Лишь в бою и в час нужды проявляем мы свою истинную сущность. Рерих Е.И. Письмо от 12.11.1935 |
* Продолжение. Начало в № 10, 2008.
В декабре этого же года Николай Константинович, по приглашению художников чешского Общества «Manes», устраивает в Праге отдельную выставку своих произведений на темы Древней Руси. Затем последует длинный ряд заграничных выставок в городах Европы — Вене, Мюнхене, Берлине, Дюссельдорфе, Париже, где он получит международную известность и признание.
Пражские журналы посвятили художнику большие статьи. Вот фрагмент одной из них: «Впечатление, оставленное этими шедеврами, как нельзя более глубокое. ...Красота их признана неоспоримой... В них раскрывается неведомый доселе мир, заставляющий грезить снами восточной готики, которая сочетала византийское величие с суровыми элементами азиатского творчества. ...Выставка картин г. Рериха показала, что в России совершается победоносный поворот в искусстве к новому и национальному, совершается удачная эволюция, которой гарантировано блестящее будущее...»
«Любовь Рериха к древности — искренняя. Она сквозит у него повсюду, — это уже из статьи русского критика Н. Брешко-Брешковского. — ...Запад, которому чужд мир наших славянских предков, оценил Рериха. Его выставки в Вене и Праге были триумфальным шествием. Из газетных отзывов составилась целая литература. Художественные журналы посвятили нашему соотечественнику целые отдельные номера с фотографиями и репродукциями картин».
Парижская выставка русских художников, организованная С.П. Дягилевым (1872 – 1929), открылась 3 октября 1906 года; по сообщению петербургского обозревателя, «некоторым нашим художникам французы оказали особую честь», избрав их пожизненными участниками «Осеннего салона». В их числе был и Н.К. Рерих. Далее выставка переезжает в Берлин, где, по отзывам местных критиков, «более других понравился Н. Рерих с его работами варяжско-скандинавского склада».
«Особенность творчества Рериха, резко отделяющая его от общего течения русского искусства, заключается в том, что оно идёт не традиционными путями и не в силу преемственности одного поколения другому — его первоисточники заложены гораздо глубже... — писал русский художник и искусствовед Степан Яремич (1869 – 1939). — И уже одна эта особенность даёт Рериху право на исключительное место в европейском искусстве. (...)
В представлении Рериха вся природа одухотворена и полна не всегда зримых, но явственно ощущаемых явлений фантастического порядка. (...) Облака превращаются в грандиозных существ, выражающих беспрестанное борение благих сил со злыми, в атмосфере которых совершается течение человеческого бытия».
Н.К. Рерих. БОЙ. 1906
Грандиозное полотно «Бой» (1906), показанное на выставках в Западной Европе, произвело на зрителей потрясающее впечатление и было отмечено в статьях многих искусствоведов. В картине художник выразил своё понимание взаимосвязи всего сущего — стихий, космоса и жизни людей. «Бой кипит и на воде и в небесах; на утлых ладьях свирепо сражаются люди, смешавшись в какую-то бесформенную кипящую массу; их ярость разделяют и море и небо. Волны яростно вздымаются, увеличивая общее смятение; тяжёлые, зловеще окрашенные облака полны движения, как будто вызванного присутствием недобрых, мятежных сил».
К первоначальной композиции картины был сделан набросок «Летящие валькирии» (1905). «...Всё небо было занято летящими Валькириями, — писал художник, — но затем захотелось убрать их, построив медно-звучащие облака, — пусть сражаются незримо». В 1909 году картина «Бой» была приобретена Третьяковской галереей.
Этой же теме художник посвящает и полотно «Небесный бой» (1909 г., вариант — 1912 г.). В нём отображена битва каких-то неведомых, скрытых от нас сил, предстающих в виде грозных облаков. На картине доминирует небо. Земля изображена узкой полосой, с едва заметными вдали маленькими домиками, она словно замерла, потрясённая битвой в высших сферах — борьбой света и тьмы.
Выставочный зал Школы Общества Поощрения Художеств. 1901 – 1905
В марте 1906 года Н.К. Рерих был назначен директором Школы Общества поощрения художеств. Как писал спустя десять лет русский искусствовед С.Р. Эрнст (1895 – 1980), Рерих принял школу в тяжёлое время, «''застывшую на точке'' 80-х годов прошлого века... преподавание... велось по тому же методу, в тех же рамках, что и двадцать лет тому назад...».
Под пристальным вниманием общественности и прессы Николай Константинович начинает постепенно, рядом непрерывных мероприятий, строить школу заново — как образовательное учреждение нового типа. И в течение нескольких лет школа преобразилась до неузнаваемости. По утверждению того же Эрнста, «прекрасная... метаморфоза эта произошла благодаря созидательной энергии, организаторской мудрости одного художника, по справедливости могущего записать своё директорство в ряд самых видных достижений своей жизни».
Весь план мероприятий по переустройству школы подробно отражён в периодике тех лет, он и сегодня может служить примером организации учебного дела.
Летом Н.К. Рерих выезжает за границу для изучения опыта художественного образования. Посетив Германию, Швейцарию, Францию и Италию, он приступает к реорганизации школы. «По-моему, — делает он заключение в одном из своих очерков, — главное значение художественного образования заключается в том, чтобы учащимся открыть возможно широкие горизонты и привить им взгляд на искусство как на нечто почти неограниченное».
В школе восстанавливаются регулярные заседания педагогического совета, на которых обсуждаются все важнейшие вопросы. Каждой своей идеей директор делился с близкими друзьями, затем — кулуарно с другими преподавателями и только после этого, учтя все мнения, выносил на совет. Уже продуманный до деталей вопрос не встречал возражений и принимался единогласно.
Постепенно обновляется состав преподавателей, число профессоров достигает восьмидесяти. Педагогам была предоставлена полная свобода творчества. Новые учителя принесли с собой и новый подход к делу, это вдохновляло и увлекало учащихся.
Школа Общества Поощрения Художеств. 1901 – 1905
Изучив опыт художественных мастерских и народной школы в Талашкино, в имении княгини Тенишевой, Рерих в своей школе осуществляет идею синтеза искусства, не деля его на чистое искусство и прикладное. Классы керамики, живописи по фарфору, фаянсу и стеклу были преобразованы в мастерские. Открылись классы графики, медальерного искусства, анималистики, а также мастерские иконописи, чеканки, рукоделия, ткацкая мастерская. Поразительные успехи делали молодые художники под руководством известного иконописца Тюлина. Изделия, выходившие из-под рук учащихся, были очень востребованы и распродавались на выставках.
Для расширения кругозора и эстетического развития учащихся в программу школы были введены уроки музыки и хорового пения, организовывались поездки по древнерусским городам, богатым архитектурными памятниками старины, устраивались вечера, на которые приглашались выдающиеся артисты, художники и литераторы.
Сам Николай Константинович не только руководил школой, но и вёл класс композиции; талантливый педагог, он никогда не навязывал своего мнения; кратко представляя учащимся своё композиционное решение, он давал им полную творческую свободу. Работы обсуждались вместе с учениками, при этом Рерих избегал отрицательных отзывов и всегда находил что-то положительное.
Результаты «школьного строительства» можно было видеть «на ежегодных отчётных выставках школы, когда в пригожий майский день большой угрюмый зал... на Морской являет взору широкий, весёлый праздник. Чего, чего тут только нет!» — описывал одну из Весенних выставок Сергей Эрнст, отмечая, что «все счастливые находки искусства наших дней получают в ней [школе] должный отклик, и развитие её идёт в контакте с художественными запросами современности».
Доступ в школу был открыт всем сословиям: рабочей молодёжи, ремесленникам, матросам и солдатам, приезжим крестьянам. Особое внимание уделялось пригородным отделениям мастерских и воскресных школ, где готовились специалисты по техническому рисованию для предприятий. Именно здесь контингент учащихся состоял из рабочей молодёжи, для них Николай Константинович ввёл уроки и по общехудожественному образованию.
Позже, в 1911 году, в Казани местные помещики откроют «Кустарные мастерские возрождения древнерусского стиля имени Н.К. Рериха» и обратятся в Общество поощрения художеств с предложением принять эту школу в своё ведение.
Школа Общества поощрения художеств «в обиходе постоянно называлась школою Рериха, — вспоминал в далёкой Индии Николай Константинович. — Учащиеся говорили: ''Пойду к Рериху'' или ''Учусь у Рериха''».
Аркадий Александрович Рылов (1870 – 1939), секретарь Николая Константиновича и автор ряда работ о художнике, писал: «Надо удивляться, откуда у Рериха столько сил и энергии. Вникая во все детали школьного дела, во все нужды художественно-промышленного образования... привлекая нужных людей, он находил время писать много прекрасных картин, составляющих гордость музеев и частных коллекций... (...) Всего, что он делал, не перечесть».
Рерих мечтал преобразовать школу в некий художественный университет, в ещё небывалую в России школу искусства, где даровитый человек мог бы стать художником в любой отрасли искусства.
«Н.К. Рерих, под руководством которого обновилась школа и возродилась к новой жизни, ещё... раз убеждает, что он не только талантливый художник, но и выдающийся педагог, умеющий ставить верные цели и, что ещё важнее, добиваться осуществления их. Это редкое сочетание прекрасного художника с педагогом, пожалуй, только и может дать те результаты, какие мы видим. В педагогии ведь тоже нужны вдохновение и талант».
Свой опыт педагогической и культурно-общественной деятельности Николай Константинович применил позже в Америке, создав Институт объединённых искусств, Международный культурный центр «Венец Мира», призванный осуществлять сотрудничество деятелей науки и искусства всех стран, и Всемирную лигу культуры, где он выступил уже как мировой водитель культуры.
Школа Общества поощрения художеств в последние годы работы в ней Николая Константиновича была дружески связана с издательством Общины Святой Евгении, созданной в 1893 году в помощь Красному Кресту, попечительницей которой являлась принцесса Е.М. Ольденбургская. Издательство выпускало открытки с изображением картин известных художников, и это давало немалые средства. В серию открыток вошли и многие картины Рериха. Некоторые сюжеты были созданы им специально для открыток, в частности рисунок «На Дальнем Востоке», изображающий нападение самураев на русских богатырей (отклик на Русско-японскую войну 1904 – 1905 гг.).
Н.К. Рерих. НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ. 1904. Открытка
Вместе с другими художниками Рерих жертвовал в пользу Общины Св. Евгении свои картины, весь доход от продажи которых шёл на нужды больных и раненых воинов на Дальнем Востоке.
С января 1907 года начинает выходить художественно-исторический журнал «Старые годы», посвящённый исследованию русского и иностранного искусства; в число сотрудников журнала вошёл и Н.К. Рерих.
В эти годы художник раскрывается и как талантливый график, автор рисунков и иллюстраций. Один из лучших своих рисунков — «Италия» к «Итальянским стихам» Александра Блока (1880 – 1921) — Николай Константинович создал в 1907 году.
«Среди ущелий и впадин, окружённый похожими на спины огромных существ горами, притаился старинный город. Над небольшими домами с арками и двускатными крышами, над стенами с рядами бойниц поднялись тёмные романские башни. Ещё строже кажутся очертания прекрасного города среди то плавных, то изломанных линий скал, трещин, пропастей. Ещё раскидистей и причудливей кажутся кроны деревьев, выстроившихся у самого откоса, когда переводишь на них взгляд со строгих очертаний города. (...) И ещё Рерих почувствовал и передал в рисунке дух Италии. (...) И не удивительно, что он вошёл в жизнь А. Блока» — так писал об этом рисунке искусствовед А.Д. Алёхин.
Н.К. Рерих. ИТАЛИЯ. 1907
Знакомство художника и поэта описано в «Листах дневника»: «Первый раз Блок пришёл с просьбою сделать ему для его книги фронтиспис "Италия". На этой почве старинных фресок и великолепных сооружений начались наши внутренние беседы». «Много раз Блок повторял видение о лучах, о свете, об огне, преображающем Мир. (...) ...Мы говорили о той Италии, которая уже не существует, но сущность которой создала столько незабываемых пламенных вех. И эти огни небывалые, и гремящие сферы, и светлый меч, процветший огнём, — все эти вехи Блок знал как нечто совершенно реальное». «Говорили и о религиозно-философском обществе, которое Блок перестал посещать, жалуясь, что ''там говорят о несказуемом''».
Об отношении Блока к этому рисунку свидетельствует его письмо от 20 марта 1914 года С. Маковскому, в очередной раз попросившему рисунок для воспроизведения в журнале «Аполлон»: «Рисунок Н.К. Рериха вошёл в мою жизнь, висит под стеклом у меня перед глазами, и мне было бы очень тяжело с ним расстаться даже на этот месяц... Прошу Вас, не сетуйте на меня слишком за мой отказ, вызванный чувствами, мне кажется, Вам понятными».
Апрельский номер журнала «Золотое руно» за 1907 год был полностью посвящён художнику Н.К. Рериху. Как отметил француз Эсмер Вальдор, «восхищение, возбуждаемое у тех, кто видит его творения, вполне оправдывает посвящение ему ''Золотым руном'' отдельного номера». Здесь же впервые был представлен и портрет Н.К. Рериха, выполненный по заказу журнала художником Александром Яковлевичем Головиным (1863 – 1930). Об этом Николай Константинович напишет в своих воспоминаниях: «Была истинная радость говорить с Головиным об искусстве. ...По заказу ''Золотого Руна''... Головин писал мой портрет. Непременно хотел, чтобы был надет чёрный сюртук с жёлтым жилетом и с лиловатым галстуком. ''А в глазах пусть будет что-то монгольское, азиатское'' — так ему казалось. Он любил азийскую Русь».
А.Я. Головин. ПОРТРЕТ Н.К. РЕРИХА
5 декабря 1907 года состоялась выставка нового русского искусства в Париже. Наибольший успех выпал на долю Николая Рериха, которому известный парижский художественный критик Дени Роше посвятил специальную статью; Национальная академия в Реймсе избрала Рериха своим членом. «Устроители хотели здесь представить ту часть русского искусства, которая занимается воскрешением старинного стиля и, что ещё интереснее, — старинной жизни. (...) Королём выставки является, бесспорно, Рерих... (...) Из больших картин Рериха наиболее интересна изображающая ''Народ курганов'' [нам эта картина известна как «Поморяне. Вечер» (1907)], где на фоне северного закатного неба и чернеющих елей застыло сидят некрасивые коренастые люди в звериных шкурах; широкие носы, торчащие скулы — очевидно, финны, Белоглазая Чудь. Эта картина параллельна другой, бывшей в Salon d, Automne [«Поморяне. Утро» (1906)]. Там тоже северный пейзаж, но уже восход солнца, и вместо финнов — славяне. Великая сказка истории, смена двух рас, рассказана Рерихом так же просто и задумчиво, как она совершилась, давно-давно, среди жалобно шелестящих болотных трав» — так писал о выставке в Париже Николай Гумилёв (1886 – 1921), знаменитый поэт Серебряного века. «Не забуду, как приходил вечерами Гумилёв. Как горел он о благе, о совершенствовании, — вспоминал художник. — Задумывал поэму о граде Китеже. Толковали о постановке её».
Н.К. Рерих. ПОМОРЯНЕ. ВЕЧЕР. 1907
В скором времени русскому искусству предстояло одержать ещё одну очень значительную победу — в Лондоне (1908). «Самым крупным явлением на выставке русской группы, как и в Париже, [стали] сто двадцать вещей Н.К. Рериха, своеобразное дарование которого достигло полного расцвета... — сообщали «Биржевые ведомости». — Оригинальные по замыслу, отмеченные яркою индивидуальностью, картины Н.К. Рериха поражают и своими размерами: таким обилием творческой силы вряд ли обладает кто-либо из современных европейских художников».
Из Лондона выставка картин русских художников переезжает в столицу Австрии — Вену. Устроенная в Венском Сецессионе**, она вызвала бурный отклик в печати: «Ему мало оглянуться на ''деревянную Русь''... его взор ищет ещё дальше, ему нужна совсем доисторическая Россия... (...) Есть нечто притягательное и в высшей степени интересное в этих столько же фантастических, сколько и основанных на реальном изучении экскурсиях Рериха к доисторическому человеку. (...) В России в настоящее время в художественном мире на первом месте считают Рериха...»
И как следствие — за выдающиеся заслуги в исторической живописи и археологии Н.К. Рерих избран действительным членом старейшего французского общества антикваров, а также Венского Сецессиона.
С 1909 года Николай Константинович, не выставлявшийся пять лет на выставках «Салона» Петербурга, вновь демонстрирует свои картины, которые вызывают не менее восторженные отзывы, чем в Европе: «Произведения Рериха... не укладываются ни под одно из существующих ныне подразделений в живописи, — писал искусствовед И. Лазаревский. — Своими работами Рерих создал новое направление...» Синтетическим реализмом назовут специалисты этот новый стиль художника, отмечая его неповторимость.
Выставки прошли также в Москве, Киеве, Одессе и Харькове.
Николай Константинович не оставляет и литературное поприще, на которое вступил ещё в 4-м классе гимназии; его статьи и очерки, посвящённые проблемам искусства и культуры, печатаются в отечественных и зарубежных журналах и газетах. В 1909 году художник вошёл в состав редакции журнала «Мир искусства».
В том же году он закладывает основание личной коллекции живописи (нидерландской и голландской). «Не однажды нас спрашивали: отчего мы начали собирать именно старых нидерландцев?.. — писал Николай Константинович. — Дело в том, что душа лежала к примитивам с их несравненными звучными красками и богатством сочинений». Собрание Рерихов насчитывало около 300 полотен. Позже коллекция перешла в Эрмитаж.
Несколько старинных монет, подаренных дедом Рериху ещё в детстве, послужили началом нумизматической коллекции, о которой в 1908 году газеты Петербурга сообщили: «Интересная коллекция будет выставлена художником Н.К. Рерихом. Старинные монеты он долго собирал в России и за границей».
В своих научных исследованиях он отметит и эту вводную историческую дисциплину: «Справедливо говорится, что нумизматика есть помощница истории. (...) Кроме датировок монеты всегда являлись замечательным показателем стиля эпохи. ...Мы особенно любили древнейший период. Киевские гривны и удельные монеты доставляли нам гораздо больше радости, нежели какие-то редкости позднейших неожиданностей монетного двора. (...) Любили мы и копейки Вольного Новгорода. На них бывали изображения льва. Точь-в-точь венецианский лев Св. Марка. ...Любопытно было наблюдать иноземные влияния, приходившие через приглашённых к великим князьям итальянских или немецких чеканщиков. Вообще, если в главнейших образцах разложить в хронологическом порядке нумизматическое собрание, то довольно наглядно получится картина эволюции или инволюции страны».
В Обществе архитекторов-художников обсуждается вопрос об устройстве в Санкт-Петербурге Музея допетровского искусства, необходимость которого подробно представил в своём докладе Н.К. Рерих: «Красотой старины живо интересуется молодёжь. Во многих высших учебных заведениях возникли кружки для изучения прошлого Руси. В некоторых городах образовались кружки друзей искусства и старины. Искусство ''становится нужным''. (...) Настало время собирать старинные сокровища, в изобилии сохранившиеся в таких городах, как Новгород, Киев и др.». Музей временно разместился в здании Академии наук. Председателем комиссии Музея допетровского искусства и быта стал Н.К. Рерих (ноябрь 1909).
26 октября 1909 года Николай Константинович Рерих был избран академиком Российской академии художеств. Ему исполнилось 35 лет.
Исследователь творчества Рериха Всеволод Иванов, характеризуя российский период творчества художника и его значение для мировой культуры, отметил: «...Рерих в изысканной, несравненно художественной форме, в чудесных образах, в поющих красках... принёс миру, во множестве своих картин, такое напряжённое чувство безусловной Красоты, такую свежесть впечатлений, такую сияющую святость настроений, которых давно, очень давно не чувствовал западный мир в своём обиходе... И мир увидел в нём... гонца из России; вестника, над которым сверкнули лучи того самого ценного, что есть в России: вечного духа нежности, ласковой любви к преуспеянию всенародному, твёрдого утверждения Добра. (...) Рерих открыл миру окно в Россию...»
** Сецессион — название различных групп немецких и австрийских художников (1890-е гг.), которые отошли от доктрин академического искусства при создании новой школы живописи. Венский Сецессион образован в 1897 г.
Литература
Алёхин А.Д. Графика Н.К. Рериха.
Беликов П.Ф., Князева В.П. Н.К.Рерих. М., 1972. (Серия ЖЗЛ).
Держава Рериха. М., 1994.
Николай Рерих в русской периодике. Вып. II – V. СПб., 2005 – 2008.
Рерих Н.К. Листы дневника: В 3 т. М., 1999 – 2002.