Оставьте все предрассудки – мыслите свободно. Зов, 24.03.1920 |
Н.К. Рерих. ГИМАЛАИ. 1943
Восторг духа. Чему восторгается наш дух? Давайте подумаем. Не знаю, как у вас, у меня лично восторг духа вызывают тексты Учения. Я никогда не писала стихов до того, как стала читать Учение. А читать я стала его в 30 лет. Была у меня, естественно, личная жизнь, и всё это не вызывало у меня никаких восторгов и импульсов писать стихи. Ведь выражение в стихах — это тоже восторг духа. И когда я начала читать Учение, я стала в такой восторг приходить, что это стало выливаться в поэтическую форму.
И радость сердца. Чему радуется наше сердце? Мы радуемся красотам природы, красотам искусства, красивым чувствам в людях, наконец, у нас есть радость общения... Как говорил Экзюпери, единственная роскошь, которую он признаёт, — это роскошь человеческого общения. Такую роскошь я имела счастье испытывать много раз. Мне удавалось приезжать в Москву, когда там бывал Святослав Николаевич Рерих. Он принимал нас, сибиряков. Радость общения с ним была просто несказуема. ...Я общалась с Зинаидой Григорьевной Фосдик, с ближайшей из ближайших сотрудниц Рерихов — это было счастье! С Павлом Фёдоровичем Беликовым, лучшим рериховедом страны. Вот такие радости у нас есть — радости сердца. Также у меня всегда вызывает радость сердца общение с моими сотрудниками, единомышленниками, когда мы мыслим едино, в гармонии друг с другом. Это большая радость, радость сердца. И это даёт те энергии, которые питают тонкое тело.
Изучая Живую Этику, мы находим слова: «Сердце знает непреложно», «знание духа верно», «ощущение радости». Юрий Николаевич говорил, что, когда человек движется по правильному пути, у него возникает ощущение счастья. У меня появился вопрос: а вдруг эта радость не та, вдруг сердце ещё не пробудилось и я не могу правильно оценить, верно я делаю или нет? Есть ли определённый критерий в таких вопросах?
Единственный критерий — это прислушиваться к своему сердцу. Всё-таки оно наше, и мы его чувствуем, и не может быть, чтобы мы уж так ошибались и сомневались. Если нам радостно, спокойно и хорошо на душе, то надо подумать, отчего это, и опять-таки сопоставлять с Учением, как там об этой ситуации может быть сказано. Надо развивать чувствознание, которое связано с сердцем и с духом.
Что говорит Живая Этика о депрессии и как с ней бороться?
Слово «депрессия», насколько я помню, в Живой Этике не употребляется, но там говорится об унынии, что то же самое. Депрессия и уныние — синонимы в какой-то степени, только слово «депрессия» звучит более научно.
Учение призывает к радости бытия, потому что радость — накопитель психической энергии, радость приближает нас к прекрасному. Нужно учиться радоваться каждому цветку, проснувшемуся к жизни, — у нас много поводов для радости.
Когда очень плохо, надо увидеть, что многим-то гораздо хуже. И когда так думаешь — тебе уже становится легче, начинаешь благодарить, что всё-таки ты ещё, скажем, можешь двигаться, а кто-то уже не может; или ты видишь и слышишь, а другой уже нет; и даже в бедности — есть ещё более бедные люди.
В христианстве уныние — один из смертных грехов. Что такое смертный грех? Это грех, ведущий к смерти духа, к смерти души. Об унынии можно сказать — это наш враг, это самость, потому что при унынии мы о себе думаем. А если мы надеемся на лучшее будущее — а Учение даёт нам такие перспективы, говоря о новой расе, о небывалом расцвете нашей родины, — как же мы можем унывать? Или мы не верим Учению? А если мы ему верим, мы всегда радуемся.
В сборнике стихов Н.К. Рериха «Цветы Мории» есть стихотворение «Тогда», в нём такие слова: «Остаться свободным и сильным…» О какой свободе и силе идёт речь?
В поэме о Франциске* говорится, что он совершенно не зависел ни от каких внешних обстоятельств. Он сознательно выбрал бедность и прекрасно себя чувствовал и радовался. Он сидел в цепях в страшной тюрьме, в яме, и пел от радости, что душа его свободна. При таких совершенно экстремальных условиях, когда другие были бы подавлены, он чувствовал себя совершенно свободным. При этом возникает та духовная сила, которую ничто сломить не может. Мы знаем, что многих мучеников пытали страшными пытками, чтобы они отреклись от Христа, и ничто их не могло сломить. Такова была сила их духа, сила их веры и убеждения, что Христос и есть воплощённый Бог.
Сейчас вокруг столько бедствий и трудностей. Как быть?
«И это пройдёт». Если сейчас в нашей жизни много печалей и огорчений, неприятностей — это же всё временно. Надо думать о будущем, и это всё когда-то пройдёт. Настраивайте себя на радость, которая обязательно наступит, как после ночи бывает восход.
Поясните слова из книги «Зов»: «Я — твоё благо» и т.д.
Учитель говорит ученику: «Я — твоё благо», то есть «Я являюсь твоим благом». «Я — твоя улыбка. Я — твоя радость», потому что Учитель для ученика — это самая большая радость, которая не уйдёт, которую отнять нельзя. «Я — твой покой», — говорит Учитель ученику, то есть если ученик Ему предан и верит, то он спокоен. Учитель говорит: «Я — твоя крепость»; Учитель — крепость ученика. «Я — твоя смелость»; с Учителем можно быть смелым и идти в бой. «Я — твоё знание», то есть именно от Него он получает подлинное знание, а не от кого-то — не от лжеучителей и не от бывших религий, которые извращены до неузнаваемости.
В книге «Аум» (591) сказано: «Подобно умному деланию, без слов, в ритме сердца укрепляется Свет неугасимый». Как это осуществляется на практике?
«Умное делание» — это чисто христианское понятие, и оно именно в православии очень практиковалось нашими Подвижниками и людьми, вставшими на духовный путь. Это постоянное повторение одной и той же молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Надо постоянно утверждать в себе этот неугасимый Свет: «Люблю Тебя, Господи, и предан Тебе, Владыка, и чту Тебя, Учитель!» (Иерархия, 176) — вот и мост к Высшим Мирам. То есть можно выбрать себе словесную формулу, которая особенно звучит. Тут не может быть никакого навязывания и ничего формального, — что кому звучит. Можно даже без слов, или одним словом: «люблю Тебя», или как в церкви поют: «помилуй», «помоги». Каждый выбирает своё и в ритме практикует.
Рекомендуется повторять: «Радость, радость, радость». Если даже одно слово только повторять, это уже вызывает улыбку у человека и ему становится радостно. Тем более этот звук «ра» — он очень благотворно влияет. Бог Солнца в Египте назывался «Ра».
Наталия Дмитриевна, Вы нам подсказали, что слово «радость» имеет необыкновенную силу.
Это слово имеет особую силу — «радуйтесь», именно первый слог — «ра», потому что все звуки и все слоги влияют. И Борис Николаевич этому слову уделял большое внимание, именно — «ра». А без радости что мы?!
Это слово стало объединителем.
На чём же иначе объединяться? Сказано: «Радость есть особая мудрость». Значит, мы нашли особую мудрость. Не что-нибудь другое, а именно радость есть особая мудрость. Мы эту мудрость постигаем и будем постигать. Я считаю, что мы всё больше и больше будем это слово постигать и наполняться им. И тогда мы непобедимы ни в плотном теле, ни в тонком.
В «Гранях Агни Йоги» (XI, 326) сказано: «Правило жизни гласит: можно светить, можно делиться Светом, но ни в коем случае — не самим светильником. Ибо что же останется, если отдать и светильник?» Где грань между «делиться Светом» и «отдать светильник»?
Нужно уметь так делиться светом, чтобы самому не опустошиться и не израсходоваться. И сколько бы мы ни давали света, наш свет должен гореть. Как вы знаете, от одной свечи можно зажечь множество свечей, и всё равно огонь этой свечи будет гореть. Это пример для нас: свеча горит, к ней подходят, зажигают другие свечи от её огня, а она остаётся и от этого не гаснет. Это пример для нашего духовного светильника. Когда горишь и делишься этим — при этом не опустошаешься, а тем более когда воспринимающие, слушатели или друзья, очень хорошо, положительно к этому относятся и воспринимают — тогда от радости ещё больше разгорается наш светильник. Мы видим, как другие начинают гореть, и ещё больше воспламеняемся. А если они не признают — мы отходим и не навязываем ничего и никому. Но если приходят, просят и мы даём — мы никогда не истощаемся, этого просто не может быть; наоборот, мы радуемся, а радость, как известно, для психической энергии — большой накопитель. Наша энергия поднимается от этого: от радости, от вдохновения, от того, что мы, что-то любя, можем это любимое ещё и другим дать. И когда оно разделено ещё с кем-то — оно усиливается.
Наталия Дмитриевна, какие у Вас впечатления после посещения строящегося Музея Н.К. Рериха?
Я видела его первый раз в таком процессе строительства, и было необычайно радостно, хотя он ещё без крыши, окна и двери ещё не вставлены. Но если представить, каким он будет через год, — наполняет необыкновенная радость. Это будет такая красота! И контуры этой красоты — они выступают уже, даже среди этих незаконченных окон, дверей и всего остального. И дух там уже очень высокий, дух именно Музея Рериха. Это не просто строящееся здание, я много видела на своём веку строящихся домов и дворцов, но такого я ещё не видела и не испытывала той радости, того духовного подъёма, который я ощутила, когда смотрела на это ещё совершенно незаконченное здание. Это было замечательно, и уже виделась перспектива. И этому можно очень порадоваться.
«Праздник духа — общечеловеческая ценность, это есть сокровище чем-то сложенное. Никто пусть не нарушит это заслуженное строение» (Мир Огненный, I, 63). Что значит «праздник духа»?
Каждый праздник духа — это радостное, возвышенное состояние духа, когда дух возвышается над всем обыденным, когда он молится, обращается, благодарит за всё, что он имеет, и за всё, что происходит хорошего, доброго и чудесного на свете.
Как можно в повседневной жизни быть героями?
Выполняя свой повседневный долг с радостью, без раздражения, без саможаления, без огорчения.
«Люди задыхаются от бессмысленного существования, если не могут давать, хотя часто и не понимают причины. Но дух чует пространственную нелепость и бессмыслицу эгоистического прозябания и задыхается в ней. Цель жизни в даянии, и не потому, что имеющий должен давать, а потому, что дающий разрушает ограду самости, выходит за пределы её и включает в круг своего сознания сферу сознаний других и тем расширяет свою» (Грани Агни Йоги, I, 12.12.1960 г.).
Рерих говорит: «Три радости Бодхисаттв — радость помощи, радость даяния и радость вечного познавания». Радость помощи — неужели он будет ждать ещё какого-то воздаяния, когда сама помощь для него радость. Это уже состояние Бодхисаттвы — радость помощи, радость даяния и радость вечного познавания. Это то, к чему мы все тоже стремимся. Радость помощи и даяния без всякой мысли об отдаче сама по себе уже помогает: человеку радостно, и этим он уже получает награду свою. Ему радостно, когда он что-то доброе делает, — вот это идеальное состояние, которое действительно может породить очень благоприятную карму.
* Стихотворение Н.Д. Спириной «Франциск».