Когда радость будущему живет в сердце, тогда каждое преграждение есть лишь ступень к восхождению. Мир Огненный, ч.3, § 239 |
Великое понятие подвига пронизывает всё творчество Н.К. Рериха, но особенно ярко оно звучит в его картинах, посвящённых Светочам Мира — тем, кто отдал свои жизни самоотверженному творению блага. В галерее воителей за духовное восхождение человечества, созданной художником, особое место занимают образы женщин.
Говоря о женском участии в великой созидательной работе на благо людей, Н.К. Рерих приводит слова глубокой древности: «Перечисляя подвиги женщин, мы напишем историю всего Мира. Перечисляя экстазы озарения, мы перечислим глаза женщин. Изучая сотрудничество, мы увидим руку женщины»1.
Одну из своих картин Н.К. Рерих посвящает святой Женевьеве — покровительнице Парижа, чьё имя на протяжении 15 веков чтит французский народ. Николай Константинович любил Францию, неоднократно бывал там, и, конечно, он не мог не почувствовать той глубины сердечного почитания, которым окружён образ святой Женевьевы в этой стране. В её честь здесь сложено немало стихов и гимнов, её именем названы улицы, кварталы и предместья, о её жизни написаны книги и созданы картины. Пюви де Шаванн, которого Н.К. Рерих считал своим вторым — после А.И. Куинджи — учителем живописи, посвятил святой Женевьеве цикл монументальных панно2, украшающих ныне парижский Пантеон — храм в центре Парижа, выстроенный на месте церкви Святой Женевьевы.
Какой же была жизнь этой женщины и почему слава её растёт в веках?
Пьер Эбер. Св. Женевьева. Церковь Сент-Этьен-дю-Мон. XIX в.
Обратимся к истории. Галлия (теперь Франция), родина Женевьевы, в I веке до Рождества Христова была завоёвана римлянами и стала одной из провинций Римской империи. Слово об Учении Христа сюда принёс в конце I века н.э. ученик Апостола Павла — Дионисий Ареопагит. В те времена христиане повсюду подвергались жестоким гонениям. Не избежал этой участи и святой Дионисий. Обвинённый в выступлении против римских властей, он был заключён в темницу и казнён вместе с другими последователями Христа в предместье города Лютеции (современный Париж). Гонения на христиан продолжались более трёх столетий, но именно эти тяжкие годы дали миру многих подвижников и святых. Под напором несокрушимой веры первых христиан старый языческий мир стал рушиться. Римская империя постепенно утрачивала своё могущество.
Святая Женевьева, жившая в V веке, стала свидетельницей правления в Галлии последних римских императоров и прихода к власти франков. На её глазах происходил долгий и мучительный процесс перехода от античности к христианству, сопровождавшийся крушением старого уклада жизни. Самым значительным событием этой эпохи стало принятие христианства франкским королём Хлодвигом, что имело для Галлии такое же значение, как и крещение князя Владимира для Руси. В этом событии, открывшем на Западе новую эру, огромную роль сыграла cвятая Женевьева.
Она родилась в 422 году3 в небольшом городке Нантерра, неподалёку от Лютеции. Её родители были христиане; они владели небольшим земельным участком, на котором, по обычаям того времени, их дочь пасла овец. В Житии говорится, что Женевьева росла кротким и послушным ребёнком. Однажды их городок посетили почитаемые в Галлии христианские епископы Герман и Лупп. В толпе, встречавшей их на пристани, была и Женевьева с родителями. Среди множества людей, теснившихся вокруг, Герман обратил внимание на девочку, подозвал её, поцеловал в лоб и предсказал родителям славное будущее их дочери.
С этого момента Женевьева осознала своё предназначение — нести подвиг заботы и попечения о людях, среди которых она жила. Тогда же у неё открылась чудодейственная способность исцеления.
Яркими красками описано в Житии первое чудо, сотворённое ею. Мать Женевьевы, наказавшая дочь за частое посещение храма, внезапно ослепла и оставалась незрячей два года. Поняв наконец, что слепота её была следствием противодействия устремлениям дочери, она попросила Женевьеву простить её и принести воды. Набрав воды из колодца и роняя в неё горячие слёзы, девочка повторяла страстные слова молитвы, которая тут же и исполнилась: мать, промыв глаза принесённой водой, прозрела.
Григорий Круг. Святая Преподобная Геновефа Парижская. XX в.
Дальнейшая жизнь Женевьевы была осуществлением предсказанной ей святым Германом участи — долгим путём, полным пророчеств, знамений и чудес.
В 14 лет она была принята в число девушек, посвятивших себя служению Богу. Хотя в Галлии уже существовали женские монастыри, большинство послушниц оставались в миру, живя согласно христианским заветам.
Лишившись родителей во время эпидемии, Женевьева переезжает к своей крёстной матери в Лютецию. Неожиданно она была поражена тяжёлым недугом, причинившим ей большие страдания. Её уже считали умершей, но девушка пришла в себя и рассказала, что побывала в «местах блаженства праведных», куда её водил Ангел. С этого времени у Женевьевы открывается дар предвидения, так прославивший её впоследствии.
Праведная жизнь Женевьевы, молитвы и уединение вызывали у окружающих отнюдь не добрые чувства: её осуждали, называли лицемеркой. Приезд в Лютецию святого Германа, который вступился за свою духовную дочь и оказал ей необыкновенное почтение, положил конец наветам на Женевьеву. Вскоре она отказывается от уединённой жизни и начинает попечение о приютившем её городе. Одним из дел, совершённых ею для жителей Лютеции, было строительство базилики в честь апостола Галлии — святого Дионисия Ареопагита.
Женевьева глубоко чтила память святого Дионисия и часто совершала паломничества к месту его погребения, скорбя о том, что на месте упокоения святых мучеников стоит лишь убогая деревянная часовня. Несмотря на противодействие местного духовенства, Женевьева проявила настойчивость и, получив разрешение на постройку храма, приступила к сбору денег. Горожане горячо откликнулись на её призыв, и вскоре величественная базилика была воздвигнута4.
Римская империя, раздираемая внутренними противоречиями, больше не могла защищать свои владения, и весь V век для Галлии ознаменовался непрекращающимися нашествиями германских племён и гуннов, ещё в начале нашей эры вышедших из глубин Азии и хлынувших на Запад бурными потоками. В 451 году полчища гуннов под предводительством грозного Аттилы перешли Рейн и вторглись в Галлию.
Круша и сжигая города, войска гуннов двигались на Орлеан, путь их лежал через Париж. Охваченные ужасом горожане хотели бежать в безопасные места. Женевьева стала убеждать жителей не покидать город, предрекая, что Париж будет пощажён, а места, куда они собираются бежать, наоборот, будут уничтожены. Но опасность была так очевидна, а предсказание Женевьевы казалось таким несбыточным, что её уже намеревались предать казни за лживые пророчества. В этот момент в разъярённой толпе появился священник Седулиус. «Горожане! — воскликнул он, — не вздумайте умертвить ту, о которой святой Герман говорил, что она избрана Богом». Имя святого Германа утихомирило толпу, и по призыву Женевьевы во всех храмах города стали возноситься молитвы об избавлении от опасности. И Высшая помощь не замедлила. Гунны, подойдя уже совсем близко к городу, вдруг изменили направление и двинулись к Орлеану, далеко обойдя Париж. Так молитвами Женевьевы город был спасён.
Вся долгая жизнь подвижницы отмечена множеством чудесных событий, связанных с проявлением её любви и сострадания к людям. Рабы, пленники, несчастные и угнетённые находили в ней свою защитницу и заступницу. Даже на суровых язычников она имела такое влияние, что они не могли устоять перед её просьбами. «Нет слов, — рассказывает летописец, — чтобы описать, как почитал и был предан король франков Хильдерик св. Женевьеве».
Сохранилось предание о том, как однажды, войдя в Париж, король приказал запереть городские ворота, так как боялся, что святая Женевьева, как обычно, придёт к нему и будет просить его помиловать пленников, которых он собирался казнить. Узнав о том, что замыслил король, Женевьева поспешила в город. Едва она прикоснулась к запертым воротам, как они раскрылись перед ней. Святая Женевьева направилась во дворец, и Хильдерик вновь уступил её просьбам.
В Житии рассказывается, что Женевьева любила путешествовать и часто совершала паломничества к святым для неё местам. Эти путешествия сопровождались многочисленными чудесами помощи и исцелений, широко прославившими её имя. Но как бы далеко ни уходила Женевьева в своих странствиях, она всегда возвращалась в Париж — город, ставший ей родным.
Со временем народная молва нарекла её заступницей Парижа.
В 480-е годы на историческую арену выходит юный вождь франков Хлодвиг, сын короля Хильдерика. Храбрый воин и талантливый политик, Хлодвиг постепенно начал вытеснять из Галлии римлян и собиравшиеся занять их место варварские племена. Одним из этапов этой борьбы стала осада Парижа франкскими войсками в 486 – 487 годах. Для парижан наступило страшное время голода. Чтобы спасти жителей от голодной смерти, Женевьева снарядила караван из 12 судов и направилась за провиантом в город Арсис. Когда корабли были нагружены хлебом и отправились в обратный путь, сильный ветер вдруг погнал их на подводные камни. Суда уже стали наполняться водой и неизбежно должны были пойти ко дну. Видя беду, Женевьева призвала Спасителя. Её горячая молитва была услышана, и свершилось чудо — корабли остались целы и продолжили свой путь. Участники путешествия громко возблагодарили Силы Небесные.
Пьер Пюви де Шаванн. Святая Женевьева снабжает хлебом осаждённый Париж. Пантеон, Париж. XIX в.
Караван благополучно прибыл в Париж, и Женевьева вместе с девушками, бывшими под её духовным руководством, приступила к раздаче провианта. Она оделяла всех как могла, но более всего заботилась о бедных. Приходя рано утром в пекарню, девушки не раз недосчитывались хлебов, но, встречая на улице бедняков с ещё дымящимся хлебом в руках, благословляющих святую Женевьеву, понимали причину загадочных недостач.
Париж не выдержал осады и был взят Хлодвигом, который отныне становится властелином всей обширной Галлии. И хотя он был язычником, но щадил и уважал христианских пастырей, так как их влияние в занятой им стране было очень значительным.
К святой Женевьеве, слава которой была уже широко распространена, Хлодвиг отнёсся с ещё большим почтением, чем его отец. Уважение короля к подвижнице было так велико, что он ни в чём не мог отказать ей: осуждённые на смертную казнь в самый последний момент освобождались им по ходатайству святой покровительницы взятого им города, которому надлежало в скором времени стать столицей христианской Франции.
В 493 году Хлодвиг женился на дочери бургундского короля Клотильде, которая была пламенной христианкой. Молодая королева, окружённая при дворе Хлодвига язычниками, была, по словам летописца, «как овца среди волков», но она нашла поддержку, руководство и утешение в святой Женевьеве. Между ними возникла духовная дружба, которая не могла не сказаться на судьбе Франции. Влияние и духовный авторитет святой Женевьевы были настолько велики, что Хлодвиг разрешил Клотильде крестить своих сыновей, а его дочь и сестра по примеру Женевьевы и под её руководством дали обет быть посвящёнными Богу. Находясь в постоянном общении, святая Женевьева и королева Клотильда были советницами короля во многих делах устроения государства. Наконец в 498 году в Реймсском соборе над королём Хлодвигом и его верной дружиной было совершено таинство крещения, что положило начало принятию христианства всей страной. Это произошло, конечно, не без духовного влияния святой Женевьевы.
В Париже король закладывает храм в честь Апостолов Петра и Павла, ибо Женевьева хотела, чтобы столица страны всегда находилась под их защитой. После смерти Хлодвига в 511 году Клотильда продолжила и закончила эту величественную постройку. Святая Женевьева пережила короля всего на несколько недель5. Оба они были погребены в храме Святых Апостолов. Так рядом упокоились тот, кто создал христианскую Францию, и та, которая была её ангелом-хранителем. Постепенно народное почитание переименовало этот храм в базилику Святой Женевьевы; возвышенность, на которой она стояла, по сей день называется Горой Святой Женевьевы.
В течение своей долгой жизни святая Женевьева умиряла, просвещала и охраняла полуязыческую Галлию. Благодаря святой Женевьеве её родина стала первым на Западе христианским государством, что вывело страну на новый путь развития. Роль Женевьевы в деле становления Франкского государства по своему значению можно сравнить с миссией Преподобного Сергия на Руси — как и он, святая Женевьева была духовным советником власть имущих и воспитателем народа.
Святая Женевьева не оставила любимую страну и после своего ухода. День её смерти стал днём рождения другой истории — истории её посмертных чудес, многочисленных исцелений, случаев защиты и помощи. Имя святой одинаково прославлялось и западной, и восточной церковью6, и с годами народное почитание всё росло, выйдя далеко за пределы Франции.
В сегодняшнем Париже многое напоминает о святой покровительнице города. В её память воздвигнуты прекрасные храмы, созданы чудесные произведения искусства, донёсшие до наших дней её удивительную историю. Образ легендарной подвижницы продолжает вдохновлять художников, скульпторов и архитекторов на создание новых произведений искусства, прославляющих имя той, которая всю свою жизнь посвятила родному народу.
Святая Женевьева прожила долгую и наполненную событиями жизнь, совершив множество чудес, о которых повествуют Жития святой, составленные безвестными авторами. Её путь, начинавшийся как путь самоуглубления, поста и молитвы, постепенно изменился. Предназначением святой Женевьевы стали деятельная помощь и участие
в делах нуждавшихся в ней людей, и, вероятно, именно поэтому её образ так высоко чтится там, где она жила и трудилась.
В 1933 году Н.К. Рерих создаёт картину «Святая Женевьева»7.
Н.К. Рерих. СВЯТАЯ ЖЕНЕВЬЕВА. 1933
В синем полумраке древнего храма, освещённого заревом далёкого пожара, стоит женщина, держащая в руке крест. Она погружена в глубокую молитву. Изобразив Женевьеву лицом к лицу с бушующей стихией, художник как бы противопоставляет два мира, два состояния: ярость пожарища войны — и тишину и святость молитвы.
Мы не видим черт лица Подвижницы, но чувствуем мощное духовное излучение и несокрушимость веры, исходящие от её облика. И это не оставляет у нас никакого сомнения в том, что молитва Женевьевы привлечёт Небесное заступничество и город будет спасён.
Художник не только показывает конкретный эпизод из жизни святой Женевьевы, но и раскрывает её миссию — быть мудрым кормчим целой страны. Потому каждая деталь картины имеет значение. Единственное изображение, которое мы различаем на стенах храма, — это скульптурный образ Иоанна Крестителя со Святым Агнцем на руках, символизирующим Христа. Лик Иоанна Предтечи также обращён к городу.
Изображая святую Женевьеву в храме Иоанна Крестителя, художник в точности следует её жизнеописанию, повествующему о том, что она жила в домике, находившемся на окраине Парижа рядом с деревянным храмом-крещальней. Сюда же, по свидетельству агиографа, Женевьева собрала женщин Парижа, чтобы молиться о спасении города от нашествия завоевателей. Образ Иоанна Крестителя, крещальня, крест в руках святой, — так в картине трижды подчёркивается мысль о главной миссии Женевьевы, ставшей поистине Крёстной Матерью своей Родины.
1 Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 170.
2 Цикл панно под общим названием «Жизнь святой Женевьевы» был создан художником в 1874 – 1898 гг.
3 Другие источники называют ещё две даты: 419 и 423 годы.
4 Нужно отметить, что именно святой Дионисий положил начало Учению о Благодати, которое неотделимо от так называемого «внутреннего опыта», или опыта самосовершенствования, в противоположность схоластическому богословию, развившемуся впоследствии на Западе. Учение о Благодати, которое исповедовала и святая Женевьева, спустя века пришло в Россию и нашло особый отклик в русской святости, особенно в учении Преподобного Серафима Саровского о стяжании Духа Святого. В Учении Живой Этики понятие Благодати получило всестороннее раскрытие и научное обоснование в положениях о всеначальной психической энергии.
5 В некоторых источниках утверждается, что святая Женевьева умерла раньше Хлодвига, ок. 500 г.
6 В Русской православной церкви она почитается как святая Геновефа.
7 Картина находится в Мемориальном кабинете Н.К. Рериха в Музее искусств народов Востока (Москва).