Издательский центр РОССАЗИЯ                контакты          написать нам           (383) 223-27-55


Мысли на каждый день

Чем утвердите меру дел ваших? Если дела имеют полезность для всего мира, то и мера хороша.

Зов, 03.03.1923
"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД

Неслучайно-случайная
статья для Вас:

Актуально


Подписаться

Музей:         
                   
Книги:         

 
 
 

«Внемлющая звукам мира». Образ богини Гуаньинь

Автор: Ганина Людмила


* Фотослайдер листается щелчком мыши,
изображение появляется после загрузки всех кадров *

Фото 1

Н.К. Рерих. ПРОГУЛКА ГУАНЬИНЬ. 1925 – 1926

Фото 2

Статуэтка Гуаньинь из фондов Музея Н.К. Рериха


Теги статьи:  картины Рериха

Хорошо известно о стремлении Н.К. Рериха создать «живописную панораму земель и народов Внутренней Азии»1 и о том, что он был знаком с искусством Востока не заочно, а изучал его в музеях России, Европы и Америки, а затем и в самой Азии.

В своём художественном и литературном творчестве Н.К. Рерих неоднократно обращается к образу богини Гуаньинь.

Кто такая Гуаньинь? Это женский Логос, «Матерь Милосердия» — так говорится в «Теософском словаре» Е.П. Блаватской. В Китае Гуаньинь (Гуань Ши Инь) — богиня милосердия и сострадания — почитается представителями практически всех конфессий. В буддийской традиции бодхисаттва2 Гуаньинь занимает одно из центральных мест и ассоциируется с бодхисаттвой Авалокитешварой3.

Образ Гуаньинь проник и в страны, соседствующие с Китаем, в частности в корейской традиции известна богиня милосердия Кваннон, в японской — Каннон, помощница Будды Амитабхи.

Н.К. Рерих подчёркивает тождественность Гу­аньинь и Матери Мира: «Даже в почти мусульманском Кашгаре притаилось дальневосточное верование. Там же увидели Гуаньинь — Матерь Мира...»4 «Образ Матери Мира, Мадонны, Матери Кали, Преблагой Дуккар, Иштар, Гуаньинь, Мириам, Белой Тары, Радж-Раджесвари, Ниука — все эти благие образы, все эти жертвовательницы собирались в беседе, как добрые знаки единения. И каждая из них сказала на своём языке, но понятном для всех, что не делить, но строить нужно. Сказала, что пришло время Матери Мира. В улыбке единения всё стало простым»5, — пишет Николай Рерих. «На всём Востоке и на всём Западе живёт образ Матери Мира и глубокозначительные обращения посвящены этому высокому Облику. Великий Лик часто бывает закрытым, и под этими складками покрывала, сияющего квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего!»6

Искусствовед Е.П. Маточкин утверждает, что Матерь Мира на картине Н.К. Рериха «сочетает в себе уже не только различные христианские иконографии, как талашкинская Царица Небесная, но и изображения восточных божеств. Так, некоторые композиционные приёмы идут от образа богини Каннон [Гуаньинь], созданного японским художником И. Иченом (Бостон, Музей изящных искусств)»7.

Николай Константинович Рерих не писал портретов Елены Ивановны Рерих — «жены, другини, спутницы, вдохновительницы». Он посвятил ей многие свои картины. Среди них — диптих «Агни Йога».

На одной из встреч Наталию Дмитриевну Спирину попросили рассказать об этом диптихе: «На одной картине изображена на скале женская фигура, которая держит в руке огонёк; женщина приносит новое Учение. Вы видите эти скалы, они возникли из воды, скалы чистые, синие. После всех наводнений, землетрясений, катаклизмов возникает новая, очищенная земля, как в Апокалипсисе: "И увидел я новое небо и новую землю, и старых больше нет". И женщина — это Та, которая дала Агни Йогу, Она её приносит на очищенную землю. Огонёк — это символ Учения Агни Йоги. На второй картине — Она сидит на скале, среди плавающего тумана или вод. Она изображена с необыкновенной аурой, это аура Той, которая приносит нам Агни Йогу. Я считаю, что обе картины относятся, конечно, к Той, через которую нам дано Учение Живой Этики, — к Матери Агни Йоги»8.

В основу этих двух картин, созданных Н.К. Рерихом в 1928 году, после завершения Центрально-Азиатской экспедиции, был положен образ богини Гуаньинь. Ещё в 1925 – 1926 годах художник написал картину «Прогулка Гуаньинь». Мы видим сходство этой работы с правой частью диптиха «Агни Йога»: повторяются силуэты гор, фигура богини и её одежды.

Образ на второй картине диптиха тождествен с традиционным китайским изображением богини Гуаньинь, в частности на известной картине китайского художника XIII века Му Ци «Гуаньинь».

В 1933 г. Н.К. Рерих пишет картину «Гуаньинь» («Тара»), на которой изображена женщина восточного облика, сидящая у водоёма, окружённого высокими горами, и играющая на древнейшем китайском музыкальном инструменте — гуцине. Гуаньинь является олицетворением безграничного милосердия и сострадания, которое она изливает на весь мир. Само её имя означает «внемлющая звукам мира».

Прекрасный образ Гуаньинь представлен и в экспозиции Новосибирского Музея Н.К. Рериха. В 1981 году Зинаида Григорьевна Фосдик передала сибирским учёным старинную статуэтку из своей коллекции, в сопроводительном письме она называет её статуей Будды. В 1997 году, когда началось строительство Музея Н.К. Рериха в Новосибирске, эта статуэтка, хранившаяся в Доме учёных СО РАН, была передана в дар Сибирскому Рериховскому Обществу и сейчас находится в постоянной экспозиции нашего музея.

В 2015 году была проведена атрибуция (научная экспертиза) подарка Зинаиды Григорьевны, которую выполнили два известных востоковеда: Юлия Игоревна Елихина — старший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа, хранитель монгольской, тибетской и хотанской коллекций, и Елена Дмитриевна Огнева — старший научный сотрудник Института востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины. Оказалось, что это скульптура не Будды, как предполагала Зинаида Григорьевна, а Гуаньинь.

Приводим краткое описание этого выдающегося произведения искусства: «Скульптура Гуаньинь на деревянном престоле. Китай. Конец XIX – начало XX в. Горный хрусталь, резьба; подставка — дерево, резьба, позолота, краска.

Произведения из резного камня изготавливали в Китае с древности. Горный хрусталь — одна из разновидностей кварца — также использовался китайскими мастерами.

Гуаньинь, китайская женская ипостась божества милосердия Авалокитешвары, была очень почитаема. Она имела в Китае тридцать три женские формы. В данном случае Гуаньинь показана стоящей, руки, находящиеся перед грудью, прикрыты одеянием. Эта иконография является традиционной, она относится к одной из тридцати трёх форм и представляет собой универсальный символ милосердия. К такой форме богини можно было обращаться с любой просьбой» (Ю.И. Елихина).

Предлагаем вниманию читателей статью известного российского востоковеда, кандидата филологических наук, доцента кафедры востоковедения Новосибирского государственного университета, автора многочисленных публикаций по духовной культуре Японии и переводов японской художественной прозы на русский язык Елизаветы Евгеньевны Малининой. В своей работе «Священные горы Китая: земная обитель Гуаньинь» Е.Е. Малинина рассказывает о паломничестве на священный остров Путо в Восточно-Китайском море, куда стекается множество людей для поклонения богине Гуаньинь. Здесь находится стоящая на высоком гранитном постаменте огромная, 33-метровая статуя Гуаньинь, являющаяся самым крупным в мире скульптурным изображением богини Милосердия.


1 Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Хабаровск, 1982. С. 29.

2 Бодхисаттва («Существо с пробуждённым сознанием») — тот, кто достиг высочайшего уровня просветления, но отказался от личного спасения, чтобы помочь другим освободиться от страданий.  

3 Авалокитешвара («Владыка взирающий») — величайший бодхисаттва, воплощение бесконечного сострадания.

4 Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. Новосибирск, 2014. С. 236.

5 Рерих Н.К. Миссия женщин // Химават. Самара, 1995. С. 209.

6 Рерих Н.К. Великая Матерь // Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 170.

7 Маточкин Е.П. Н.К. Рерих и русский космизм // Сборник материалов научной конференции, посвящённой 120-летию Н.К. Рериха. Нижний Новгород, 1994. С. 17.

8 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 5. Новосибирск, 2014. С. 251 – 252.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов