Мысль прекрасная – сокровищница здоровья. Мир Огненный, ч.1, 177 |
В книге «Община» сказано: «Устрашающе подумать, что известное качество сознания ничем не отличается от уровня каменного века. (...) У указа времени не бывает опоздания — вольётся ли оно в чашу сознания или же вознесётся в пространство. Нельзя учесть, когда личное сознание или множитель пространства важнее. И в ту минуту, когда ближайший недослышит, эхо пространства гремит»1.
«Сейчас на наших глазах совершается обновление истины, освобождение её от всего наносного, накопившегося за многие века и мешающего её понять в её чистом, простом и неискажённом виде. Основы всегда предельно просты, но как трудно бывает принять эту простоту ''бредущим по пояс в предрассудках''» — так сказала Н.Д. Спирина в своём «Слове в День Пасхи»2.
В современном мире существует несколько точек зрения на Иисуса Христа.
Согласно учению христианской церкви, Иисус Христос есть второе лицо (ипостась) Троицы, Бог-сын, который, воплотившись на Земле, взял на себя грехи людей, умер за них, а затем воскрес из мёртвых, что закреплено в Символе веры. Этому представлению следуют огромные массы людей вне зависимости от их образования.
Другие религиозные конфессии видят в нём пророка, религиозного Учителя. Так, в исламе Иисус (по-арабски Исса) считается одним из главных пророков Бога, или Аллаха, чудотворцем, который не погиб, но был вознесён Аллахом живым на небо.
Некоторые буддисты, в том числе Далай-Лама ХIV, считают, что Иисус — бодхисаттва.
Для современного иудаизма, главная особенность которого — ожидание Мессии, личность Иисуса не имеет никакого религиозного значения, и абсолютно отрицается признание его Мессией.
Учёные-атеисты до сих пор подвергают сомнению сам факт существования Христа, рассматривая его как религиозный миф.
Изучение найденных более чем полвека назад в Палестине древних текстов, связанных с христианством, — Кумранских рукописей, или Свитков Мёртвого моря, а также исследование Туринской плащаницы с помощью современных технических средств и методов, о чём оповещалось достаточно широко, не сняли накопившихся вопросов относительно Христа. Наоборот, возникло множество новых, на которые ни наука в её современном состоянии, ни церковь не могут дать ответов.
Последователи Учения Живой Этики считают Иисуса Христа одним из величайших Учителей человечества. Его появление на Земле — событие исключительное для всей планеты. «Значение его мы ещё не в состоянии оценить и вместить нашим сознанием», так как «охватить все грани подвига Христа и Его Учения — вне пределов человеческих возможностей»3.
Как и все древние учения, христианство первоначально имело два круга истин: внешний — для постижения многими и внутренний — для немногих. Эзотерическую основу своего Учения Иисус передавал наиболее близким ученикам. Для малых сознаний Он говорил притчами. Известно, что Иисус не оставил никаких записей своего Учения. По древней традиции Он наставлял учеников устно. И уже ученики по возможности собрали и записали как Его сокровенные беседы, так и рассказанные Им притчи, — это были первые Логии, или речения Иисуса, впоследствии вошедшие в Евангелия4.
Различных писаний об Иисусе было более трёхсот, и только четыре из них вошли в Новый Завет — Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Остальные относятся к апокрифам, то есть книгам, которые не входят в Библейский канон (или Библию). Е.П. Блаватская, глубокий знаток древней мудрости Востока, писала, что значение слова «апокриф» — сокровенный, тайный; но сокрытое часто может быть более истинным, чем то, что открыто.
Говоря о Христе, кратко коснёмся важных исторических моментов, связанных и с Великим Учителем, и с Центрально-Азиатской экспедицией Рерихов, так как сюжеты отдельных картин художника навеяны сказаниями о Христе, услышанными в Азии.
В 1893 году во Франции российским журналистом и путешественником Николаем Александровичем Нотовичем был опубликован текст так называемого Тибетского Евангелия «Жизнь Святого Иссы, Лучшего из Сынов Человеческих». Помимо известных канонических событий в Тибетском Евангелии повествуется о неизвестном периоде жизни Иисуса с 12 до 29 лет, который, по свидетельству этого Евангелия, Он провёл в Индии, в Гималаях, проповедуя среди индуистов. Так впервые в XIX веке европейской науке были представлены сведения о неизвестном периоде жизни Иисуса Христа. (В 1895 году этот текст был издан на английском языке, а в 1910 году — на русском в Санкт-Петербурге.)
Рерихи были следующими европейскими учёными, которые подтвердили подлинность рукописи, опубликованной Нотовичем. В 1925 году они посетили Ладак и расположенный в этой горной области монастырь Хемис, где Нотович обнаружил данную рукопись. Н.К. Рерих связал её с несторианскими источниками. Он записал в своём путевом дневнике: «Буддийский монастырь хранит учение Иисуса, и ламы отдают почтение Иисусу, здесь прошедшему и учившему. Если кто-либо будет слишком сомневаться о существовании таких документов о жизни Христа в Азии, то, значит, он не представляет себе, как широко были распространены в своё время несториане и сколько так называемых апокрифических легенд ими было распространено в древнейшие времена. И сколько правды хранят апокрифы!»5
Позднее, в 1938 году, Е.И. Рерих в письме к Р.Я. Рудзитису, особо отмечая текст, опубликованный в своё время Н.А. Нотовичем, пишет об исследованиях, которые продолжали проводить учёные в этом направлении. В частности, она говорила о статьях доктора философии Артура Роя. Будучи председателем Общества веданты в Нью-Йорке, он опубликовал серию статей об Иисусе Христе, подтверждающих подлинность книги Нотовича, которая является переводом найденного им манускрипта. Кроме того, Артур Рой утверждал, что существует описание жизни Христа в Индии и в другом редком манускрипте — «Натх Намавали», который находился тогда во владении секты садху (называемых натх-йогами), обитающих севернее Бомбея. Елена Ивановна собиралась послать все эти публикации Рудзитису.
Изучающие рериховское наследие знают, что одну из главных задач современной эпохи Н.К. Рерих видел в очищении древних Учений от позднейших наслоений. В своём дневнике Николай Константинович в одном ряду приводит фрагменты из Учений Будды, Конфуция, Христа, которые убедительно раскрывают единство взглядов Великих Учителей человечества.
«Такой высокий и близкий всем народам облик Иисуса сохраняют буддисты в своих горных монастырях. И не то диво, что учения Христа и Будды сводят все народы в одну семью, но диво то, что светлая идея общины выражена так ясно»6. Также Николай Константинович говорил: «Заветы Иисуса и Будды лежат на одной полке»7.
В этой связи в Тибетском Евангелии Николай Константинович особо отмечает тот факт, что Христос, как и Будда, проповедовал в Индии не среди религиозной элиты, браминов, и светской власти кшатриев, воинов, а среди самой униженной части населения: вайшьев — торговцев и шудр — крестьян.
Будучи в Омске в 1926 году, Николай Константинович отметит в своём дневнике, подводя итоги спорам о Тибетском Евангелии: «В газетах пишут о том, что мы "нашли" манускрипт об Иссе. Откуда идёт эта формула? Как могли мы найти то, что известно давно. Но мы нашли большее. Можно было установить, что формула Иссы-Учителя воспринята и живёт на всём Востоке. И на границах Бутана, и в Тибете, и на холмах Сиккима, и на вершинах Ладака, и в хошунах монгольских, и в улусах калмыцких живёт текст манускрипта. Живёт не как сенсация праздничных газет, но как твёрдое, спокойное сознание. То, что для Запада — сенсация, то для Востока — давнее сведение. Пройдя Азию, можно убедиться, как мыслят народы»8.
Таким образом, Рерихи свидетельствуют и утверждают, что пребывание Иисуса Христа в Индии и Тибете — отнюдь не вымысел, это бесспорная истина. После окончания Центрально-Азиатской экспедиции художник не раз в своём творчестве будет возвращаться к образу Христа из древних сказаний Азии.
В ответ на клевету в свой адрес об отступлении от православия он в 1936 году опубликует в одной из харбинских газет Символ веры и подпишется под ним.
Вообще же к образу Христа Рерих обращается более 20 раз.
«Исса и голова Великанова» (1932)
В 1926 году в Турфане Н.К. Рерих записал легенду, послужившую позднее сюжетом картины «Исса и голова Великанова»: «Как шёл Исса по странствиям. Увидел Исса голову великую. Лежит у дороги мёртвая голова человеческая. Думает Исса: великая голова принадлежит великому человеку. И решает Исса сделать доброе и воскресить эту голову великую. Вот обрастает голова кожею. И наполнились глаза. Вот растёт тело великое. И потекла кровь. И наполнилось сердце. И встал сильный богатырь. И благодарил Иссу за воскрешение на пользу роду людскому»9.
«Здесь необходимо напомнить, что представления Николая Константиновича об эволюции человечества тесно связаны с концепцией, изложенной Е.П. Блаватской в ''Тайной Доктрине'', в которой великаны, описанные в сказках народов мира, являются исторической реальностью», —пишет исследователь Н.В. Сергеева-Тютюгина.
В Библии в Книге Чисел приведены слова Моисея, сказанные во время странствий по пустыне:
«...там видели мы и исполинов... от исполинского рода; и мы были... пред ними, как саранча...» В Коране сказано, что были такие великаны, которые «выше самых высоких пальм». И они смеялись над Ноем, который стал строить ковчег, спасаясь от надвигающегося потопа. Говорили: «Потоп не причинит нам вреда. Мы слишком высокие...» Предсказание о том, что однажды могилы великанов будут найдены, мы находим в Живой Этике: «Приходит время, когда потребуется согласие учёных самых различных областей науки. (...) Найдутся скелеты великанов с предметами, требующими разнородного наблюдения»10.
Из реальных находок на сегодняшний день известно, что трёх-четырёхметровые гиганты были не самыми большими. Завоёвывая Америку, испанцы обнаружили в одном из храмов ацтеков скелет ростом в 20 метров и послали его в подарок Папе Римскому.
А в одной из шахт штата Огайо в начале XIX века археологом был обнаружен череп диаметром 2 метра. Такой череп должен был принадлежать человеку ростом под 50 метров. Это уже масштаб исполинов, подобных тем, которые смеялись над Ноем перед потопом.
Вот что сказал художник Л.Р. Цесюлевич о картине Н.К. Рериха «Исса и голова Великанова»: «Можно говорить о пяти ключах понимания этой картины. Первый ключ — научный: палеонтология, археология. Скелеты огромных великанов находят повсеместно. Высота взорванных талибами статуй в Афганистане была 54 метра — таким был рост человека. Второй ключ касается легенд. От Р.Я. Рудзитиса я слышал легенду о том, как Исса нашёл в пустыне череп великана со следами удара на лбу и воскресил его. Третий ключ — философский. Огромный череп — это символ материального, смертного. Человек рядом с ним малозаметен, но он бессмертен в сути своей, хотя живёт в материи. Четвёртый ключ — духовный. Череп — символ смерти. Исса — символ вечного духа. Ведь жертва Христа на Голгофе была в том, что Он победил материю. Эта картина радостная, она утверждает победу духа над материей. Пятый ключ — психологический. Картина очень торжественная и светлая. Каждый человек в потенциале имеет в себе такие же способности, как Христос. Если мы разовьём их, мы победим смерть. Вот почему Рерих так любил эту картину»11.
«Тень Учителя» (1932)
Картина «Тень Учителя» была создана Рерихом на сюжет апокрифа, сохранившегося в Азии. Николай Константинович писал: «''Тень Учителя'' относится к апокрифам о Христе, когда говорилось, что при прохождении Его — следы тени Его не исчезали, а запечатлевались»12. Во многих сказаниях Востока повествуется о том, что высокодуховные люди оставляют свою тень. Она может показаться неожиданно в любом месте и напомнить человеку о его долге.
На картине Рериха на фоне скалы — образ Христа, который огнём своего сердца освещает путь людям. Но не каждый человек увидит этот Облик. Только высокодуховные люди, которые сумели победить свою низшую природу, смогут разглядеть Тень Учителя, усмотреть Его Знаки в каждой травинке, камне, полёте птицы...
Интересно исследование искусствоведа Е.П. Маточкина. Он пишет о том, что Николай Константинович в этом произведении глубоко проник в идейную суть духовного наследия Древнего Китая. «В древнекитайском трактате IV в. до н.э. ''Чжуан-цзы'' тень ассоциируется с человеком, который утратил своё профаническое ''я'' и осознал слитность с Единым. В таком случае тень выступает в роли учителя и мудреца»13.
«В творческом видении Рериха не только сам Учитель, но даже его тень, отражённая на скале, будто благословляет людей, не уставая в творении блага»14, — писал Р.Я. Рудзитис.
«Христос в пустыне» (1933)
Если в других произведениях о Христе Николай Константинович изобразил только нимб над головой Спасителя, то в картине «Христос в пустыне» мы видим поток Света, который льётся от Христа в мир. Этот Свет достигает ближних и дальних уступов гор, переливаясь разными оттенками, подобно неземной радуге. Такое художественное решение выделяет картину из ряда остальных работ мастера: в ней образ Христа обретает особую возвышенность и торжественность, становится глубоко сокровенным.
Сохранилось описание Христа современником — проконсулом Галилеи Публием Лентулом — в его письме римскому императору Тиберию Цезарю: «Выражение Его лица очень спокойно, у Него очень своеобразный и серьёзный взгляд, прекрасные ясные глаза; поразительно, что глаза Его сияют, как лучи солнца, никто не может пристально смотреть на Его Лик, потому что когда Он сияет, то внушает страх, а когда Он излучает мягкий свет — вызывает слёзы...»15
В символической форме Н.К. Рерих дал представление о высочайшей духовной энергетике Великого Учителя, преображающей и просветляющей земную материю, несущей спасение всему живущему. Художник писал: «Каждый носит при себе мерило своего духовного достижения. На изображениях святых мы видим сияние, то есть стилизацию общечеловеческой ауры, особо ярко выраженной у высокодуховных организмов. (...) Человек носит вечное цветное одеяние духа. Человек помыслами сам окрашивает свою драгоценную одежду в избранные им самим цвета»16.
Н.Д. Спирина описывает эту картину так: «У Николая Рериха есть поразительная по своему откровению картина ''Христос в пустыне''. В глубоком мраке движется светоносная фигура Спасителя среди мрачных, холодных скал, проливая на них тёплый, розовый, живительный луч. В своих холодных глубинах оживают каменные души и взирают на Христа с немой надеждой. А впереди на чёрном каменном выступе гнездится череп с оскаленными в страшной злобе клыками и выпученными пустыми глазницами, чуя своё неминуемое поражение. Светоносная фигура тихо, но неуклонно движется на него, и в этом неотвратимом движении залог того, что смерть и зло будут побеждены. Не вынесет тьма розового света вселенской любви, она обречена»17.
«Искушение Христа» (1933)
На этом полотне художник представляет канонический сюжет, описанный в Новом Завете. Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой Он пришёл на землю. Иисус сорок дней «ничего не ел, а по прошествии их напоследок взалкал [захотел пищи]». Тогда приступил к нему дьявол и, искушая его властью, славой и богатством, попытался соблазнить Его на грех, как всякого человека. («Не будем забывать, — говорят современные богословы, — что Иисус был не только Бог, но и Человек, одарённый свободой воли. Он мог подвергаться искушениям».)
Прежде всего сатана предлагает Иисусу сотворить чудо материальное — превратить камни в хлеб: «...если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Это не покажется нам чем-то странным, если мы узнаем, что в Иудейской пустыне было очень много плоских камней, похожих на хлебные лепёшки. Чудесным образом превратить мёртвые груды камней в хлеб, накормить толпу — за таким чудотворцем пойдут все...
Ответ Христа: «...написано: не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
Второе искушение имеет в виду демонстрацию могущества. Дьявол предложил Христу поразить чудом воображение людей, ожидавших прихода Мессии. Поразить силой, запугать властью своей и через это стать господином над людьми:
«...если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею».
Ответ Христа: «...написано также: не искушай Господа Бога твоего».
Третье искушение — самое изощрённое и опасное. «...Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё».
Современные богословы комментируют это так: «Царство Божие как бы отодвигается на второй план или вообще забывается. Поклониться сатане — значит признать власть князя мира сего, признать этот падший греховный мир за единственно возможный и желаемый. Итак, самая главная уловка сатаны — представить этот мир как мир счастливый и благополучный и без Бога. Сатана предлагает Спасителю антихристов вариант мира. Христос, не колеблясь, мгновенно отвергает это искушение. Он отвечает: ''...отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи''.
Вспомним о том, что было самым главным в проповеди Христа: стержнем всей Его проповеди, всего Провозвестия было утверждение, что грядёт Царство Божие. Выражение "Царство Божие" означает то Царство, которым правит Бог. Другими словами, мир входит в совершенно новый этап своего бытия, мир подошёл к пределу, черте. Можно остаться здесь, по эту сторону черты, и тогда мы будем продолжать жить в мире, в котором правит сатана. Любимые чада сатаны — даже не отчаянные грешники: те находятся в состоянии движения, а значит, ещё могут от злого устремиться к доброму. Чада сатаны — ленивые обыватели. Люди, интересы которых стабильны и вращаются на уровне — поесть, поспать, отдохнуть, развлечься».
После третьего искушения, по словам евангелиста Матфея, «оставляет Его диавол, и Ангелы приступили и служили Ему».
Иоанн Златоуст в «Беседах на Евангелие от Матфея» пишет, почему искушение Христа произошло сразу после Его крещения. По мнению святителя, это было сделано для того, «чтобы никто из крестившихся, если бы ему случилось после крещения претерпевать ещё большие прежних искушения, не смущался ими как чем-то неожиданным, но мужественно переносил бы всякое искушение как дело обыкновенное».
«Сошествие во ад» (1933)
«По общецерковному учению, история взаимоотношений Бога и диавола восходит ко времени сотворения мира. Диавол был сотворён как существо благое и совершенное, но отпал от Бога вследствие гордости. Однако диавол не всесилен: его возможности ограничены Богом, и он может действовать только в тех рамках, в которых это попускается Богом.
Сотворив людей и поставив их в ситуацию, когда для них стал возможен выбор между добром и злом, Бог взял на Себя ответственность за их дальнейшую судьбу. Бог не оставил человека один на один с диаволом, но Сам вступил в борьбу за духовное выживание человечества. Для этого Он посылал к людям пророков и учителей, а затем Сам стал человеком, претерпел крестные страдания и смерть, сошёл во ад и воскрес, дабы разделить с человеком его судьбу» (Митрополит Иларион (Алфеев)).
Картина Н.К. Рериха «Сошествие во ад» представляет индивидуальное видение мастером события, описанного в апокрифическом Евангелии от Никодима, — сошествия Иисуса во ад, сокрушения его врат и исхода в рай из адских глубин всех ветхозаветных праведников, включая прародителей Адама и Еву. Также приводится рассказ о вхождении в рай раньше всех праведников разбойника Дисмаса, который, будучи распятым рядом с Христом, покаялся и попросил Иисуса помянуть его в Царстве Божьем.
На картине Николая Константиновича золотое сияние, подобное солнечному, обрамляет всю фигуру Христа. Иисус медленно спускается по уступам скалы, навстречу Ему устремляются чудовищные рыбы, среди которых серой тенью является фигура диавола.
Безобразные морды рыб олицетворяют человеческие пороки. Стоит подумать: не так ли выглядят люди в отдельные периоды своей жизни, когда, в минуты опасности или под давлением обстоятельств, обнажается их внутренняя сущность?
Учение Живой Этики указывает, что «нет более мощного Чистилища, нежели жизнь земная, если напряжены все потенциальности духа. Также нет мощнее Ада, нежели земные заразы духа»18. Символическое изображение человечества в виде рыб на картине Рериха не случайно. Известно, что христиане в своих священных мистериях называли себя «малыми рыбами», в то время как Иисус Христос был назван РЫБОЮ.
Вопрос существования ада, или чистилища, интересовал не только служителей культа, но и многих писателей и художников, и каждый по-своему отображал его. Данте в своей «Божественной комедии» описал все девять кругов ада, через которые должна пройти душа человека. Е.П. Блаватская писала: «Борьба за душу человека идёт постоянно между силами добра и зла и не имеет пощады... Неудача же в этой борьбе означает позорное мученичество, поскольку падший становится жертвой вожделения, гордыни, скупости, суетности, эгоизма, трусости или любого другого из этих низших пристрастий, — это действительно позорно, если исходить из стандарта истинного человечества».
В ряде картин, посвящённых Иисусу Христу и написанных Рерихом в 1933 году, наряду с Христом на полотнах присутствует и сатана. Вот он с поникшей головой на картине «Сошествие во ад», изображается то в виде оскаленного чёрного черепа на картине «Христос в пустыне», то предлагающим власть и все богатства мира в «Искушении Христа». Некоторые исследователи полагают, что, возможно, написание всего этого цикла картин именно в 1933 году не случайно. Ведь этот год вошёл в историю человечества как год прихода к власти в Германии Гитлера, впоследствии названного во всех религиозных конфессиях Антихристом. Это было время сильнейшей активизации сил зла. Мы знаем, что именно России выпала судьба нанести основной и окончательный удар по Гитлеру и его приспешникам.
«Генисаретское озеро» (1935 – 1936)
Эта картина, выполненная в необыкновенных фиолетово-розовых тонах, — для многих одна из самых любимых. Она написана Николаем Рерихом на один из евангельских сюжетов, повествующих о том, как Христос проповедовал на Генисаретском озере.
Генисарет — место на западном берегу Галилейского озера, отчего озеро иногда называют Генисаретским. Это те места, в которых прошла основная подвижническая жизнь Христа. Здесь Он накормил людей хлебами (духовная пища) и рыбой, являющейся символом рождения Христа и Новой Эры, Эры Рыб. Здесь Он встретил рыбаков, впоследствии ставших апостолами. Многое произошло на этом озере.
На картине справа — лодка с пятью рыбаками, тянущими из воды снасти. А на берегу, на возвышении, опираясь на посох, стоит Христос, взирая на рыбаков и будто благословляя их. А возможно, что это тот самый описанный в Евангелии момент, когда рыбаки после первого неудачного лова по совету Иисуса вновь забросили сети и вытащили их полными рыбы.
Завершим обзор шести картин Николая Константиновича Рериха стихотворением Наталии Дмитриевны Спириной:
Дух Христа веет через пустыни жизни.
Листы Сада Мории. Зов, 3.09.1921
Дух Его веет через пустыни жизни,
А люди думают, что Он только в храме;
Они ставят перед Ним свечи,
Бьют земные поклоны
И плачут перед Его иконой.
Они думают, что Он где-то
На небе, в каком-то загробном мире;
Что Он — одно, а они — другое,
И между ними общего нет.
Кто сказал людям эту ложь?!
Кто отнял у них самое дорогое,
Чем возвышается дух человека,
Самое святое — сознание Единства?!
И люди стали как звери,
Потому что решили,
Что Он — одно, а они — другое,
И между ними общего нет.
И люди смешались с пылью
И погрузились в трясины,
Потому что решили,
Что они от земли, а Он от Неба,
И Ему можно лишь поклоняться,
Пресмыкаясь и ползая в прахе,
И бессильно молить о пощаде,
О благоденствии и времени мирном,
Попутно совершая подлость
И спокойно убивая друг друга…
Но теперь настаёт время Человека,
А не двуногого и не зверя;
А «человек» это «чело веков»,
Над которым выдумка-смерть не имеет власти, —
Непреходящее, вечное, неразрушимое «Я».
И это «Я» знает своё единство со Вселенной
И с Теми Лучшими, Которые приходили
С лучших планет на нашу малую Землю,
Чтобы пробудить это «Я»,
Погружённое в плотные слои материи,
Это «Я», которое есть часть Их Самих
И часть Космоса и вечного Огня Жизни,
Который веет через все пустыни,
И возносится в стебле каждого цветка,
И сверкает в каждой звезде на небе.
Составитель О.А. ОЛЬХОВАЯ
Литература
1. Шустова А.М. Христос и христианство // Серебряная чаша. Вып. 3. М., 2009.
2. Сергеева-Тютюгина Н.В. Образ Христа в творчестве Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов периода Центрально-Азиатской экспедиции // Электронная библиотека МЦР.
3. Митрополит Иларион (Алфеев). Догмат о сошествии во ад и теодицея. http://azbyka.ru/dictionary/17/ilarion_hristos_pobeditel_ada_18-all.shtml
* Из письма Е.И. Рерих от 26.05.1936. Письма Елены Рерих. Т. 2. Рига, 1940. С. 208.
1 Община. 99.
2 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 384.
3 Там же. Т. 4. Новосибирск, 2011. С. 201.
4 Евангелие — Благая весть (греч.).
5 Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. Рига, 1992. С. 81 – 82.
6 Там же. С. 85.
7 Там же.
8 Там же. С. 277.
9 Там же. С. 204.
10 Мир Огненный. III. 462.
11 Из интервью с Л.Р. Цесюлевичем (архив СибРО).
12 Цит. по: Булгаков В.Ф. Встречи с художниками. Л., 1969. С. 264.
13 Маточкин Е.П. Древний Китай в творчестве Н.К. Рериха // Сборник материалов научной конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения Н.К. Рериха. Нижний Новгород, 1994. С. 36.
14 Рудзитис Р. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск, 2009. С. 96.
15 Цит. по: Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 4. С. 201 – 202.
16 Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига, 1992. С. 98 – 99.
17 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 643 – 644.
18 Мир Огненный. III. 69.