Знак красоты откроет все «священные врата». Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся. Рерих Н.К. «Врата в будущее» |
После завершения Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи планировали вернуться на Алтай и поселиться в Верхнем Уймоне. Они мечтали о строительстве в этих местах города, который бы стал центром Знания и Культуры. «Буквально в каждой встрече, в каждой беседе Юрий Николаевич касался Алтая, — вспоминала барнаульская художница И.Р.Рудзите. — Семья Рерихов после возвращения на Родину хотела поселиться именно в Горном Алтае. В одной из первых бесед Юрий Николаевич говорил: "В России много происходит по Плану. Сбываются предсказания, хотя и не совсем так, как предусматривалось. Сейчас много говорят об Алтае, Сибири. Новые люди на новом месте. Будущий центр на Алтае. (...) Про Алтай — это Решено". В другой раз учёный сказал: "Город будущего и Музей надо строить на чистой земле — на Алтае. Там будущий Центр. Надо смотреть на Восток, а не на Запад"»1.
О создании Алтайского центра говорил в своё время и Святослав Николаевич Рерих. Он даже составил подробный план, согласно которого должен быть создан «большой перспективный культурно-просветительский центр для работы широкого масштаба... в удобном месте, доступном для посещений, с хорошими транспортными связями... В местах остановок Н.К.[Рериха] могут существовать музеи-мемориалы, которые структурно вольются в центр как филиалы»2.
Таким Музеем-мемориалом и является дом Вахрамея Семёновича Атаманова после остановки в нём участников Центрально-Азиатской экспедиции. Именно это важное историческое событие позволило ему стать памятником истории и мировой культуры, и отныне он навсегда связан с именем Николая Константиновича Рериха — великого художника и мыслителя XX века.
Усадьба В.С.Атаманова при его жизни.
Дата возведения дома В.С.Атаманова точно не определена, ориентировочно это конец XIX – начало XX века. Распространённой постройкой жилого дома в Верхнем Уймоне была изба «со связью». Ещё в XI – XII веках сложился подобный тип восточно-славянского трёхчленного жилья, состоящего из тёплой избы, холодной клети и связывающих их сеней, которые так и назывались — «связь». Со временем в холодную клеть стали ставить печи, и она тоже превратилась в тёплую избу, но название «дом-связь» так и осталось.
У Атамановых был двухэтажный дом-связь. Вахрамей Семёнович создал уникальный по тем временам в Горном Алтае хозяйственно-бытовой комплекс. Огромная усадьба была обнесена изгородью, или, как говорили в старину, пряслами. Кроме двухэтажного деревянного дома, стояла избушка, где готовили лекарства из трав, и изба-флигель, в которой была русская печь, запечек, глубокое подполье. На территории были размещены: пасека, кузница, колодец-журавль; два амбара, где хранили зерно, муку и другие продукты; клетки с кроликами; сарай-гараж, где хранили сельскохозяйственные машины, а на его крыше, покрытой тёсом, летом сушили промытое зерно для помола муки. На усадьбе также располагалась баня «по-чёрному», крыша которой была засыпана землёй и глиной; на бане и вокруг неё всегда росли растения. Был овин для сушки зерновых перед молотьбой, навесы, где молотили снопы зерновых и веяли зерно. Отдельно стоял огороженный хоздвор, на котором располагался коровник, хлева для телят, ягнят и домашних птиц; навесы для сена; пригон для овец и лошадей. Летом овцы, нерабочие лошади и молодняк рабочего скота паслись на пастбищах, в это время часть пригона отгораживалась, там делались грядки для огурцов, арбузов и дынь. С юга усадьба была ограничена проезжей дорогой (ныне улица Набережная), с востока и запада — переулками, с севера — протокой реки Катунь.
Реконструкция дома.
В 1929 году В.С.Атаманова «раскулачили» и сослали в Нарым с внуками, дочерьми и снохами. Его сыновья убежали в горы и воевали против красных. Усадьба перешла в собственность сельской администрации. Многочисленные ремонты и перестройки постепенно меняли облик дома. Первая его реконструкция произошла в 1932 году, и там был размещён детский сад-ясли. В дальнейшем дом сдавался под жильё для семей совхозных рабочих, использовался как контора и общежитие.
Со временем дом обветшал настолько, что по первому этажу ходил скот, нижние венцы его подгнили. В 1951 году второй этаж дома был снят и установлен на землю в семи метрах от его первоначального места расположения, а первый этаж был разобран и вывезен из деревни.
Позже, во время реставрации сохранившейся части здания, «после вскрытия штукатурки и драни стало ясно, что первоначально дом не штукатурился, а покрывался масляной краской. Краска наносилась на неподготовленную олифой поверхность брёвен, поэтому она, в основном, осыпалась, не оставив следов бывшей росписи стен в виде растительных орнаментов, цветов и вазонов, также и росписи красной чаши, которую в своё время видел Н.К.Рерих... Чистые потолки с росписью утрачены во время переноса дома... Полы и потолки в избах были окрашены масляной краской»3.
«Открытие» дома В.С.Атаманова.
В августе 1967 года барнаульские художники Илзе Рудзите и Леопольд Цесюлевич предпринимают в Усть-Коксинском районе самостоятельную экспедицию, цель которой — найти следы пребывания Рерихов на Алтае. Прошёл 41 год с тех пор, как Н.К.Рерих прошёл по этим местам, и к этому времени многие жители Верхнего Уймона уже не помнили ни Вахрамея Атаманова, ни Николая Рериха. Более того, они уверяли, что и экспедиции такой в Верхнем Уймоне не было. С большим трудом молодые художники нашли дом Атаманова, встретились с Агафьей Зубакиной (в девичестве Атаманова). Это была та самая Агафья, которая в 1926 году взяла на себя бытовые заботы о членах экспедиции. Когда ей показали портрет Рериха, она узнала его сразу, лицо её осветилось улыбкой, и с повлажневшими глазами она воскликнула: «Он, он! Помню, Юра, сын был! Какие хорошие люди были! Мало пожили, а добра много сделали»4.
Агафья познакомила барнаульских художников со старожилами, которые бывали в доме её отца, помогали экспедиции, беседовали с Н.К.Рерихом. Это были Серапион Семёнович Атаманов, Фёдор Петрович Лаптев и другие. Воспоминания крестьян были живы и интересны. Художники собрали богатейшие материалы о пребывании Рерихов на Алтае, позже опубликовав их в журнале «Сибирские огни»5.
В 1968 году И.Рудзите вновь посетила Алтай уже в составе официальной экспедиции, проводимой Алтайским краевым музеем изобразительных и прикладных искусств. По возвращении экспедиции была подана заявка в Краевое Общество охраны памятников истории и культуры и в Исполком Алтайского края — о постановке дома В.С.Атаманова на государственную охрану в связи с пребыванием в нём в 1926 году Н.К.Рериха.
25 февраля 1972 года Дом Рериха, как его стали именовать, был взят под государственную охрану как памятник областного значения, а Краевое Общество охраны памятников истории и культуры приняло решение об установлении на доме мемориальной доски.
В 1974 году, к 100-летию со дня рождения Н.К.Рериха, известный кинорежиссёр Р.А.Григорьева снимала на Алтае документальный фильм «Николай Рерих». В том же году 28 августа была установлена мемориальная доска и затем торжественно открыта при стечении множества народа. Бронзовый барельеф Н.К.Рериха был создан рижским скульптором Игорем Васильевым, сама доска из искусственного камня — барнаульским скульптором Василием Рублёвым.
Хочется особо отметить, что между открытием Дома Рериха и установкой на нём мемориальной доски прошло семь лет; заброшенным домом местные власти не интересовались — ни как домом Атаманова, ни как домом Рериха. Именно энтузиасты его открыли, установили мемориальную доску, а позднее добились включения в список особо ценных памятников истории и культуры республики Алтай.
Первая попытка создания Музея Н.К.Рериха.
В 1977 году началась подготовка к проведению в октябре 1979 года Вторых Рериховских Чтений, в ходе которых предполагалось посещение Дома Рерихов в Верхнем Уймоне участниками конференции и Святославом Николаевичем Рерихом, давшим согласие на участие в Чтениях. Оргкомитет во главе с академиком А.П.Окладниковым направил первому секретарю Алтайского крайкома КПСС письмо (копии — первым секретарям Горно-Алтайского обкома КПСС и Усть-Коксинского райкома КПСС), в котором ставился вопрос о состоянии дома и о создании в нём мемориального Музея Н.К.Рериха. Одновременно с такой же инициативой выступило и Алтайское отделение Союза художников СССР. Идя навстречу предложениям учёных в лице академика Окладникова, а также российской общественности и интеллигенции, Алтайский крайисполком в 1977 году принял решение о создании в Верхнем Уймоне в доме В.С.Атаманова «мемориального дома-музея Н.К.Рериха».
Следующим шагом явилось решение исполкома краевого Совета народных депутатов (№ 399 от 01.12.1978) об учреждении специальной комиссии по созданию указанного музея. Председателем комиссии был назначен начальник Управления культуры Алтайского крайисполкома И.И.Акишев.
Комиссия дважды выезжала на место; она определила, что подлинный дом требует серьёзного трудоёмкого ремонта, и пришла к заключению о невозможности быстрой его реставрации. Ввести Музей в эксплуатацию к началу Рериховских Чтений не представлялось возможным. Комиссия приняла решение построить к этому сроку рядом с домом Атаманова временный экспозиционный павильон, а восстановление и реставрацию подлинного дома проводить вторым этапом.
Незадолго до этого один из рабочих совхоза поставил сруб дома, в плане и размере аналогичный подлинному. Было решено закупить его и срочно достроить. Сруб купили за 9 тысяч рублей, но строительство практически было сорвано, и к началу Рериховских Чтений в октябре 1979 года павильон под экспозицию не был готов.
Но нашлись те, кто проявил бо'льшую заинтересованность в воссоздании Музея. Группа художников-дизайнеров Алтайских художественно-производственных мастерских Фонда РСФСР изготовила проект интерьера и экспозиционных стендов помещений Музея, а также всего художественного оформления. Краевой краеведческий музей, как научный руководитель Дома-музея Н.К.Рериха, разработал научный методический план экспозиции и методику экскурсий. Бюро по туризму и экскурсиям открыло 317-й маршрут «Рериховский», издало карту Алтайского края с указанием Музея Н.К.Рериха в селе Верхний Уймон. Институт «Алтайгражданпроект» изготовил архитектурный проект реставрации подлинного дома. В то же время на общественных началах был изготовлен другой архитектурный проект, автором которого являлась Н.Сошнева, архитектор из Минска, правнучка В.С.Атаманова.
Обратившись с письмом ко всем рериховедам и коллекционерам как в стране, так и за рубежом, Союз художников собрал для Музея экспонаты: книги, альбомы, репродукции, фотографии, письма, подлинные рисунки, личные предметы и одежду Рерихов.
С июля 1981 года построенный экспозиционный павильон под наименованием «Дом-музей Н.К.Рериха» стал работать как филиал Горно-Алтайского краеведческого музея. Но уже через 2 года, в июне 1983-го, он перестал существовать: филиалу было отказано в финансировании, все собранные экспонаты передали в фонды Горно-Алтайского краеведческого музея, а в самом здании разместили библиотеку.
С февраля 1986 года по настоящее время в павильоне одновременно с библиотекой снова размещается филиал Горно-Алтайского краеведческого музея (ныне Национального музея республики Алтай), который имеет чисто краеведческий характер.
Вторая попытка создания Музея Н.К.Рериха.
Все эти годы подлинный дом Атаманова продолжал разрушаться. Он по-прежнему был памятником местного (муниципального) значения, но ни районное, ни республиканское руководство не предпринимали никаких действий для его восстановления. Намерение Комиссии по созданию Дома-музея Н.К.Рериха провести реставрационные работы вторым этапом — растянулось на десятилетия.
В 1995 году Сибирское Рериховское Общество (СибРО) активно включилось в решение этой проблемы. Так начался новый виток борьбы за создание Мемориального музея Н.К.Рериха. СибРО направило в различные инстанции большое количество писем, в которых излагало своё видение этого вопроса.
Ходатайство Сибирского Рериховского Общества было поддержано Государственным Собранием Эл Курултай республики Алтай, которое вынесло 20 июня 1996 года Постановление о включении «усадьбы Атамановых в селе Верхний Уймон Усть-Коксинского района, в которой в 1926 году останавливался Н.К.Рерих», в Список особо ценных памятников истории и культуры Республики Алтай.
В 1995 году СибРО заключило договор с алтайским филиалом Сибирского института «Сибспецпроектреставрация» на разработку научно-проектной документации. Специалистами этого института была проделана огромная предварительная работа: проведены историко-архивные изыскания, археологические раскопки и геодезические изыскания на участке, осмотрены дома подобной постройки в соседних сёлах, запротоколированы и сняты на видеоплёнку опросы старожилов Верхнего Уймона и родственников Атаманова.
Документ, представленный на утверждение в министерство культуры республики Алтай, назывался: «Проект реставрации и приспособления Мемориального музея Н.К.Рериха в с. Верхний Уймон республики Алтай». В 1996 году, после утверждения проектно-сметной документации министерством культуры республики Алтай, Сибирское Рериховское Общество приступило к восстановительным работам.
Строительство осуществлялось методом «народной стройки» — всем миром, как в старину строили храмы, на добровольные пожертвования частных лиц и организаций, с привлечением мировой общественности.
Был произведён демонтаж сохранившегося второго этажа подлинного дома. Каждое брёвнышко тщательно осматривалось, отбраковывалось; пригодные к реставрации детали маркировались и откладывались, весь процесс снимался на видеоплёнку. Было спасено 55 брёвен. В хорошем состоянии сохранились стропила, чердачные и потолочные перекрытия, ригели, оконные коробки, подоконные доски. Всего отреставрировано и применено около 70% подлинного материала. В целом это составило примерно третью часть от двухэтажного дома.
Во время раскопок были обнаружены так называемые «стулья» — лиственные столбики большого диаметра, которые раньше использовались в качестве фундамента. На их месте был заложен новый фундамент. Воссозданный и отреставрированный дом Атаманова таким образом был поставлен на историческое место.
На помещённой фотографии видно, что первый этаж воссоздан из нового материала (светлые брёвна), а второй, где видны тёмные брёвна, — из подлинного материала.
В 2000 году, уже после того как был поставлен сруб и завершены основные работы, сотрудники Музея Николая Рериха в Нью-Йорке прислали фотографии 1926 года, относящиеся к Центрально-Азиатской экспедиции. Эти снимки явились подтверждением, что дом был восстановлен предельно точно.
За годы строительства Музея сотрудники Сибирского Рериховского Общества выезжали с культурной программой: в 1996 году была поездка в Горно-Алтайск, в 1999 и 2001-м — в районный центр Усть-Коксу. Разворачивались выставки, проводились экскурсии и слайдпрограммы. Эти поездки подробно освещались в журнале «Перед восходом» (№№ 1-1997, 12-1999).
Следует добавить, что с 1997 года Сибирское Рериховское Общество при поддержке руководства города Новосибирска и области, Сибирского отделения РАН и Министерства культуры РФ ведёт строительство уникального культурно-просветительного и научно-методического центра — общественного Музея Н.К.Рериха в г. Новосибирске.
Неофициальное открытие Музея Н.К.Рериха на Алтае.
В августе 2001 года исполнилось 75 лет со дня пребывания семьи Рерихов на Алтае. В честь этого юбилея сотрудники СибРО проводили основную культурно-просветительную работу в Усть-Коксе.
7 августа 2001 года — знаменательный день: первая слайдпрограмма в Музее.Была проведена аналогия с Музеем Рериха в Новосибирске, который начал работать раньше завершения строительства: его неофициальное открытие состоялось 4 мая 2001 года, в день рождения Наталии Дмитриевны Спириной. Так и в Верхнем Уймоне — стройка ещё не закончена, а Музей уже начал принимать гостей. Поэтому 7 августа можно считать днём неофициального открытия Музея Н.К.Рериха на Алтае. В этот день настроение у всех было радостным и торжественным. Открытие Музея началось со слайдпрограммы, посвящённой Николаю Константиновичу Рериху и его творчеству.Все присутствующие отметили, как необыкновенно сияли слайды, словно их кто-то подсвечивал с обратной стороны экрана. Каждый вечер в течение недели мы собирались и показывали слайдпрограммы. Приходили гости, правда немного, но начало было положено. Таким образом строится не только здание, но и отношения с местным населением; и Музей наполняется не только экспонатами, но и особой атмосферой творчества и сотрудничества.
Музей Н.К.Рериха в настоящее время.
К лету 2004 года дом В.С.Атаманова практически полностью воссоздан, сейчас идут отделочные работы во флигеле, восстанавливаются надворные постройки.
В доме одна из комнат на первом этаже, так называемая «изба», посвящена старообрядческому быту семьи Атамановых. Сейчас идёт работа по её наполнению. Здесь есть действующая русская печь, «красный угол» с иконами, лавки, предметы обихода, а также выставка фотографий, полученных из Нью-Йорка, на которых запечатлены члены экспедиции Н.К.Рериха и семья В.С.Атаманова. В комнате напротив — библиотека Музея.
Две комнаты на втором этаже отведены под выставочные залы. В западной, которая называлась горница, в августе 1926 года жили Николай Константинович и Елена Ивановна. Старожилы помнят, как у открытого окна второго этажа сидела Елена Ивановна и работала: именно здесь она корректировала «Общину», которая через несколько месяцев была издана в Монголии; здесь Николай Константинович принимал гостей и беседовал с ними о кооперации, о будущей жизни...
В восточной комнате второго этажа был кабинет хозяина дома — В.С.Атаманова. Здесь располагалась его библиотека, все стены были увешаны пучками целебных трав, тут же он принимал больных со всей округи. По свидетельству его внука Ивана Назаровича Зубакина, «малым ребяткам входить в кабинет деда было строго запрещено». Именно в этой комнате Николай Константинович увидел тёмные прямоугольные пятна от икон и красную чашу на стене, возможно расписанную бабушкой Агашевной. В этой комнате жил Юрий Николаевич Рерих.
Несмотря на то, что Музей ещё не сдан в эксплуатацию, он уже два года принимает посетителей. Проводятся слайдпрограммы, мероприятия для детей и взрослых, обзорные экскурсии, на которых люди знакомятся с творчеством семьи Рерихов, с историей создания Музея. Уже собралось много отзывов, приведём только небольшую их часть.
«С глубочайшей признательностью и низким поклоном всем, кто принимал участие в восстановлении и охранении этого дома для Новой России. Пусть ваш самоотверженный труд станет примером для всех последователей Живой Этики. Пусть миру будет хорошо!» (Члены Международной ассоциации «Мир через культуру» и общественного движения «Новая Страна», г. Москва).
«Дорогие мои! Великое вам спасибо за то, что вы делаете такое нужное всем нам дело! Мы прикоснулись к духу удивительных людей, когда-то посетивших наш мир и побывавших здесь, — и это благодаря вам, восстановившим эту усадьбу!» (В.И.Харитонов, д.и.н., Институт этнологии и антропологии РАН).
«Спасибо за Музей! Он будет служить людям настоящего и будущего. Служить добру, красоте и возрождению Алтая» (г. Пенза).
«Хотелось бы выразить искреннюю благодарность сотрудникам Музея за их доброжелательность и создание душевной атмосферы в общении с посетителями. Хочется пожелать успехов в благородном и трудном деле — изучении и распространении наследия Рерихов» (Л.В.Лапаева, г. Москва).
«Дорогие друзья! Нет слов, чтобы выразить все чувства, которые мы испытали от встречи с вами, с этим прекрасным Музеем. Низкий вам поклон и величайшая благодарность за ваш земной труд в восстановлении этого дома и труд духовный. Мы впервые прикоснулись к великому наследию семьи Рерихов. Спасибо вам за то, что вы есть, за вашу совместную идею нести свет, добро людям через Рериховское Общество. Желаем вам силы духа в работе дальнейшей» (семья Зайцевых, г. Барнаул; семья Евстифеевых и Зуйковых, г. Бийск).
«Творчество Рериха — его жизнь и философия. Часть Великой Русской культуры на Горно-Алтайской Земле. И возрождение комплекса Музея-усадьбы Атаманова — большое, нужное для России и народа Дело. Вам будут благодарны потомки, люди творческих профессий, специалисты-реставраторы, художники, историки за эту жечужину в столь глухом краю Могучего Алтая.
Музейные и реставрационные работы — интересны. Спасибо вам, специалисты и энтузиасты, за ваш труд. Желаю Музею развиваться, комплексно реставрироваться, и быть очагом культуры для местных жителей и приезжающих» (П.П.Зыбайло, директор института «Сибспецпроектреставрация», член-корреспондент Академии архитектурного наследия, член Союза Архитекторов РФ).
Борьба за Музей.
В 2002 году выездная коллегия министерства культуры республики Алтай выносит решение о создании в Верхнем Уймоне единого государственного музейного комплекса имени Рерихов. 18 июля 2003 года выходит Распоряжение Правительства республики Алтай «О создании государственного музея-заповедника имени Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов в с. Верхний Уймон Усть-Коксинского района» как филиала Национального музея республики Алтай (НМРА). Согласно этого Распоряжения, в заповедник входят два музея: существующий филиал Краеведческого музея (ныне филиал НМРА, именуемый почему-то Музеем Н.К.Рериха) и дом Атаманова, восстановленный Сибирским Рериховским Обществом и изначально поставленный на государственную охрану как Мемориальный Музей Н.К.Рериха. В Распоряжении он обозначен как Музей старообрядческого быта, а точнее — Музей жителя села Верхний Уймон В.С.Атаманова, с крайне деликатным упоминанием о Н.К.Рерихе.
На совещании у министра культуры Республики Алтай Сибирскому Рериховскому Обществу был вручён проект концепции развития указанного комплекса, составленный сотрудниками НМРА. Содержание проекта стало ещё одним подтверждением, что на уровне Правительства республики Алтай аннулируются прежние договора с СибРО, а восстановленный дом в одностороннем порядке объявляется собственностью НМРА.
Любопытен тот факт, что создание комплекса в точности «совпало» по времени с окончанием строительства первой очереди Мемориального Музея Н.К.Рериха. Пока шло его строительство и наполнение, пока вкладывались силы и большие средства в культурный пласт Горного Алтая — самостоятельности и действиям СибРО не мешали. Сейчас, когда строительство практически завершено, делаются попытки ликвидировать подлинный Музей, заменив его домом, построенным в восьмидесятые годы и не имеющим никакого отношения к Рерихам. Следует также сказать, что Распоряжение, напрямую касающееся СибРО, долгое время держалось от него в тайне, оно было получено только после неоднократных запросов Совета СибРО.
На всех встречах с представителями правительства республики Алтай, с деятелями культуры, журналистами, общественностью Сибирское Рериховское Общество утверждает:
СибРО ведёт свою деятельность по распространению наследия семьи Рерихов с 1990 года, имеет ценнейшие архивные материалы, большой опыт культурно-просветительской работы, активно сотрудничает с Музеями и Рериховскими обществами по всему миру, и это может внести в развитие культуры Алтая бесценный вклад.
Любое значительное явление своим прошлым и настоящим утверждает своё будущее. Прошлое — это идея создания, а настоящее — это строительство и работа Музея, — всё это неразрывно связано с СибРО и является залогом успешного развития Музея.
Сейчас идея восстановления усадьбы Атаманова воплощена Сибирским Рериховским Обществом в действительности — Музей построен, и его деятельность растёт.
Музею Н.К.Рериха на Алтае быть!
* Окончание. Начало см. в №№ 3-6, 8, 2004.
1 Ю.Н.Рерих: материалы юбилейной конференции. М., 1994. С. 47.
2 Из Архива Н.Д.Спириной // Перед Восходом, № 8-1998. С. 11.
3 Из Пояснительной записки к научно-проектной документации восстановления и реставрации дома Атамановых.
4 Перед Восходом, № 4-1995. С. 6.
5 Сибирские огни. № 10-1974. «Крестьяне Алтая о Николае Рерихе».