Там, где нет величавой простоты, там нет и красоты, значит, нет и Высшего Присутствия. Рерих Е.И. Письмо от 01.08.1934 |
До мирового единения надо ещё дорасти.
Искусство явится мощным объединителем народов.
Каналы красоты соединят души народов,
и по ним потечёт широко и свободно живоносная,
творящая, возрождающая влага жизни.
Грани Агни Йоги, 1951, 180
31 марта в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске состоялось торжественное открытие первой в его стенах выставки картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов.
Радостное ожидание читалось на лицах присутствующих, приподнятость и торжественность чувствовались во всей атмосфере музея.
Среди гостей — заместитель начальника управления культуры мэрии г. Новосибирска Л.Е. Присяжнюк; член Союза художников России, председатель Новосибирской областной организации Союза художников России Н.И. Семёнов; художник-монументалист, член Союза художников России П.А. Милованов; представители средств массовой информации; давние друзья Музея Н.К. Рериха; горожане, давно знакомые с музеем и следящие за его программами.
Открытие выставки было запланировано в Каминном зале. Здесь размещена её основная часть — живописные работы и рисунки Николая Константиновича и предметы, принадлежавшие семье Рерихов. Две картины и эскиз кисти Святослава Николаевича находятся в зале, где представлено его творчество. В зале Знамени Мира была предусмотрена видеотрансляция, так как небольшой зал не мог вместить всех присутствующих.
Праздник начался с показа фрагмента документального фильма, снятого в 1940-х годах в имении Рерихов в Кулу. С экрана сквозь десятилетия пристально смотрел на нас Николай Константинович, и взгляд его лучился мудростью, теплотой и любовью.
Исполнительный директор СибРО Ольга Андреевна Ольховая, поприветствовав всех, кто пришёл в музей разделить с его сотрудниками этот долгожданный праздник, сказала: «Впервые новосибирцы познакомились с творчеством Рериха в 1960 году — 27 столице Сибири, в Новосибирской картинной галерее открылась выставка картин Н.К. Рериха. На её открытии были Б.Н. Абрамов и Н.Д. Спирина. (До настоящего времени Новосибирск является единственным городом в нашей стране, где картины Н.К. и С.Н. Рерихов с момента их получения находятся в постоянной экспозиции.) После этого события
в культурных учреждениях города, и Академгородка ещё не раз экспонировались работы Рерихов. Но нынешнюю выставку мы считаем, безусловно, событием знаковым — работы великого Водителя Культуры пришли в музей, возведённый в его честь и носящий его имя. Сбываются слова нашего руководителя Наталии Дмитриевны Спириной, сказанные ещё во время строительства музея, что в него придут работы Мастера. В одном из своих стихотворений, посвящённых творчеству Рериха, она называет его картины "небывалыми твореньями", через которые мы постигаем Мир Надземный. И это действительно так. Из Записей Б.Н. Абрамова мы знаем, что говорил Учитель о живописи Николая Константиновича. Рерих дал людям то, чего до него никто ещё не давал. Мы знаем много знаменитых имён художников, создавших шедевры живописи, но так, как он, не писал никто. Рерих никому не подражал. Он самобытен и неповторим. Более семи тысяч картин оставил художник миру. Его полотна часто называют идеограммами, то есть картинами, заключающими в себе определённые идеи, чётко запечатлённые в красках, в изумительно гармоничном их сочетании. Рерих-художник неотделим от Рериха-философа, Рериха-мыслителя. Во многих своих полотнах Рерих говорит и о другой реальности, существующей безотносительно к тому, осознаём ли мы её, принимается она нами или нет.
42 года Николай Константинович прожил в России, около 20 лет — в Индии, 3 года — в США. Пять лет длилась большая научная экспедиция художника по Центральной Азии. Путешествуя по странам Европы, Америки, Азии, подчас рискуя собственной жизнью, Рерих нёс миру весть о великой силе культуры. И корни этой вести были в той удивительной стране, в которой главным вопросом человеческого существования был: "Как жить, чтобы святу быть?".
"Поверх всяких Россий, — писал Рерих, — есть одна незабываемая Россия. Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь. Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса".
Последние годы жизни Николай Константинович прожил в древней и вечно молодой Индии, про которую сказал: "Индия не чужбина, а родная сестра Руси".
"Чем объяснить тяготение Индии и России? — задаётся вопросом известный современный индолог Р.Б. Рыбаков. — Чем ещё, как не симпатиями родственных душ, встретившихся в бездушном и жестоком мире... нужно нам объяснять это странное, казалось бы, тяготение? (...) Во-первых, примат духовных ценностей над материальными. Этим буквально пропитана индийская культура, и это же основная черта культуры России, едва ли не ведущая тема всех её традиционных представлений — и религиозных, и литературных, и семейных".
XX столетие, в котором творил Рерих, помимо торжества науки отмечено и социальными бурями, и мировыми войнами. Это век устремления к материальным ценностям в противовес духовным. "Трещит старый мир", — говорил Николай Константинович. В философии, которую мы изучаем, сказано о том, что старый мир бесповоротно осуждён законом исторической справедливости и законом общественного развития. И как бы ни старались сторонники насилия отстоять его, он обречён и уйдёт, и уступит дорогу Новому Миру свободы и счастья, Миру без войн, Миру, освобождённому от всех видов рабства. И решающая роль в этом принадлежит нашей с вами России — это Николай Константинович утверждал ещё в начале прошлого века. Непоколебимой была его вера в будущее России, в её предназначение. Особое место он отводил Сибири. Страной "глубокого прошлого и великого будущего" называл Сибирь Н.К. Рерих, прошедший по её просторам 90 лет назад во время своей легендарной экспедиции.
Грядущие глобальные перемены планетарного масштаба, которые принесут возрождение духовных и нравственных основ жизни людей, он связывал прежде всего с Россией Азиатской и утверждал, что "духовное возрождение нашей родины придёт из Сибири".
Влияние искусства велико тем, что входит оно в сознание непосредственно и без слов. И ценность полотен Н.К. Рериха в полной мере мы постигнем только со временем.
Обращаясь к своим многочисленным друзьям, "в рассеянии сущим", художник писал: "Пусть и к вам просочится зов мой. Соединимся невидимыми проводами духа. Вас зову. К вам обращаюсь. Во имя красоты и мудрости, для борьбы и труда соединимся". Этот зов обращён к каждому неравнодушному человеку, в ком живо сердце».
С поздравительным словом выступил Николай Иванович Семёнов. В картинах Рерихов, отметил он, «присутствует космос в мысли, в философии. Сюда заходишь — и некое электричество пробивает. Это искусство заставляет думать несколько по-иному, что человечество — это не просто люди, но люди, объединённые высокой философией жизни. Это не просто быт. Это выше. Вы знаете, что Рерих — не только художник, он величайший философ, равного которому, наверное, в мире нет. То, что создал Рерих в своих картинах, его философия, его научная деятельность — это высочайший уровень. Он неземной. О Рерихе можно говорить только в самой превосходной степени. Я счастлив, что здесь сейчас находится эта экспозиция из частных собраний, и я могу ещё и ещё раз увидеть картины Николая Константиновича Рериха, это неоценимо. Мы и студентов приведём сюда. Огромное спасибо музею за ту великолепную, величайшую деятельность, которую вы осуществляете, потому что вы пропагандируете, вы доносите Учение Николая Константиновича до молодёжи. Вы воспитываете на этом. Сейчас в мире много всего, но выше этого ничего нет. Поздравляю с этой великолепной выставкой. Во славу Николая Константиновича и во славу жизни, космоса, мысли».
О картинах, представленных на выставке, подробно рассказала Татьяна Михайловна Деменко, после чего все желающие могли познакомиться с работами художников поближе.
Вечер завершился концертом фортепианной музыки: лауреат международных конкурсов Тимофей Казанцев исполнил произведения Л. Бетховена, М. Равеля, П. Чайковского, М. Балакирева, А. Скрябина.
Подготовлено редакцией