Мысли на каждый день

Четыре камня положите в основание действий ваших. Первый – почитание Иерархии. Второй – сознание единения. Третий – сознание соизмеримости. Четвертый – применение канона «Господом твоим».

Озарение, ч. 2, гл. 9, п. 10

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Подборки из Учения Живой Этики
СОВЕТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ЖИЗНИ (5)

Автор: Подборки  

Другие части статьи: СОВЕТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ЖИЗНИ (4). Гигиена жизни / СОВЕТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ЖИЗНИ (2) / СОВЕТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ЖИЗНИ (3)

Теги статьи:  подборки, гигиена, работа с детьми

Н.К. Рерих. ГИМАЛАИ. ЛИЛОВЫЙ СВЕТ. 1944

Оздоровление жизни есть первая задача.

Из Записей Б.Н. Абрамова

 

ГИГИЕНА ЖИЗНИ

«...Чудовищно количество безумцев. Не только надо лечить их, но следует найти причину их размножения. И слабоумие также нуждается в надзоре. Безумие заразительно. Детское слабоумие указывает на ненормальность всей жизни. Люди согласны с тем, что условия жизни нездоровы, и всё-таки каждый совет об оздоровлении будет принят враждебно. В этом заключается ужас потрясения основ. Ужасно, когда самые ценные предметы подвергаются опасности! Бережность должна выражаться во всей жизни»2.

«Не только люди не обращают внимания на эманации Земли, они не отдают себе отчёта в качестве употребляемой воды, хотя и привыкли лечиться водами. Для охранения люди придумали употреблять кипячёную воду, забывая, что некоторые водные организмы жить в кипячёной воде не могут. Правда, многие микробы погибают при кипячении, но зато при охлаждении именно кипячёная вода принимает наибольшее количество мёртвых частиц атмосферы.

Если хотите понизить мозговую восприимчивость, пейте долго стоявшую холодную кипячёную воду, она сообщает организму вялую затхлость.

Учим употреблять кипячёную воду лишь в свежем, очень горячем состоянии.

Мы пользуемся родниками... (...) Чистая вода не только утоляет жажду, но и озонирует всю атмо­сферу.

Раны лечим погружением в чистую воду. Свет и вода Наши лекарства»3.

«Держите в жилищах ваших чистый воздух, устремляйте к приходящим лучшие пожелания...»4

«Люди не должны держать в домах ничего гнилого. Явление брожения или несвежая вода привлекают нежелательных сущностей»5.

«Также заботливо нужно охранять чистоту воздуха в спальне. (...) Мята будет лучшим освежителем... (...)

Также надо наблюдать, чтобы в доме не оставалось грязной воды. Домашние фонтаны и аквариумы обычно являются нежелательным рассадником. Зачем мучить рыб и птиц темницей?»6

«Тёмные знают, что для привлечения сил низших сфер нужно разложение, и они находчиво устраивают такие очаги смуты и разложения. По этой причине давно Советовал не держать в доме разложившейся мясной пищи и испорченных растений, также гнилой воды. Люди редко обращают внимание на такие факты, которые даже современные врачи подтверждают»7.

«Правильно удалять от дома все гнилые вещества. Но кроме разложения мяса или воды также вредны гнилые плоды и отцветшие цветы. Когда кто-то принимает меры к удалению мёртвых цветов, то можно заметить, что чувствознание не только во имя красоты удаляет потерявшие жизнь растения, но по знанию закона Тонкого Мира. Если низшие сущности питаются разложением, то за неимением гнилых продуктов они довольствуются растениями. Можно хвалить, кому дух подсказывает правильное отношение ко всему окружающему»8.

«Основа жизни должна быть чиста. Правда, некоторые двуногие всю жизнь проводят в грязи; они всё же как-то прозябают, но каждый, привыкший к чистоте, задыхается в грязи.

Совершенно то же и в пище. Кто привык к пище чистой, тому нездорово наполняться нечистыми разложениями. Кто от детства привык к пище нечистой, тот не подвержен последствиям, но должен помнить, что в пище нечистой заключаются зачатки самых ужасных болезней. Можно не отдавать себе отчёта лишь некоторое время, но потом посев даст жатву»9.

«Не объедайтесь, иначе говоря, будьте осторожны в пище»10.

«Пища вообще не нужна в обычном количестве. Мудро сказано, что еда есть цепи дьявола. Многие поколения отягощались обжорством, потому и обратный процесс требует осторожности. Во всяком случае, больше людей погибает от переедания, нежели от голода. Но требуется постепенность во всех процессах атавизма. Нельзя сразу ломать, но можно указать, что каждая ненужная пища вредна»11.

«Буквальное выполнение некоторых советов не всегда полезно или целесообразно. Например, вопросы о пище, ибо на высотах пища одна, в низинах другая, в пути одна, на месте другая, для грузчика одна, для человека умственного труда другая, для больного одна, для здорового другая. Нет общей меры и нет общих правил. (...) Безусловно вредны при всяких условиях разлагающиеся продукты, раздражение, злоба, страх, зависть и так далее. Вещи вредные безусловно следует отделять от всех прочих явлений и их избегать»12.

«Но правило общее: не следует есть насильно, когда нет желания»13. «Самое вредное употребление пищи без определённых сроков и без нужды»14. «Так будьте проще и утончённее в питании»15.

«Чистая пища имеет очень большое значение и при здоровой психике служит щитом от болезней. Очень много люди болеют от отравления атмосферы, от убийственных мыслей, превалирующих в людских сборищах, от недоброжелательства соседей. От всего этого необходимо обороняться. (...) Когда-то болезни исчезнут из человеческого общества и старость не будет сопровождаться заболеваниями и дряхлостью. Пока же надо много помыслить и поработать над тем, как от этого защищаться»16.

«Кроме того, много растительных продуктов требуют исследования. Люди относятся настолько первобытно, что удовлетворяются определениями — хороший и дурной, свежий и гнилой, притом восхищаются размерами продуктов, забывая, что искусственная величина разрушает ценность качества. Даже такие примитивные соображения упускаются из виду. Развитие свойства жизнеспособности должно быть почерпаемо из всех царств природы»17.

«Лучшие целебные продукты часто оставляются в небрежении. Молоко и мёд считаются питательными продуктами, но совершенно забыты как регуляторы нервной системы. При явлениях в чистом виде они содержат драгоценную всеначальную энергию. Именно это качество должно быть в них охранено. Между тем стерилизация молока и специальное очищение мёда лишают их самого ценного качества. За ними остаётся питательное значение, но основная ценность их исчезает.

Конечно, необходимо, чтобы продукты употреб­лялись в чистом состоянии. Так животные и пчёлы должны содержаться в здоровых условиях; но все искусственные очищения уничтожают их прямое назначение»18.

«Знание витаминов есть знак грядущего века. Но к физическому естеству витаминов следует прибавить сознательную психическую энергию, и тогда множество запросов физического и духовного целения разрешатся. Так можно начинать сопровождать приём витаминов соответственною мыслью»19.

«Только невежество может утверждать, что синтетическое розовое масло, или мята, или лимонная кислота, или грушевая эссенция, или различные соки могут заменить настоящие, то есть натуральные, то же самое и с витаминами. Тёмная рука пытается разрушить великое значение полезности натуральных витаминов и заменить их искусственными, иначе говоря, фальсифицированными. С этим вредительством надо бороться. Нельзя заменять натуральные продукты суррогатами»20.

«Благовонно, жизнедательно и полезно дыхание многих растений и деревьев, особенно хвойных — как бы озонаторы живые и действующие постоянно. (...)

Перемена места жительства и пребывание на лоне природы могут явить чудеса. (...)

Мята и эвкалипт — мощные очистители, а также смола хвойных деревьев и хвойные корешки, скипидар первосортный — живица, сосновое или пихтовое масло»21.

«Мята может принести пользу даже как комнатное растение, ибо эманации живых листьев самые тонкие и естественные, так же и розы. Там, где можно иметь цветы, там не нужны масла. Так, самое живое и самое естественное лучше всего. Не забудем, что мята и розы отличная дезинфекция»22.

«При изучении эманаций розы вы заметили, что даже прохождение мимо цветка уже оказывает влияние на его эманации. Из одного такого наблюдения можно видеть, как чутки растения и как мощны воздействия человека. (...) Если человек своей энергией может воздействовать на следующий этаж через балки и ковры, то какие выводы можно сделать для людских общежитий!

Можно понять, что человеческое общение возможно лишь при условии полного доброжелательства»23.

«Необходимо усвоить, как нужно путешествовать! Не только надо оторваться от дома, но надо преобороть само понятие дома. Точнее сказать — нужно расширить дом. Там, где мы, — там и дом. Эволюция свергает явление дома-тюрьмы. (...) В насиженном месте столько закопчённости, столько кислоты и пыли. Мы против затворничества, но маленькие домики, с проплесневевшей атмосферой, хуже пещер. (...)

Удумать надо, как человечеству нужны путешествия!»24

«Даже в физических заболеваниях ищите психическую причину. Народы сложили много поговорок об этих влияниях, они скажут: "от сердца глаз затемнился"; или "обеззубел с натуги"; или "раскололась грудь от думы" — так помнят народы о главной причине болезни. И врач разумный различает трудность лечения от духовного состояния. Утверждать можно, что каждая болезнь протекает быстрее, когда она не поддерживается психической причиной»25.

«...Организм человеческий при естественных усло­виях может отлично бороться с болезнями. Значит, нужно понять, какой должен быть организм и какие условия. (...) Они [естественные условия] сводятся к примитивным санитарным мерам, но самая главная основа жизни упускается.

Невозможно создать здоровье без внимания к психической стороне. Например, люди едут в санаторий, чтобы поправить здоровье, они попадают в случайное общество больных. Невозможно представить себе, чтобы такое окружение могло оздоровить психическую сторону организма. Наоборот, сборище больных, внимание которых сосредоточено на болезни, может лишь усиливать мнительность и даже воздействовать на ухудшение.

Нужно вспомнить из древности, что больные уходили в одиночество и общались лишь с природой. При этом люди уходили не только в случае заразных болезней, но и когда организм требовал обновления. (...) ...Люди начинают мечтать об одиночестве, в этом сказывается инстинкт самосохранения и оздоровления. (...) Люди знают, что разрушение нервной системы дошло до крайности. Люди понимают, что невозможно двигаться по пути гниения. Но лишь немногие умеют помыслить о значении здоровья в полном смысле.

Не психология с холодными рассуждениями, но требуется озарённое стремление к оздоровлению. (...)

Напомним о разных исканиях, когда люди чуяли, что надо изменить нездоровые условия. Устремление в природу нужно связать с психическим горением... Настанет время, когда врачи поймут, что организм может бороться сам против болезней»26.

«Не нужно думать, что можно иметь универсальное лекарство от болезней, которые имеют тысячи причин. (...) ...Нужно понять, что универсальное средство невозможно, ибо происхождение болезней совершенно различное. (...) Казалось бы, очень примитивно соображение о разнородности организмов, особенно состояния духа, но человечество так любит панацеи. Между тем панацея лишь одна — возвышенное сознание!»27

ДЕТИ. ШКОЛА

«Теперь, когда близится важное время, нужно омыть возможно больше детей, они будут думать о городах будущего. Нужно им дать правдивую книгу о подвижниках Общего Блага, но книга эта ещё не написана. Поддельны книги детей, поддельны игрушки, поддельны улыбки воспитателей. Среди сплошной подделки можно ли ожидать правдивости?

Советую явить время для детей. Пусть тащат сами брёвна своего города. (...)

Давайте детям лишь настоящие вещи!»28

«Уберегите детей от всего ложного, уберегите от дурной музыки; уберегите от сквернословия; уберегите от ложных состязаний; уберегите от утверждения самости, тем более что нужно привить любовь к непрестанному знанию. Мускулы не должны забивать ум и сердце. Какое сердце возлюбит кулачные удары?»29

«Приучайте детей улавливать токи тепла жизненного. Помогите детям улыбаться радостно истинному явлению Бытия. Удержите от почитания призраков. Не надо вымыслов, когда Мир раскрывает своё чудесное построение. Так всё пространство полно лучами Миров прекрасных»30.

«Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли поручать детей человеку удручённому? Можно ли забыть, какое излучение даёт горе? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызовет восторг? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды? Можно ли ощущать построение при скрежете зубовном? Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух? Так Говорю, так Повторяю, что народ, забыв учителя, забыл своё будущее. Не упустим часа, чтобы устремить мысль к радости будущего. Но позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны. Приходит время, когда дух должен быть образован и обрадован истинным познанием. Огонь у порога»31.

«Нужно смягчить сердце учителей, тогда они пребудут в постоянном познавании. Детское сердце знает, что горит и что потухло. Не урок заданный, но совместное с учителем устремление даёт мир чудесный. Открыть глаза ученика — значит вместе с ним полюбить великое творение. Кто не согласен, что для устремления вдаль нужно стоять на твёрдой почве, стрелок подтвердит. Так научимся заботиться обо всём, что утверждает будущее»32.

«Так, когда школьные учителя поймут, что есть обращение по сознанию, тогда начнётся истинная эволюция. Невозможно разделить человечество лишь по возрасту или по классам. Постоянно видим, как некоторые дети нуждаются в слове возмужалом и пожилые люди, иногда государственного положения, могут уразуметь лишь детские соображения»33.

«Люди изучают жизнь пчёл, муравьёв, обезьян; люди изумляются перелётным птицам, их порядку, их стройности, но всё же не делают соответственных выводов для улучшения жизни земной. Естественная история должна быть преподана в школах как можно полнее и увлекательнее. Нужно на примерах растительного и животного царства дать понять, какие сокровища заложены в человеке. Если сравнительно низшие организмы чуют основы бытия, то тем более человек должен приложить усилия к преуспеянию. Много ценных показаний проявлено всюду. С самых первых уроков учащиеся пусть порадуются чудесами жизни»34.

«Эволюционные мировые процессы должны быть очень увлекательно изложены в школах. Родина выливается из мировых процессов и должна занимать вполне обусловленное место и значение. Каждый должен знать истинную ценность своего отечества, но оно не должно быть растущим древом в пустыне, оно имеет свои сотрудничества со множеством народов. Также и верование в Высшую Справедливость придёт от знания действительности. Пусть процессы Мира найдут живых толкователей. Нужно следить, чтобы эти великие пути народов не искажались в угоду невежества»35.

«Несмотря на все достижения науки, люди особенно трудно понимают наполненность пространства. Они говорят о микробах, о неуловимых сущностях, но всё-таки подумать о наполненности пространства им почти невозможно. Сказка для них, если напомнить, что так называемый воздух наполнен сущностями разных эволюций. Также трудно человеку представить, что каждое его дыхание, каждая его мысль меняет окружение его. Одни усиляются и приближаются, иные сгорают или уносятся вихрем токов. Человек не хочет понять, что он одарён сильными энергиями. Он поистине Царь Природы и Повелитель несметных легионов сущностей. Можно иногда в школах показать детям на сильных микроскопах наполненность пространства. Они должны приучаться к воздействию психической энергии»36.

«Необходимо проверить программы школ и усилить линию достоверного познания. (...) Необходимо это выпрямление школьного мышления провести
немедленно, иначе ещё одно поколение недоумков будет позорить планету. Нужно усилить естествознание, поняв значение этого слова. Биология, астрофизика, химия привлекут внимание самого раннего детского мозга. Дайте детям возможность мыслить!»37

«Искусство мышления должно быть развиваемо в школах. Каждое искусство нуждается в упражнении. Также мышление должно быть усилено упражнением. Но такое углубление не должно быть тягостным и скучным, потому руководитель такого предмета должен быть истинным просвещённым. Можно видеть, что самые ужасные бедствия в истории человечества происходили от неумения мыслить. Можно найти множество примеров, когда срывчатое мышление и необузданные чувства вели к пропасти целые народы. С другой стороны, леность мышления и тяжкодумие разрушали уже сложенные возможности. (...) Ничего нет тайного в искусстве мышления и в утончении сознания. Лишь высокое качество добросовестности утвердит путь мыслителя. При этом никто не скажет, что мыслитель есть особая порода. Каждый ребёнок может быть направлен к мышлению. Так нужно рассматривать искусство мышления как здоровье народа»38.

«Человечество должно лучше изучать мышление. Нужно в школах установить науку о мышлении не как отвлечённую психологию, но как практические основы памяти, внимания и сосредоточения.

Конечно, кроме названных четырёх областей науки мышления, многие качества требуют развития — чёткость, быстрота, синтетичность, оригинальность и другие. Можно также излечивать вспыльчивость. Если бы часть усилий, затрачиваемых на спорт в школах, уделялась бы мышлению, то скоро результаты были бы поражающими.

Жизнь и изречения явленных великих сподвижников и героев, конечно, нужно явить во всех школах»39.

«Природа вещей должна быть преподаваема среди самых первых предметов. Она должна быть прекрасно рассказана во всей реальности; должна быть показана преемственность миров со всеми научными сопоставлениями. (...) Нужно познать, для чего необ­ходимы честь, достоинство и все прочие качества человечности. От самых ранних лет дети должны слышать о Мирах Тонком и Огненном, должны понимать начало Иерархии и добра»40.

«Для роста познавания красоты в школах учреждается изучение красоты жизни. История Искусств и Знаний войдёт в этот предмет, ибо он должен касаться не только бывших пониманий, но и содержать указания по современным достижениям. Руководитель этого предмета должен быть действительно образованным, чтобы избежать всякого изуверства, которое содержит в себе зерно невежества»41.

«Нововведения во всех областях науки и в школах необходимы. (...) Слишком много лет проходит сейчас, пока достижения лабораторий, исследования и открытия доходят до школы и народа. Нужно при школах устроить информационные отделы с популярным изложением новейших достижений. Явление ускорения сообщений сведений очень необходимо, ибо газеты не дают важнейших сведений»42.

«Подкупность должна быть искореняема всеми средствами, но нельзя полагаться на карательные меры. Они плохо помогают. Нужно среди уроков Этики в школах утвердить мысль, что подкупность не соответствует достоинству человека. Следует очень пристально наблюдать, не покажутся ли где признаки такого гниения? После подкупности не менее позорно неделание долга. Но это преступление так всасывается от малых лет, что и воздействие возможно лишь от малолетства. Пусть дети приучаются к работе взрослых. На качестве труда придёт и сознание долга. Каждая небрежность, забывчивость и уклончивость может быть осуждена лишь в своём сердце»43.

«Духовность является природным заработанным качеством. (...) Но нужно начинать такое преображение от рождения. Нужно дать чистую атмосферу, не затемнять воображения подлыми видами, научить радоваться именно возвышенно-прекрасному, удалять роскошь и всякую грязь. Человек духовный не будет ханжой, не будет лжецом и трусом. Он познает труд, как необходимый способ совершенствования, но сердечная молитва его будет огненно прекрасна»44.

«Также приветствуем и тех школьных учителей, которые найдут час рассказать ученикам о достоинстве и ответственности человека, об энергии всеначальной и о всенародных сокровищах. Такие наставники уявят уже путь труда и достижений. Они найдут гармонию между приматом духа и здоровьем тела. Книгу знания они внесут в каждое жильё»45.

«Обычная ошибка, что люди перестают учиться после школы. Пифагорейцы и тому подобные философские школы Греции, Индии и Китая дают достаточно примеры постоянного учения. Действительно, ограничение лишь обязательными школами образования показывает явление невежества. Обязательная школа должна быть лишь входом в настоящее познавание. Если разделить человечество на три категории: на вообще не знающих школы, на ограниченных обязательным школьным образованием и на продолжающих познавание, — то последнее число окажется удивительно ничтожным. Это показывает, прежде всего, небрежение к будущим существованиям. В упадке духа людям нет дела даже до собственного будущего. (...) Несколько поколений одновременно существуют на Земле и одинаково мало устремляются к будущему, которое им не миновать. Небрежность эта поразительна! (...) Не в ханжестве, не в суеверии, но в просветлении можно радоваться не только детским школам, но и объединению взрослых для постоянного познавания»46.

Продолжение следует

Составитель Наталья Малышева

1 Продолжение. Начало в №№ 9 – 11, 2015; № 1, 2016.

2 Братство. 178.

3 Община. 159.

4 Там же. 91.

5 Мир Огненный. I. 227.

6 Агни Йога. 196.

7 Напутствие Вождю. 85.

8 Мир Огненный. II. 101.

9 Аум. 218.

10 Мир Огненный. II. 68.

11 Там же. 168.

12 Грани Агни Йоги. I. 13 мая 1960 г.

13 Там же. 1958. 435.

14 Агни Йога. 442.

15 Мир Огненный. I. 482.

16 Грани Агни Йоги. XII. 715.

17 Братство. 148.

18 Там же. 201.

19 Мир Огненный. I. 205.

20 Грани Агни Йоги. XII. 183.

21 Там же. I. 5 июля 1960 г.

22 Мир Огненный. II. 197.

23 Аум. 397.

24 Община. 93.

25 Мир Огненный. I. 122.

26 Надземное. 340.

27 Мир Огненный. I. 127.

28 Листы Сада Мории. Озарение. 3 – V – 19.

29 Община. 116.

30 Мир Огненный. III. 479.

31 Там же. I. 582.

32 Там же. 583.

33 Там же. 254.

34 Община. 114.

35 Мир Огненный. II. 62.

36 Мир Огненный. II. 365.

37 Община. 157.

38 Мир Огненный. II. 61.

39 Там же. III. 429.

40 Там же. II. 188.

41 Там же. 77.

42 Беспредельность. 492.

43 Мир Огненный. II. 71.

44 Там же. III. 499.

45 Братство. 601.

46 Мир Огненный. I. 529.

Н.К. Рерих. ГИМАЛАИ. ЛИЛОВЫЙ СВЕТ. 1944

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Подборки из Учения Живой Этики