Мысли на каждый день

Каждый человек есть микрокосм в полном смысле этого слова. …Каждый микрокосм индивидуален и неповторяем.

Надземное, 740

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Центральноазиатская экспедиция

Поиск по авторам
Автор (ы) (развернуть)
Авторы одной статьи (развернуть)
Все
 
авторы одной статьи  Бира Шагдарын, академик
Н.К.Рерих как великий монголист-мыслитель
Н.К.Рерих как великий монголист-мыслитель
В истории монголоведения немало прославленных учёных-монголистов, увековечивших свои имена прекрасными трудами и научными открытиями. Однако есть и такие учёные, которые по тем или иным причинам известны незаслуженно мало, а точнее, не поняты и не оценены по достоинству, в связи с нашими неверными представлениями и заблуждениями. Именно к такой категории исследователей можно отнести Н.К. Рериха
Приветствие Сибирского Рериховского Общества
Приветствие Сибирского Рериховского Общества
В коллекции Художественного музея Новосибирска есть два полотна мастера, одно из которых является символом Монголии, второе — России Азиатской. Это «Чингиз-Хан» — «великий воитель Азии», как называл его Николай Константинович, отмечая, что «душа монгольская всегда бережёт у сердца образ Чингиза». Второе полотно — «Настасья Микулична» — легендарная богатырша с азиатским ликом.
ВЕЛИКИЙ ВСАДНИК НАД МОНГОЛИЕЙ
ВЕЛИКИЙ ВСАДНИК НАД МОНГОЛИЕЙ
В конце октября в Сибирское Рериховское Общество пришло приглашение от академика Монголь­ской Академии наук Шагдарына Биры. Это имя рериховцам хорошо знакомо: ученик Ю.Н. Рериха, учёный с мировым именем — историк, культуролог, монголовед. Ш. Бира является президентом Монгольского Рериховского Общества и генеральным секретарём Международной ассоциации монголоведения. Уже будучи в Монголии, мы узнали, что в 2006 году он получил звание Героя Труда Монгольской Народной Республики, награждён орденом Сухэ-Батора...


ЮБИЛЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ НА АЛТАЕ. Август 2006 года
Сибирское Рериховское Общество в рамках культурной деятельности в этом регионе запланировало ряд мероприятий, связанных с юбилеями. И к тому времени, когда в СибРО пришло приглашение от главы администрации Верхне-Уймонского сельского поселения Марии Александровны Доготарь «посетить мероприятия, посвящённые празднованию 80-летия пребывания Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К.Рериха в с. Верх-Уймон», участие нашей организации в праздновании уже было намечено в следующем объёме: к 250-летию вхождения Алтая в состав России СибРО готовило две выставки репродукций картин алтайских художников — Г.И.Чорос-Гуркина и М.П.Чевалкова. В подарок селу, отмечавшему своё 220-летие, СибРО обязалось отремонтировать зрительный зал сельского клуба. К этому же сроку был приурочен выпуск книги «Рерих и Алтай», издавались календари и буклеты. Кроме того, мы запланировали принять участие в ярмарке прикладного искусства, проводимой (согласно программе) в дни празднования: поставить из Новосибирска изделия мастеров народных промыслов, а также организовать выставку-продажу предметов, изготовленных школьниками Верхнего Уймона на уроках труда под руководством сотрудника СибРО.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СЕРДЦЕ АЗИИ
Николай Константинович Рерих (1874 – 1947) — известный во всём мире великий художник, учёный, путешественник, культурный и общественный деятель, философ-гуманист. «Сделанное им не укладывается в обычные представления о человече­ских возможностях», — сказал сибир­ский учёный, академик А.П.Окладников. Организованная Рерихом Центрально-Азиатская экспедиция, ставшая крупнейшим до­стижением в области географических исследований планеты, явилась настоящим научным и человеческим подвигом.
Исполняется 80 лет со времени пребывания Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха в Сибири и на Алтае
Летом этого года исполняется 80 лет со времени пребывания Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха в Сибири и на Алтае. «Огромное значение имеют такие посещения. Они оставляют след неизгладимый, и время не властно его стереть. Благословенны такие следы, как посевы светоносные, дающие всходы в неведомые нам сроки».
В СЕРДЦЕ РОССАЗИИ
Прошли годы, и время не развеяло память о великих людях. В Уймонской долине, в доме В.С.Атаманова, где останавливались участники экспедиции, появился Музей Н.К.Рериха, созданный силой народного энтузиазма. Этот Музей — не просто дань памяти и любви к членам великой семьи, беззаветно служившей человечеству, но ещё и свидетельство того, что живо сердце народа и устремляется оно к новым знаниям и свершениям во имя Добра. Не мала летопись этой народной стройки, начатой более десяти лет назад сотрудниками Сибирского Рериховского Общества, вдохновлёнными своим высоким руководителем Наталией Дмитриевной Спириной.
«НАШ ПУТЬ – БУДЬ!»*
Семья Рерихов провела нас через весь ХХ век, который войдёт в историю развития человечества как самый тёмный из всех веков, какие знала история, накануне наступления эпохи Света.
Мы являемся свидетелями того, как вопреки всем противодействиям неудержимо множится число людей, строящих своё мировоззрение на основе Учения Живой Этики; в самых отдалённых от крупных центров городах и посёлках возникают Рериховские общества и группы; уже появляются исследования о Рериховском движении в России. И перед всеми, кто изучает Живую Этику, встают очень серьёзные вопросы, решать которые людям, не имеющим духовного руководства, непросто. Рано или поздно, но неизбежно наступает момент, когда требуется определить те ориентиры, по которым можно сверить своё понимание прочитанного, и найти приложение своим силам и знаниям в труде на Общее Благо.
Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха на Алтае. V. История создания Мемориального музея Н.К.Рериха в селе Верхний Уймон (Республика Алтай)
...Все эти годы подлинный дом Атаманова продолжал разрушаться. Он по-прежнему был памятником местного (муниципального) значения, но ни районное, ни республиканское руководство не предпринимали никаких действий для его восстановления. Намерение Комиссии по созданию Дома-музея Н.К.Рериха провести реставрационные работы вторым этапом — растянулось на десятилетия.
В 1995 году Сибирское Рериховское Общество (СибРО) активно включилось в решение этой проблемы. Ходатайство Сибирского Рериховского Общества было поддержано Государственным Собранием Эл Курултай республики Алтай, которое вынесло 20 июня 1996 года Постановление о включении «усадьбы Атамановых в селе Верхний Уймон Усть-Коксинского района, в которой в 1926 году останавливался Н.К.Рерих», в Список особо ценных памятников истории и культуры Республики Алтай. В 1995 году СибРО заключило договор с алтайским филиалом Сибирского института «Сибспецпроектреставрация» на разработку научно-проектной документации.
БЛАГОСЛОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ УЙМОНА
Погружаясь в атмосферу Музея, хорошо представляешь сцены из жизни Рерихов. Вот по этой лестнице поднималась Елена Ивановна, у этого раскрытого окна она сидела, писала книгу «Община»; глядела в окно, на горы, волновалась за сына Святослава, от которого давно не было писем. За этим столом разбирались собранные за день минералы, камни, травы; всё это сортировалось, подписывалось и укладывалось в коллекции для дальнейших исследований. Вхожу в следующую комнату, где жил Юрий. Он смотрит на меня с фотографии: молодой, озорной, рядом с ним — белая собака с умными глазами. Подхожу к окну, смотрю на виднеющиеся совсем рядом горы, на фоне которых сделан этот снимок.
Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха на Алтае. IV. Алтайский цикл картин Николая Рериха (2-я часть)
«В далёких странах, за великими озёрами, за горами высокими, там находится священное место, где процветает справедливость. Там живёт высшее знание и высшая мудрость на спасение всего будущего человечества. Зовётся это место Беловодье», — записал Н.К.Рерих в своём путевом дневнике. Такие легенды о Беловодье послужили сюжетом для нескольких его картин Алтайского цикла.
На поиски этой Страны Счастья алтайские староверы шли целыми семьями. «...В самом конце прошлого (XIX) столетия в Беловодье была отправлена экспедиция из уральских казаков-староверов, но они пошли неправильным путём и не нашли Беловодского Царства». Существовали «специальные путеводители, так называемые "путники", где на крестьянском наречии искажёнными географическими названиями указывалось направление» в эту заповедную Страну.
Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха на Алтае. IV. Алтайский цикл картин Николая Рериха

Картины, написанные Николаем Константиновичем Рерихом во время пребывания на Алтае или впоследствии, но тоже посвящённые Алтаю, можно объединить в «Алтайский цикл». Таких работ насчитывается около двадцати.Учитывая общее огромное количество художественных произведений, созданных Рерихом, трудно выделить из них те, которые посвящены Алтаю, тем более что подавляющее большинство таких картин было создано после посещения Николаем Константиновичем этого заповедного края. Только пояснения самого художника в его дневниках и статьях дают возможность причислить ту или иную работу к указанной теме, например: описание Рерихом своих работ; описание мест, которые запечатлены на полотнах; записи обычаев, обрядов, притч, легенд и сказаний, послуживших сюжетами картин.


Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха на Алтае. III. Алтайские встречи
В путевом дневнике «Алтай — Гималаи» Николай Константинович Рерих пишет о множестве старообрядческих толков, существующих в Сибири: «Поповцы, беспоповцы, стригуны, прыгуны, поморцы, нетовцы (ничего не признающие, но считающие себя «по старой вере») доставляют столько непонятных споров. А к Забайкалью среди семейских, то есть староверов, ссылавшихся в Сибирь целыми семьями, ещё причисляются и темноверцы и калашники. Темноверцы — каждый имеет свою закрытую створками икону и молится ей один. Если бы кто-то помолился на ту же икону, то она считается негодной. Ещё страннее — калашники. Они молятся на икону через круглое отверстие в калаче. Много чего слыхали, но такого темноверия не приходилось не видать, не читать. И это в лето 1926 года! Тут же живут и хлысты, и пашковцы, и штундисты, и молокане».
Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха на Алтае. II. Алтай: Барнаул — Бийск — село Верхний Уймон
26 июля 1926 года члены экспедиции Рериха прибыли в Новониколаевск (ныне Новосибирск). На обратном пути они задержатся здесь на восемь дней, но в этот раз они на следующий же день погрузились на пароход и направились в столицу Алтайского края — Барнаул. Зинаида Григорьевна Фосдик пишет об этой поездке в дневнике: «...Мы плыли по реке Обь, прекрасные места, вели такие беседы, так много было нам дано... Незабываемые дни. (...) Огромная река Обь и такая широкая!» «Кругом леса, чудесный, благоухающий ароматом сосен воздух».
Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха на Алтае. I. Состав экспедиции и её цели
Экспедиция академика Н.К.Рериха в Центральную Азию была организована Музеем Рериха в Нью-Йорке и Международным центром искусств «Corona Mundi» («Венец Мира»). Она, по свидетельству Ю.Н.Рериха, «дважды обошла вокруг земель, составляющих сердце Азии».
В состав алтайской части экспедиции входило семь человек: Николай Константинович Рерих, его жена Елена Ивановна, сын Юрий Николаевич, сотрудники Нью-Йоркского Музея Рериха — Морис Михайлович Лихтман и Зинаида Григорьевна Лихтман (позднее Фосдик), тибетский лама Церинг и ладакец Рамзана.
К 75-ЛЕТИЮ ПРЕБЫВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ Н.К.РЕРИХА НА АЛТАЕ
Прошло уже три четверти века с той поры, как по земле Алтая прошла одна из самых необычных и загадочных экспедиций. Однако чем дальше, тем больше она волнует умы исследователей и всех, кому дорога судьба этого сибирского горного края. Неординарность экспедиции определялась прежде всего тем, что её руководителем был Николай Константинович Рерих — выдающийся художник, учёный, писатель, мыслитель, общественный деятель.

Статьи 21 - 36 из 36
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец