Несмотря на трудности, храните высшую радость подвигу. Эту радость подвигу нужно воспитывать в себе и других. Это самое главное, ибо лишь в этом залог спасения человечества, залог наступления Нового Мира! Рерих Е.И. Письмо от 16.07.1935 |
С самого основания Сибирского Рериховского Общества сотрудники и единомышленники Наталии Дмитриевны Спириной вместе с ней мечтали о создании музея Николая Константиновича Рериха в Новосибирске. Конечно, думали и о том, что, когда музей откроется, в нём обязательно появятся подлинные работы Рерихов, это лишь вопрос времени. Наталия Дмитриевна была уверена в этом так же, как и в том, что среди разрухи и нищеты будет построен музей. Эта её непреложная вера передалась и сибровцам.
«Подлинники картин Рериха — в музее» — об этом мечтали в СибРО много лет. В Учении Живой Этики указывается на действенность и силу согласованной коллективной мысли как на мощное средство достижения желаемого результата; в будущем человечество научится управлять мощью объединённой мысли для решения общепланетных задач.
В 2010 году Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая (г. Барнаул) передал нашему музею на выставку рисунки Николая Константиновича, Юрия и Святослава Рерихов. Постепенно, год за годом, в музей приходили и в виде даров, и на временное экспонирование бесценные для нас вещи и предметы, принадлежавшие семье Рерихов. Но то, что происходит сейчас, безусловно, особое событие. Наш рассказ — о выставке живописных и графических работ Рерихов, ранее не демонстрировавшихся в Сибири. 8 марта этого года музей принял не только рисунки, вещи, но и картины Н.К. и С.Н. Рерихов. Поскольку они хранились в частном собрании, многие из них неизвестны широкому кругу зрителей.
Мы приносим благодарность Силам Света за то, что эти сокровища находятся в музее, благодарность Борису Николаевичу Абрамову и Наталии Дмитриевне Спириной, которые ещё в Харбине, более полувека назад, начали мысленно утверждать Музей Рериха. Понимаем, что, с одной стороны, всё происходит путями высшими, неисповедимыми, а с другой — «руками и ногами человеческими», и благодарим владельца этой коллекции, предоставившего возможность демонстрировать её в новосибирском музее, а позднее — в Доме-музее Н.К. Рериха в Верхнем Уймоне. Благодарим наших сотрудников и друзей из Москвы, при действенной помощи которых коллекция именно в таком составе и в кратчайшие сроки прибыла в Новосибирск. А ведь сначала шли переговоры о предоставлении всего лишь одной картины...
Выставку составили:
– девять гималайских этюдов, написанных Н.К. Рерихом во время Центрально-Азиатской экспедиции и в последующие годы жизни в Индии;
– два выполненных в смешанной технике эскиза к неизвестным нам картинам художника — «Пещера Миларепы» и «Царевна со стрелами»1;
– студенческий академический рисунок с гипсовой копии головы античной богини Юноны, сделанный Николаем Рерихом в первый год обучения в Академии художеств (1893);
– четырнадцать карандашных эскизов (в дополнение к тем четырнадцати, которые были получены из той же коллекции два года назад2). Кратко расскажем об этих эскизах.
«Дозор Ангелов»: на высокой стене два Ангела с копьями и щитами охраняют подходы к городу, очертания которого виднеются в отдалении. Был ли эскиз воплощён художником в картине — установить не удалось.
На обороте этого листа обнаружено три небольших карандашных наброска: один — предположительно
к картине «Святой Никола» 1916 года, два других —
к эскизам декораций («Путивль. Затмение», опера А.П. Бородина «Князь Игорь»; «Горница Садко», опера Н.А. Римского-Корсакова «Садко»).
Рисунок «Каменный век» отличает мощная упрощённая линия. Он представляет собой фрагмент этюда «Поединок» 1906 года.
«Великанша Кримгерд» (1914 – 1915). Известно, что в эти годы Николай Константинович создаёт ещё три работы с таким же названием — рисунок, картину и эскиз к литографии. В них повторяется один и тот же сюжет: плывущая среди северных островов ладья приближается к великанше Кримгерд, превращённой в огромный камень. В древнескандинавской эпической поэзии великаны принадлежат к подземному миру и при восходе солнца превращаются в камни. «...Плывут викинги мимо великанши Кримгерд, выступающей из моря серым каменным торсом, мимо отвесных скал и плоских берегов, мимо фиордов, холмов, городищ, курганов»3.
Четыре рисунка с карельскими пейзажами относятся к годам жизни Рериха в Карелии (1917 – 1919). Сюжет рисунка «Путник в горах» близок к картине «Сосуд нерасплёсканный» 1927 года.
Семь эскизов Н.К. Рериха на выставке представлены вместе с репродукциями тех картин, в которых позже воплотился первоначальный замысел Мастера. Это наглядная возможность соприкоснуться с первой светоносной мыслью художника, запечатлённой на небольших листах бумаги. Так, картина «Сам Вышел» практически полностью, во всех деталях, соответствует эскизу, который художник сопроводил надписью «Хозяин дома сего Сам встретил» и указал дату — 6.V.1922.
В декабре 1957 года Н.Д. Спирина записала: «Космическое строительство троично: в Мире Огненном — пламенной мыслью, в Тонком Мире — чёткими образами, на земле — руками. Так строил Гуру [Н.К. Рерих]»4. Мы знаем, что большинство картин Рериха написаны в сотрудничестве с Высшим Миром и несут в себе его Свет.
В Слове «Памяти Е.И. Рерих»5 сыновья Юрий и Святослав пишут о матери: «Многие из её видений отец запечатлел в своих картинах. Этот постоянный
духовно-умственный обмен знаниями питал и обогащал их внутренний многогранный мир». В «Гранях Агни Йоги» о картинах Рериха, привезённых на Родину, сказано: «В сердце страны введены новые элементы Светоэнергетического порядка»6.
И сейчас мы можем в какой-то степени проследить, как мысль, зародившаяся в Высшем Мире, воплотилась через великого творца и художника в прекрасных творениях в земном мире.
Эскиз к картине «Граница царства» датирован 1915 годом. Через год Рерих создаёт картину с таким же названием, которая в настоящее время хранится в Государственном музее-заповеднике «Петергоф». На картине, выдержанной в пурпурно-лиловых тонах, гряды горных пиков соприкасаются с облаками, соединяясь в один бесконечный мир без границ. На одной из вершин стоит царь в окружении троих приближённых. В притче «Граница царства», написанной Рерихом в 1910 году, они названы злыми ненавистниками, которые хотят ограничить мудрость царя земными пределами и произносят для этого заклинания. Но, вопреки этому, взору царя вдруг открывается дивная картина: земные горы сливаются с небесными.
«...Над вершинами воздвигся нежданный пурпуровый град, за ним устлалась туманом ещё невиданная земля. Полетело над градом огневое воинство. Заиграли знаки самые премудрые.
— Не вижу границы моей, — сказал царь.
Возвратился царь духом возвеличенный. Он наполнил землю свою решениями самыми мудрыми»7.
Таким образом, Николай Константинович словно предсказывает свой путь на Восток, к вечной Мудрости и величественным Гималаям, беспредельному миру надземной Истины.
«Угадыватель кладов» — ещё один эскиз, на котором хотелось бы остановиться. Он сделан предположительно в 1943 году, после чего Рерихом были созданы две картины с таким же названием. Ни одна из них в точности не повторяет эскиз, однако основной сюжет — шесть буддийских монахов, совершающих особый ритуал в горах, — на обоих полотнах воспроизведён в точности. Одна из картин ранее находилась в мемориальной квартире Ю.Н. Рериха, а вторая принадлежала С.Н. Рериху. Сейчас она хранится в Художественной галерее Н.К. Рериха в Наггаре (Индия) под названием «Буддийский монах, возвращающийся из Лахула». Мы можем предположить, что картины были написаны Рерихом и переданы сыновьям с особым значением.
Выставка также включает в себя работы Святослава Рериха — картины «Гималаи» и «Пейзаж с соснами. Гималаи» и рисунок «Живая Этика».
Кроме того, экспонируются несколько вещей Рерихов — два больших дорожных чемодана, саквояж и кобура для маузера. На выставке представлен также плетёный дорожный сундук, который был передан музею другим владельцем. Все эти вещи, несомненно, были с Рерихами в экспедиции.
Общеизвестно, что из легендарной экспедиции художник привёз свыше пятисот этюдов Гималайских гор. Это — уникальное явление в мировом искусстве. «...Ни один из них не похож на другой. Схож в них только единый гимн восхищения, выраженный в звучащих и поющих красках и ритмах линий»8.
Многие гималайские этюды писались Николаем Константиновичем достаточно быстро, практически в один приём. Искусствовед Наталья Тютюгина отмечает: «Техника темперы по влажному картону требовала именно такого темпа работы. Но эти пейзажи связаны с понятием этюда лишь скоростью исполнения и непосредственной опорой на натуру, они совершенно не обладают теми качествами, которые мы подразумеваем под этюдностью. Композиция каждого пейзажа не просто лишена фрагментарности, но прекрасно скомпонована и по цвету, и по рисунку, вызывая не ощущение мимолетного восприятия,
а, наоборот, всеохватывающее чувство особого величия разворачивающегося перед зрителем пространства»9.
«Люди во всех частях света хотят знать о Гималаях, — писал Н.К. Рерих. — ...Они просят послать хотя бы маленький эскиз или снимок, который они могли бы держать на своём столе для вдохновения. Во все времена происходило притяжение к Гималаям. Людям известно, что всякий ищущий духовного восхождения должен смотреть в сторону Гималаев»10.
Е.И. Рерих в письме, опубликованном под названием «Стремящемуся в Индию», отмечает: «...Величие... Гималаев и та особая насыщенная духовностью атмосфера, которая тысячелетиями накоплялась вокруг них благодаря присутствию Обители Махатм и благословенных Риши, оставят неизгладимое впечатление на всю... последующую жизнь»11.
«Вот и ещё две гималайские темперы ушли, — читаем в «Листах дневника» Н.К. Рериха. — Многие сотни их улетели. Иногда бывает жаль, что они так скоро бесследно исчезают. Не жаль самих вещей — пусть себе путешествуют. Может быть, порадуют кого-то! Но жаль, что нельзя по ним сложить панораму наших азийских странствий. Бывает, мы с Еленой Ивановной по ним вспоминаем многое пережитое — вершины, восходы, закаты, бури, снега, радость солнца, горные озёра, реки, водопады, орлиные гнёзда монастырей тибетских...»12
«Жаль, что многие "Гималаи" уходят, а хотелось бы их довезти на Родину»13.
«Трудно будет без Гималаев, без долины Кулуты, без снежных перевалов. Вот тогда и пригодились бы путевые темперы. Портативны они. Даже при малом багаже возможно иметь их хоть сотни три-четыре. Но многое уже разлетелось и по Индии, по Америке, по Европе. Этих странников уже не сыскать. И теперь Елена Ивановна любит иногда просмотреть эту горную страну и вспомнить все радости нашего странствия, все преодолённые трудности, встречи и добрые, и недобрые»14.
«Те, кто не имеет представления об изумительной игре красок Гималайских гор, даже упрекали его [Николая Константиновича] в неестественности и надуманности его работ. Но они не видели того, что видел Рерих»15.
«Из единого луча света, разложенного на семь составных и пять дополнительных, слагаются закатные краски снегов Гималаев, из Единого Элемента, подразделённого на семь основных и пять дополнительных, творится всё беспредельное разнообразие звёздных миров видимой и не видимой глазу Вселенной»16, — говорится в «Гранях Агни Йоги».
В одном из Слов Н.Д. Спириной есть выражение — «элемент бессмертия». Его можно отнести к картинам Рериха, они никогда не потеряют своего значения и не устареют.
Приветствуя выставки картин Рериха «Гималаи», проходившие в 1990-х годах в Сибири, Н.Д. Спирина говорила: «Эти картины — как окна в невиданный, чудный мир гор, неба, высот земных, через которые прозреваются высоты надземные. Не было ещё до сих пор такого певца священных гор — Гималаев, — как Рерих. Наш великий художник увидел их просветлённым взором и передал людям увиденное им через своё искусство. (...) Сияние красоты просветляет сознание и ставит надёжный заслон проникновению безобразного в него»17.
«"Чистое искусство — достоверное сообщение лучезарного явления Духа..."— сказано в книге «Зов» (01.01.1921). Эти слова о лучезарном явлении относятся в очень большой степени к самому Николаю Рериху. Мы не знаем в истории искусства произведений, более мощно излучающих свет, чем картины Николая Константиновича Рериха»18.
Закончим эту статью о первой выставке картин Н.К. и С.Н. Рерихов в нашем музее словами самого Николая Константиновича: «Гималаи, разрешите ещё раз послать вам сердечное восхищение»19.
1 На оборотной стороне эскиза сохранилась этикетка одного из американских учреждений культуры, созданных Рерихами, — Института объединённых искусств, с надписью: «Nicholas Roerich. Sketches for Paintings. 1920 – 1923».
2 Восход. 2014. № 6. С. 25 – 30.
3 Полякова Е.И. Николай Рерих. М., 1973. С. 112.
4 Искры Света: Из бесед Б.Н. Абрамова с Н.Д. Спириной. Вып. 2 – 3. Новосибирск, 2000. С. 47 (19.12.1957).
5 «Будите в себе Прекрасное...»: К 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха. Т. 1. М., 2015. С. 23.
6 Грани Агни Йоги. 1958. 380.
7 Рерих Н.К. Сказки. Легенды. Притчи. Новосибирск, 2013. С. 98.
8 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 437.
9 Тютюгина Н.В. Искусство как способ познания // Материалы международной общественно-научной конференции. М., 1998.
10 Рерих Н.К. Химават. Самара, 1995. С. 7.
11 Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. «Оккультизм и Йога»: Летопись сотрудничества. Т. 1. М., 1996. С. 431.
12 Рерих Н.К. Гималаи // Листы дневника. Т. 3. М., 2002. С. 100.
13 Рерих Н.К. Круги // Там же. С. 115.
14 Рерих Н.К. Гималаи // Там же. С. 100.
15 Грани Агни Йоги. I. 10 ноября 1960 г.
16 Там же. IV. 18.
17 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 147.
18 Там же. С. 171.
19 Рерих Н.К. Гималаи // Листы дневника. Т. 1. М., 1999. С. 146.