги статьи:  Индия, картины Рериха, Центральноазиатская экспедиция
Часть 1. Древние святыни Индии

В Индию, страну великой древней культуры, Николай Константинович Рерих стремился давно. Как говорил он сам, связь с Индией наметилась с детства: и название имения Рерихов «Извара» слово санскритское, и до последнего времени оставались там следы могольского парка, была в доме и картина с видом Канченджанги. А частые гости в доме отца — востоковеды К. Голстунский и А. Позднеев — своими рассказами направляли внимание мальчика к странам Востока.

Позже, став археологом и анaлизиpyя мaтepиaлы раскопок, Николай Константинович yбeждается, чтo вocтoчное влияние нa Pycь было бoлee значительным, чем западное. Следовательно, нужно изучать Восток, куда он всем сердцем и стремился. «Уже давно мечтали мы об основах индийского искусства, — писал он в 1913 году в статье «Индийский путь». — Невольно напрашивалась преемственность нашего древнего быта и искусства от Индии. (...) Обычаи, погребальные "холмы" с оградами, орудия быта, строительство, подробности головных уборов и одежды, все памятники стенописи, наконец, корни речи — всё это было так близко нашим истокам. Во всём чувствовалось единство начального пути. (...) И мы должны спешить изучать эти народные сокровища, иначе недалеко время, когда английская культура сотрёт многое, что нам так близко. (...) Нет сомнения, что эти поиски дадут отличные последствия. Но, повторяю, надо спешить. Надо не упустить многие последние возможности»1.

Первая мировая война и последующие события в России не позволили в то время осуществить задуманное. И лишь в 1923 году вся семья Рерихов — Николай Константинович, его жена Елена Ивановна, сыновья Юрий и Святослав — отправляется в Индию, где начинается Центрально-Азиатская экспедиция. «Давая общую характеристику задач экспедиции, Николай Константинович говорил: "Целью поездки было проникнуть в таинственные области Азии, в тайны философии и культуры безмерного материка"»2. Ни один исследователь не ставил таких широких задач по изучению культуры Центральной Азии.

«В Индию он приносит весть о русской культуре, а сам глубоко проникает в истоки древнеиндийской культуры, — писал Юрий Николаевич о работе отца. — Он изучает памятники прошлого, собирает легенды, наблюдает жизнь индийского земледельца, в которой находит много общего с жизнью нашего славянства, с русским крестьянским укладом. К этой исконной общности Николай Константинович возвращается многократно и в своих литературных произведениях. (...) С приездом в Индию для Николая Константиновича начался период его жизни, связанный с большими научно-художественными экспедициями по Внутренней Азии»3. Экспедиции по Индии напоминали поездки по древнерусским святыням в начале XX века. «Один лик Индии, доступный спешащим путешественникам, явит базары, караваны и насыщенную уличную жизнь... — записано в дневнике художника. — Но за этим пёстрым ликом выдвигается и другой — лик великий, выросший на пещерах Элефанты, Аджанты, Эллоры. О нём же скажут и буддийские реликвии, и Сарнат, и Бодхигая, и цейлонская Анурадхапура, и Канди, и множество других памятников, которые удостоверяют, какая мощная энергия была заложена около них»4.

Буддизм, оказавший огромное влияние на культуру всей Центральной Азии, представлял для Н.К. Рериха особый интерес. Учение Будды распространялось с севера Индии на юг страны; через Бирму проникло в Индокитай (Лаос, Камбоджу, Вьетнам, Таиланд); через Непал — в Тибет, Монголию, Китай, Корею и Японию. В XVII – XVIII вв. буддизм пришёл в Бурятию и Туву.

Культура Индии развивалась в течение нескольких тысячелетий. Ранние произведения искусства не сохранились. Яркое представление об искусстве Древней Индии дают памятники периода династии Маурья (III – I вв. до н.э.) — правителей, начавших объединение страны и изгнавших греков, господствовавших на севере Индии после похода Александра Македонского. Завершение объединения пришлось на время правления Ашоки Маурья (268 – 232 гг. до н.э.), распространившего свою власть на огромную империю начиная от Кабула и Непала на севере и включая весь Индостан до широты Мадраса. Император Ашока сыграл важную роль и в становлении буддизма; годы его правления считают золотым веком в истории буддизма, когда он становится господствующей религией в Индии. Из сохранившихся надписей времён Ашоки известно, что по его поручению буддийские миссионеры были посланы во все концы света.

По его велению стали возводиться сооружения буддийского культа: ступы, колонны и пещерные храмы. Колонны ставились на местах, связанных с деятельностью Будды, и на путях паломников к буддийским святыням. На мощных колоннах, достигавших 15 м в высоту и 50 тонн веса, высекались эдикты Ашоки. Завершались они капителями необычайной красоты. Наиболее знаменита «Львиная капитель» из Сарнатха, завершавшая колонну, поставленную в III ве‑
ке до н.э.; её изображение является ныне гербом Индии. Из 30 колонн времён Ашоки сохранилось только 10. «...Большая часть Сарната, памятного места, где Будда начал свою проповедь, ещё лежит под буграми, нераскопанная. И те развалины, которые обнаружены сейчас, тоже вскрыты сравнительно лишь в последнее время. (...) Сарнат ещё не вскрыт окончательно»5.

Сохранились и ступы, являющиеся священными объектами храмов, в которых хранились реликвии Будды. Первоначально ступа имела вид полусферы, что соответствовало представлению древних о небосводе, и завершалась стержнем с «зонтами», символизирующими ступени к достижению нирваны. Позднейшие ступы стали башнеобразными. Китайский учёный и путешественник VII века Хуань Жанг свидетельствовал о сооружениях Сарнатха, среди которых была ступа высотой около 100 метров. Есть запись и в дневнике Николая Константиновича о «гигантской ступе в Сарнатхе».

Интересным памятником древнего буддийского зодчества являются и пещеры, высекавшиеся в скалах. Вначале буддизм не знал монастырей. Лишь позже монахи, из-за проливных тропических дождей вынужденные искать крова, начали обустраивать в пещерах укрытия, которые впоследствии стали монастырями. От времён Ашоки сохранилось только восемь пещерных храмов, расположенных в районе Гайи, все они очень отличаются от позднейших сооружений небольшими размерами и простотой отделки. Пещера представляет собой прямоугольный зал, отделённый перегородкой от святилища круглой формы с полусферической ступой и таким же потолком, ступу окружают двенадцать колонн.


Н
.К. Рерих. АШРАМ. ЦЕЙЛОН. 1931

Сын царя Ашоки Махинда отправился проповедовать буддизм на Цейлон (Шри-Ланку). В III веке до н.э. для Махинды и его сподвижников королём Цейлона Деванампиятиссой был построен первый буддийский монастырь Михинтале (что значит гора Махинды), расположенный в 11 км от древней столицы Шри-Ланки Анурадхапуры. Именно в этом месте появились на острове первые буддийские монахи и местное население впервые услышало слово Будды. Чтобы увидеть множество сооружений, входящих в состав этого монастырского комплекса, среди которых древнейшая ступа с останками монаха Махинды, статуя Будды и ступа с действующим храмом, необходимо преодолеть 1840 ступенек.

Знакомясь с монастырями и храмами Цейлона, Николай Константинович записывает: «Первые лики Будды и Майтрейи показались в храме Келания около Коломбо. Мощные изображения хранятся в сумерках храма. (...) Обновлённая большая ступа около храма напоминает о древнем основании этого места. Впрочем, и всё Коломбо, и Цейлон только напоминают по осколкам о древней Ланке6, о Ханумане7, Раме8, Раване9 и прочих гигантах.

И для буддизма Цейлон — важное место. Множество храмов и дворцовых строений могут хранить остатки лучшего времени Учения. Кроме известных развалин сколько неожиданностей погребено под корнями зарослей»10. «В Канди, в древней столице Ланки — Цейлона, водят нас по старым знакам прошлого. Храм священного зуба, храм Паранирваны, чудесное хранилище священных книг в чеканных серебряных покрышках-переплётах. "А что же там, в маленьком запертом храме?" — "Там храм Майтрейи, Владыки будущего". — "Можно войти?" Проводник, улыбаясь, отрицательно качает головой. "В этот храм никто, кроме главного священнослужителя, не входит". Так не должно быть осквернено светлое будущее. Знаем, живо оно. Знаем, символ его Майтрейя, Меттейя, Майтри — любовь, сострадание. Над этим светлым знаком всепонимания, всевмещения строится великое будущее. Произносится оно самым священным углублением.
Не должно быть оно оскверняемо легкомыслием, любопытством, поверхностью и сомнением»11.

Художник также побывал и на острове Ява в Индонезии, записав в своём дневнике: «По обломкам Анурадхапуры можно судить, как мощен был Борободур на Яве»12. Название «Борободур», по одной из версий, означает «храм на горе»; многие века этот храм покоился посреди острова в непролазных джунглях под толстым слоем вулканического пепла. Это чудо света долгое время было скрыто от людских глаз. Самый большой на планете буддийский памятник строился сорок лет. Строительство его начал правитель династии Шаилендра в VIII веке. В X веке произошло извержение вулкана; в природном саркофаге храм простоял около восьми веков. Реставрация храма началась под эгидой ЮНЕСКО в 1973 году и длилась 11 лет.

Борободур по своему типу напоминает буддийскую ступу; особую роль играет многоступенчатое основание квадратной формы, воспроизводящее буддийскую модель мира — мандалу. Пирамидальный храм имеет десять ярусов; здесь находятся 504 статуи Будды, его стены украшают 1460 рельефных изображений — это поистине грандиозная книга буддизма той далёкой эпохи.

Шесть нижних ярусов символизируют землю; рельефы на стенах и балюстрадах изображают сцены земной жизни Будды, а также жизненный путь Бодхисаттв, ищущих просветления. На трёх верхних круглых галереях, символизирующих духовный мир, располагаются 72 ступы-дагобы, имеющие решётчатые стенки, за которыми скрыты статуи Будды. В центре последнего яруса расположена главная ступа-дагоба, символизирующая центр вселенной — гору Меру. К ней и стремятся паломники. Чтобы добраться до вершины, надо пройти все ступени по круговой спирали протяжённостью пять километров и познать все «земные пути».


Н
.К. Рерих. АДЖАНТА (Скальные храмы). 1938

Рерихи познакомились и с уникальным комплексом Аджанты, созданным в период с II по VII век. Он расположен в 350 км от Бомбея. Подобные храмы создавались и раньше, но такого комплекса, где осуществился великий синтез архитектуры, скульптуры и живописи, ещё не было. Это неповторимый, единственный в своём роде памятник индийского классического искусства золотого века Индии. По мнению современных специалистов, живопись Аджанты уступает только помпейским фрескам.

Особое место в комплексе занимает стенопись, которая создавалась в период наибольшего расцвета монументального искусства Индии. Несмотря на то, что Аджанта территориально принадлежала империи Вакатаков (Южная Индия), она испытала влияние культуры великой династии Гуптов, объединившей Северную Индию. Имя этой династии и стало синонимом золотого века. Гупты дали Индии пять выдающихся императоров, обладавших блестящими способностями и знанием жизни.

Место, выбранное буддийскими монахами для поселения, располагалось неподалёку от главного торгового пути с севера на юг. Аджанта была своеобразным монастырём-университетом, где жили и обучались монахи, и служила местом паломничества для буддистов многих стран. Храмы Аджанты (29 пещер) высечены в скалах отвесного берега реки Вагхоры. Линия храмов и монастырей вытянулась по ущелью почти на 550 м, охватывая полукольцом поворот реки. На фоне окружающей природы они производят незабываемое впечатление.

С угасанием буддизма в Индии монастырские поселения были заброшены. Только через 13 веков, в 1819 году, забытые пещерные храмы были случайно обнаружены и сказочно богатый и многообразный мир росписей Аджанты стал известен всему миру. Рассказывают, как один английский офицер охотился в окрестностях Вагхоры и повстречал мальчика-пастушка, который позвал его с собой, чтобы «показать ему нечто интересное»13, и привёл в заброшенные пещеры. Спустя столетие после их открытия пещерные росписи были опубликованы. Удивительное искусство древних мастеров потрясло Запад. Английский журнал «Бурлингтон» провозгласил, что росписи являются, «возможно, самым выдающимся художественным достижением Азии»14. На сцене театра Ковент-Гарден в Лондоне Анна Павлова танцует в балете «Танец Аджанты» (1923 г.), все движения которого основаны на позах фигур с фресок храма. Искусство Древней Индии в XX веке становится популярным в Европе.

С фресками Аджанты познакомился по публикациям того времени и Н.К. Рерих. Прикоснувшись к духу Древней Индии, он создал не только картины («Девассари Абунту с птицами» и «Девассари Абунту превращается в камень»), но и литературное произведение по мотивам буддийской мифологии — притчу «Девассари Абунту», которая была опубликована вместе с картинами в журнале «Весы» в 1905 году.


Н.К. Рерих. ДЕВАССАРИ АБУНТУ С ПТИЦАМИ. 1905

«Высечь в скале двадцать девять храмов — это титаническая затея, но сделать из каждого нечто гармоничное, связать колонны с росписью, своды со статуями — воистину чудо»15, — писали исследователи. Из 29 пещер только пять являются храмами (чатья), остальные — монастырские помещения (вихара). Каждая вихара представляет собой квадратный зал, обнесённый верандой, в которую выходят монашеские кельи. В противоположной от входа стене высечена камера святилища. Храм имеет вид вытянутого прямо­угольника с апсидным закруглением напротив входа. Два ряда колонн делят зал на три части, центральный — с монолитной ступой в апсиде, два боковых служат для церемониального обхода вокруг колонн и ступы.

Когда строительство пещеры завершалось, монахи приступали к росписи не только стен и потолков, но и колонн. Живопись сохранилась в 16 пещерах. Отмечается удивительный эффект свечения красок в темноте; через некоторое время после того, как погаснет свет, выступают фигуры, напоминающие мраморные скульптуры. Палитра красок немногочисленна, но производит большое впечатление богатством их сочетаний. Содержание росписей, не считая декоративного орнамента на потолках, представляет собой эпизоды из жизни Будды и прошлых жизней Великого Учителя. Художники в полном соответствии с учением буддизма показали, что земная жизнь — это путь к достижению высшей жизни и что Будда прошёл все эти земные формы. «Профессор Хейвелл говорит, что греки изображали человека, а индийцы, обладавшие высокими идеалами, стремились передать божественную сущность мира»16. Живопись Аджанты, по мнению специалистов, своей гармонией и умением придать простой жизни глубокое значение напоминает шедевры таких мастеров, как Боттичелли и Леонардо да Винчи.

С.Н. Рерих в статье «Индийская живопись» пишет о фресковой живописи пещерных храмов Индии: «Наиболее известные фрески находятся в пещерах Аджанты и Эллоры. (...) Эти пещеры, особенно в Аджанте, сохранили для нас бесценные свидетельства развития и высокого уровня индийской живописи на протяжении многих веков. Достигнув апогея в V или VI веке, стиль фресковой живописи начал постепенно меняться; эволюция стиля и методов стала особенно заметна в более позднем джайнском стиле Эллоры. Эти изменения свидетельствовали о зависимости творческих стилей от меняющихся процессов жизни, как политических, так и других»17.


Н.К. Рерих. ЭЛЛОРА. 1938

V – VI века — время распада империи Гуптов — условно считаются концом периода индийской древности. С VI – VII века оформляется средневековое общество в раздробленных феодальных владениях. И вплоть до XVI века, до Акбара, на субконтиненте не существовало единого индийского государства. С VII века возродилась ведийско-брахманическая традиция, но в ином синтетическом облике, включив как старое, так и новое. Это сложное противоречивое явление известно под названием индуизм. Началось гонение на буддизм, и его последователи стали переселяться в другие страны. В Индии никогда не было самостоятельного «буддийского» или «индуистского» искусства — каноны были одни и те же; различия были в персонажах, служивших объектом культового поклонения. Так, в индуизме верховные божества олицетворяли космические принципы мироздания, что способствует развитию большей отвлечённости и условности в трактовке образа. Буддизм же пропагандировал жизнь своего основателя, который считался исторической личностью, и изображение эпизодов его жизни отличается естественностью и конкретностью. В позднем буддизме появятся небесные Будды и Бодхисаттвы и их атрибуты размножатся. Но в период раннего средневековья образ Будды отличался большей простотой и человечностью по сравнению с божествами индуизма.

В VII – VIII веках пещерное строительство проходило под знаком прославления богов индуизма. Крупнейшие пещерные комплексы Эллоры (в 30 км от г. Аурангабада) и острова Элефанта (VII – XIII вв.) далеко отошли от буддийских прообразов, в основе которых лежали идеи отшельнической жизни и созерцательного покоя Будды. Эллора расположена неподалёку от пещер Аджанты и тоже знаменита своими пещерами. Они создавались с V по VIII век. Первые относятся к буддий­скому культу, более поздние — к брахманизму. Высечены они в скальном хребте и тянутся с севера на юг более чем на полтора километра. Архитектура многих пещер очень интересна, нередко они украшены замечательной скульптурой. Эти пещерные храмы Николай Константинович запечатлел на картине «Эллора» (1938).

Храм VIII века Кайласанатха («Владыка Кайласа») в Эллоре посвящён Шиве. Он создан оригинальным образом: от склона горы отделили монолит, из которого высекали все здания храма и скульптуры. Комплекс состоит из трёх частей, соединённых между собой. На стенах храма — многочисленные фигуры богов и фантастических существ. Основание святилища опоясано скульптурным фризом из вереницы слонов и львов. Их фигуры, выходящие из стены храма только передней частью, как бы несут на себе небесную гору Кайласа — вершину мира, место обитания бога Шивы.

«Великий храм Кайласа в Эллоре — его очертания были навеяны священными вершинами Кайласа, чтобы напоминать и вдохновлять тех, кто находится далеко от этих могущественных вершин, значивших так много для создателей храма»18, — писал Свято­слав Рерих в статье «Дух Гималаев».

Другое крупное скальное сооружение — храм пещерного типа на острове Элефанта (находящемся напротив бомбейской гавани), знаменитый монолитным бюстом трёхликого Шивы высотой 5,5 м. Необычайно величественный, он олицетворяет одновременно силы разрушения, созидания и покоя. Для шиваитов Шива заменил древнюю Троицу (Тримурти) брахманизма.

«Индия всегда была, есть и будет страной сказочной и чудесной. Неисчерпаемость возможностей индийских сказывается в её противоположностях, тех крайностях, которые высекают вечный созидательный огонь борений, исканий и достижений»19, — писал Н.К. Рерих в своих воспоминаниях.

Продолжение следует


1 Николай Рерих в русской периодике. Вып. V. Спб., 2008. С. 121 – 122.

2 Князева В.П. Николай Рерих. Спб., 1994. С. 118.

3 Держава Рериха. М., 1994. С. 326 – 327.

4 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 3. М., 2002. С. 581.

5 Рерих. Н.К. Сердце Азии. Новосибирск, 2008. С. 21.

6 Ланка — название острова Цейлон.

7 Хануман — царь обезьян, один из главных героев индийского эпоса «Рамаяна», друг Рамы.

8 Рама — главный герой индийского эпоса «Рамаяна» и «Махабхарата», был объявлен аватарой Вишну.

9 Равана — один из главных героев индийского эпоса «Рамаяна», властитель острова Ланка, противник Рамы.

10 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. Рига, 1992. С. 14.

11 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 185 – 186.

12 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. Рига, 1992. С. 14.

13 Сокровища искусства стран Азии и Африки. М., 1975. С. 16.

14 Древняя Индия: страна чудес. М., 1997. С. 126.

15 Эренбург И. Путевые записи. М., 1960. С. 42.

16 Там же.

17 Рерих С.Н. Свет искусства. М., 1994. С. 32 – 33.

18 Там же. С. 30.

19 Рерих Н.К. Урусвати. М., 1993. С. 25.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов