Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Рерих Н.К. «Знамя Мира. Конференция в Бельгии» |
И.М. ЩЕРБАКОВ
IX Рериховские чтения, Новосибирск, 4 – 6 окт. 2014 г.
Великий Приход! Ожидание его занимает огромное место в духовной жизни не только буддистов, но и всего человечества. «...Вспомним о Мессианских понятиях, рассыпанных среди разных народностей Азии, которые при своём разнообразии сливаются в одно великое ожидание будущего»2.
«Хорошо известны палестинские устремления к Мессии, — пишет Н.К. Рерих. — Известны ожидания великого пришествия у Моста Миров. Народ знает и белого коня, и огненный меч, как хвост кометы, и сияющий лик Великого Всадника. Учёные раввины и знатоки Каббалы, распространённые по Палестине, Сирии, Персии и по всему Ирану, скажут вам многое замечательное по этому вопросу»3.
Знатный абиссинец говорит: «И у нас есть старинная легенда. Когда Спаситель Мира придёт, Он пройдёт по каменному мосту. И семеро знают о приходе Его. И когда они увидят Свет, они припадут к земле и поклонятся Свету»4. Николай Константинович запечатлел эти ожидания народов в картинах «Чудо. Явление Мессии» и «Легенда».
«Мусульмане Персии, Аравии, Туркестана торжественно хранят легенду о Мунтазаре, который в ближайшем будущем положит основание новой эре. (...) Даже скажут много значительных подробностей. Они скажут, что в Исфагане стоит белый конь, уже осёдланный для Великого Пришествия...»5
Майтрейя — Мессия — Мунтазар. «Трижды мощное "М"!»6
Сердце Востока живёт радостью предстоящей встречи с Грядущим. В V веке до н.э. Будда Шакьямуни сказал своему любимому ученику Ананде:
«"Я не первый Будда, который пришёл на Землю, также не буду я последним. В должное время другой Будда восстанет в мире, Сокровенный, высшего озарения, одарённый мудростью, счастливый, вмещающий всю Вселенную..." И спросил Ананда: "Как узнаем мы Его?" Благословенный сказал: "Имя Его будет Майтрейя"»7.
В буддизме ключевым моментом эволюционности Учения является непрерываемая череда Будд. Со времени ухода Будды Шакьямуни в нирвану Восток ожидает прихода следующего Будды — Майтрейи. Ю.Н. Рерих в работе «Тибетская живопись» приводит рассказ о сроке существования Закона, в котором говорится: «...Великий Архат Нандимитра перед вхождением в нирвану созвал всех монахов и монахинь и поведал им о существовании шестнадцати Великих Архатов и их будущих проявлениях»8, а также о том, как они будут хранить Закон среди людей до прихода следующего Будды — Майтрейи.
В Японии и Корее живут предания о Великом Приходе. Учёные японцы открыто говорят о грядущем Аватаре. «В Японии, в городе Киото, есть статуя Будды Майтрейи, по-японски Мироку, изваянная из дерева, на которой изображён грядущий Будда, Владыка Новой Эпохи, уже не в традиционной позе лотоса, а со спущенной ногой, готовый встать. Скульптура эта создана не теперь, а в седьмом веке. Уже тогда передовая мысль японских буддистов прозревала в грядущую эпоху Правды и Красоты»9, — писала Н.Д. Спирина.
В древней пророческой книге Кореи «Кёгам-Юрок» возвещается, что Будда Майтрейя «явится в этот мир. Он приходит во второй раз как основатель каждой существующей религии с намерением объединить конфуцианство, буддизм, христианство и другие религии»10. Исключительно высокая миссия в этих пророчествах отводится женщине: небесная удача снизойдёт на женщин, говорится в них.
Не забудем и индусские традиции. Агни Пураны говорят: «В конце Кали-юги смешаются касты. И будут процветать разбойники без пощады. Под личиною религии будут проповедовать ересь. И злые духи под видом владык будут раздирать людей. В доспехе
вооружённый Калки, сын Вишну-яши, уничтожит злых духов, восстановит порядок и достоинство и поведёт народ по пути истины. Исполнив это, он оставит облик Калки и вернётся в высшие сферы. После чего Крита-юга установится, как ранее»11. Крита-юга означает Золотой век.
Чаяния алтайского народа также полны ожиданием прихода Белого Бурхана — Будды Грядущего. Вот как писал об этом Н.К. Рерих в книге «Сердце Азии»: «...чудо случилось в этой стране, где до последнего времени грубые формы шаманизма и колдовства процветали. В 1904 году молодая ойротская девушка имела видение. Явился ей на белом коне сам Благословенный Ойрот. Сказал ей, что он вестник Белого Бурхана и придёт сам Бурхан скоро. Дал Благословенный девушке-пастушке много указаний, как восстановить в стране праведные обычаи и как встретить Белого Бурхана, который воздвигнет на земле новое счастливое время»12.
Это устремление к новому созвучно древним мифам алтайцев, в которых говорится о том, что с благословения Верховного Бога Ульгеня самовольные творения Эрлика, Бога подземного царства, будут поражены справедливым Май-Тере и восстановится мир, после чего Май-Тере удалится. Согласно мифам и легендам алтайского народа, Май-Тере является помощником Верховного Бога Ульгеня на земле в деле отвращения человека от зла.
Особой мощью дышат легенды Тибета. Они рассказывают о Гессер-Хане и Владыке Шамбалы Ригден-Джапо. В 1924 году из Тибета «были принесены древние пророчества о Гессер-Хане, о его непобедимом воинстве и о походе для очищения Лхасы от нечестивцев. (...) "Гессер-Хан — это герой, новое воплощение которого произойдёт в Северной Шамбале. Там он объединит своих сотрудников и вождей, сопровождавших его в прошлой жизни. Они все также воплотятся в Шамбале, куда их привлечёт таинственная мощь их Владыки..."»13.
В Центральной Азии Приход Грядущего неизменно связан с именем ещё одного героя — Ригден-Джапо, изображения которого в Азии широко распространены. На картине Н.К. Рериха «Приказ Ригден-Джапо» «Владыка будущего мира, Владыка Шамбалы, мощный Ригден устремляет своих всадников-вестников для сообщения людям вести о наступлении Нового Мира, небывалого в истории человечества, и призыва спешно готовиться к нему. Без этой подготовки утверждение достижений грядущего не состоится. Это — неотложная необходимость, и всадники мчатся к людям с полным пониманием своей миссии. Принимающий весть Ригдена уже как бы вступает в преддверие грядущей эры возрождения и преображения человечества.
Во время пребывания экспедиции Рериха на границе Индии и Непала учёный лама говорил им, стоя перед изображением Владыки Будущего: "Истинно, приблизилось время Великого Пришествия. По нашим пророчествам, эпоха Шамбалы уже началась. Ригден-Джапо, Владыка Шамбалы, уже готовит своё непобедимое войско для последнего боя. Все его сотрудники и вожди уже воплотились".
Николай Рерих в статье "Радость творчества" писал: "Не войну, не ненависть, но лучшие созидательные идеи принесут всему миру вестники Ригден-Джапо, правителя Шамбалы"»14.
Культура народов, исповедующих христианство, уже два тысячелетия движима верой в Приход Христа Спасителя. В Евангелии говорится, что накануне Прихода будут твориться страшные беззакония: «...восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам... (...) И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь...» «Тогда, если кто скажет вам: "вот, здесь Христос" или "там", — не верьте... ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого...» «Претерпевший же до конца спасётся»15.
Наталия Дмитриевна Спирина, наша современница, на грани двух тысячелетий, когда уже были явлены человечеству все признаки конца Кали-юги, в своих выступлениях с нарастающей мощью говорит о Приходе Грядущего и призывает неотложно начать готовиться к вступлению в новую эпоху — эпоху мировой Общины и Братства всех народов.
«Создаётся эпоха общего Сотрудничества, общего дела и коллективной солидарности всех трудящихся, вне всяких классов»16, — писала Е.И. Рерих.
Великий Приход предвиделся и наиболее духовно озарёнными поэтами. Ведь «поэты сродни пророкам», они прозревают сквозь время и пространство и видят грядущее. Е.И. Рерих писала: «Конечно, никакие фанфары не могут возвещать наступление Нового Века, Нового Провозвестия. Ведь всё Великое приходит в Т?????...?ишине...»17
Как Тишину описал Великий Приход Максимилиан Волошин:
...Он придёт не в cиле и не в cлаве,
Он пройдёт в полях, как тишина;
Ничего не тронет и не сломит,
Тлеющего не погасит льна
И дрожащей трости не преломит.
Не возвысит голоса в горах,
Ни вина, ни хлеба не коснётся, —
Только всё усталое в сердцах
Вслед Ему с тоскою обернётся.
Будет так, как солнце в феврале
Изнутри неволит нежно семя
Дать росток оттаявшей земле.
И для гнева вдруг иссякнет время,
Братской распри разомкнётся круг,
Алый Всадник потеряет стремя,
И оружье выпадет из рук18.
Всё творчество Н.Д. Спириной пронизано ожиданием Великого Прихода и устремлением в Грядущее. В одном из своих стихотворений она пишет о весне духа:
Наступает иная весна,
Полыхает рассвет небывалый!
Весть Твоя на земле прозвучала,
Спящих духом пробудит она;
И восстанут они ото сна
К жизни новой,
к иному Началу19.
Уходит чёрный век. Наступает век Матери Мира. Обратимся к Ней: «Великая, Ты в Лучах Света Твоего Объединишь в Свете заблудшее стадо, и Ты, ему Пастыря Давшая от Начала времён его сознательной жизни, Ты Эпоху Свою Утвердишь на Земле. И будет тогда едино стадо и Един Пастырь»20.
Единый Пастырь... «Под многими Обликами Являлась в мир Великая Индивидуальность и Запечатлела Свет Свой в сознании народов... Но сущность Его оставалась единой, и цель оставалась всё той же: поднять человечество на следующую ступень духа. Много доказательств тому сохранилось в веках в виде различных Учений, каждое из которых называлось Великим. Как грани алмаза, сияли они отблеском единой Космической Истины, доступной пониманию людей своего времени. (...) Грядущий Владыка Майтрейя в веках Заложил, облачённый в одеждах иных, основание для будущего Царства Света... (...) Неотвратимо оно, как движение Солнца по небу. Стремительно наступает Новая Эра Майтрейи. Свет впереди»21.
Предтеча Великого Прихода
«Иоанн Предтеча свидетельствовал миру о пришествии Спасителя в мир, — записал Б.Н. Абрамов слова Учителя. — Кто же сейчас на планете явился предтечей Владыки Майтрейи, Идущего в мир? Кто дал миру бессмертные полотна, где в символах явных отмечена спешность Прихода? Кто в книгах своих написал о Владыке? Кто жизнь всю свою посвятил Учителю Света, позвавшему его на подвиг? Можно ли переоценить глубину значения миссии Гуру22? Да, да! Был Послан в мир, чтобы свидетельствовать обо Мне миру. И в картинах своих запечатлел он Облик Учителя Света, дабы светом своим творения его миру светили во всех уголках шара земного. (...) Свидетельствуя о Владыке, Гуру вращал около себя сознания лучших людей и, насыщая их светом, широко сеял его семена на пространствах земных. Если бы Христос не пришёл, миссия Предтечи была бы напрасной. И миссия Гуру во всей её глубине и значении не понята будет людьми до тех пор, пока не совершится Великий Приход»23.
Миссию Николая Константиновича Рериха Наталия Дмитриевна Спирина раскрывает в поэме «Вестник», посвящённой этому посланнику Шамбалы:
По великим космическим законам
На смене рас посылается Откровение,
Чтобы дать человечеству возможность
Не погибнуть, но достойно встретить
Новую грядущую Эпоху
Во всеоружии готовности и знания. (...)
И вот приходил такой Вестник,
Он был здесь, среди нас, совсем рядом...
Одни устремлялись на его призывы,
Другие трепетали ожиданьем,
Третьи отворачивались тупо,
И четвёртые отвечали стрелою
На посланную стрелу счастья.
А он шёл по лицу земли,
Прислушиваясь к сердцам разных народов —
Не забьётся ли где-нибудь сердце
Вестью о Новом Мире,
Не затрепещет ли ожиданием?!
И в его руках была полная чаша
Кристального напитка вечной жизни.
Но многие люди проходили мимо,
Предпочитая утолять жажду из грязной лужи.
По коре нашей планеты проходил он,
Насыщая её сознаньем духа;
И зёрна идей падали на различную почву:
На одной погибали,
На другой давали урожай обильный.
А он шёл, приветствуя каждый камень,
И каждый цветок и былинку при дороге,
И радуясь каждому ростку
Проснувшегося духа человека,
Никого не осуждая
И никогда не говоря «нет»,
Но всегда приветствуя всё достойное
Широким творящим «да»...24
Много высоких и достойных слов сказано о миссии семьи Рерихов видными деятелями культуры и искусства. Неисчислимо сделанное Рерихами для эволюции Земли и её народов. Всходы благого посева будут возрастать с каждым годом, пока не покроют все просторы Земли.
Знаки исполнения пророчеств
В книге «Криптограммы Востока» есть знаменательное пророчество о Шамбале и Майтрейе. Посмотрим на него с точки зрения миссии семьи Рерихов.
«Сокровище с Запада возвращается. По горам зажигаются огни радостей.
Посмотрите на дорогу — идут носящие Камень. На ковчеге знаки Майтрейи. (...)
Соберите предуказания счастья вашего.
Так исполняются предсказания предков и писания мудрых. Найдите ум встретить назначенное, когда в пятом году появятся вестники воинов Северной Шамбалы. (...)
Когда шествие с Изображением Шамбалы пойдёт по землям Будды и вернётся к Первоисточнику, тогда наступит время произнесения священного слова "Шамбала". Тогда можете получить пользу от произнесения этого слова. (...) Завершился круг несения Изображения. В местах Будды, в местах Майтрейи пронесено Изображение»25.
Центрально-Азиатская экспедиция Рериха началась в Индии в 1923 году и, совершив великий обход азиатских земель, завершилась в Дарджилинге через пять лет, в 1928 году.
В состав экспедиции вошли профессор Н.К. Рерих, его жена и друг жизни, философ Е.И. Рерих, их старший сын — учёный-востоковед, монголист и тибетолог Ю.Н. Рерих, а также младший сын — С.Н. Рерих, начинающий художник. Все они родились в России, там же учились. В западно-европейском городе к ним пришёл Камень — на Ковчеге древние знаки...
Посмотрим на маршрут экспедиции Николая Рериха и остановимся на тех местах, где были встречены Знаки Великого Прихода.
«Первые лики Будды и Майтрейи показались в храме Келания около Коломбо. Мощные изображения хранятся в сумерках храма»26.
«Благословенный Майтрейя — Мессия — всегда изображается в венце, в большом образе. В Ташилунпо (монастырь Таши-ламы) три года назад [в 1921 году] поставлено гигантское изображение Майтрейи — Спасителя Мира, носителя нового века мировой Общины. Эту идею приносит наступающий век тибетского летоисчисления»27.
Около дворца короля Ладака «в отдельном храме помещается гигантское изображение Майтрейи. (...) Изображение Майтрейи — на двух этажах. До пояса — на нижнем, Лик — на верхнем»28.
Пройдены высоты Гималаев. Николай Константинович записывает: «Помимо Эвереста пятнадцать вершин гималайской цепи превосходят Монблан. Если от реки Великий Рангит осмотреть все подступы до снеговой черты и все белые купола вершин, то нигде не запоминается такая открытая стена высот. В этом грандиозном размахе — особое зовущее впечатление и величие Гималаев. "Обитель Снегов!"»29. В душе звенит небесная синь, и сияют чистотой снегов горные просторы, уходящие в б??есконечную даль вершинами священных гор.
Рерихом задумана серия картин «Майтрейя». Она сложилась из семи картин: «Шамбала идёт», «Конь счастья», «Твердыня стен», «Знамя Грядущего», «Мощь пещер», «Шёпоты пустыни», «Майтрейя Победитель». Все эти картины написаны художником во время пребывания экспедиции в Китайском Туркестане, на маршруте Хотан — Урумчи. В путевом дневнике Николай Константинович пишет: «Из-за ареста и насилия... мы потеряли два с половиной месяца... (...) Неужели мне придётся оставить пределы Китайского Туркестана с твёрдым убеждением, что эта страна для культурных посещений не пригодна?»30 Но наперекор всем трудностям именно в это время Рерихом создаются картины, посвящённые Майтрейе. Пишутся и распространяются грамоты на местных языках, содержащие слова «Майтрейя идёт!». Записываются и рассылаются пророчества о Шамбале и Майтрейе. 4 мая 1926 года в Урумчи состоялся показ серии картин «Майтрейя».
До пересечения границы с СССР экспедиция обнаружила множество знаков ожидания Великого Прихода, оставленных с древнейших времён. За синим Тянь-Шанем, за снежными хребтами, за калмыцкими степями остались великие знаки. Но идёт Вестник и воздвигает новые знаки о том же Великом Приходе!
Москва. Правительству СССР вручено послание Махатм Востока, в котором приветствуются эволюционные преобразования в стране; передана земля с Гималаев на могилу Махатмы Ленина. И эти дары Востока венчает величественная серия картин кисти Н.К. Рериха — «Майтрейя». Принятые не должным образом, картины были спасены А.М. Горьким, а впоследствии обрели место в Нижегородской картинной галерее.
Монголия. На встрече с монгольским правительством Н.К. Рерихом передана в дар картина «Владыка Шамбалы». «Приходит уполномоченный от монгольского правительства и просит дать рисунок храма-хранилища, где будет поставлена картина "Владыка Шамбалы" с другими почитаемыми предметами»31.
За время пребывания в Монголии печатаются книги «Община» и «Основы буддизма». «Опять посланец правительства. Просят разрешение перевести на монгольский "Основы буддизма"»32.
И если китайцы проявили к членам экспедиции преступную жестокость, в Москве к Вести с Востока отнеслись без должного внимания, а тибетское правительство, следуя установке, полученной из Англии, пыталось погубить экспедицию, удерживая её на плато Чантанг в лютые морозы в течение шести месяцев, — то в Монголии Рерихи были приняты достойно и с великим почтением со стороны правительства.
Индия же после долгих странствий Рерихов стала для них благим прибежищем. Под сенью священных Гималаев, где родились «Махабхарата» и «Ригведа», где находится место трудов Будды, через Елену Ивановну Рерих Новое Учение впервые было дано миру на русском языке. «В Новую Россию Моя первая весть»33, — могучим Зовом с высот Гималаев Владыка Майтрейя возвещает Свой Приход.
Подготовка к Великому Приходу
Широко возвещённый по всему миру Приход предполагает подготовку к встрече Того, Кто придёт.
Елена Ивановна предсказала, что именно в Лучшей Стране должна осуществиться мечта о создании действенных Обществ имени Рериха, которые понесут миру слитое воедино Творчество — книги Учения Огненного и картины. «Учение Великого Владыки сейчас самая большая Сила в Мире. Ведь это Синтез всех Учений, но в новом осознании всех Основ Бытия и на новом понимании Космического значения человека и его страстной ответственности в поддержании равновесия в Мире»34.
О картинах Н.К. Рериха Н.Д. Спирина пишет:
Мы на этой земле
видим отблеск Надземных Миров,
Постигаемых нами
в твоих небывалых твореньях;
И картины твои
нас уводят от сумрачных снов
К жизни вечных Основ и Красот,
неземных и нетленных 35.
Сегодня именно в России, которая обозначена как Страна Лучшая, Страна Новая, создано много очагов, хранящих великое наследие: Музей имени Н.К. Рериха при Международном Центре Рерихов, Музей Востока в Москве, Музеи Н.К. Рериха в Новосибирске и на Алтае (в селе Верхний Уймон), Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге, Музей-усадьба Рерихов в Изваре, Дом-Музей Н.К. Рериха в Одессе. Нижний Новгород хранит Великую Весть о приходе Майтрейи — священную серию картин Н.К. Рериха «Майтрейя». В Новосибирском художественном музее в постоянной экспозиции дар Сибири и Алтаю — шестьдесят полотен Н.К. Рериха. Образовалось множество рериховских обществ и групп, и все горят Вестью о Новом Мире. Работают издательства, печатаются и распространяются книги Учения и репродукции картин. Воистину время Прихода приблизилось небывало — дано столько знаков, что ни один человек не останется обойдённым Зовом. Определится каждый.
Руководитель СибРО Наталия Дмитриевна Спирина всю свою творческую жизнь изучала наследие семьи Рерихов и ждала Прихода. Ждала и действовала, готовилась к Нему. Готовила себя и последователей Учения, строила общину, создавала музеи в Новосибирске и на Алтае, писала духовные стихи. Её мечта — встретить Приход явлением Музея Николая Константиновича Рериха.
Музей мы строим небывалый,
Одежды белые надев,
Не ради власти или славы —
Во имя блага всех людей...36
Музеи Н.К. Рериха построены и работают, несут в мир весть о Новом Мире через Учение, через картины Николая Рериха.
На Востоке принято встречать гостя чем-то необычным. Не роскошью золота, но явлением Красоты и ценностью звука. В старинной легенде говорится о том, как по желанию ламы река принесла дары императора — колокола с хрустальным звоном — к стенам монастыря. Какой доброй волей был принесён колокол к стенам Музея Н.К. Рериха в Новосибирске? И не один ли это из Колоколов Будущего встал под сенью Знамени Мира? Новосибирский Музей Н.К. Рериха — первый из всех музеев, который обрёл свой ГОЛОС.
Со времени первой, прозвучавшей из уст Будды, вести о Приходе Майтрейи прошло более двух с половиной тысячелетий. Как расплавленный металл вливается в форму, так сияющее будущее готово влиться в плотные формы Земли. «Эпоха Майтрейи наступит стремительно. (...) Допущены будут все, лишь отрицающие отвергнуты. (...) Всё ещё неотвратимую действительность Будущего относят на какие-то далёкие сроки, когда ждать и откладывать больше нельзя. Стремительно идёт разделение сознаний по всей планете. И, как Сказано, двое выйдут в поле, но один будет взят, а другой оставлен. И сидящие за одним столом, и стоящие на одной ступени могут очутиться в сферах различных: света и тьмы. (...) Коротко время. Спешите»37, — сказано в Записях Б.Н. Абрамова.
С Приходом Майтрейи речённое сбудется! Тёмные с планеты уйдут. Процветут пустыни. Центр мировой культуры построится. Женское сердце станет ведущим в сферах тонких энергий. «...Искусство возвышено будет как высшее средство образования и воспитания народа... кооперация выльется в братство народов и гармоническое дружелюбное сотрудничество, наука раскроет врата в мир невидимых физическому глазу явлений и утвердит гармоническую связь двух миров. Труд станет... радостью и счастьем человека-творца. И свет понимания Космических Законов будет силою, ведущей к Свету»38. Наступит царство Света, ему же не будет конца.
2 Рерих Н.К. Сердце Азии. Новосибирск, 2008. С. 92.
3 Рерих Н.К. Шамбала // Шамбала Сияющая. Новосибирск, 2007. С. 113.
4 Рерих Н.К. Майтрейя // Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 193.
5 Рерих Н.К. Шамбала. С. 113 – 114.
6 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. Новосибирск, 2014. С. 88.
7 Рокотова Н. Основы буддизма. Новосибирск, 1990. С. 64 – 65.
8 Рерих Ю.Н. Тибетская живопись. Самара, 2000. С. 40.
9 Спирина Н.Д. Жить в будущем // Полн. собр. трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 59.
10 http:// cheonilguk.ru/Messiya/Kto-On-Messiya-Chondoryon-Maytreyya-Budda-Istinnyy-Chelovek/2-Koreyskie...
11 Рерих Н.К. Шамбала. С. 140 – 141.
12 Рерих Н.К. Сердце Азии. С. 119 – 120.
13 Рерих Н.К. Шамбала. С. 132.
14 Спирина Н.Д. Приказ Свыше // Полн. собр. трудов. Т. 2. С. 499 – 500.
15 Евангелие от Матф., 24: 4 – 30.
16 Письма Елены Рерих. 1932 – 1955. Новосибирск, 1993. С. 148 (18.06.1936).
17 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М., 2009. С. 196 (22.08.1952).
18 Волошин М.А. Усталость // Солнце Духа: Сб. стихов. Новосибирск, 2014. С. 55 – 56.
19 Спирина Н.Д. Полн. собр. трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 101.
20 Грани Агни Йоги. 1957. 385.
21 Там же. 330.
22 Гуру — Н.К. Рерих.
23 Грани Агни Йоги. 1957. 439.
24 Спирина Н.Д. Полн. собр. трудов. Т. 3. С. 262 – 263.
25 Рерих Н.К. Сердце Азии. С. 105, 107 – 108.
26 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 22.
27 Там же. С. 68.
28 Там же. С. 136.
29 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 55.
30 Там же. С. 333 – 334.
31 Там же. С. 378 – 379.
32 Там же. 379.
33 Листы Сада Мории. Зов. Вступление.
34 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. С. 253 (8.03.1953).
35 Спирина Н.Д. Полн. собр. трудов. Т. 3. С. 228.
36 Там же. С. 183.
37 Грани Агни Йоги. 1957. 593.