Не уходите от жизни, ведите себя верхним путем. Зов, 24.03.1920 |
Н.К. Рерих. БЛАГОСЛОВЕННЫЙ. 1931 – 1932 Н.К. Рерих. ФИЛОСОФ. ТИШИНА. 1940 Н.К. Рерих. СОТРУДНИКИ. 1940-е гг. |
Аум, 81
«...Приближение к Служению нелегко. Лишь твёрдые духи могут следовать этим путём. Но твёрдость испытывается страданиями и борьбою с натиском хаоса или тьмы, и как мало тех, кто выдерживает эти испытания!»1 Служение великим Основам и великой Иерархии — единственная радость на земле, — утверждала Елена Ивановна Рерих. Этому служению и была посвящена вся жизнь Наталии Дмитриевны Спириной, с того момента, когда она начала изучать Учение Живой Этики под руководством Бориса Николаевича Абрамова. Став его ученицей, она пронесла преданность своему наставнику через всю жизнь. Таких учеников Елена Ивановна называла суждёнными. «Такой ученик... уже с самого рождения находится под высшим наблюдением Учителя, и самые условия рождения его определяются Учителем, и нужные способности его выявляются в соответствии с назначенной ему миссией. ...Такие духи не могут уже отклониться, и события жизни их, как неудержимый поток, несут их к назначенным берегам»2.
Многообразной была деятельность Наталии Дмитриевны, как и её дарования, способствующие трудам на Общее Благо. Самыми дорогими понятиями для неё были эволюция — путь беспредельного совершенствования — и Мировая Община, без которой, как говорила Наталия Дмитриевна, «земляне дальше существовать уже не смогут и эволюция не состоится»3. Под Мировой Общиной в Учении Живой Этики подразумевается такое сообщество, в котором общее благо первично, а личное — вторично. Воплощению принципа Общины Наталия Дмитриевна посвятила свою жизнь. Прежде чем обратиться к историческим примерам проведения в жизнь этого эволюционного принципа, вспомним, кто заложил зерно общины и как сохранилось оно до наших дней, дав ростки в настоящее время.
Как пишет Е.И. Рерих, основание общины положил великий Будда (623 – 544 гг. до н.э.). В книге «Основы буддизма» Елена Ивановна называет его Первоучителем и провозвестником Мировой Общины. Стремлением Готамы Будды было подготовить «работников Общего Блага, творцов народного сознания», «дисциплинированных и воспитанных на суровом отказе от всего личного, следовательно, мужественных и бесстрашных людей»4. Для тех, кто решил работать над расширением своего сознания и достижением высшего совершенства, Будда создавал условия, способствующие этому. Жизнь в общине среди людей, объединённых одним устремлением, давала возможность развиваться в желаемом направлении. «Будда... знавший, что ничто не существует вне сотрудничества... терпеливо закладывал зёрна, учреждая свои ячейки общинного начала, предвидя в далёком будущем осуществление великой Мировой Общины»5.
Основой Учения Будды об общине является самодисциплина. Только когда ученик овладевал своими чувствованиями, помыслами и побуждениями, Учитель допускал его к сокровенным знаниям. Общины Будды не были монастырями, и вступление в них происходило без посвящений и обетов, приходящий приносил лишь готовность служить благу людей, ставя во главу всего «три драгоценности буддизма»: «прибегаю к Будде; прибегаю к учению; прибегаю к общине»6, — говорил входящий в неё. Выход из общины был так же прост, как и вступление, и совершался по доброй воле человека. Об уединяющихся Будда говорил: «Одинокая жизнь в лесу полезна для того, кто следует ей, но она мало способствует благу людей»7. Не поощрял он и аскетизм, считая, что «гораздо труднее найти терпеливого человека, нежели питающегося воздухом и кореньями»8.
Учитель не устанавливал многочисленных правил, он стремился сохранить полную самостоятельность ученика. Все правила общины были подсказаны жизненной необходимостью. Нелюбовь Будды к многочисленным правилам и запрещениям и желание сохранить жизненность общины выражены в его наставлении: «Поручаю общине видоизменять правила малые и малейшие»9 в соответствии с обстоятельствами. Будда ценил инициативу и индивидуальные проявления, ибо человек сам является своим «творцом и освободителем» и для достижения этой цели необходимы личные усилия.
Общины Будды были также своеобразными просветительскими центрами. В книге Н. Рокотовой «Основы буддизма» читаем: «Традиции буддизма иметь при своих общинах обширные школы с философскими, медицинскими, математическими, астрономическими и прочими курсами являются прямым следствием заветов Учителя, указавшего, что "невежество есть пятно, более других пятнающее человека"»10.
«...Знание Будды позволило ему определить точное состояние его современников и только в далёком будущем увидеть общину мира. (...) ...Он дошёл до предвидения Майтрейи — символа века познания величия материи и утверждения великой мировой общины!»11 Община Готамы Будды была первым шагом на пути к этой цели.
Череда Учителей была явлена для спасения человечества, но каждый раз простые основы, принятые первоначально, извращались и затемнялись людьми, свет знания постепенно гас и путь терялся. Тогда приходил новый духовный Учитель и давал новый импульс к возрождению духовных начал.
«Все созидатели общины должны быть узнаны»12, — утверждал Николай Константинович Рерих. Многие великие духовные Учителя и Реформаторы проводили в жизнь принципы общинности. Вспомним тех, кто был отмечен в трудах Рерихов и Н.Д. Спириной.
Среди подвижников, воплотивших общинное начало в жизни, Н.К. Рерих называет Конфуция (551 – 479 гг. до н.э.), великого учителя Древнего Китая, в основе учения которого лежит та же община. Вокруг Конфуция объединились те, кто желал получить наставления в правилах нравственности; так сложилась группа его духовных учеников, которые всюду следовали за учителем. Он говорил, что «усовершенствование человека есть начало всего», учил любви к людям, «такой любви, как будто все люди составляют с ним одно целое», — именно такая любовь пробуждает сочувствие, сострадание, сорадование и ведёт за собой других.
«Конфуций никогда не касался таких вопросов, как создание или конец мира, происхождение человека и его будущая жизнь, — писала Н.Д. Спирина. — ...Он понимал, что, прежде чем устремляться в надземные миры, надо упорядочить свою земную жизнь, ибо на вершину не взойти, не начав с подножия. Конфуций, как и все великие духовные Учителя, учил эволюционному пути, предназначенному человечеству, "высшему добру — обновлению людей"...»13
Школа-община, основанная Пифагором (ок. 570 – 500 гг. до н.э.) и позже названная Пифагорейским союзом, опиралась на определённую иерархию ценностей. Наиболее ценными, по мнению пифагорейцев, были занятия наукой и философией. Вступлению
в общину предшествовал длительный отбор. Учеников испытывали на наличие умственных способностей и нравственных качеств. При вступлении в союз они лишались собственности. Пифагор говорил, что содружество делает всех равными, и всё их имущество было общим.
В основе этики Пифагорейского союза лежало учение о «надлежащем»: борьба со страстями, подчинение старшим, культ дружбы и товарищества между общинниками и почитание Пифагора как учителя. «В общине Пифагора во главу угла ставилась дисциплина, овладение своим низшим "я"»14.
Первые проповеди Великого Учителя человечества Иисуса Христа были об общине мира, писал Н.К. Рерих. Первоначально христианские объединения были немногочисленными, их члены собирались на совместную молитву и проповедь. Они называли себя братьями и сёстрами, жили в простоте и радости, оказывая помощь всем нуждающимся.
В первохристианских общинах всё было общим и все были равны и стремились следовать завету Христа: «Кто хочет между вами быть первым, да будет всем слугою» (Марк. 10: 43).
В ранние времена христианства апостолы и странствующие пророки ходили из общины в общину, повторяли «речения Иисуса», читали послания, произносили пророчества, несли «благую весть» заповедей Христа.
В этом же списке общинников — Мани (216 – между 274 и 277 гг.), основатель манихейства, распятый «за синтез учений и за идею общины»15. Учитель Древнего Востока, малоизвестный нашим современникам, Мани родился в городе Ктесифоне — столице Парфянского царства (Персия), которое страдало от постоянных набегов римских легионеров. Бесконечные войны и гибель людей Мани объяснял как проявление космического противостояния сил Света и Тьмы, которое отразилось и в душах людей. Человеку необходимо осознать своё падение и пробудить в себе желание выйти на свет, иначе неминуема духовная гибель, говорилось в Учении Мани, которое просуществовало более тысячи лет. Оно не являлось абсолютно новым, в нём соединились зороастрийские, буддийские, христианские и другие верования. Жизнь манихеев была строго упорядочена их вероучением. К концу III века манихейские общины существовали практически во всех крупных городах на востоке Римской империи, в IV веке распространились по всей Малой Азии, Греции, Италии, Испании, Северной Африке, позже в Индии и Китае. Достаточно представить, какое огромное расстояние отделяет Персию (Иран) от Китая, чтобы осознать всё величие духовного подвига этого Светоча, жизнь которого прошла в странствиях и проповедях.
Франциск Ассизский (1182 – 1226 гг.), пройдя через опыт аскетизма, основал орден францисканцев, положив в основание общины труд, любовь ко всему сущему и служение людям. В его общине монахи не имели не только личной, но и общей собственности. Франциск говорил: «Именно от этого и рождаются тяжбы и распри, именно от этого встречает тысячи препятствий любовь Господня, и поэтому мы не хотим обладать временными благами мира сего. (...) Может ли человек, привязанный к чему бы то ни было, возлюбить всё человечество, а тем более Бога? Из любви к Богу проистекает любовь и к Его творениям»16.
Нищенство становится обязательным для последователей Франциска и приобретает значение религиозного служения и нравственного подвига. Но он не изолирует своих учеников от мира в стенах монастыря, а, напротив, рассылает их по миру. Таким образом, произошёл поворот в истории подвижничества — не бегство от мира, а возвращение в мир для служения людям, нуждающимся в духовной пище.
Тереза Авильская (1515 – 1582 гг.) продолжила этот путь, создавая духовные обители, и вошла в историю как преобразовательница испанского кармелитского монашества. «Самое главное, — считала она, — вернуть людям утраченного Христа и, раскрыв подлинный смысл Его Учения во всей его изначальной красоте и полноте, устремить их этим путём». Сёстры, жившие в монастырских общинах, где царила подлинная бедность и духовное счастье, следовали Учению Христа и являли собой образец такой жизни. «Всё её великое дело Реформы монастырей строилось на двух основаниях — на любви и на радости»17, — писала Н.Д. Спирина.
Ярчайший Светоч и Богом данный Земле Русской воевода — Святой Сергий Радонежский (1314 – 1392 гг.) — в решающее для Руси время, когда уже более двух веков она находилась под монголо-татарским игом и была раздираема междоусобицами, «создал общинную обитель, просиявшую светом на всю Россию»18. У Преподобного Сергия, по словам Николая Рериха, построение общины и просвещение были самыми главными занятиями. Он ковал прообраз Общины, которая суждена в наступающей новой эпохе — эпохе Сергия, он был величайшим общинником и на своём примере показал, что она возможна.
Введённая Сергием «суровая дисциплина, требовавшая от учеников постоянной бдительности над мыслями, словами и поступками своими, сделала из его Обители воспитательную школу, в которой создавались мужественные, бесстрашные люди, воспитанные на отказе от всего личного, работники общего блага и творцы нового народного сознания»19, — писала Е.И. Рерих.
Замечательным правилом Преподобного было запрещение просить подаяние, он постановил, чтобы все трудились. Труд в общине играл огромную роль. Сам Сергий трудился на братию, по словам очевидца, «как раб купленный», в этом, помимо воспитательного значения труда, виден пример великого сотрудничества. Впоследствии в обители им был введён общежитный порядок, при котором каждый трудился прежде всего для общей пользы.
«...Подвижническая жизнь Сергия, своим личным примером введя в жизнь высокое нравственное учение, отметила Новую Эру в жизни Земли Русской, — пишет Е.И. Рерих. — Благодаря широкому установлению им и учениками его новых обителей, школ суровой подвижнической жизни, сильно поднялась нравственность народа. Возникшие вокруг таких монастырей-школ целые селения и посады постоянно имели перед собою неповторяемую школу высокого самоотречения и бескорыстного служения ближнему»20. В те времена именно монастыри являлись рассадниками просвещения. К ним тянулись, около них селились, учились простые люди. Так формировалась Русь.
Все объединения, построенные по принципу истинной общины, на протяжении многих веков обозримой для нас истории человечества создавались Великими Учителями и их ближайшими последователями. Они оставили человечеству драгоценный опыт проведения в жизнь идей Общего Блага и сознание того, что построение мировой общины как эволюционно суждённой формы объединения человечества — возможно. Все эти Созидатели были звеньями Единой Цепи и Единого Плана Космической Эволюции, которая утверждается на нашей планете. В прошлом объединения по принципу общины осуществлялись в отдельно взятых сообществах и не носили массового характера. Эти ростки Нового Мира были сокрыты стеной сорных трав человеческого невежества и разъединения.
Согласно древнему преданию, о котором упоминает Н.К. Рерих, «каждое столетие Архаты делают попытку просветить мир общиною. Но до сих пор ни одна из этих попыток не удалась. Неудача следовала за неудачей»21. «...Культ себеслужения разъединял человека с человеком, страну со страной; и последствиями были войны, и убийства, и притеснения»22, — читаем в трудах Н.Д. Спириной.
Сейчас для человечества настал решающий момент: дойдя до предела разъединения, оно стоит на краю гибели. И вновь «приходит новый духовный Учитель, берущий на себя подвиг спасения планеты путём обновления сознания землян, и даёт новый импульс к возрождению. Он даёт Учение, содержащее синтез всех предшествующих религий в их чистом виде...»23 — говорит о Живой Этике Н.Д. Спирина. И вновь повторяется Великими Учителями, что остановить гибель человечества может только принятие основ общины. «Если Будда закладывал фундамент для общины, то в Живой Этике община указана как неизбежность для всего человечества»24. Этому понятию посвящена отдельная книга Учения, данная для подготовки сознания людей применительно к современному этапу развития человечества.
Н.Д. Спирина перед конференцией, посвящённой Ю.Н. Рериху. 2002 Н.Д. Спирина с сотрудниками СибРО у строящегося Музея Н.К. Рериха |
Тема Общины и единения людей между собой занимает особое место в выступлениях Н.Д. Спириной. «Всё подлинное происходит естественно, — пишет она. — Община создаётся естественно, без нарочитых предпосылок, по законам, ей присущим. (...) Когда
в отдельных людях возникает или имеется стремление к сотрудничеству во имя Общего Блага, лишённое личного, эгоистического начала, оно объединяет накрепко»25, — говорит Наталия Дмитриевна в Слове о книге «Община». На протяжении всех лет Наталия Дмитриевна постоянно возвращается к этой теме. В 1992 году звучит её Слово «Путь к Общине», в 2003-м — Слово с таким же названием, но уже в двух частях. В нём говорится о том, что «смысл и цель нашей жизни — создать общину на Земле и утверждать её как преддверие к великой Общине Белого Братства. (...) Без утверждения общины на Земле путь к совершенствованию будет закрыт»26.
В этом Слове раскрываются отрицательные свойства человека, преграждающие путь к Общине, и рассматриваются качества, способствующие её созданию, такие как расширение сознания — для вмещения понятия общины; искренность, самоотверженность —
в служении общему благу; мужество и бесстрашие, без которых невозможен подвиг служения; спокойствие и равновесие.
К Шестым Рериховским чтениям Н.Д. Спирина готовит доклад «Кузница мощи», где рассматривает все виды общины, от семьи до Дальних Миров. Она выделяет два подготовительных этапа на этом пути: самосовершенствование, т.е. утверждение в себе положительных качеств и изживание отрицательных, и сотрудничество — объединение в общем труде для служения людям. Эти этапы в Учении названы подготовкой общинников; не пройдя их, невозможно создать общину, иначе, как отметила Наталия Дмитриевна в статье «Вершина и подножие», произойдёт профанация великой идеи.
Наталия Дмитриевна готовила общинников не только теоретически, но и практически, как и предшествующие основатели духовных общин, — о трудах этих подвижников она рассказывает в своих статьях и очерках. Она утверждала, что «совершенствоваться можно по-настоящему, только не уходя из жизни: в труде, в столкновениях, в борьбе усовершенствуются наши качества, наша воля, наши энергии. Уединяясь, мы не имеем возможности бороться со своими отрицательными свойствами, потому что они не приходят в столкновение с жизнью»27. И созданное Н.Д. Спириной Сибирское Рериховское Общество давало возможность подготовки сотрудников. В основание СибРО ею были положены те же принципы общины, которые утверждал великий Будда, но на новом витке эволюции и данные через Учение Живой Этики: самосовершенствование, труд (физический и духовный) и готовность служить благу людей.
Наталия Дмитриевна считала, что приступить к духовной работе никогда не поздно, помогала овладевать методами этой самой трудной работы, призывала к формированию в себе достойного облика, воспитанию тех качеств, которые помогают творить взаимоотношения. Приведём лишь некоторые советы Наталии Дмитриевны относительно самосовершенствования из её бесед с сотрудниками.
«Мы должны думать о ценности каждого сотрудника, — говорила она. — Не должно быть у нас чувства превосходства». Говоря о чуткости в сотрудничестве, призывала прислушиваться очень внимательно к тому, что говорят другие; слышать и слушать; проявлять бережность, думать добрее о других. Оказывать, по мере возможности, всяческую помощь нуждающимся. Приносить «мысленную помощь — сострадание, даже к злодеям; не желать им зла, не желать смерти, а желать прозрения, духовного возрождения».
Говорила о том, что признательность — очень высокое чувство, оно ведёт к любви. «Без признательности не может быть любви, тем более к Высшему. Малого нет — за всё благодарить». «Из благодарности проистекает признательность, из признательности — любовь, а из любви — преданность».
«В отношениях между общинниками никого "нельзя принуждать, нельзя даже убеждать, можно лишь вкладывать, закрепляя известью чувства", но лишь сердце горит. То есть любить, вкладывать свою любовь».
«Близость складывается естественным образом, так как это область чувств. Никакое насилие невозможно, никакие призывы — "давайте любить друг друга!"»
«Насилие не бывает атрибутом убеждения. Уговаривать необходимо».
«У каждого Общества своя индивидуальность, она очень яркая, и мы её не можем менять», — подчёркивала Наталия Дмитриевна. Мысленно и сердечно она объединяла все Рериховские Общества, созданные её мощным импульсом, в единую Общину. В одном из своих выступлений на «круглом столе» СибРО Наталия Дмитриевна сказала: «...особое старание мы стремимся приложить к дальнейшему объединению всех Рериховских обществ, координируя наши действия, делясь опытом работы, учитывая успехи и неудачи и содействуя друг другу во всех благих начинаниях. Мы утверждаем дружбу и взаимопомощь. Мы учимся сотрудничеству, которое в конечном итоге приведёт к Общине»28. «Если даже объединение двух-трёх сотрудников может явить помощь большим делам, то каково же будет воздействие на всю планету и на сферы, окружающие её, когда общинниками станут все люди доброй воли!»29
Сибирским Рериховским Обществом были организованы «круглые столы», посвящённые рериховскому наследию и Учению Живой Этики, педагогические и научные семинары, семинары по изучению Живой Этики, на которых Наталия Дмитриевна стремилась передать свой духовный опыт всем желающим.
«Наше Общество — это продолжение того, что идёт от Бориса Николаевича Абрамова, а он, в свою очередь, — от Николая Константиновича Рериха, — говорила Наталия Дмитриевна. — Это продолжение Иерархической цепочки; благодаря продолжению этого и Помощи Свыше Общество и образовалось. Сама бы я не смогла ничего сделать. Было Указано, что будет Помощь через этот канал, и действительно, мы видим, как Помощь идёт, несмотря на все трудности». Сейчас опубликованы Письма Е.И. Рерих к Б.Н. Абрамову, в которых Елена Ивановна указывала, Кто будет помогать Наталии Дмитриевне в России.
Одним из важнейших этапов становления Сибирского Рериховского Общества и объединившихся вокруг него Рериховских Обществ и групп стало строительство Музеев Н.К. Рериха в Новосибирске и на Алтае. Общее дело, на которое устремила и объединила сотрудников Наталия Дмитриевна, дало огромный приток сил, энтузиазма, веры в мощь единения, а также практическую закалку многим качествам сотрудничества, это способствовало и созданию необходимой дружной атмосферы и сплочению единомышленников. Наталия Дмитриевна была фокусом духовного единения и помогала выстоять в неимоверно трудных условиях, осуществить строительство музеев и выполнить эволюционно важное дело. Был получен тот самый драгоценный опыт совместного труда, который лёг в основу дальнейшего продвижения по пути к общине.
Перед нами всегда будет пример истинного общинника — Наталии Дмитриевны Спириной, на наших глазах воплощавшей в жизнь Учение Живой Этики. Весь её жизненный путь — это самоотверженное, подвижническое служение делу и людям. Она себе не принадлежала, говорят те, кто был рядом с ней. Её время, силы, талант, знания — всё отдано людям. Даяние было смыслом её жизни. Она всегда спешила на помощь, спасала в тяжкие минуты, согревала сердца. Своей человечностью, состраданием, любовью она показала нам образец отношения к окружающему миру, к людям. Всегда устремлённая в будущее, она творила его своей огненной мыслью. Человек высокой духовной культуры, разносторонне одарённая, своим обликом, своим поэтическим словом она воплотила в себе красоту и несла её людям. Её неугасимая вера в Высшую помощь помогала подниматься тем, кого она вела за собой. Она несла весть Братства об Общине, устремляла к ней и огненно утверждала:
Община мира суждена,
Утверждена дорога к звёздам;
Приди, прими — твоя она,
Весна неслыханного роста
Зерна космической мечты,
В которой расцветаешь ты —
Община звёзд, дорога к звёздам.
* Доклад на Торжественной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения Н.Д. Спириной. 1 мая 2011 г.
1 Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М., 2003. С. 133.
2 Там же. Т. 2. М., 2000. С. 283.
3 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 273.
4 Рокотова Н. Основы буддизма. Таллинн, 1990. С. 11.
5 Там же. С. 10.
6 Там же.
7 Там же. С. 15.
8 Там же. С. 25.
9 Рокотова Н. Основы буддизма. С. 16.
10 Там же. С. 43.
11 Там же. С. 48.
12 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. Рига: Виеда, 1992. С. 46.
13 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 4. Новосибирск, 2011. С. 64.
14 Там же. Т. 1. С. 334.
15 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 75.
16 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. С. 378.
17 Там же. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 45.
18 Там же. Т. 1. С. 203.
19 Яровская Н. Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 2005. С. 43 – 44.
20 Там же. С. 60.
21 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 360.
22 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. С. 5 – 6.
23 Там же. Т. 1. С. 262 – 263.
24 Там же. С. 412.
25 Там же. С. 174.
26 Там же. Т. 2. С. 594.
27 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. С. 221.
28 Там же. С. 83.
29 Там же. С. 60.