Мысли на каждый день

Притяжение возможностей неминуемо там, где все силы напряжены.

Рерих Е.И. Письмо от 15.01.1930

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Имена, вошедшие в историю эволюции человечества
«В СПРАВЕДЛИВОСТИ СИЛА» О Великом эмире Тимуре

Автор: Малышева Наталья  



Теги статьи:  Тамерлан

Не годен воистину вождь, битву не ведающий.

Листы Сада Мории. Зов, 3.02.1922 г.

В сонное время не рождается Вождь, но дни стремлений и дни тягостей создают и Вождя.

Напутствие Вождю, 113

Философы и историки, пытающиеся понять закономерность развития отдельных стран и народов, нередко задаются вопросом: что является движущей силой и обусловливает ход тех или иных событий, влияет на подъём и упадок жизни народов, возникновение восстаний и войн? Их выводы однозначны: основную роль в этих процессах играют выдающиеся личности, вожди и национальные герои. Именно они делают историю. Такие люди отличаются огромной волей, целеустремлённостью, дальновидностью. Путь их тернист и нелёгок, и обычно только будущее может дать истинную оценку их деяниям.

Таким был Тамерлан — государственный деятель, полководец, один из величайших завоевателей мира, сыгравший судьбоносную роль в жизни народов Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси. В мировой истории есть лишь несколько подобных ему успешных полководцев: Александр Македонский, Ганнибал, Чингисхан, Александр Суворов.

Его называли правителем мира, он сочетал в себе беспощадность и тонкое понимание значения искусства и науки. Он — основатель империи Тимуридов со столицей в Самарканде, от него берёт начало династия Великих Моголов, к которой принадлежал Акбар Великий.

О Тамерлане сложено немало легенд и написано множество книг. Исследователи порой относятся к нему диаметрально противоположно и на протяжении многих веков ведут споры: куда отправить его — в ад или в рай мировой истории? Однако масштаб его личности не укладывается ни в одно из расхожих клише. В конце концов исследователи пришли к выводу, что чёрно-белый подход к Тамерлану не уместен. Более того, в наше время всё чаще говорят о необходимости его исторической реабилитации.

Н.К. Рерих писал: «Истина не познаётся расчётами, лишь язык сердца знает, где живёт великая Правда, которая, несмотря ни на что, ведёт человечествок восхождению. (...) О малом, о незначительном и жалком человечество не слагает легенд. Часто даже в кажущихся отрицательных мифах заключено уважение к потенциалу внутренней мощи»1.

Существует несколько исторических источников, на которые обычно опираются при изучении жизни и деяний Великого эмира. Наиболее ценным и достоверным документом является так называемая «Автобиография», предположительно написанная со слов самого Тамерлана. Это теоретический трактат о природе власти правителя, а также описание практического выполнения «владыкой мира» своей миссии на земле. Тамерлан говорит: «Всевышнему благоугодно было поставить меня пастырем народа, возложить на голову мою венец царский и утвердить меня на престол».

Следующий источник — «Зафар-наме», или «Книга побед», труд персидского историка Шарафаддина Язди. Это первая официальная история Тимура, написанная при его жизни и охватывающая период в 46 лет. Её влияние на сочинения последующих авторов было очень значительным.

Многие исследователи опираются на труд Ибн Арабшаха, пленённого Тимуром в юности. Он написал биографию великого завоевателя — «Тамерлан или Тимур — Великий Амир».

Ещё один источник, из которого можно почерпнуть важные сведения, — «Уложения Тимура», письменный свод законов. Это своего рода наставление, как отмечает Тимур, «моим детям, счастливым завоевателям государств, моим потомкам — великим повелителям мира». В нём содержится много ценных указаний по устройству государства, армии, а также сведения об истории родного для Тимура Чагатайского улуса. Свод законов отражает взгляды Тимура на общество, определяет права и обязанности должностных лиц, социально-политическую жизнь.

Невозможно в короткой статье сколько-нибудь полно представить такую легендарную личность, как Тамерлан. Нам важно понять идею, цель, которая вела его по жизни, понять его характер, принципы действий и поступков и осмыслить явление Тамерлана как вождя. Перенесёмся в эпоху Средневековья, когда в Европе пылают костры инквизиции, идут крестовые походы, разгорается Столетняя война, неся за собой страшные жертвы. В Средней Азии в борьбе за власть безжалостно истребляют друг друга эмиры и ханы. Именно в эту эпоху родился, жил и творил наш герой — Тимур (Тамерлан). Исследователи полагают, что во многом именно жестокая историческая действительность определила его характер и его деяния. Сказано, что «ни один Великий Вождь своего народа никогда не приходил на землю с оливковой ветвью в руке. Они неизменно приходили с мечом... Оливковая ветвь появляется лишь тогда, когда меч исполнит свою работу...»2

Родился Тимур в оазисе Кеш, ныне известном как узбекский город Шахрисабз (Зелёный город), примерно в 70 км от Самарканда. В селении, окружённом пустыней, было нескольких десятков глинобитных домиков и войлочных юрт. Именно здесь в 1336 году, предположительно 9 апреля, появился на свет будущий завоеватель. В хрониках записано, что в этот день на землю пролился пепельный дождь. Мальчик родился с белыми, как снег, волосами, а в зажатом кулачке была запёкшаяся кровь. В семье это приняли как знак с небес, и отец новорождённого Тарагай объявил, что его сыну суждено стать великим воином. В соответствии со своими представлениями о военном будущем сына он дал ему имя Тимур, что в переводе с монгольского означает «железо».

Отец Тимура происходил из тюрко-монгольского племени барлас, когда-то поддержавшего Чингисхана и пользовавшегося уважением, но барласы не входили в так называемую золотую семью потомков Чингисхана и не имели права на монгольский престол как в Центральной Монголии, так и в любой другой части империи. Однако к тому времени великая Монголия уже не была таковой. Сразу после смерти Чингисхана она распалась на четыре улуса, и несколько десятков лет здесь велись междоусобные войны. Чагатайский улус был также раздираем постоянными войнами и конфликтами между местными эмирами. В 1347 году улус распался на два отдельных государства — Мавераннахр и Моголистан.

Вопрос о принадлежности Тимура к потомкам Чингисхана вызывает споры. Историк Ибн Арабшах утверждает, что корни Тамерлана восходят к Чингисхану по линии матери, однако это не принимается большинством историков, считающих, что Тамерлан не был чингизидом и поэтому он правил как эмир (от арабского слова «повелитель», «принц»), а не хан. Н.К. Рерих, ссылаясь на французского учёного Р. Груссе, в очерке «Монголы» пишет: «Тимур, сочетавший в себе стремление к изысканности Ирано-Индийской культуры с суровым укладом аскета, явился одной из наиболее красочных фигур Индо-Иранского мира. Таким образом, — подытоживает Н.К. Рерих, — правнук Чингис-хана, через Барласский род, остаётся в нас уже под освещением вдумчивого учёного»3.

Когда Тимуру исполнилось 20 лет, он поступил на службу к одному эмиру. Но возник заговор: Тимура хотели убить, чтобы освободить это место для другого человека. Он бежит и встречает друга своей юности — эмира Хусейна. Эта пора их жизни полна опасных приключений и драматических событий. Они ввязываются в войну с сильными ханами, проигрывают её, попадают в плен к врагу. Два месяца их держат в яме и намереваются продать в рабство. Спасло Тимура и Хусейна то обстоятельство, что за время их пленения здесь не прошёл ни один караван.

Бежав из плена, друзья создают маленькую кочевую армию и начинают боевые действия, которые длятся несколько лет. Когда отряд увеличился до трёх сотен, с Тимуром стали считаться и нанимать для войны с соседями. Это был воюющий мир, и такой отряд быстрого реагирования был необходим многим ханам. Но в 26-летнем Тимуре пока ещё никто не видит «великого завоевателя вселенной», как его позже стали называть современники.

Осенью 1362 года, во время ночного нападения одного из вражеских ханов, Тимур оказался на волосок от смерти. В бою он лишается двух пальцев на правой руке, у него разбита коленная чашечка. На всю жизнь Тимур остался хромым. Именно после этого сражения он получил своё второе имя — Тэмерленг, то есть «железный хромец» — так его прозвали враги. Со временем это прозвище трансформировалось в грозное имя Тамерлан, ставшее знаменитым на весь мир и вызывавшее трепет и почитание на огромных просторах Азии и в Европе.

В книге «Озарение» находим слова Великого Учителя, поясняющие причину хромоты Тимура: «Когда Я предупредил одного знатного наездника научиться соскакивать на скаку с коня, он считал это противным обычаям его страны степной. Но когда бешеный конь занёс его на стремнину берега, пришлось неумело соскочить и остаться хромым»4.

После нескольких лет типичной для средневековой Азии разбойничьей войны Тамерлан и Хусейн одержали победу над местными ханами и эмирами, а потом, на почве борьбы за первенство, стали злейшими врагами. Хусейн решил стать главой объединённого Чагатайского улуса, присоединить другие земли и возродить величие хотя бы этой части империи Чингисхана. Тимур тоже захотел заняться объединением Чагатайского улуса, и между бывшими друзьями началась война. Хусейн был схвачен и выдан родственникам убитых им людей, они и расправились с ним по законам кровной мести. Так в 1370 году Тамерлан стал во главе Мавераннахра.

Впрочем, историки утверждают, что друзей рассорила не только борьба за власть. Тимур и Хусейн были не просто соратниками, но и родственниками. Сестра Хусейна Ульджай-туркан-ага была женой Тимура. Но в 1367 году она умерла, и уже ничто не могло сдержать их вражды. А когда Тимур разбил Хусейна, то взял в жёны его вдову, Сарай-мульк-ханым. Женившись, он породнился с чингизидами, так как его жена была дочерью чингизида — Казан-хана. Сарай-мульк-ханым стала любимой женой Тимура-Тамерлана, она пользовалась его неограниченным доверием и имела огромный авторитет при дворе. Биби-ханум, как её позже стали называть, воспитала большинство детей и внуков Тимура. Только она могла встречать мужа из походов, что считалось большой привилегией.

Великий эмир был способен на истинную, нежную и верную любовь. Он испытывал огромную привязанность к своей семье и для близких был готов на всё. До конца жизни он был признателен своей сестре Туркан-Ака, выручившей его из беды в юности. Для неё он построил самый красивый мавзолей. Воюя в Моголистане, Тимур увидел во сне, что его сын Джахангир находится при смерти; он остановил боевые действия и возвратился в Самарканд. А смерть любимого 19-летнего внука Мухаммеда-Султана, которого он прочил в свои преемники, вызвала у него сильнейший приступ отчаяния. Рождение же внука Улугбека, будущего правителя государства и великого учёного, обрадовало его настолько, что он помиловал всё население города Мардина. Тимур проявил снисходительность к племяннику, который его предал, хотя предательство он считал одним из величайших преступлений.

О внешности Тамерлана мы можем судить по дошедшим до нашего времени портретам и скудным словестным описаниям. Однако все известные портреты Великого эмира написаны после его смерти. Тимуридские миниатюры могут дать о нём лишь приблизительное представление. Ещё менее достоверны рисунки и живописные работы, выполненные европейцами. Тем не менее во всех этих портретах есть что-то общее: продолговатое лицо с немного выступающими скулами, заострённые черты и глубокие морщины, выражение лица чаще всего суровое, аскетичное и печальное. И хотя Тамерлан относился к монголо-тюркскому племени, в описании его внешности отсутствуют монголоидные черты. Так, Ибн Арабшах отмечает, что «Тимур был велик и крепок. У него была крупная голова, высокий лоб, кожа его была белой. Его плечи были широки, ноги длинны, руки сильны. Он был увечен на правую ногу и руку, носил длинную бороду. Блеск его взгляда был трудно переносим, его голос был высок и силён».

О внешности Тимура было бы известно только это, если бы в июне 1941 года советские археологи не предприняли раскопок в Гур-Эмире, мавзолее Тамерлана. Реконструкцию останков проводил известный советский антрополог М.М. Герасимов. Из доклада экспедиции следует, что обнаруженный скелет принадлежал сильному, крепкому мужчине и был отмечен следами ранений и деформаций, колено было срощено с костями, в результате чего не разгибалось. Хотя Тамерлан умер в 69 лет, его биологический возраст не превышал 50-ти. Он был слишком высоким для азиата — 172 см. Его волосы были седовато-рыжего цвета, тип лица не монголоидный. Одной из самых известных легенд, связанных с именем великого завоевателя, является так называемое проклятие могилы Тамерлана. Легенда гласит, что сразу после её вскрытия должна начаться великая и страшная война. Раскопки начались в Самарканде 16 июня, а вскрытие гробницы Тимура археологи произвели 21 июня 1941 года, за день до начала Великой Отечественной войны. Есть ли связь между этими событиями, мы ответить не можем, однако именно благодаря экспедиции 1941 года учёные подтвердили легенду о его хромоте и увечьях.

Чтобы понять характер Великого эмира, нужно выделить главные его увлечения, или страсти. Согласно восточным хроникам, их было несколько. Одна из них — это шахматы. Безграничная любовь к игре, которой он увлёкся ещё в детстве и настоящим мастером которой слыл, успокаивала его и отвлекала от забот. Так, однажды, после страшного приступа гнева, Тимур потребовал, чтобы ему принесли шахматную доску, и стал играть сам с собой. Шахматы помогали ему преодолевать и физические боли.

Ещё одна страсть — оружие. Смолоду Тамерлан поражал окружающих мастерским обращением с мечом, луком и копьём. Об этом позаботился отец, развивая в сыне врождённое честолюбие. Тимур был очень силён, и современники отмечали: «Если большинство воинов могли натянуть тетиву лука до уровня ключицы, то Тимур натягивал её до уха».

Самая, пожалуй, сильная страсть Тамерлана — военные походы, о которых он мечтает с раннего возраста, а с 12 лет уже участвует в них вместе с отцом. Всю жизнь он стремительно атаковал, захватывая города и страны. Армия при нём превращается в идеальный завоевательный механизм. Так же как и при Чингисхане, войско Тамерлана делилось на десятки, сотни, тысячи и тумены (десятки тысяч). Дисциплина была невероятно жёсткая. Суров был Тамерлан, и порядок он наводил железной рукой.

Степняки — очень сильный народ, выделиться в этой среде непросто, для этого нужно иметь волевой характер, способность управлять и многие другие превосходные личные качества. Тимур обладал ими от природы — качествами, присущими истинному вождю.

Тимур был храбр, а его отвага — абсолютна. Будучи истинным полководцем, он знал, что должен подавать пример, рисковать собой и не требовать от подчинённых того, чего не смог бы сделать сам. Он отличался необыкновенной выносливостью, спосо­бен был стойко переносить холод и жару, голод и жажду, усталость и бессонные ночи. Болел он редко, но очень тяжело. Бывало, что он едва не умирал, но никогда не терял присутствия духа: боли искалеченного тела преодолевались небывалой силой воли, дух утверждал своё могущество. Исследователи отмечают: «Возникает впечатление, что чем старше он становился, тем более вырастала его выносливость, его сила воли». Так, в конце 1404 года смертельно больной Тимур (ему оставалось жить всего несколько недель), ко всеобщему удивлению, продолжал подготовку нападения на Китай, как если бы рассчитывал жить вечно.

Этот несгибаемый человек не позволял слабости ни себе, ни кому-то другому. Его требования кажутся жестокими, тогда как он выказывал знание человеческой души. Тимур много требовал, потому что понимал: людям приятно, когда от них ждут больше того, на что они способны. Превзойти других, превзойти самого себя — вот требование, которое он предъявляли к самому себе, и к другим. По мнению преданных ему людей, он был слишком умён, чтобы ставить перед собой недостижимые цели. Когда он бросал вызов невозможному, он уже знал, что это — возможно.

Для Великого эмира было очевидно, что нельзя быть властелином мира, не будучи хозяином самого себя. Хладнокровие Тамерлана было абсолютным, и ничто не могло выбить его из колеи. В Сирии его шатёр был установлен напротив вражеской крепости; однажды, подчиняясь необъяснимому порыву, он вышел наружу, и в это самое время катапульта противника выпустила огромный камень, который угодил точно в его палатку. Тимур не повёл даже бровью, увидев в своём спасении Божье покровительство.

Тамерлан никогда не забывал спросить совета, но не всегда ему следовал. Сказано: «Вождь может выслушать мнение лучших знатоков, но решение остаётся за ним»5.

Тамерлан никогда не возвращался к однажды принятому решению, разве что в случае крайнейнеобходимости. Он думал недолго и решение вырабатывал быстро. Доверял своему первому впечатлению, которого в дальнейшем и придерживался.

Е.И. Рерих пишет: «Истинный Вождь должен иметь связь с Иерархией, иначе как может он не утерять нить в происходящем хаосе? Лишь целесообразность и твёрдость решений и неотменяемость их являются доказательством такой связи. Вождь не меняет своего слова и решения, он не экспериментирует, но знает причину каждого своего действия»6.

Тимур был совершенно уверен в правоте своих суждений и действий. Ещё более твёрдо и глубоко он верил в то, что является исполнителем некоей миссии, действует от имени Бога и согласно с Его волей. В этом убеждении его укрепляло всё: достигнутые успехи, избегнутые опасности, то, как он мог покорять волю людей благодаря своему присутствию или силою взгляда, лёгкость, с какой умел убеждать. Всё это только укрепляло Тимура в уверенности, что его вдохновляли Высшие Силы. Враги говорили, что им руководит сатана, а друзья — что некий ангел.

Став Великим эмиром, он не проиграл ни одного большого сражения, тем не менее не был тщеславен — очередную победу, взятие какого-либо города считал Божьим даром. Летописец запечатлел высказанную однажды Тимуром мысль: «Сам по себе я ничто. Это Ты, Боже, превратил ничтожного принца в самого могущественного владыку в мире».

Он был очень внимателен к доставляемой информации и всегда хотел быть осведомлённым максимально точно. Если верить Ибн Арабшаху, Тимур усердно собирал сведения о топографии городов, к которым двигался, для того чтобы мог ходить по ним так, как будто они давно ему знакомы. С таким же рвением он собирал сведения о тех, с кем должен был встретиться; на аудиенциях он обращался к ним как к давно знакомым, хотя на деле никогда с ними не встречался.

Все признавали, что у него была цепкая память на вещи как важные, так и малозначительные. Он был одарён также и другими способностями: пронзая своих собеседников острым взглядом, он предугадывал их реакции и ответы. Точно так же Тимур с поразительной безошибочностью предвидел развитие событий, а его интуиция порой творила чудеса. «Истинный Вождь всегда предрекает течение событий...»7 — сказано в книге «Напутствие Вождю». У Великого эмира бывали также и ночные видения, производившие на него сильное впечатление и влиявшие на принятие того или иного решения.

Тамерлану противоречили редко. Он сам был очень пунктуальным и ответственным и если кому-то поручал какое-либо дело, оно должно было быть сделано: Великий эмир не принимал неповиновения. Однако он умел быть милосердным, прощал, когда, казалось бы, о прощении не могло быть и речи. Только трижды провинившийся обрекался на смерть.

Одного перечня покорённых им городов и стран достаточно, чтобы прославить имя Тамерлана как великого завоевателя, а заодно обвинить в жестоко­сти по отношению к покорённым народам. Как образно выразился писатель и публицист Михаил Попов, «говорить о жестокости Тамерлана — это всё равно, что говорить, что вода мокрая».

После взятия города Дели, во время своего индийского похода, Тамерлан истребил 90 тысяч пленных воинов, исходя из тех соображений, что они могли быть ему опасны. Когда в 1395 году Тамерлан двигался через Дербентские ворота в направлении Руси, для того, чтобы форсировать реки, он сгонял местные племена и перекрывал реку телами людей. Жестокость, с которой Тимур подавил восстание в Персии, прогремела на весь мир: он разрушил несколько городов, перебил жителей, а головы их приказал замуровать в стены башен.

Приближённые Тамерлана говорили, что эмир сам страдал от своей жестокости, оправдываясь тем, что «ошибки, преступления и прегрешения — безжалостные и необходимые сёстры моих побед». И хотя жестокости чинились по его слову, однако есть свидетельства, что завоеватель не выносил рассказов об ужасах войны и о насилии и, когда осознавал содеянное, повторял: «Я этого не хотел!»

Тимур уважительно относился к шейхам, священнослужителям и не отказывал себе в удовольствии побеседовать с ними. Его окружали мудрые наставники, среди которых был потомок пророка Мухаммеда суфийский мудрец Мир Саид Барак. Именно он вручил ему символы власти в 1370 году, когда эмир стал повелителем, и предсказал ему великое будущее. Тамерлан глубоко уважал и почитал своего учителя, который всегда был рядом и сопровождал его даже в военных походах. И когда Саид Барак умер, Тамерлан тяжело переживал эту потерю. Почётное место в фамильном мавзолее Гур-Эмир он завещал своему учителю, а себя велел похоронить у него в ногах, дабы тот заступился за него, великого грешника, на Страшном суде.

В XIX веке великий русский художник-баталист В.В. Верещагин совершает экспедицию в Среднюю Азию. Живописца интересует фигура величайшего завоевателя. В Самарканде он зарисовывает архитектурные памятники далёкой эпохи, посещает могилу Тамерлана. Верещагина поражает в нём причудливое сочетание, казалось бы, несочетаемого: с одной стороны — тонкое понимание искусства, строительство дворцов, мавзолеев и мечетей изумительной красоты, с другой — необузданная жестокость, пирамиды из человеческих голов.

В своём очерке «Истинность» Н.К. Рерих отмечает: «...многое должно быть пересмотрено будущими летописцами. Даже пресловутая кровожадность Тимура, может быть, будет переоценена. Кто знает, может быть, великий завоеватель вовсе не был настолько жестоким. Известно, что он насаждал духовные общества дервишей и заботился о духовном образовании своих воинов. (...) Историк должен запастись широким взглядом на события, чтобы не подпасть под человеконенавистничество»8. В путевом дневнике Н.К. Рерих пишет: «Не был ли Тамерлан великим дезинфектором? Он разрушил много городов. Мы знаем, что значит разрушить глиняные городки, полные всякой заразы»9.

Н.К. Рерих создал три варианта картины под названием «Цветы Тимура (Огни победы)». Он писал: «Много рассказов о необычайной скорости передачи сведений в самых удалённых местностях Азии или Африки. (...) "Цветы Тамерлана", сторожевые башни условными огнями быстрейше доносили нужнейшие оповещения»10.

Особо нужно сказать о связи Тамерлана с великими символами, определяющими судьбы народов Земли с древнейших времён, — символом Триединства и Сокровенным камнем.

Как известно, мудрец Мир Саид Барак вручил Тамерлану символы власти — барабан и знамя. Знамя было синего цвета с изображёнными на нём тремя серебряными кругами, расположенными в форме равностороннего треугольника. Это древнейший символ — знак Триединства. Несмотря на различие толкований его у разных народов, этот знак везде является выражением духовного начала. Знамя, как символ власти Тамерлана, имело огромное религиозное значение. В тюркской традиции знамя почиталось как дух войска, и потерять его означало потерпеть поражение. Знамя служило и призывом к войне: если эмир выставлял его у своей кибитки, тотчас весь его род спешил вооружиться, а в союзные аулы летели гонцы с вестью о начале войны.

Некоторые историки считают, что знак мог символизировать землю, воду и небо и что круги, возможно, обозначают, по представлениям того времени, все части света; то есть это значило, что Тамерлану принадлежит весь мир. Какой именно смысл вкладывал в этот знак Великий эмир — точно неизвестно, однако он утвердил его на государственном уровне.

Николай Рерих писал: «В Храме Неба тоже оказался знак Знамени. Тамга Тамерлана состоит из того же знака. Знак трёх сокровищ широко известен по многим странам Востока»11.

Есть сведения, что Тамерлан был обладателем Священного камня. Н.К. Рерих в очерке «Свет пустыни» писал: «Чёрный камень скитается по земле. Знаем, что китайский император и Тамерлан владели камнем. Знающие люди говорят, что великий Соломон и Акбар владели Сокровищем, давшим им чудесные силы. Сокровище Мира — так называется Камень»12. О том, что Тамерлан владел камнем, мы узнаём также из «Криптограмм Востока».

В мире существует много легенд и записей с упоминанием о Священном камне. Велика его роль в эволюционном движении, направляемом Иерархией Света. Владеющий камнем выполняет особую миссию. В книге «Надземное» об этом говорится так: «Знаменательным терафимом Братства является камень дальних миров. (...) Часть его совершает путь вестника по миру, появляясь в руках избранных. (...) Можете изумляться, как различны страны и герои, соединённые с камнем»13.

10 апреля 1370 года Тамерлан принял титул Великого эмира, став правителем всего Междуречья Амударьи и Сырдарьи. С этого дня его жизнь превращается в бесконечную череду дальних военных походов, битв, завоеваний. В первую очередь Тамерлан вступает в войну с Моголистаном, чтобы защитить от нападений Бухару и Самарканд. На юге он доходит до Багдада и Хорезма. Вскоре он становится фактическим правителем Средней Азии. Но официально принять титул хана он не мог. Тамерлан был мусульманином и следовал законам шариата, но не смел нарушить Ясу — закон Чингисхана, гласящий, что только потомок Чингисхана по крови имеетправо управлять Монгольской империей или её частью.

У Тамерлана была огромная, мощнейшая по тем временам армия. Когда он шёл в наступление, то мог собрать до 200 тысяч воинов. Армия была профессиональная — личная дружина Тамерлана и наёмники, профессионалы высшего класса. Тамерлан хорошо платил и блестяще проводил агитацию, чтобы воины служили ему, а не соседу. Он рассказывал, какие богатства их ждут, что получит каждый воин; расплачиваясь с наёмниками, всегда был предельно честен.

Одним из основных источников дохода империи Тамерлана, помимо военного, были налоги с торговли. Через его земли проходил легендарный «шёлковый путь», обустройством которого Тамерлан занимался несколько лет. Маршруты купеческих караванов были безопасны для любого иностранного или своего купца. Все эти дороги охранялись словом Тамерлана, он покровительствовал развитию торговли.

Золотая Орда в те годы была раздираема гражданскими войнами, не осталось ни одного законного наследника — потомка Чингисхана. Тогда ордынцы обратились к хану Синей Орды Тохтамышу, который, так же как и Тамерлан, мечтал о воссоздании империи Чингисхана и объединении Синей и Золотой Орды (Синяя Орда — восточная часть Золотой Орды, располагавшаяся на территории Западной Сибири и Казахстана).

Тамерлана и Тохтамыша связывали и давняя дружба, и давняя вражда. Великий эмир умел быть верным другом. Несмотря на выказанную Тохтамышем неблагодарность, он никогда не отказывался от дружбы и относился к нему с уважением. Вначале Тамерлан, который не мог воевать на два фронта, ведя войну на юге, пытался помириться с Тохтамышем и пригласил его в Самарканд, где Тохтамыш увидел великолепие дворцов и мечетей. Тамерлан предложил вместе сражаться с врагами. Однако Тохтамыш претендует на большее, он заключает военный союз с правителем Хорезма и нападает на Тамерлана. Но тот разбивает объединённое войско и берёт Тохтамыша в плен. Он прощает его, а затем и вовсе отпускает на родину. Тохтамыш собрал войско и опять напал на Тамерлана. И так повторилось несколько раз. В конце концов Тамерлан собрал огромную армию и двинулся на север, чтобы наказать Тохтамыша.

К победе в одном из решающих сражений 1391 года, битве на реке Кондурче, что близ Волги, относятся следующие слова из книги «Озарение»: «Скажу, как вождь добыл одну из самых больших побед. Он зажёг степь позади своего войска и дал тысячу коней пленникам, чтоб спасались. Они в ужасе понеслись к противнику и посеяли страх. Следом за ними неслись орды и скорее пламени смяли неприятеля, не видя иного выхода.

Неразумный вождь зажигает пожар позади врага, но мудрый зажигает огонь позади своих»14.

Победив Тохтамыша, Тамерлан призвал его к миру, но чувство мести и ярость побеждённого взяли верх. Весной 1395 года Тамерлан преодолел пустыню, отделяющую Туран от Золотой Орды, и через Дербентский проход вышел в долину реки Терек на Кавказе. 15 апреля состоялась битва Великого эмира с Тохтамышем.

Тамерлан всегда брал самое лучшее из военного опыта, даже из чужого. И в этом сражении он использовал применённую Дмитрием Донским тактику засадного полка, переломившую ход битвы на Куликовом поле в 1380 году. Кроме того, он прибег к военной хитрости. Во время боя знаменосец Тохтамыша неожиданно опустил знамя, а это означало отступление. Есть предположение, что знаменосец был подкуплен.

Сражение закончилось сокрушительным поражением ордынцев. Многие историки называют битву на Тереке эпохальной и считают, что она изменила ход истории и карту Евразии. Тамерлан нанёс смертоносные удары по значимым золотоордынским городам — были разрушены Ургенч, Сарай и Тана, но на этом поход не закончился. В 1395 году войско Тамерлана в первый и последний раз оказалось в русских землях. Завоеватель не рассматривал их как объект для присоединения к своей державе, причиной похода стала борьба с ханом Тохтамышем. Однако некоторые историки утверждают, что Тамерлан планировал завоевать Русь. Только чудо могло её спасти.

Итак, несметные полчища Великого эмира Тимура-Тамерлана вступили на Русскую землю. Разорён пограничный город Елец, конная разведка отправлена в сторону Москвы. Войско, не знающее пощады, готовится к уничтожению русских городов. Однако следующие несколько дней Тамерлан проводит в раздумье, а затем отдаёт приказ, лишённый логики и противоречащий характеру великого полководца: не вступая в бой, возвращаться назад. Что же произошло?

Легенда повествует, что Тамерлан увидел во сне высокую гору, с которой к нему спустились святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе, в сиянии ослепительных лучей, стояла Богородица. Бесчисленные тьмы ангелов с мечами окружали её. Наутро Тамерлан созвал мудрецов и поведал им о необычном сне. «Это Божья Матерь, заступница русских», — сказали мудрецы непобедимому эмиру. И Тамерлан покинул Русь и ушёл в Крым.

По мнению исследователей, сон Тамерлана совпал со временем переноса из Владимира в Москву чудотворной иконы Владимирской Божьей Матери. Именно Она и явилась Тамерлану во сне.

Великий завоеватель своей победой над Тохтамышем сильно ослабил влияние Золотой Орды на русские княжества. Он разрушил её экономическую базу — основные города, после чего Орда настолько ослабла, что распалась на несколько владений. Это способствовало тому, что Московское княжество — будущее государство Московское — обрело независимость уже в XV веке, при государе всея Руси и собирателе русских земель Иване III.

Вести о великом и ужасном завоевателе достигли Европы, они пугали, заставляли задуматься об очередной угрозе с Востока — до каких земель и морей дойдёт его армия, сея на своём пути смерть и разрушения. Впрочем, от европейских столиц его отделяет мощная держава того времени — османская Турция. Турецкий султан Баязид-молниеносный был чем-то похож на Тамерлана — честолюбивый и властный, он полагал, что вскоре станет владыкой вселенной. А Тамерлан «скромно» говорил, что вселенной достаточно одного владыки, и считал, что он сам будет править миром.

Сражение состоялось 20 июля 1402 года. Существует легенда, что в битве при Ангоре (ныне Анкара) встретились два полководца. На знамени Тамерлана были изображены три круга, а на знамени Баязида — полумесяц. И вот Баязид крикнул: «Тамерлан, как смел ты нарисовать этот знак на своём флаге? Ты что, хочешь сказать, что тебе принадлежит весь мир?» Тамерлан ответил: «А ты полагаешь, что тебе принадлежит Луна?»

В истории эта битва получила название Ангорской. Войска Баязида были разбиты. Пленённый султан недолго прожил в неволе: не выдержав унижений, гордый и самолюбивый Баязид вскоре умер.

Тимур оказался на пике славы, отовсюду шли заверения в признании. Поздравительные грамоты прислали император Византии, король Франции Карл и Генрих IV английский. Европа признала Тамерлана. Победив турецкого султана, он таким образом отсрочил падение Константинополя — ближайшую цель захватнических планов Баязида.

Расширяя границы своей вселенной, Тамерлан за несколько десятилетий непрерывных войн создал огромное государство, включившее в себя Мавераннахр, Иран, Ирак, Афганистан. Сам завоеватель дал этому государству название Туран. Границы его империи в пору её расцвета простирались до Сирии и Кавказа, на юге до Индии, на востоке до Китая.

В созданной Тимуром великой империи царил порядок, процветали искусства, действовали справедливые законы. Так же как и Чингисхан, Тимур отличался веротерпимостью. В его огромном государстве вольно или невольно происходило объединение разных народов. Как раз в ту эпоху разгорается народное движение сербедаров, что в переводе с персидского значит «пускай голова на воротах висит». Крестьяне, за­мученные непомерными налогами, подняли восстание и отрезанные головы чиновников и знати вешали на воротах своих частоколов. Тимур подавил народные волнения, но опасался их. Поэтому в его «Уложениях» было сказано: если воин обидел крестьянина или простого ремесленника, этого воина отдают в распоряжение семьи человека, который был им обижен. Даже знатного воина могли сделать батраком или продать в рабство. Возможно, поэтому в империи Тимура был порядок и её не потрясали внутренние войны.

Сохранились любопытные документы о его борьбе с казнокрадством и коррупцией, характерными для всех времён. Если визирь воровал столько, сколько составляло его жалование, эти деньги ему дарили. Если он воровал в два раза больше, то вторую часть отбирали, а если воровал в три раза или же ещё больше, то всё отбиралось в пользу казны. Визирь — человек образованный, и если всех образованных казнить, то кто же будет заниматься финансовыми вопросами?

Несмотря на репутацию «кровавого варвара», разрушителя городов, Тамерлан был настоящим творцом и созидателем. Как отмечают историки, его созидательная деятельность столь же поражала воображение, как и разрушительная, и, безусловно, заслуживает особого внимания.

По одним сведениям, Тамерлан был образованным, по другим — неграмотен и в юности не получил
никакого образования, кроме военного, однако при этом был весьма талантлив. Согласно летописям, он в совершенстве владел несколькими разговорными языками, в том числе персидским, монгольским и таджикским, любил беседовать с учёными и требовал читать ему вслух труды по истории. Имея блестящую память, он приводил исторические примеры в беседах с учёными, чем сильно удивлял их. Любил искусства и изящную словесность, проявлял большой интерес к музыке.

Ведя кровопролитные войны, Тимур никогда не трогал архитекторов, строителей, кузнецов, ремесленников, ювелиров, поэтов, философов, астрономов и старался в максимально комфортных условиях доставить их в Самарканд, где они получали работу по специальности. В Самарканде были целые кварталы ремесленников, в совершенстве владеющих своим мастерством. Это были мастера из Шираза, Алеппо, Исфагана и многих других мест — не только ближних, но и дальних.

В книге «Напутствие Вождю» есть такие слова: «Вождь должен постоянно иметь перед собою конечную цель»15. Для Тамерлана такой целью было создание единого великого государства. Он был устроителем и собирателем мощного государства, и собирание это шло как реализация его устремлений.

Именно при Тамерлане Самарканд превратился в «Сияющую звезду Востока» — один из главных культурных центров Азии. Удивительно, но Тамерлан любил свою столицу, несмотря на то, что родом был из степняков, которые предпочитали не ограничивать себя городскими стенами. Город окружали зелёные насаждения. Разбивка садов была одной из постоянных забот Тамерлана, а затем и его потомков, в частности Бабура, основателя династии Великих Моголов Индии.

При Тамерлане шло активное восстановление разрушенных городов и основание новых, развивалось сельское хозяйство, велось строительство оросительных систем, мостов, дорог, развитие светского
и религиозного образования, а главное — искусства и науки. Стараниями Тамерлана в Самарканде появилась огромная библиотека. Он понимал, что, если наука будет развиваться, у его страны есть будущее. Перед мировой наукой у Тамерлана есть ещё одна за­слуга — его любимый внук Улугбек стал не только достойным правителем гигантской империи, но и величайшим учёным Востока. Приняв в воспитании Улугбека самое деятельное участие, Тамерлан успел построить для него в Самарканде выдающееся инженерное сооружение — астрономическую обсерваторию.

С именами Тимура и его потомков связана одна из лучших эпох в истории мусульманской архитектуры. Архитектура, по известному выражению, — это воплощённая воля. Любой государь, строящий величественные сооружения, производит впечатление как на соседей, так и на врагов. На своей родине Тамерлан воздвиг десятки монументальных сооружений. Он собрал тысячи зодчих, ремесленников, строителей и, конечно же, архитекторов. Строительство шло не только в Самарканде и Бухаре, но и в Ферганской долине, близ Ташкента, в районе Кабула и других местах. Часто он сам был и заказчиком, и архитектором, и художественным критиком проектов. До наших дней не утратили своей красоты роскошно украшенные изразцами мавзолей Гур-Эмир, мечеть Биби-Ханум, мемориал Шахи-Зинда.

При Тимуре сформировалась своя художественная школа, существует даже специальный термин — Тимуридский ренессанс. К нему в первую очередь относится необыкновенная по красоте хорезмская майолика, или наборная мозаика, а искусство каллиграфии было доведено до совершенства.

27 декабря 1404 года, в самый разгар зимы, Великий эмир выступил в свой последний поход. Он намеревался пройти через Среднюю Азию за три месяца и нанести внезапный удар по Китаю, это была давняя мечта полководца. В пути войско сделало остановку в Отраре (близ Чимкента) на берегу Сырдарьи: Великий эмир заболел. Он страдал, но переносил болезнь, как всегда, стойко. Он созвал жён, родственников и сановников. «Не кричите, — сказал он им. — Не стоните! Помолитесь за меня Аллаху!»

К своим внукам Тамерлан обратился с такой речью: «Дети мои, я оставляю вас ещё очень юными... Не забывайте тех правил, что я сообщил вам для успокоения народов. Интересуйтесь состоянием каждого. Поддерживайте слабых, укрощайте алчность и гордыню вельмож. Пусть чувство справедливости и добродетель постоянно руководят вашими действиями... Всегда помните последние слова умирающего отца». Трудно было бы поверить этим словам, если бы их не передал Ибн Арабшах.

Утром 18 февраля 1405 года Великого эмира не стало. Тело забальзамировали, положили в гроб из чёрного дерева, обитый серебряной парчой, и отвезли в Самарканд. Местом захоронения стал мавзолей Гур-Эмир, в то время ещё не достроенный. Там гроб поместили в саркофаг, вырезанный из зелёного нефрита. Надпись на двери мавзолея гласит: «Здесь покоится знаменитый и безжалостный властитель, один из величайших правителей, самый могущественный воин, повелитель Тимур, покоритель Земли».

Многие герои тех жестоких веков ныне забыты, но Тамерлан — Великий эмир — остался в истории как «Властитель Счастливых Созвездий». По выражению Николая Бердяева, жизнь Александра Македонского, Чингисхана, Тамерлана необходимо изучать с точки зрения «небесной истории», поскольку их судьба — это часть духовной истории человечества.

В книге «Надземное» сказано: «Нередко вождь оказывается не стоящим тех оценок, которые он получает при жизни. Лишь последствия могут показать, насколько был урожаен посев вождя. Можно увидеть лишь день сегодняшний, но нужно почуять день грядущий. Так события Мира являют мозаику, которую можно разглядеть лишь с Гор. Посреди бури и смятения совершается карма, и сроки исполняются»16.

Великий правитель все силы отдавал своей родине — это современный Узбекистан со столицей в Ташкенте. За последние десятилетия имя Тамерлана в стране стало культовым, а сам Тамерлан теперь национальный герой узбекского народа. Одна из высших государственных наград страны — орден Тамерлана, учреждённый в апреле 1996 года. На ордене надпись: «В справедливости сила». Этот девиз был выгравирован на печати и на перстне властителя.

Имя Тамерлана навсегда вписано в мировую историю. Его гений был настолько велик, что до сих пор поражает и удивляет умы.

Литература

Ру Ж.-П. Тамерлан. М.: Молодая гвардия, 2007. (Сер. ЖЗЛ.)

Книга Побед. Чудеса судьбы истории Тимура // Автобиография Тимура. Уложения Тимура. М.: ЭКСМО, 2013.

Тамерлан. М.: ЭКСМО, 2014. (Сер. «Великие полководцы».)

1 Рерих Н.К. Легенды // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 61.

2 Учение Храма. I. 103. М., 2001.

3 Рерих Н.К. Монголы // Листы дневника. Т. 1. М., 1999. С. 226.

4 Листы Сада Мории. Озарение. 3 – III – 2.

5 Напутствие Вождю. 96.

6 Рерих Е.И. Письма в Америку. Т. 1. М., 1996. С. 89 (13.12.1933).

7 Напутствие Вождю. 47.

8 Рерих Н.К. Истинность // Листы дневника. Т. 3. М., 2002. С. 76.

9 Рерих Н.К. Алтай – Гималаи: Путевой дневник. Новосибирск, 2014. С. 269 – 270.

10 Рерих Н.К. Глаз дальний // Нерушимое. Рига, 1991. С. 10 – 11.

11 Рерих Н.К. Знаки // Листы дневника. Т. 1. С. 202 – 203.

12 Рерих Н.К. Свет пустыни // Держава Света. Священный Дозор. С. 185.

13 Надземное. 134.

14 Листы Сада Мории. Озарение. 3 – II – 19.

15 Напутствие Вождю. 117.

16 Надземное. 100.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Имена, вошедшие в историю эволюции человечества