Издательский центр РОССАЗИЯ                контакты          написать нам           (383) 223-27-55


Мысли на каждый день

Жизнь есть служение эволюции.

Надземное, § 305
"Мочь помочь - счастье"



Неслучайно-случайная
статья для Вас:

Актуально


Подписаться

Музей:         
                   
                   
Книги:         

 
 
 

Произведения Н.К. Рериха на почтовых открытках XX – XXI вв.

Автор: Соболев А.П.



Теги статьи:  картины Рериха, филокартия

А.П. СОБОЛЕВ, г. Санкт-Петербург


Н.К. Рерих. ПИР ПЕТРА ВЕЛИКОГО.


Н.К. Рерих. ГОНЕЦ


Н.К. Рерих. СВЯТЫЕ ГОСТИ


Н.К. Рерих. ЗИМНИЙ ГОРОДОК.


Н.К. Рерих. СВЯТОЙ СЕРГИЙ-СТРОИТЕЛЬ


«Выставка исторических городов»
Брюгге. Июль – октябрь 1932 


Н.К. Рерих. РАННИЕ ЗВОНЫ


Н.К. Рерих. ВЕСТНИК


Н.К. Рерих. МАДОННА ЛАБОРИС


Н.К. Рерих. КУЛУТА. ИНДИЯ


Н.К. Рерих. МАЙТРЕЙЯ


Н.К. Рерих. КАНЧЕНДЖАНГА







Наборы открыток, выпущенные издательством «Агни» (Самара)

Впервые открытки с репродукциями картин Н.К. Рериха стали появляться в России в начале XX века в изданиях Общины Св. Евгении Петербургского Попечительного комитета о сёстрах милосер­дия Красного Креста. Первая из них, рисунок к стихотворению А.С. Пушкина «Пир Петра Великого», была выпущена в 1902 году.

С 1903 года Николай Константинович являлся членом-сотрудником Комитета Общины Св. Евгении и входил в состав художественного совещания и комиссии, в работе которых принимал активное участие. Будучи художником, он всячески способствовал расширению и распространению искусства с помощью открытых писем. В 1905 году принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, попечительница Общины Св. Евгении, ходатайствуя о присвоении Н.К. Рериху чина коллежского секретаря, обращается в Канцелярию Его Императорского Величества: «...г. Рерих, как художник, изучивший русские древности, входит в состав Художественного Совещания и Комиссии по усилению средств означенного Комитета, принося своим трудом безвозмездным громадную пользу Комитету по изданию сим последним, с благотворительной целью, художественных произведений: участие г. Рериха и других художников в этих изданиях дало возможность распространить издания не только по всей России, но и за границей, поставив эти издания наряду с лучшими произведениями европейских художников».

Позже в письме к американским сотрудникам Н.К. Рерих отмечал: «Вот уже сорок лет, как я причастен к Красному Кресту, и всегда эта работа была близка моему сердцу. Вы помните, как издания нашего Комитета Св. Евгении составили крупные суммы, так пригодившиеся на добрые дела. <...> Всё-таки открытки всегда были легкокрылыми вестниками и захватывали новые контингенты народа. <...> У нас дети и гимназисты, студенты и вся культурная часть общества составляли целые большие коллекции таких художественных открыток, воспитывая на них своё художественное чутьё. Эти издания вылились в многозначительную и широкую образовательную меру. Никакие лекции не могли так преуспеть, как эти маленькие доступные вестники искусства, легко входящие в любой быт. <...> Вспоминается, как мы сами и дети наши любили иногда по вечерам просматривать альбомы прекрасных художественных и исторических открыток. У нас к тому же Красный Крест имел привилегию на всех железнодорожных станциях и решительно повсюду продавать свои художественные издания».

В одном из очерков Николай Константинович писал: «За последние годы с Обществом Поощрения Художеств было дружески связано и издательство Евгениевской Общины. Это издательство художественных открыток оставило в течении русского искусства свою прекраснейшую страницу. Оно широко распространяло как русские, так и иностранные художественные произведения. Распространяло сведения об исторических памятниках России и всегда привлекало к ближайшему участию наиболее свежие и широко мыслящие силы. Сколько новых и подчас очень молодых собирателей было создано этими изданиями Евгениевской Общины. Сколько новых сведений о сокровищах русских общедоступно вливалось в широкие народные массы.

Прекрасное, благородное дело; уже теперь многие эти издания являются библиографической редкостью. А сколько этих изданий сейчас разлетелось по зарубежью! Нет такого удалённого острова, где бы не нашлась хотя бы одна Евгениевская открытка».

Всего с 1902 по 1917 год Общиной Св. Евгении было выпущено более три­дцати открыток с картинами художника. Многие из них стали широко известны и выдержали несколько изданий — это «Ункрада», «Старая Рига», «За морями земли великие», «Старый король», «Песнь о викинге». Открытки «Задумывают одежду», «Зимний городок», «На Дальнем Востоке», «Митава» и другие — менее известны.

Кроме этого Общиной Св. Евгении изданы два фотопортрета Н.К. Рериха с факсимиле художника и несколько живописных работ западноевропейских мастеров из его собрания. Почтовые карточки «Зимний пейзаж» Питера Брейгеля и «Зимние развлечения» Дениса ван Альслота были выпущены в 1915 году после выставки «Искусство союзных народов», проходившей в Обществе поощрения художеств, «Пейзаж» Керстиана де Кейнинка и «Лот и его дочери» Яна Мандейна — чуть позже.

Другие издательства до революции 1917 года тоже выпускали открытки с репродукциями картин Н.К. Рериха, но не в таком большом количестве, как Община Св. Евгении. Самой распространённой оказалась картина «Гонец» — дипломная работа художника, которая была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым для своей галереи, — её публикуют «Гранберг», «Всемирный Почтовый Союз», «Торговый дом Тиебо, Эгольф и К°» и др. Следует заметить, что картина была напечатана под разными названиями, в цвете и тоновом виде, издана за границей.

Встречаются чёрно-белые открытки с работами Н.К. Рериха к театральным постановкам: эскиз декорации мистерии «Три волхва», увидевший свет в издательстве К.А. Фишера с пометкой «Союз русских художников. Выставка картин 1907 – 1908 гг.», и эскиз декорации к драме Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна», выпущенный как мастерской М.М. Бутковской, так и издательством «Унион» (СПб.).

Были и единичные частные издания: открытка с изображением всё той же картины «Гонец», вышедшая с пометкой «На память о V Всероссийском съезде Зодчих в Москве (От 15 до 22 декабря 1913 г.)» и далее «Инженер-механик М.Л. Закута, СПб. Вентиляция, отопление». Встречаются репродукции картин «Зловещие» и «Каменный век», мозаика «Борис и Глеб», выпущенные неизвестными издательствами.

Известно несколько почтовых карто­чек с картинами Н.К. Рериха, отпечатанных Комитетом популяризации художественных изданий в конце 1920-х годов. Это открытки «Песнь о викинге», «Небесный бой» и «Ункрада». В 1932 году работу художника «Гонец» воспроизводит издательство «Изогиз».

За рубежом издание «открытых писем» начинается после 1922 года, когда семья Рерихов переезжает в США, где вскоре по их инициативе учреждается ряд организаций: Институт Объединённых искусств в Нью-Йорке, Объединение художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце») в Чикаго, Международный художественный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). Несколько позже в Нью-Йорке открыт Музей Николая Рериха и организовано издательство «Roerich Museum Press».

Художественный центр «Corona Mundi» выпускает открытки «Ведущая», «Святые гости», «Покаяние», «И Мы открываем врата», изображение одного из вариантов картины «Вестник», которую Н.К. Рерих посвятил нашей соотечественнице Елене Петровне Блаватской. Она была подарена художником Теософскому обществу в Адьяре (Индия) 18 января 1925 года.

В изданиях «Roerich Museum Press» открытки выходили как набором (6 штук), так и отдельно: «Зарево», «Царица Небесная», «Агни Йога», «Знамя Мира», «Жемчуг исканий», «Святые гости», «Матерь Мира» и др. Карточки «Приказ Ригден-Джапо» и «Кришна» были изданы под номерами, «Песнь о Майтрейе», «Будда в подводном царстве», «Агни Йога», «И Мы открываем врата» — под номерами с пометкой «Series I». Всего известно около двадцати видов почтовых карточек, выпущенных этим издательством.

На обороте некоторых открыток имеется чернильный штамп: «Made in France» («Сделано во Франции»). Можно предположить, что часть этих открыток была издана Европейским центром при Обществе друзей музея Н. Рериха в Париже, организованном в конце 1920-х годов.

Встречается почтовая карточка с видом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, открытого 17 ноября 1923 года по адресу: Риверсайд Драйв, 310, на набережной реки Гудзон. Скорее всего, она была также отпечатана в Париже. Существует ещё одно достаточно редко встречающееся изображение Музея Рериха, выпущенное в Америке издательством «Manhattan Post Card Publishing Co».

В США после 1950 года картины Н.К. Рериха воспроизводились в изданиях А. Яременко. Известно несколько открыток: «Тибетский лама», «Древние корабли», «Святой Сергий-строитель». Каждая карточка выходила под своим номером. Примечательно, что карточка «Святой Сергий-строитель» была издана к Рождеству и вышла с надписью «С Рождеством Христовым».

В 1930-х годах семья Рерихов обосновалась в Британской Индии (Пенджаб, долина Кулу). В городе Симла было организовано «Himalayan Roerich Sosiety» («Гималайское Рериховское общество»), которое просуществовало c 1929 по 1935 год. Им было выпущено около двух десятков открыток. По датам написания картин и тематическому подбору изображений можно предположить, что все эти открытки выходили между 1931 и 1933 годами. Наиболее известны среди них «Будда дающий», «Святая покровительница», «Св. Сергий Радонежский», «Дзон-Ка-Па», «И Мы не боимся», «Мадонна Лаборис», «Путь на Кайлас»... Печатались и другие изображения: «Портрет проф. Николая Рериха» кисти Святослава Рериха, «Икона Святого Сергия», «Здание, где размещался Международный Союз за Пакт Рериха. Брюгге, Бельгия».

Существуют две открытки, выпущенные к началу Второй международной конференции Пакта Рериха, которая проходила в городе Брюгге в 1932 году. Это «Выставка исторических городов. Брюгге. Июль – октябрь 1932» и «Делегаты Второй международной конференции Пакта Рериха. Гранд-Отель. Брюгге. Бельгия. Август 1932». На них не воспроизведены картины Н.К. Рериха, но для нас эти карточки интересны тем, что являются историческим документом, свидетельствующим о продвижении среди мирового сообщества идей Пакта Рериха и Символа Знамени Мира, предложенного художником. Возможно, в это же время вышла тоновая открытка с репродукцией картины «Мадонна Орифламма».

В 1930 году в Риге было образовано Латвийское общество друзей Музея Н. Рериха, вскоре развернувшее активную издательскую деятельность. В 1937 году члены Общества под руководством поэта Рихарда Рудзитиса открыли Музей, который задумывался как отделение Нью-Йоркского Музея Николая Рериха. Более пятидесяти произведений Н.К. Рериха и его сына Святослава были собраны в рижском Музее к его открытию.

До 1940 года Латвийским обществом выпущено около тридцати пяти открыток с репродукциями картин Н.К. Рериха. Из них девятнадцать — чёрно-белые, остальные цветные. Причём было несколько изданий. Часть открыток встречается с надписью «Printed in Latvia». Наиболее известны среди них «Твердыня Тибета», «Великая Китайская стена», «Путивль», «Лель и Снегурочка», «Купава», «Сон Востока», «Будды. Юн-Канг», «Ом мани падме хум» и другие. Многие рижские открытки дублируют выпущенные в Нью-Йорке. Интересна монограмма, находящаяся на обороте некоторых карточек в левом углу: объединённые буквы «NK» и «SV». Высказывалось предположение, что она содержит в себе инициалы двух Рерихов: «NK» — Николая Рериха, «SV» — Святослава Рериха, но сотрудники Латвийского Рериховского общества считают, что, скорее всего, эта монограмма принадлежит издателям и является знаком печатни. Хотя удивителен сам факт идентичности букв именам Рерихов — такие совпадения крайне редки.

Несколько почтовых карточек были напечатаны в середине 1930-х годов Русским культурно-историческим музеем, организованным Валентином Фёдоровичем Булгаковым при Русском свободном университете в Праге. Это «Мать Чингис-хана», «Монастырь в Тибете», «Лахул», «Часовня св. Сергия на перепутье», «Ашрам». Возможно, часть из них отпечатана в Югославии.

Встречаются открытки, выпущенные в колониальной Индии с пометкой на обороте «Guaranteed Real Photo and British Manufacture» («Гарантировано настоящее фото и английские материалы»), — это виды мест, расположенных недалеко от поместья семьи Рерихов в Наггаре: «Река Беас. Наггар», «Храм Трипура Сундри», «Храм Махадев», «Урусвати. Гималаи», а также «Портрет Н.К. Рериха» кисти Святослава Рериха и изображение картины Николая Рериха «Силы Небесные», имеющей также название «Ранние звоны». Последняя интересна тем, что является поздним вариантом картины, который написан художником в конце 1930-х — начале 1940-х годов и продан в коллекцию раджи княжества Барода (Индия). Если это так, то именно данная открытка является последней почтовой карточкой, изданной при жизни Н.К. Рериха.

В СССР в 1949 году издательством «Советский художник», после семнадцатилетнего перерыва, была выпущена открытка с картиной Н.К. Рериха «Гонец». Это довольно странно, поскольку отношение к Рериху в то время было ещё весьма настороженным. Следующие карточки появились только через девять лет, после приезда в страну на постоянное жительство старшего сына художника, Ю.Н. Рериха, который привёз часть картин своего отца. Были организованы выставки в Москве, Ленинграде, Таллинне, Киеве, Тбилиси. В 1960 году по приглашению Н.С. Хрущёва в Советский Союз приехал Святослав Рерих с выставкой своих картин, которая с огромным успехом прошла в Москве и Ленинграде. Это ещё больше способствовало привлечению внимания к творчеству Н.К. Рериха.

В издательстве «Изогиз» с 1958 года начали выходить открытки с репродукциями картин художника. Поскольку основное наследие знаменитого мастера на тот момент оказалось сосредоточено в Москве и Ленинграде — в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, то в основном печатались картины из этих собраний. Многие произведения Николая Рериха издавались в самых различных подборках, например: «Картины русских художников на исторические темы», «Море. Картины художников», «Картины из частных собраний», «Горловский художественный музей» и др.
В 1970, 1972, 1974 и 1980 годах выходили наборы открыток с его работами.

В 1960 – 1990-е годы чаще всего печатали репродукцию картины Н.К. Рериха «Заморские гости», а также «Гонец», «Ростов Великий», «Славяне на Днепре», «Поцелуй Земле» (эскиз декорации к балету И.Ф. Стравинского «Весна Священная») и другие.

К концу 1980-х годов ситуация меняется. В Москве основан Советский Фонд Рерихов. Вскоре из Индии в Россию привозят часть наследия знаменитой семьи. Их труды начинают серьёзно изучать, выпускается всевозможная печатная продукция, в том числе и открытки. В разных городах образуются рериховские общества. Создан Международный Центр Рерихов, в изданиях которого в 1993 году выходят наборы «Гималаи» и «Учителя» — репродукции картин художника из коллекции Центра. В 1997 го­ду набор «Гималаи» издаётся при участии Симферопольского городского общества Рерихов, печатаются открытки «Мадонна Орифламма» и «Сосуд нерасплёсканный». Следующие почтовые карточки Международным Центром были изданы только через несколько лет.

В 1990-х годах в Самаре организованы Центр духовной культуры и издательство «Агни», которое стало активно печатать почтовые карточки с изображением произведений художника. В 1997 году вышли сразу семь наборов: пять подборок картин Н.К. Рериха и два — С.Н. Рериха. Вскоре издательство ежегодно стало выпускать открытки с репродукциями картин художников и к настоящему моменту является одним из ведущих в этой области.

В 1996 году в Новосибирске Сибирским Рериховским Обществом из­даются три набора открыток: «Русь былинная», «Образы Востока» и «Земля славянская», а в 1999 году — несколько отдельных карточек с произведениями художника.

Кроме того, выпускали открытки и издательства «Свет-Инфо», «Сад искусств», а также «Исследовательский Фонд Рерихов», «Одесский Дом-музей им. Н.К. Рериха», Восточное Рериховское общество «Урусвати».

В ноябре 1988 года воссоздаётся Латвийское общество Рериха. В 1989 году оно печатает первые открытки — ре­продукции картин из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке: «Великий дух Гималаев», «Ладак. Малый Тибет», «Сергиева пустынь», «София-Премудрость». С 1993 по 1998 год вышло около двадцати открыток без номеров и двадцать восемь — под номерами. Карточки выходили глянцевые и матовые. Встречаются открытки с пустым оборотом — это типографские пробные оттиски, которые посылались в Нью-Йорк для корректировки. Открытки «Приказ Ригден Джапо», «И мы строим», «Агни Йога» выпущены для Франции, поэтому имеют несколько отличный оборот.

За рубежом изображения картин художника издавались в основном Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке. После 1960-х годов Музей заказывал печать открыток швейцарской фирме «Vontobel». Около двадцати пяти открыток без номеров в разные годы были выпущены несколькими тиражами: они отличаются цветом шрифта на оборотной стороне — синим, коричневым, реже чёрным. Также были изданы открытки под номерами — со 101 по 159. Карточки с некоторыми номерами отсутствуют, возможно, они так и не были воспроизведены. Известно, как минимум, два выпуска: на обороте одних встречается копирайт «S. Roerich», других — «Nicholas Roerich Museum, New York».

Все открытки Музея Николая Ре­риха в Нью-Йорке и Латвийского общества Рериха выходили с напе­чатанным на обороте символом, предложенным Н.К. Рерихом в 1930-х годах для Знамени Мира — знаком триединости — тремя соединёнными сферами в круге. Этот знак зарегистрирован Нью-Йоркским Музеем в качестве своей эмблемы с надписью «Pax Cultura».

Интересная открытка появилась в Париже в 1992 году: «Костюм девушки» — эскиз Николая Рериха к балету И.Ф. Стравинского «Весна Cвященная», показанному в Театре Елисейских полей в мае 1914 года. Эта работа художника находится в собрании парижской Национальной библиотеки. Возможно, карточка была выпущена к проходившим в Париже гастролям русского балета.

В начале 1990-х годов Аллахабадский муниципальный музей (Индия, штат Уттар Прадеш) издал открытки с репродукциями картин Н.К. Рериха из своего собрания, которое включает девятнадцать его произведений. Целый зал музея отведён под экспозицию картин нашего соотечественника. Открытки до недавнего времени можно было приобрести в киоске музея.

Болгарское общество «Рьорих» в 1998 году совместно с Цен­тром духовной культуры (Самара) готовило к выпуску серию открыток с картинами Н.К. Рериха. К сожалению, проект не был завершён — увидели свет только две карточки под номерами 10 и 18: «Странник Светлого Града» и «Клад захороненный».

В начале 2000-х годов в Индии открытки начал издавать «International Roerich Memorial Trust» (Международный Мемориальный Трест Рерихов), расположенный в Наггаре в долине Кулу (штат Химачал Прадеш). На сегодняшний день вышло около двадцати почтовых карточек.

В заключение обзора хочется отметить, что открытки с изображением картин Н.К. Рериха разлетались по миру, как добрые вестники, неся частицу энергии знаменитого мастера. Сколько их было всего — неизвестно, и это открывает для нас возможность дальнейших находок, исканий и радостных встреч.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов