Знание, знание, знание! Если бы люди больше задумывались над тем, что знание есть спасение, то не было бы и доли того страдания. Беспредельность, 828 |
Заложенные светоносные магниты продолжают действовать.
Грани Агни Йоги. X. 318
Изучая Рериховское наследие, мы всё глубже понимаем тяжелейшую миссию Великой Семьи — дать сдвиг сознанию человечества. Их пути пролегали именно там, где скрытые до срока духовные силы народов нуждались в пробуждении. И от результатов Центрально-Азиатской экспедиции, которой была отведена исключительная роль в деятельности Рерихов, напрямую зависел План дальнейшей эволюции планеты.
Известный сибирский археолог академик А.П. Окладников назвал Центрально-Азиатскую экспедицию Рериха «настоящим научным и человеческим подвигом, триумфом русских исследователей в Центральной Азии».
Учёный-генетик академик В.К. Шумный отмечал, что, помимо собранного в экспедиции научного багажа, Рерих утвердил «понимание роли Сибири как того рубежа, где произошёл синтез культур Востока и Запада».
Сам Николай Константинович, давая общую характеристику задач экспедиции, говорил: «Целью поездки было проникнуть в таинственные области Азии, в тайны философии и культуры безмерного материка».
И если научные задачи экспедиции рассматриваются и активно изучаются и современные учёные ждут возможности ознакомиться с богатейшим материалом, законсервированным в институте «Урусвати», то сокровенную цель экспедиции мы только начинаем постигать. Но понять эту цель можно лишь с позиций мировоззрения, на котором основывались Рерихи, — Учения Живой Этики, явленного человечеству как синтез научной мысли Запада и великой мудрости Востока.
Клод Брэгдон, исследователь творчества художника, утверждал: «...Имеется вполне обоснованная точка зрения, с которой Рерих может рассматриваться как посланник тех сил, которые руководят человечеством... он совершает путешествия в необитаемые и запретные земли для выполнения миссии, цель которой будет проявляться всё больше и больше»1.
Немногие ближайшие знали, что Рерихи имели самое непосредственное отношение к священным понятиям Востока, о которых упоминают легенды всего мира — о таинственном камне благоденствия, о заповедной стране, где живут великие мудрецы, хранящие сокровенные знания. В Азии они нашли многие свидетельства подлинности сказанного в легендах.
Сокровенная тропа экспедиции Рерихов пролегла по одному из древнейших путей эволюции человечества. Тысячелетия назад по нему прошёл Будда. Поход Рерихов в Азию в сокровенном смысле можно рассматривать как обхождение земель, суждённых будущей эволюции, с целью пробуждения их духовных сил.
22 июля 1926 года, после сорокадневного пребывания в Москве, Рерихи направились в Горный Алтай, который, по словам Николая Константиновича, «является жемчужиной не только Сибири, но и всей Азии». Почему же экспедиция совершает значительное отклонение от маршрута Москва — Урга?
По словам археолога академика В.И. Молодина, «отношение Рериха к Сибири было особенно трепетным». Великий горный мир Алтая, мало изменённый цивилизацией, был своеобразным музеем под открытым небом. Алтай интересовал Рериха-учёного как узел переселения народов, один из центров великих миграций прошлого.
Путешественники держали путь в Уймонскую долину, где находилось старинное поселение русских старообрядцев — Верхний Уймон. Прибыв в село 7 августа 1926 года, Рерихи расположились в известном на всю округу доме Варфоломея Семёновича Атаманова. Почти две недели в Верхнем Уймоне продолжалась напряжённая работа членов экспедиции. Они исследовали старинные погребения, собирали образцы горных пород, изучали местные обычаи и наречия, записывали легенды.
О природных богатствах Алтая Николай Константинович говорил: «Здешняя местность как вчера родилась. Золотые здешние места». Пристальное внимание Рерих уделял археологическим памятникам Алтая. Он упоминает в своём дневнике о каменных изваяниях,загадочных плитах, покрытых древними петроглифами. Рерих как бы заново «открывает» Алтай для всего мира и предсказывает ему значительное будущее.
Закончив изыскания, 19 августа 1926 года экспедиция Рериха выехала из Верхнего Уймона, держа путь в Монголию, где Рерихи провели более 7 месяцев.
Н.К. Рерих и М.М. Лихтман возле штаб-квартиры экспедиции в Монголии. 1926-1927
Монголия привлекала Рериха не менее, чем Алтай. В его экспедиционном дневнике читаем: «Если важно было ознакомиться с ойротами и староверами, то ещё значительнее было увидеть монголов, на которых сейчас справедливо обращён глаз мира»2. Он утверждает, что духовная мощь монгольского народа далеко не исчерпана: «Монголия... занявшись в ''дали далёкой'', ещё не использовала своё внутреннее сокровище. Не использовать — значит не истратить»3.
Рерих воспринимал Монголию как страну, идущую во главе всех преобразовательных процессов в Азии, ибо «Учитель Рерихов указывает, что монголы... сохранили самое важное — чистоту духа, чего больше не могут обнаружить другие этносы Центральной Азии»4.
C древнейших времён Монголия и Алтай являются звеньями одной цепи. Расположенные по соседству, они соединены общностью духовных и исторических корней.
Более 80 лет прошло с тех пор. Много событий произошло за это время. В мире сформировалось уникальное общественное течение — Рериховское движение, которое сейчас имеет грандиозный размах. Философия и идеи Рерихов становятся всё более известными. Эволюционное значение деятельности их семьи всё больше осознаётся и признаётся людьми планеты.
Обратимся к тем событиям, которые явились следствием Центрально-Азиатской экспедиции в Сибири и участниками которых стали многие люди, по зову сердца объединившиеся для совместного труда во имя Культуры и Общего Блага.
Знаменательно, что именно в России Азиатской начали воплощаться идеи Рерихов о грядущем синтезе науки и духовной культуры.
В Новосибирске, впервые в России, с 1976 года стали проходить международные научно-общественные конференции «Рериховские Чтения», объединившие учёных, искусствоведов и исследователей творчества семьи Рерихов.
Эти конференции стали традиционными — проведено уже семь форумов. Организаторы — Сибирское отделение Российской Академии наук и Сибирское Рериховское Общество.
На Пятых Рериховских Чтениях академик В.К. Шумный сказал: «Наследие Рерихов — это воистину общенациональное достояние. Чем быстрее и глубже мы поймём философско-этические проблемы, которыми занималась семья Рерихов, тем быстрее обретём те параметры, по которым нужно строить стратегию нашего бытия».
Учение Живой Этики, которое принесла в мир семья Рерихов, академик А.Л. Яншин назвал «мировой этической системой, к которой должно стремиться всё человечество».
В 1960 году в Новосибирск прибыли картины Николая Рериха — дар Сибири, переданный сыном художника Юрием.
Святослав Рерих также подарил Новосибирску пять своих картин — как вклад в культурную жизнь Сибири, — передав «горячий привет и глубокую веру в будущее этой сказочной и великой земли».
В 1975 году Святослав Николаевич, откликаясь на просьбу сибирских учёных, подарил им картину Н.К. Рериха «Победа».
В 1979 году сибирякам было передано от Кэтрин Кэмпбелл, сотрудницы Рерихов в Америке, Знамя Мира — одно из первых полотен, выполненных в Нью-Йорке по эскизу Н.К. Рериха.
В 1981 году З.Г. Фосдик, вице-президент Музея Рериха в Нью-Йорке, передала в дар Сибирскому отделению Российской Академии наук древнюю статуэтку Будды Майтрейи из горного хрусталя, привезённую из Центрально-Азиатской экспедиции.
Сейчас и Знамя Мира, и статуэтка находятся в Музее Рериха в Новосибирске.
Замечательным явлением нашего времени стало возникновение музеев в местах, связанных с пребыванием семьи Рерихов. Важнейшей задачей Рериховского движения во всём мире мы считаем охранение таких мест. Они возникают как очаги культуры и напоминают о цепи магнитов, заложенных в определённых точках планеты. «Как же работает магнит? — говорится в книге ''Озарение''. — Он претворяет идеи пространства в действие» (3–II–7).
Места остановок экспедиции Рериха
Возникающая на наших глазах сеть музеев Рериха в местах остановок экспедиции — поразительное свидетельство того, что посеянные зёрна света взрастают и дают свои всходы.
Скажем о таких местах в Сибири.
Самыми крупными центрами в России Азиатской, посвящёнными сохранению, изучению и распространению наследия Рерихов, являются два музея Рериха — в Новосибирске и на Алтае, в селе Верхний Уймон. Они возведены Сибирским Рериховским Обществом при поддержке множества людей из разных стран.
Вдохновитель создания обоих музеев — Наталия Дмитриевна Спирина, основатель и руководитель Сибирского Рериховского Общества, приехавшая в 1959 году из Китая в Россию по прямому указанию Рерихов.
Призыв, раздавшийся из Сибирского Рериховского Общества, был не просто услышан — в строительстве музеев Рериха приняли участие жители разных стран, 300 городов и посёлков планеты, представители 69 рериховских обществ и около тысячи различных организаций.
Две стройки — в Новосибирске и на Алтае — шли практически одновременно. Их начало совпало с периодом тяжёлого экономического кризиса в России. Прилагались неимоверные усилия, чтобы музеи были построены.
Своим огненным призывом Наталия Дмитриевна пробудила в сердцах тысяч людей небывалый энтузиазм и создала мощный поток возможностей, который дал свои следствия — в настоящее время оба музея Н.К. Рериха в Сибири построены и работают, принимая многочисленных посетителей.
По окончании экспедиции семья Рерихов мечтала вернуться на Родину и жить именно в Горном Алтае. Юрий Николаевич утверждал: «Город будущего и Музей надо строить на чистой земле — на Алтае. Там будущий Центр. Надо смотреть на Восток, а не на Запад»5.
О создании Алтайского центра думал и младший сын Рерихов — Святослав Николаевич. Он даже составил подробный план, согласно которому в Сибири должен быть создан «большой перспективный культурно-просветительский центр для работы широкого масштаба... в удобном месте, доступном для посещений, с хорошими транспортными связями...
В местах остановок Николая Константиновича могут существовать музеи-мемориалы... которые структурно вольются в центр как филиалы»6.
Таким музеем-мемориалом и является дом Варфоломея Семёновича Атаманова в Верхнем Уймоне, где останавливались участники Центрально-Азиатской экспедиции. Именно это важное историческое событие сделало его памятником истории и мировой культуры, и отныне он навсегда связан с именем Рериха — великого художника и мыслителя XX века.
Мощный импульс, данный Рерихами в 1926 году, стал истоком многих начинаний, и теперь Дом Рерихов не только принимает растущий с каждым годом поток посетителей, но и становится культурным очагом в Верхнем Уймоне.
Выставка изделий мастерской резьбы по дереву
Помня идею Рериха об объединении разных видов искусств и художественных ремёсел, СибРО начинает разворачивать работу культурного центра для детей и молодёжи «Город мастеров». Уже сейчас действует мастерская по обучению местных школьников и молодёжи резьбе и росписи по дереву.
Развивается сотрудничество СибРО с Музеем истории и культуры Уймонской долины, с сельским клубом.
Н.К. Рерих подчёркивал: «При каждом нашем Обществе может быть если не целая просветительная школа, то хотя бы действенная помощь уже какой-либо школе существующей»7.
Следуя этому, Музей Н.К. Рериха разрабатывает специальные программы для внеклассной работы, которые успешно применяются в Верх-Уймонской школе уже несколько лет. Целыми классами дети приходят в музей для бесед о Красоте, Культуре, о героях и подвижниках.
Сотрудники СибРО регулярно выезжают в школы близлежащих и отдалённых сёл Горного Алтая с культурными программами, включающими в себя выставки репродукций, беседы, фильмы.
Важным этапом развития Рериховского движения на Алтае является установление культурных связей между пунктами остановок экспедиции Рерихов по алтайскому пути. Энтузиасты из этих мест обращаются в СибРО за помощью в организации там музеев, залов, экспозиций, посвящённых Рерихам. Они приезжают в наши музеи перенимать опыт работы.
Село Алтайское. В этом селе Рерихи ночевали по пути в Верхний Уймон. Сохранился дом, но в настоящее время в нём живут люди. Поэтому в местном краеведческом музее в 2005 году на добровольные пожертвования жителей специально достроили помещение для зала Рериха. СибРО помогает сельскому музею, предоставляя ему передвижные выставки репродукций.
Краеведческий музей села Алтайское курирует работу ещё в четырёх сёлах, через которые лежал маршрут Рерихов, где центрами культурной деятельности стали школы.
Село Ая. В 2006 году школьники села полностью прошли алтайский маршрут Рериха. По инициативе директора сельской школы и при поддержке СибРО здесь создаётся школьный музей Рериха. Школьники и педагоги из Аи посетили наш музей в Новосибирске в октябре этого года.
Село Тоурак. Впервые в 2005 году в школе прошла выставка репродукций картин Рериха. Директор школы очень заинтересована в продолжении исследовательской работы по алтайскому периоду экспедиции Рериха. Она — родственница жителя села, который в 1926 году встречался с Рерихами.
Село Солоновка. Это село Рерих проезжал, возвращаясь из Верхнего Уймона. Скоро здесь появится музей Н.К. Рериха. Учителя и школьники уже приезжали к нам за помощью в его организации.
На очереди маленькое село Куяча. Пока здесь проводится культурно-просветительная работа в школе.
с. Усть-Кокса
Село Усть-Кокса. На доме, где в 1926 году располагалась контора Госторга (ныне жилой дом) и где был организован ночлег членов экспедиции, летом 2007 года была установлена табличка с памятной надписью.
г. Барнаул
Город Барнаул. Приехав сюда, Рерихи остановились в гостинице «Империал». К сожалению, здание не сохранилось, оно было утрачено в результате пожара.
Осенью 2006 года в Барнауле была открыта мемориальная доска, посвящённая пребыванию Рериха на Алтае. Она установлена на здании Музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, где есть большая экспозиция, посвящённая семье Рерихов.
г. Бийск
Город Бийск. Летом 2002 года на здании гостиницы, где останавливались Рерихи, установлена мемориальная доска.
г. Омск
Город Омск. Осенью 1999 года в память о пребывании здесь экспедиции в центре города была торжественно открыта аллея Рериха. На здании городского Художественного музея им. М.И. Врубеля, где находится несколько картин Рериха, установлена мемориальная доска.
В Новосибирске Рерихи были дважды: 2 дня по пути на Алтай и 7 дней на обратном пути, останавливались в гостинице «Метрополитен».
В 2007 году в Новосибирске состоялось официальное открытие общественного Музея Н.К. Рериха.
Н.К. Рерих говорил: «Переполнилась мера разделений; просторы сибирские напоминают о непочатости труда»8.
Мы знаем, что есть Русский Алтай и есть Монгольский Алтай. Горные массивы Алтая, уходящего в Центральную Гоби, часто именуют Гобийским Алтаем. Помимо географического разделения существуют и политические границы, которые, к сожалению, в настоящее время ещё много значат. Но Рерихи были великими объединителями. Они говорили об объединении человечества вне границ, на самом прочном основании — Культуре. «Культура пробьётся неожиданными и невидимыми проводами. (...) Культура неразрывна с эволюцией. Остановите Культуру, и вы прекращаете эволюцию и, следовательно, ввергнетесь в разрушение»9, — утверждал Николай Константинович.
Все музеи, которые начали появляться в местах стоянок экспедиции Рериха, — это музеи-побратимы. Какие большие перспективы открывает их сотрудничество! Со временем можно будет организовать по пути Рерихов маршрут из музея в музей. Деятельность таких центров культуры будет способствовать сближению народов — сделать это в наших силах. Это будет общим вкладом рериховцев в реализацию Великого Плана наших Учителей.
Мы, сотрудники Сибирского Рериховского Общества, готовы сотрудничать с Монгольским Рериховским Обществом в создании будущего Дома-музея Рерихов в Улан-Баторе и с радостью внесём свою лепту в эту инициативу.
Наше сообщение хотим закончить словами нашего учителя Наталии Дмитриевны Спириной, посвящёнными Николаю Константиновичу Рериху:
«Гиганты духа и мысли будут всегда впереди своего времени. Они как бы приходят из будущего в настоящее, чтобы приблизить нас к этому будущему. (...) Их идеи и замыслы нам новы и непривычны; направление мысли их неожиданно. Но время идёт, люди возрастают в разуме и постепенно начинают втягиваться в орбиту прогрессивного движения, проложенного вождём возрождения. Его начинают воспринимать и следовать за ним передовые люди своего времени; за ними, с их помощью, подтягиваются и все те, которые в состоянии что-то понимать. И, под конец, наступает та эпоха, создать которую и было этому творцу будущего предназначено. Сейчас наступает эпоха Рериха. Эпоха, неразрывно связанная с возникающей культурой духа»10.
1 Цит. по: Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. Рига: Виеда, 1992. С. 5 – 6.
2 Рерих Н.К. Сердце Азии. Новосибирск: РОССАЗИЯ, 2008. С. 50.
3 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М.: МЦР, 1995. С. 226 – 227.
4 Шустова А. Монголия сокровенная. Дельфис. 2003. № 1.
5 Цит. по: Рерих и Алтай. Новосибирск: РОССАЗИЯ, 2006. С. 89 – 90.
6 Там же. С. 90.
7 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. С. 365.
8 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991. С. 229.
9 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. М.: МЦР, 1996. С. 52.
10 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск: РОССАЗИЯ, 2008. С. 66.