Истинно, спасение в культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее. Иерархия, § 331 |
Глубокий смысл имеет подвиг Николая Рериха во имя Культуры.
Материальные и технические достижения прошлого века создали цивилизацию, в условиях которой развиваются тела, но не души, и, поскольку фабричное производство души и духа невозможно, человек может попасть в гигантскую паутину бездушных организмов, а такое безрадостное существование в итоге приведёт его к самоуничтожению. Чтобы предотвратить эту надвигающуюся катастрофу, Рерих в 1930 году предлагает проект охраны памятников культуры, символом которого становится Знамя Мира. На Знамени изображены три сферы; они олицетворяют религию, искусство и науку, которые лишь в своём единстве слагают Культуру. Назначение Знамени Мира — стать охранителем мировых сокровищ культуры и исторических памятников подобно Красному Кресту, служащему раненым и больным. Значимость этого проекта (известного как Пакт Рериха. — Прим. пер.) признали большинство ведущих стран, двадцать пять из них сразу выступили в его поддержку. Своё безусловное согласие с ним выразили также главы государств — король Бельгии Альберт и президент США Франклин Рузвельт, выдающиеся деятели науки и искусства — Рабиндранат Тагор, Морис Метерлинк, Джагадиш Боше. Георгий Шклявер, доктор юридических наук, профессор Парижского университета, составивший договор в правовой форме, в своём приветственном обращении подчёркивал неоспоримую действенность Пакта: «Люди редко способны сплотиться вокруг общей идеи, в едином устремлении. Но Николаю Рериху удалось создать движение, нашедшее восторженный отклик среди правительств и народов разных стран, подтвердив тем самым, что Красота, Знание и Культура являются лучшими средствами на пути к объединению разрозненного человечества». Предложенный Рерихом проект, к которому добровольно примкнули многие страны, привлёк всеобщее внимание к Культуре и вызвал волну энтузиазма в её защиту.
Для Николая Рериха такое понятие, как Культура, есть нечто намного большее, чем «образованность» или «благородство», как его принято сегодня определять. Он понимает сокровенную, духовную суть этого слова, его исконное друидическое и восточное значение, осмысляемое как «почитание Света» (Cult-Ur). Все направления деятельности Рериха в защиту Культуры прекрасно освещены латышским писателем и поэтом Рихардом Рудзитисом в брошюре «Культура» (Нью-Йорк, «Фламма»). В ней также говорится, что «в развитии культуры Николай Рерих различает следующие ступени: цивилизацию, образованность, затем интеллигентность, духовное утончение, и лишь после этого человек приобретает способность к синтезу и высшую культурность»2. Создав просветительские центры по всему миру, предложив Знамя Мира, а также Пакт, в основу которого легли общие устремления разных народов, Рерих осуществил нечто не просто очень нужное, но крайне необходимое. Рождение этого мощного движения на почве Культуры — веление Сроков, судьбоносное решение для всего мира, принятое в самый критический момент истории.
«Культ денег», на котором держится наш материалистический мир с начала XIX века, по многим причинам постепенно угасает, ибо, как сказано в Писании, «без откровения свыше народ необуздан...»3. Он «необуздан», потому что лишь стремление к совершенству, даже самое малое, служит основой строительства, но когда оно угасает, разрушительные силы овладевают народом.
Глубоко символично, что Владыки, ответственные за эволюцию мира, на великий труд проведения в жизнь высоких идей посылают именно художника. Это указывает на всеобъемлющую силу, огромное значение и высокий источник Искусства. Замечательно сказал Шелли, что «поэты суть трубы, зовущие в бой» и «непризнанные законодатели мира»4. Родись он сегодня и осознай, какое чудесное влияние музыка и живопись оказали на нас за последние сто лет, он, должно быть, воспел бы не только одну из граней искусства — поэзию, но все виды творчества.
Сегодня утверждение Шелли вызывает особый интерес и в наш век звучит даже более уместно. Оно провозглашает мощь искусства и показывает, что все высокие стремления и подлинная духовность рождаются лишь в неустанных борениях. И потому Рерих, будучи великим художником, несомненно, обладает более ясным и глубоким пониманием жизни, чем большинство наших политиков, социальных реформаторов и философов.
Много лет назад по вдохновению я написал стихотворение под названием «Священная война», которое открывали такие строки:
Спустя несколько недель разразилась мировая война5, и эти строки стали мне ненавистны, но, перечитав их, я всё же понял, что имел в виду Великую духовную битву, по сравнению с которой мировая война была лишь уродством.
Прошло более двадцати лет, и однажды я прочёл следующее утверждение Рериха: «Нет такого ужаса, который, вызвав к жизни ещё большее напряжение энергии, не мог бы претвориться в светлое разрешение»6. Эти строки, полные героизма, напомнили мне мои поэтические размышления о Священной войне и стали для меня откровением. Что, если единственный выход из всеобщего разлада — это Великая духовная битва?! Подобно тому, как единственный путь освобождения человека от низшей природы лежит через достижение высшего разума. И последнее спасительное средство — напряжение всего нашего потенциала, всей энергии или, скорее, той высшей энергии, которая именуется психической.
Сегодня недостаточно быть миролюбивым человеком, недостаточно лишь провозглашать идеи мира, в то время как враждебные силы находятся в большой напряжённости и активности. Война, жестокая и разрушительная, может быть преодолена только великим, яростным противостоянием, направленным на созидание.
В этом и заключается, на мой взгляд, героическая миссия Рериха. Он призывает мир к высокой, благородной и созидательной битве, битве во имя культуры, направленной на защиту духовного богатства — этого, в конечном счёте, единственно ценного сокровища, ибо лишь из него берут своё начало все другие блага.
Подавляющее большинство людей, вероятно, склонно думать, что такие высокие идеалы никогда не смогут оказать действенного влияния на мир, управляемый силой денег и погружённый в грубый материализм. Однако неразумно судить о вечном с позиции временного: очевидное поражение в действительности может являть собой незримую победу.
Вспомним Конфуция. Наделённый благоговейным чувством добра и справедливости, всю свою жизнь он провёл в окружении преступного общества и алчных политиков. К восьмидесяти годам он заявил, что, несмотря на неустанные упорные усилия, он потерпел неудачу7. Что же стало следствием такой «неудачи»? Свыше двух тысяч лет Конфуций остаётся образцом нравственного совершенства для миллионов людей. Всем циничным, грубым обывателям и хулителям Высшего пример такой духовной победы служит грозным предупреждением о том, что, хотя их маленький мир «здесь и сейчас» и силён, все их попытки отринуть и погасить Свет Духа — тщетны.
Рерих закладывает основы культуры, создаёт духовные центры по всему миру; его беспрецедентная деятельность направлена на расширение сознания всех народов. Поистине мудрый, он знает о том, что никакая политическая и социальная система, основанная на отжившем мышлении, не принесёт спасения. Эта многотрудная задача не имеет себе примера в прошлом и на первый взгляд может показаться едва ли возможной. Однако, если Рерих уже приступил к этому делу, значит, труд этот для него посилен, поскольку всё, что до сих пор было им предпринято, преуспело. Более того, в это дело он вкладывает не только интеллектуальные, но и духовные силы, а тот, кто обладает духовной силой, заменит тысячу талантливых интеллектуалов. И несомненно, сила духа Рериха — очень высокого порядка. Объяснить это явление непросто. Как и родовую принадлежность, высокую духовность невозможно измерить или определить, ибо она безмерна и беспредельна.
Думается, что на протяжении всей своей жизни — и, возможно, прошлых жизней — Николай Рерих всегда был в состоянии священной битвы и неустанных борений. Можно сказать, вся его жизнь — борьба, противостояние невежеству и непониманию, беспрерывное стремление к созданию жемчужин истинного Искусства. Минуя все преграды, Рерих прокладывает путь к построению духовных твердынь для общего блага. В стихах и прозе воспевает он всё самое прекрасное и самое нужное; посещает 25 стран, чтобы принести свет истины лучшим умам; в поисках глубоких духовных знаний преодолевает неприступные перевалы и опасные пустыни неизведанной Азии; и, наконец, неуклонно спешит возжечь очаги культуры по всему миру.
Итак, он предстаёт перед нами как Великий Воин, поскольку, наряду с его беспрецедентной внешней деятельностью, всем явственно ощутим его невероятный духовный труд. И потому его Знамя Мира имеет совершенно особое значение. Если кто-либо склонен думать, что идея Рериха о мире является синонимом бездействия, лёгкости и покоя, им стоит обратиться к статьям и очеркам художника. Там они прочтут: «Надежда покоя во все времена заставляла людей забывать великое»; «Покой — лишь изобретение тёмных полчищ». Они узнают о «высших силах», «суждённых победах», «непрерывном дозоре», «крепости мысли», им будет сказано, что, если они обессилели, они «не должны прекращать бой». Так зазвучит для них самый воинственный язык, который только можно вообразить. Из всего этого можно сделать вывод о том, что Рерих обладает мощью великого предводителя. Он ещё более воинственен, в лучшем, благородном смысле, чем обычный военачальник, и он не способен бесцельно что-либо разрушить.
Из этого следует, что Знамя Мира Рериха — результат напряжённого, самоотверженного труда и этим отличается от знамён, поднятых бездеятельными политиками. К сожалению, это отличие не понято, но осознание смысла Знамени могло бы расставить всё по своим местам. И Знамя Мира, пожалуй, стоило бы именовать «Знаменем Священной Битвы», если бы не ложное представление, которое могло бы возникнуть из такого наименования. Своим примером Николай Рерих доказывает, что только усиленная битва на высоком духовном плане приведёт к победе и навечно утвердит мир и единство на Земле.
До сих пор все движения за мир формировались в основном политиками и другими влиятельными людьми и были связаны главным образом с материальными аспектами жизни. Однако именно финансовые и политические амбиции часто являются причиной потрясений и застоя в развитии и потому не могут устранить последних. Многие убеждены в обратном, но все проблемы современного мира возникли из-за более существенных причин, чем финансовые, политические или экономические. Церкви не смогли возродиться и опустились до уровня благотворительных организаций, задача которых распространять лишь материальные ценности. Более того, они находятся под влиянием сильных мира сего и, таким образом, во многом лишены своей духовной свободы. Другими словами, все трудности современности сводятся к вопросу мировоззрения — по существу, к вопросу духовности.
Весьма сомнительно, что консолидация народов на основе политики или экономики может спасти мир от разрушения. Лишь в результате всеобщего перехода от материальных ценностей к духовным мы сможем избежать гибели. Для всего материального характерны разрозненность, разобщение, разлад, в то время как единство и гармония — от духа. Следовательно, любой очередной союз на материальной основе вряд ли улучшит ситуацию.
Мы должны подняться над чисто материальными ценностями, объединившись вокруг такого Очага, который даст нам огненное чувство единства и духовной силы и поможет преодолеть все разрушительные тенденции нашей эпохи.
Во всех великих религиях и учениях прошлого говорилось о преображении человека в высшую сущность. И было указано, что достичь этого можно не внешними приёмами, но лишь духовными усилиями. Возможно, наука скоро сумеет доказать, что всё духовное, все высшие способности являются результатом полного сосредоточения наших внутренних сил, напряжённой внутренней работы и самоотверженного служения.
Подобно тому как грубость и невежество в человеке вследствие воспитания могут перерасти в лучшие, достойные качества, так и тёмные, разрушительные силы, направленные на войну, могут быть применены для битвы на духовном плане, единственно способной окончательно преобразовать силы, приводящие к раздору и разрушению, в силы созидательные. Однако, несмотря на искреннее стремление к миру, многие наши государственные деятели и политики не имеют той огненной духовности, всесильной победоносной мощи, какая способна поднять мир на высокий нравственный уровень. Если бы они попытались сделать это, они бы оказались в положении человека, стремящегося поднять себя за волосы! Подобное преображение может произойти только при помощи тех, кто в духе находится на более высоком плане.
Эти размышления приводят нас к порогу Иерархии, к вопросу о Высших Силах. Бессмысленно отрицать существование Высших Сил, ибо бессмысленно отрицать Бесконечность, конец бытия невозможен, и потому существование Высших Сил — несомненно. Все великие религии были основаны Иерархией. В одной только Азии не исчислить Божеств, Риши, Будд, просветлённых людей. Так и на Западе в мир приходили Святые, Герои, Подвижники, великие Художники, которые, безусловно, черпали своё вдохновение из более светлых сфер, чем простой человек.
Общепринято считать, что греки были язычниками и развивали в себе прежде всего телесные и интеллектуальные силы, мало задумываясь о существовании духовного мира. Однако, познакомившись внимательно с трудами одного только Эсхила, мы поймём, что его внутренний мир по своей глубине намного превосходил, например, мир Шекспира; влияние же его духа было столь мощным, что две тысячи лет спустя Вагнер, вдохновлённый творениями великого грека, создал свои бессмертные музыкальные драмы, достигнув при этом лишь половины эсхиловского величия.
В битве при Марафоне воинов греческой армии посетило видение: перед ними во всеоружии предстал бог Тесей и возглавил сражение. И многие историки считают, что именно благодаря этому была одержана победа.
Незадолго до великой морской битвы при Саламине8 все греки обращались с молитвой к своим богам и кумирам, просили помочь им, направить корабль в сторону Эгины9, они хотели воскресить в себе дух Аякса10 и других героев. Как только корабль вошёл в гавань, греки уверились, что дух великого воина теперь среди них, и решительно начали сражение, победив благодаря своей вере одну из величайших армий, известных истории.
Современный ум, крайне скептически настроенный ко всему духовному, настолько убеждён в превосходстве интеллекта, что опровергнул бы вышесказанное, назвав это лишь «суеверием» или «самовнушением». Стоит отметить, однако, что если бы греки рассуждали подобным образом, их жизнь потеряла бы всякий смысл. Современное неверие в Невидимое хоть и сильно, но оно стоит на пороге полного неизбежного упадка, ибо сформировано узкими рамками науки XIX века, основы которой пошатнулись и разрушаются на глазах.
Современный учёный понимает, что материя в общепринятом смысле этого слова не существует и что такое восприятие объективной реальности говорит о духовной слепоте. Основываясь на принципах науки, он знает, что сама земля под его ногами не реальна, что стол, за которым он работает, — лишь иллюзия и что все материальные вещи, включая его собственное тело, не конечное вещество, но только его внешний покров. Одним словом, он пришёл к знанию, которым уже тысячи лет назад владели Высшие Существа Древней Индии — Архаты, Риши и Будды; постиг, что весь проявленный мир есть лишь отсвет Великой Действительности и что единственное неизменное и вечное — это Дух. И если для объяснения этих истин он использует такие термины, как «динамизм», «тонкие энергии» или «радиоактивность», а не «дух», тем даже лучше.
Научное знание о духовном мире ещё не укоренилось в общественном сознании — оно привьётся лишь постепенно. И в значительной степени этому поможет искусство, потому что, как говорит Рерих, «искусство — для всех»11, «искусство принадлежит народу»12. Через искусство и творческое вдохновение Рерих озаряется мыслями, которые близки мировоззрению Древней Индии и современной науки; художник осознаёт мир Духа, лежащий в основе нашего земного бытия. Именно благодаря глубокому пониманию Духовного мира Рерих, невзирая на эпохальные раздоры и тьму, идёт путём света сам и призывает всех бороться за Культуру. Выражаясь образно, он понимает, что приближается иное «саламинское сражение», другими словами — победа Духа над Материей.
Мы помним, как небольшая группа людей, вооружённая мощью духа, сокрушила армию грубой силы чистым огнём энтузиазма; так огонь, вспыхнувший однажды, дал жизнь Афинам, Парфенону, Фидию, Эсхилу, Софоклу и всему лучшему в удивительной эллинистической культуре.
Положение настоящего времени, однако, намного сложнее. Враг не надвигается из-за горизонта, но затаился среди нас. И этот враг — состояние нашего сознания, а войны, революции, потрясения и преступления, происходящие в мире, являются лишь следствием такого состояния.
Конечно, трудно назвать какую-либо одну причину современного материализма — они многочисленны, но особые старания к его развитию приложили все те из XIX века, чья религия прописана в реестрах и чей девиз «время — деньги». Современный материализм выступает антитезой всего, что подразумевается под словом «Культура», и потому призыв Рериха к каждой пробудившейся душе сплотиться вокруг Знамени Культуры стал выходом из создавшегося тупика. Выходом, который был найден в результате духовного прозрения и озарения, а не рассудочных построений. Только культура может действенно противостоять всем язвам нашего времени.
Многие понятия утеряли свой истинный смысл; так, слово «святой» теперь не соответствует своему подлинному значению. Сегодня едва ли найдутся равные по силе духа Святому Бернарду или Святому Фоме Аквинскому. Эти подвижники путешествовали по всей Европе в самые опасные и трудные времена, основывали школы и монастыри, воспитывали народы, своей мощной энергией направляли военных и государственных деятелей и наряду со всем этим находили время писать всеобъемлющие философские сочинения, сравнимые по своему масштабу с трудами Аристотеля. Такие Светочи яро противостояли злу и жестокости, обнаруживая при этом несокрушимую стойкость духа, которая не присуща даже самой сильной армии. Они были духовными воинами.
И Николай Рерих обладает большим запасом такой неутомимой энергии — не просто интеллектуальной силы, но духовной устремлённости, излучающей свет. Он — истинный воин. Он представитель рода тех высших существ, которые, независимо от расы, происхождения или образования, приходят на Землю, чтобы одухотворить мир и устремить людей к светоносной жизни.
В Индии — несметной мировой сокровищнице духовного знания — уже видны признаки того, что человек начинает возрастать в сознании. Такие гиганты духа, как Рамакришна, Вивекананда, Ганди, Рамана Махарши и Шри Ауробиндо, великие поэты и учёные, как Тагор и Джагадиш Боше, доказали своим примером, что рост духа уже начался и что Индия прокладывает новые научные пути к возрождению духовного великолепия прошлого.
Живя среди высоких гималайских вершин, Рерих отваживается изменить мировое течение мысли; такие стремления естественны для Запада. И всё же многое указывает на то, что он преуспеет и что Культура победит. Поучительный пример — жизнь Конфуция; но явление Николая Рериха отмечено особо: в его призыве к преображению мышления слышен голос не только самого художника, но голос всего человечества, оказавшегося на гребне волны стремительного потока!
Необычное и, можно сказать, математическое понимание природы вещей ирландского поэта У.Б. Йетса, столь близкое мысли древнего Тибета, гласит: «Размышляя о жизни, я понял, что все внезапные перемены обусловлены не очевидными фактами истории, но её теневыми сторонами. Противодействующие силы умножают жизненную энергию подобно зубчатой передаче, где ведущее колесо приводит в движение ведомое».
Таким образом, многовековой материализм сгенерировал соответствующую силу духовности и мы оказались в преддверии небывалой доныне весны духа, наступление которой никакие силы не смогут остановить. Совершенно очевидно, что будущие мировые течения будут на стороне Рериха, и сам художник утверждает: «Не одна нация, не один класс с нами, но все множества человеческие, ибо, в конце концов, сердце человеческое открыто Красоте творчества»13. И то, что многим представляется сейчас невозможным, в результате станет неизбежным.
Перевод Евгении Нестеровой
*Публикуется по изд.: Conlan B.D. Nicholas Roerich: A Master of the Mountains. Liberty, Indiana, USA: Flamma, 1938. Начало см.: Восход, 2019, № 10.
2 Рудзитис Р. Культура // Николай Рерих. Мир через Культуру. Минск, 2002. С. 112.
3 Книга Притчей Соломоновых. 29: 18.
4 Из очерка П.Б. Шелли «В защиту поэзии».
5 Речь идёт о Первой мировой войне (28 июля 1914 г. – 11 ноября 1918 г.).
6 Рерих Н.К. Красный Крест Культуры // Химават. Самара, 1995. С. 169.
7 В 479 г. до н.э. Цзы-Лу, ученик Конфуция, записал последние слова учителя:
Большой горе предстоит разрушиться,
Крепкой балке сгореть,
Мудрецу завянуть, подобно траве.
8 Морское сражение между греческим и персидским флотами в ходе греко-персидских войн, произошедшее в 480 г. до н.э. близ острова Саламин в Сароническом заливе Эгейского моря, неподалёку от Афин.
9 Э́гина — остров в заливе Сароникос, между Арголидой и Аттикой. До и после персидских войн Эгина вела непрерывную войну с Афинами, но во время нашествия персов, забыв прежние споры, приняла заметное участие в битвах при Саламине.
10 Аякс Великий — в древнегреческой мифологии герой, участвовавший в осаде Трои.
11 Рерих Н.К. Новая Эра // Гималаи — Обитель Света. Адамант. Самара, 1996. С. 193.
12 Рерих Н.К. Академия // О Вечном... М., 1991. С. 49.
13 Рерих Н.К. Привет конференции Знамени Мира // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 78.