Мысли на каждый день

Там, где нет величавой простоты, там нет и красоты, значит, нет и Высшего Присутствия.

Рерих Е.И. Письмо от 01.08.1934

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Неизвестная статья Н.К. Рериха из журнала «Theatre Arts Magazine»

Автор: Соболев Андрей  

Другие части статьи: ПЬЕТРО ГОНЗАГА

Теги статьи:  Николай Рерих

А. П. СОБОЛЕВ, президент «Исследовательского Фонда Рерихов», г. Санкт­-Петербург


В 1922 году в октябрьском номере журнала «Theatre Arts Magazine», выходящего в Нью-Йорке, появилась статья Николая Рериха под названием «Пьетро Гонзага». Посвящалась она выдающемуся итальянскому театральному декоратору, архитектору, сценографу и теоретику искусства. Несколько лет назад этот журнал неожиданно попал ко мне в руки. С удивлением я обнаружил, что этой статьи нет на русском языке. После её перевода у меня возник вопрос: что же побудило Н.К. Рериха написать об этом выдающемся человеке?

Под одной из представленных в статье репродукций театральных декораций Гонзага есть подпись: «С постоянной выставки в Мастер-Школе объединённых искусств», а в конце журнала помещена реклама самой школы (Master School of United Arts). Известно, что идея её открытия родилась у Николая Константиновича сразу после приезда в Америку. Художник хотел создать учебное заведение по образцу Рисовальной школы Общества поощрения художеств в Петрограде, которой он руководил до 1918 года. Конечно же, в работе с учащимися сотрудники и преподаватели школы обращались к лучшим произведениям выдающихся мастеров. Николай Рерих писал, что в новой школе все формы искусства должны быть собраны под одной крышей, чтобы учащиеся получали здесь гармоничное, целостное и законченное художественное воспитание начиная с детского возраста. Школа должна была содействовать выявлению и развитию творческих способностей.

Видимо, произведения выдающегося итальянского мастера, творившего в России, составляли часть постоянной экспозиции в Школе объединённых искусств, в связи с чем Н.К. Рерихом и была написана небольшая статья, посвящённая Пьетро Гонзага.

Представляя читателям статью Николая Константиновича, приведём краткие биографические сведения об этом итальянском художнике и декораторе.

Родился Пьетро ди Готтардо Гонзага (Гонзаго) 25 марта 1751 года в Италии, в местечке Лонгароне близ Венеции, в семье художника и театрального декоратора. С детства мальчик мечтал стать актёром, но его родители видели для сына совершенно иное будущее. С юных лет Пьетро обучался искусству и уже с 14 лет начал работать у театрального художника Карло Бибиены. В 18 лет он переехал для обучения живописи в Венецию, а позже в Милан. Через 10 лет, в 1779 году, состоялся его дебют как художника в театре «Ла Скала». В течение следующих лет Пьетро Гонзага занимался оформлением спектаклей в театрах Милана, Рима, Пармы, Венеции, Падуи, Генуи и других итальянских городов. В 1792 году по приглашению русского посла, князя Н.Б. Юсупова, Гонзага приехал в Петербург и поступил на службу в дирекцию императорских театров, получив должность главного художника.

Находясь в России, Пьетро Гонзага выступил подлинным реформатором русской сцены. Создаваемые им театральные зрелища поражали современников виртуозной живописностью и удивительным правдоподобием пространственных эффектов.

Гонзага оформлял спектакли для театров Петербурга, Гатчины, Павловска, Петергофа, Архангельского и Москвы. Занимался он также оформлением маскарадов, балетов, торжественных церемоний для царской семьи: коронаций императоров Павла I, Александра I и Николая I, траурных процессий при похоронах Петра III, Екатерины II, Павла I и Александра I, бракосочетания великой княжны Анны Павловны и Вильгельма, принца Оранского, и др. Написал декорации к мелодраме с балетом «Медея и Ясон» для комнатного театра вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.

Его опыт художника-декоратора оказал огромное влияние на несколько поколений мастеров театральной живописи.

Параллельно с деятельностью в театре Гонзага работал над созданием прекрасного парка в Павловске. Ему так нравилась эта работа, что с 1796 года он стал проводить здесь бо'льшую часть времени, благоустраивая и преобразуя отдельные участки парка, хотя многие друзья и отговаривали его от этого, считая, что страдает основной вид его деятельности — работа в театре. Но, видимо, художник ощущал в Павловске громадный потенциал и возможность реализовать свои самые смелые замыслы.

Создавая садово-парковые ансамбли, Гонзага словно рисовал пейзаж, подбирая деревья с учётом цветовой гаммы, где золото клёнов и берёз сочеталось с сереб­ром ив, бронзой дубов и зеленью хвойных деревьев. За счёт этого возникали удивительные картины, так очаровывавшие современников.

При оформлении пространств Гонзага умело избавлялся от лишних деталей. Один из его современников вспоминал, что мастер каждое утро совершал обход парка в сопровождении одного из учеников, нёсшего за ним ведёрко с краской и небольшую кисть. Гонзага указывал на деревья и кустарники, которые юноша помечал краской. Это означало, что данные экземпляры подлежат стрижке или вырубке. Очищая таким образом парк от ненужной растительности и умело компонуя различные виды растений, Гонзага добивался поразительного эффекта.

Вклад Пьетро Гонзага в формирование садово-паркового ансамбля Павловского дворца огромен: он участвовал в планировке Английского парка, по его эскизам целый ряд дворцовых залов и павильонов был украшен композициями, эффектно продолжающими реальную архитектуру. Это, например, Большой дворец, где по его проекту построена галерея между центральным и боковыми корпусами дворца, которая так и называется — галерея Гонзага, а также Елизаветинский и Розовый павильоны парка, Пиль-башня, Новое и Старое Шале. Он декорировал и Остров любви (или Обворожённый остров) на Венерином пруде.

Необычное сочетание предельно простого и торжественного стало основной характерной чертой творчества Гонзага. Он обучил своему ремеслу немало русских и иностранных художников и механиков сцены.

Художник продолжал творить до глубокой старости. В 1828 году он был уволен со службы в императорских театрах, но продолжал архитектурно-декоративные работы в Павловске. Умер Гонзага 6 августа 1831 года и был похоронен в Петербурге.

Свой богатый опыт он обобщил в ряде сочинений, частично изданных в Петербурге в начале XVIII века на французском языке.

Некоторые театральные работы Гонзага хранятся в Театральном музее им. А.А. Бахрушина в Москве.

1 Андреа Палладио (итал. Andrea Palladio), настоящее имя Андреа ди Пьетро (30 ноября 1508, Падуя — 19 августа 1580, Виченца) — великий итальянский архитектор позднего Возрождения и маньеризма. Основоположник палладианства и классицизма.

2 Марк Витрувий Поллион (лат. Marcus Vitruvius Pollio; I век до н. э.) — римский архитектор и механик, учёный-энциклопедист.

3 Иниго Джонс (Inigo Jones; 15 июля 1573, Лондон — 21 июня 1652, там же) — английский архитектор, дизайнер, художник и сценограф, стоявший у истоков британской архитектурной традиции.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Доклады