Каждая мысль добра есть уже стрела Света. Мир Огненный, ч.2, 286 |
Имя и подвиг Святого Сергия озарили своим светом целую эпоху — эпоху начала духовного подъёма Руси и освобождения её от тяжкого иноплеменного ига. Имя Сергия неподвластно времени. Волны истории то выносят его на поверхность, являя миру широкие и благие следствия Сергиевых деяний, то скрывают в глубоких слоях океана жизни. Но и тогда Он незримо влияет на сложный процесс духовной эволюции. Он всегда на дозоре, и в разные века, в роковые моменты истории Руси Он вновь и вновь заслоняет её щитом своим от новых попыток поработить её. И тогда восходит заря Сергия, чтобы осветить Русь духовным Светом и пробудить сердце народа. «Вспоминая о Преподобном Сергии, мы обращаемся не только к прошлому. Такие, как Он, — вне времени. Они пребывают и в настоящем, и в будущем. Они всегда с нами, когда мы с Ними. Будучи с Ними, мы даём возможность помогать нам, открываем Им вход в нашу жизнь»1.
В наше время высоких технологий мы имеем возможность получить доступ к любой информации, анализировать, использовать её. Человечество поглощает огромные массивы информации. Высокоразвитый интеллект землян творит технократические «чудеса». Но разве люди становятся от этого лучше и пригоднее к эволюции? Без обретения Высших Знаний человек подобен белке в колесе. Лишь этот Источник даёт возможность пополнить запас нравственных сил, почерпнуть их Оттуда, чтобы вызвать к действию собственные силы и направить их на Общее Благо. Без этого Знания все цивилизационные достижения — не более чем тропинки лабиринта, ведущие в различные тупики. «Умалишённо люди снуют по планете, ибо отброшены основы Истинного Знания»2. Истинное Знание не приобретается лишь механическим поглощением информации интеллектом. Для того чтобы быть воспринятым, оно должно быть впитано духовной сущностью человека, чтобы затем, через выработанные качества духа, реализоваться в виде собственного света.
Нравственный запас народа — величина не постоянная. С одной стороны, его истощают беды и горе, тягости жизни, как было во время разорения Руси татаро-монголами, когда растерзанная страна два с половиной века пребывала в состоянии духовной и физической разрухи. С другой стороны, именно противостояние тем же трудностям может пробудить и возжечь огонь духа. Не в благополучные и спокойные времена появлялись на Руси Подвижники и Благие Помощники. Именно они помогали народу пополнять этот нравственный запас, с которым только и возможно возрождение и процветание страны.
Академик В.О. Ключевский писал: «Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас... обновляем его, пополняя произведённые в нём траты»3.
Как негасимый огонь, встаёт перед нами Облик Сергия — светоча духовной культуры. И если мы с Ним, то и Он — с нами.
Для того чтобы понять, как распространялось благое влияние личности Сергия на его современников и как затем передавалось из века в век, вспомним о том, что лежало в основе духовного водительства Преподобного и его отношения к тем, кто приходили к нему за «спасением души» и впоследствии становились его учениками.
Прежде чем первые ученики пришли в пустынь к Сергию, он творил свой молитвенный и трудовой подвиг один. Молодой подвижник стремился к иноческому «особножительству», молитвенному уединению, собеседованию с Высшим. В постоянных трудах и предстоянии он «стяжал в себе дух мирен», и огонь его духа начал притягивать к нему ищущих «спасения».
После того как Преподобный Сергий, претерпевая все тяготы пустынножительства, прожил в одиночестве на Маковецкой горе «или два лете, или боле, или меньши» (как пишет Епифаний Премудрый), молва о нём начала расходиться. «...Пришли к нему и желавшие подражать ему в подвиге жизни и просили принять их в число учеников его»4. Первым, кто пришёл и пожелал подвизаться с ним, был старец Василий по прозвищу Сухой. Он прибыл с верховьев Дубны. Вторым учеником стал Иаков Посольник. Вскоре из Ростова Великого пришли отец с сыном — Елисей-диакон и Онисим. Не замедлили и следующие: Сильвестр (Обнорский), Исаакий Молчальник, Макарий, Андроник, Феодор, Савва Сторожевский и другие. Мало-помалу набралось в монастыре 12 человек. «На первых порах пустынножители не руководствовались никакими правилами или уставами, но имели перед собою живой пример истинного подвижничества в лице своего основоположника»5. Трудно было тогда различить, кто из них старший, а кто младший в обители сей. Такое положение существовало, как считают исследователи, около двенадцати лет.
Пришёл к Преподобному Сергию и архимандрит Симон из Смоленска и остался в Маковецкой обители. Он говорил, «что полезнее быть послушником у Преподобного Сергия, нежели начальником в другом месте». Именно Симона привлёк Сергий в свидетели чуда явления множества райских птиц, когда воззвал к Преподобному глас с неба: «Смотри и виждь множество иноков, сошедшихся в паству, тобою направляемую. Так умножится стадо учеников твоих и по тебе не оскудеют, аще восхотят стопам твоим последовати».
К этому времени Сергий уже был полон стремления ввести в обители общинножительный устав. Благословение на общинножитие было ему дано Константинопольским Патриархом Филофеем после 1364 года.
Из Жития известно, что Преподобный Сергий вводил общежительные принципы не жёсткими мерами и не сразу, но постепенно и целенаправленно. Он создавал сплочённую духовную семью, взращивая и воспитывая братию собственным примером. Сергий, уже став игуменом, сумел привить монахам общежительный дух и понимание высоких целей иноческой жизни.
Со временем монастырская общинножительная реформа привела Сергиеву обитель к процветанию, что позволило ввести в ней странноприимство и построить странноприимный дом. Это было воплощением давней мечты Преподобного, завет которого «странноприимства не забывайте» стал для его учеников образцом отношения к миру. Монастыри, основанные учениками Сергия в XIV – XV вв., развивались далее в этом же направлении: они поддерживали крестьян в голодные годы, создавали школы и лечебницы. Именно служение людям было отличительной чертой учеников Сергия.
Так со времени великого Маковецкого пустынника изменяются форма и направление русской монастырской жизни и характер освоения территорий. Духовной основой монастырей становятся общинножительный устав и служение миру; иноки начинают осваивать ранее дикие места, и отныне, по словам Ключевского, монастыри возникают «вдали от городов, в лесной глухой пустыне, ждавшей топора и сохи», в то время как в домонгольский период монастыри, как цитадели веры, ставились преимущественно в городах.
Ещё одна черта характеризует подвижников Сергиева круга и их учеников: все они трудятся в поте лица, а не живут за счёт милостыни. Однако всегда напряжённый труд сочетается у них с глубокой, проникновенной молитвой.
Итогом жизни многих учеников Сергия, нёсших монашеский подвиг, стал переход от отшельничества и особножительства к общему житию, создание собственных обителей и монастырей, последующее старчество и служение людям.
Думал ли Преподобный Сергий, что посвящает себя не только делу восстановления былого величия русского монашества? Во многом именно благодаря Сергиевому примеру для его эпохи стали характерны обращённость подвижника, достигшего духовной высоты, к народу, служение родине.
Повсюду возникали обители, основанные Сергием и его учениками. «Преподобный, кроме своей первоначальной Обители на Маковце, сам построил и Обитель Киржачскую. Кроме того, по поручению великого князя Дмитрия Ивановича, основал два Дубенских монастыря, затем Московский Симонов монастырь и Голутвинский. Им же, по просьбе князя Владимира Андреевича Храброго, был заложен монастырь Высоцкий в Серпухове. Преподобный Сергий помогал и митрополиту Алексию в устройстве Московского Андроникова монастыря. Причём все места для Обителей Преподобный избирал сам лично, совершая все эти многовёрстные передвижения пешком. Ещё при жизни Преподобного ученики его были поставлены им игуменами в основанных им монастырях. Так, Блаженный Роман — первый игумен Киржачской Обители; Преподобный Андроник — настоятель Спасского монастыря на реке Яузе, из которого вышли знаменитые иконописцы Даниил Чёрный и Андрей Рублёв; Блаженный Сергий и Павел — основатели Борисоглебского монастыря; Святой Феодор, племянник Преподобного, — игумен Симоновского монастыря; Преподобный Мефодий Яхромский — основатель Свято-Никольского Пешношского монастыря; Преподобный Афанасий — первый игумен Серпуховского Высоцкого монастыря;
Преподобный Авраамий — устроитель Обители на Галицком озере, построивший потом ещё три монастыря в Чудской земле; Никон Радонежский, которого Сергий за полгода до своей кончины поставил своим преемником в Троицкой Обители»6.
Множество монастырей, основанных Сергием и его учениками в XIV–XV веках, представляли собой сеть взаимосвязанных между собой духовных центров, обширный собор единомышленников, прославляющих Бога и неустанно самосовершенствующихся во имя Общего Блага. От них исходил в мир духовный свет, они являли пример добродетели. Обители становились опорой государства в объединении страны и строительстве, средоточием духовной культуры и просвещения, прибежищем для простых людей с их нуждами.
Часть 2. «В похвалу Сергию»
Из всего множества «птенцов гнезда» Сергиева, приобщившихся к духовной традиции Преподобного ещё при его жизни, отметим троих: Епифания Премудрого — агиографа и летописца, Никона Радонежского — первого после Сергия игумена Троицкой обители, и Андрея Рублёва — изографа, монаха-иконописца. Каждый из них, с присущими ему талантами, озарённый светом великого сознания Сергия, продолжал Его дело духовного построения Руси. Все трое — представители одной эпохи, начавшие свою монашескую жизнь при великом Радонежском Игумене, проведшие разное время в Его обители. Все они внесли свой неоценимый вклад в сотворение «похвалы Сергию», то есть запечатление Его облика и духовных трудов для будущих веков.
В 1392 году, незадолго до своей кончины, Преподобный поставил игуменом Троицкого монастыря любимого и ближайшего ученика Никона, много лет разделявшего с Сергием одну келью. Проходит не более года, и Никон по своему горячему желанию удаляется в затвор, в особую келью, — безмолвствовать, а игуменство принимает другой ученик Преподобного — Савва Сторожевский. Через 6 лет Никону по мольбам братии пришлось вернуться, поскольку Савва по просьбе звенигородского князя Юрия Дмитриевича был призван основывать новый монастырь в Звенигороде.
Прошло около 10 лет мирной жизни в Троицком монастыре, и в 1408 году произошло трагическое событие, предсказанное Сергием, — разорение обители. Нашествие войск свирепого темника Золотой Орды Едигея на Московское княжество принесло горе многим русским городам, хотя сама Москва не была взята. Игумен троицкий Никон отчаянно молился и взывал к Сергию о помощи — о сохранении обители. И вот в сонном видении к нему явились святители Московские Пётр и Алексий вместе с Преподобным. «Так угодно судьбам Божиим, — изрёк Сергий, — чтобы нашествие иноплеменников коснулось сего места. Но ты, чадо, не скорби, не смущайся: искушение будет непродолжительно, и обитель не запустеет, а распространится ещё более». Вскоре сбылось предсказанное Им: вся обитель, в том числе и стоявшая над местом погребения Сергия деревянная церковь, была сожжена дотла ордынским войском. Но преподобный Никон с братией успел скрыться и сохранить некоторые святыни, иконы, деревянные сосуды, книги и келейные вещи. Когда опасность миновала, они возвратились на пепелище и на прежнем месте стали заново возводить обитель.
Тогда же у Никона зародился замысел прославления любимого им Великого старца в лике святых и возведения на месте сожжённого деревянного Троицкого храма — каменного. Однако получить согласие от только что прибывшего из Византии митрополита Фотия на прославление ещё неведомого ему русского монаха тогда не удалось. Не было и достаточных пожертвований от князей на каменную церковь: князья Московские вынуждены были возобновить уплату дани Орде. Через четыре года, в 1412 году, на месте погребения Сергия пришлось снова ставить деревянный Троицкий храм. Но это было только начало воссоздания обители и увековечения Имени её основателя.
Сподвижниками Никона в деле прославления имени Сергия стали книжник Епифаний Премудрый и иконописец Андрей Рублёв. Преподобного «можно также назвать и покровителем истинного искусства, ибо Андрей Рублёв был Его учеником и близким Его сотрудником»7. Без сомнения, необходимость запечатлеть навеки Подвиг Великого Маковецкого старца все трое ощущали как Веление, как Завет Высших сил.
После освящения нового деревянного храма Епифаний прочитал перед всеми, кто собрался на торжество, своё «Слово похвальное преподобному отцу нашему Сергию». Ряд исследователей считает, что и Андрей Рублёв именно в это время, для деревянного храма, написал свою знаменитую «Троицу», и лишь позже она была перенесена в каменный храм. Есть и другая точка зрения относительно этой иконы, написанной Рублёвым «в похвалу Сергию»: по мнению части исследователей, «Троица» была написана одновременно с иконостасом для нового каменного Троицкого собора в 1425 – 1427 годах.
Остальные деяния Никона по прославлению Сергия созревали и готовились ещё десяток лет. В эти годы Епифаний создаёт выдающееся произведение — «Житие Преподобного Сергия Радонежского», которое стало источником всех позднейших житийных писаний о Сергии. Сам же Сергиев ученик — Епифаний Премудрый — перешёл в иной мир в 1419 году.
В 1422 году началось задуманное Никоном строительство каменного Троицкого храма. В июле того же года были обретены нетленные мощи Сергия. Произошло это следующим образом. Преподобный явился во сне одному благочестивому человеку, жившему близ обители, и велел известить игумена Никона и братию: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землёй покроенного, в воде, стесняющей тело моё?» А когда рыли рвы для фундамента нового каменного собора, были обнаружены нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нём были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. В присутствии богомольцев и духовенства святые мощи достали из земли. Их временно сохраняли в деревянной Троицкой церкви. Позднее на месте обретения мощей построили церковь Сошествия Святого Духа.
В 1426 г. при освящении каменного Троицкого собора мощи Сергия Радонежского были перенесены в него. Храм был расписан артелью во главе с Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным.
Так были созданы и прошли сквозь века три драгоценных творения, созданные «в похвалу» и прославление подвига Сергия: словесное Епифаньево — Житие Святого, иконописное Рублёвское — «Троица» и архитектурное, воплощённое Никоном, — Троицкий белокаменный храм, хранящий мощи Великого Маковецкого Подвижника. И вот на протяжении шести веков словно бы сам дух Сергия, действующий через творения любимых учеников своих, помогает Руси после тяжких периодов разрух и смятения собирать себя воедино, восстанавливать свой нравственный запас, свои духовные силы.
«Сергий, несмотря на то, что Находился в уединении, вдалеке от городов, Вращал вокруг Себя сознание целого народа»8. И это незримое влияние Его не иссякает поныне.
Эпоха, в которой жили и творили Преподобный Сергий и его ученики, знаменовала собой возрождение национальной культуры. Это стало возможно благодаря пробудившемуся в сердцах людей стремлению к объединению всей Руси для свержения ненавистного ига. Преподобный был и остаётся духовным центром глубинных народных стремлений к улучшению жизни, укреплению самосознания и обретению подлинной независимости. Великий объединитель страны в прошлом, веками Он продолжает жить в духе народном, в деяниях его учеников и их последователей. Образ Святой Троицы, который внёс Сергий в сознание Руси, навсегда останется для нас великим символом объединения духовного опыта прошлого с непреложной, действенной верой в прекрасное будущее.
Литература
Знамя Преподобного Сергия Радонежского / Составитель Е.И. Рерих. Новосибирск, 2014.
Петрушко В.И. Курс лекций по истории Русской Церкви: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/kurs-lektsij-po-istorii-russkoj-tserkvi/
Шередега Н. Образ Святой Троицы Андрея Рублёва // Третьяковская галерея. 2013, № 3 (40): https://www.tg-m.ru/articles/3-2013-40/obraz-svyatoi-troitsy-andreya-rubleva
1 Спирина Н.Д. «Имя Святое — Сергий» // Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 202.
2 Грани Агни Йоги. 1965. 463 (Новосибирск, 2021).
3 Цит. по: Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 2014. С. 22.
4 Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. С. 38.
5 Там же. С. 38 – 39.
6 Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. С. 69.
7 Грани Агни Йоги. 1967. 203 (Новосибирск, 1995).
8 Грани Агни Йоги. 1967. 207.