Мысли на каждый день

Там, где есть истинная любовь, нет места сомнению. Даже если нечто не ясно, любящий не будет осуждать.

Надземное, 86

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов
ОБРАЗ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА в творчестве Н.К.Рериха

Автор: Тарасов Филипп  



Теги статьи:  конференции, Николай Рерих, Николай Чудотворец, картины Рериха

Филипп ТАРАСОВ,
Тюменский государственный институт искусств и культуры


Каждый из Светочей нёс людям Свет,
имевший целью сожжение тьмы,
иными словами, преодоление греха в каждом из нас.
Н.Д.Спирина


Один из наиболее известных и почитаемых во всём мире Светочей — Святой Николай Чудотворец. К образу этого Святителя неоднократно обращается на протяжении своей жизни Н.К.Рерих. Он упоминает Святого Николая в очерках и в разные годы посвящает Ему свои картины. Очевидно, что Святой — Небесный Покровитель художника, это следует из самого имени — Николай. Но попытаемся глубже понять, почему художник и духовидец Николай Константинович Рерих уделяет такое внимание этому образу и как именно он интерпретирует Его в своих творениях.

Н.К.Рерих в статье «Семь Святых» причислил Чудотворца к седьмице Славных, седьмице «великих Вестников, великих Учителей, великих Миротворцев, великих Строителей, великих Судей»1, подчёркивая тем самым принадлежность Святого к Братству Благодетелей человечества. Вспомним широко известный эпизод из Жития Святого Николая, связанный с передачей Ему омофора* Самой Царицей Небесной. Это событие позволяет предположить, что Святитель имеет прямое отношение к тому особому роду подвижников, о котором писал в своё время Павел Флоренский: «Есть какой-то особый "род", род Божьей Матери, и к роду этому, к этой своеобразной природе бывают причастны святые подвижники»2.

Проследим развитие представлений о Святителе от истоков и рассмотрим, как трансформируются они в полотнах Н.К.Рериха. В связи с этим особенно интересен его очерк «Сон», в котором Святой Николай предстаёт одним из главных действующих лиц. П.Ф.Беликов писал: «..."Сон" в английском переводе Н[иколай] К[онстантинович] поместил в сборнике "Шамбала Сияющая" (Нью-Йорк, 1930), в котором опубликованы наиболее "Эзотерические" по темам литературные произведения Н[иколая] К[онстантиновича]...»3

Рассмотрим картину «Николай-Угодник». Полотно создано в 1914 году, в предчувствии надвигающейся катастрофы. Перед взором зрителя открывается тревожный пейзаж с тяжёлым грозовым небом, чётко очерченной линией холмов, движущейся фигурой Николы и двух глубоких старцев со склонёнными главами; вдали, на возвышении, видны белые городские стены и храм. Тёмные облака надвигаются на город, в то время как на первом плане уже видны яркие лучи солнца, освещающие землю и небо. Художник как бы показывает: приближающаяся опасность временна, и после неё воцарится солнечный день!

Правая часть композиции построена на диагоналях — это и линии холмов, и направленность облаков, и фигуры старцев, движущихся по направлению к Угоднику по освещённой золотым светом тропе. Своей духовной устремлённостью они словно преодолевают земное притяжение.

Другая часть композиции, включающая Святого Николая и город, построена на статичных горизонталях, она — воплощение устойчивости и незыблемости священных основ. Образ Чудотворца — смысловой центр композиции. Его изображение очень иконописно, об этом свидетельствует локальность цвета. Фигура монументальная и плоскостная; в ней сочетается статичность и динамичность — Святой Никола будто бы движется и недвижим одновременно, что также вносит элемент сакральности в Его образ.

Если внимательнее присмотреться к отшельникам, то можно увидеть, что в наплечных сумках у них собраны травы и цветы. Изображённые Рерихом старцы находятся под прямым покровительством Святого. Обратившись к истории, мы увидим, что с VI века н.э. почитание Николы, возникшее в малоазийских областях Средиземноморья, вытеснило культ Посейдона — античного бога морей. «Само имя Посейдон, вероятнее всего, означает "супруг Земли". Посейдон ведал, по-видимому, [и] земным плодородием (откуда его другое прозвище Фитальный — производящий) и был изначально божеством подземной влаги, оплодотворяющей Землю»4. И власть Николы распространялась на подземные воды, благодаря которым питались и всходили травы. На Руси Никола заместил языческого Микулу Житного Деда (то есть Духа хлеба), — отсюда перенесённый обычай «завивания Николиной бородки», суть которого заключается в том, что после сбора урожая часть колосьев свивали в своеобразную «бородку», посвящая её сначала Житному Деду, а с приходом христианства — Николе Чудотворцу. Не случайно и то, что празднование в мае Николы Вешнего сливалось с языческим праздником, посвящённым Микуле Селяниновичу — пахарю, оратаю, любимому сыну Матери Сырой Земли.

Н.К.Рерих писал Г.Д.Гребенщикову: «Недавно написал я картину "Великий Пахарь — Микула Селянинович". Над тёмным силуэтом земли возносится в облачно-небесном обличии богатырь-труженик. Пашет и посеет потом. И пожнёт жатву».

Во время языческого праздника пелись песни в честь наступающего дня именин Матери Сырой Земли:

Микула-свет, с милостью
Приходи к нам, с радостью,
С великою благостью...
Мать Сыра Земля добра,
Уроди нам хлеба,
Лошадушкам овсеца,
Коровушкам травки!..

Микула Селянинович — носитель тяги земной, силы Матери Земли. Известна былина, рассказывающая о встрече Святогора и Микулы, во время которой выяснилось, что Святогор — древнейший и самый могучий русский богатырь-воин — не может поднять обронённую Микулой сумочку. На вопрос Святогора «Что это у тебя в сумочке накладено?» Микула отвечает: «В сумочке у меня тяга земная». Надо отметить, что в очерке «Сон» Рерих, обращаясь к Святителю, подчёркивает созвучную этому факту особенность Николы Чудотворца: «Силы земные Ты знающий».

Таким образом, Никола, объединивший в себе эти способности, воспринимается как покровитель растительного мира и земледелия в целом. Это покровительство Николая Чудотворца отразилось в народных сказаниях о Николе Угоднике. В иконописи оно выразилось в аграрной символике и стилизованных растительных орнаментах, используемых в иконах Святителя. Например, можно встретить изображения ромбиков, внутри которых поставлена точка. Ромб — символ земли, точка символизирует посаженное зерно. Иконописное изображение Николы также можно рассматривать как модификацию мирового Древа, пронизывающего и объединяющего разные планы бытия: небесную сферу, пространство которой обозначено образами Богоматери и Христа, и земную сферу. Изображения Христа и Богородицы на иконе Николая Чудотворца можно рассматривать и в астрономическом аспекте. В символизме широко распространена трактовка Луны как женского начала. Е.П.Блаватская писала: «В Египте Луна связывалась с Изидой, в Финикии — с Астартой, а в Вавилоне — с Иштар»5. Можно говорить и о связи образа Богородицы с Луной. Также имеются многочисленные свидетельства о связи образа Христа с Солнцем.

Следует отметить, что пространственное измерение чаще всего рассматривается как вертикальная структура, состоящая из ярусов Древа; в иконе оно композиционно выражено вертикалью фигуры Николы. Временная система обозначена круговым движением Солнца. Мы видим соответственно: Христос — восходящее Солнце, рождение; верхняя часть нимба Святителя Николая — зенит, наивысший расцвет жизни; Богородица — закат; и невидимый в поясном изображении надир (точка небесной сферы, противоположная зениту) — подземный мир, смерть. При совмещении вертикальной структуры Древа с перемещением Солнца мы видим движение времени в единстве с пространством. Идея движения в единой пространственно-временной системе прекрасно выражена в таком жанре, как загадка:

На горе Горенской
Стоит дуб Вертенской.
Мимо дуба не пройти, не проехать
Ни царю, ни царице,
Ни красной девице,
Ни доброму молодцу.

Круговращение времени представлено кружением вокруг Древа Жизни, устремлённого от земли к Небесам. Оно захватывает всех: богатых и бедных, молодых и старых, женщин и мужчин...

Мотив Древа, связующего планы бытия, находит воплощение как в очерке Н.К.Рериха «Сон», так и в его картине «Николай-Угодник». Никола изображён таким образом, что верхняя часть Его фигуры находится над горизонтом, Он как бы прозревает в небесную сферу. Святой Николай — живая связь земли с миром Горним.

Другая картина Н.К.Рериха — «Три радости» — написана в разгар первой мировой войны, в 1916 году. Николай Константинович обращается к духовным устоям русского народа — к Подвижникам и Охранителям Русской земли. Наталия Дмитриевна Спирина так комментирует это полотно: «Вглядимся в картину. На крестьянский двор входят вестники — хожалые гусляры. Крестьяне в праздничных одеждах замерли в ожидании услышать певцов.

Перед нами предстают как бы два плана. На нижнем, земном — крестьянская семья на пороге своего теремка встречает сказителей.

О чём же повествуют странники? Они повествуют о радости. В чём же эта радость? В неустанных трудах и заботах о нас Великих Душ.

Рерих так писал об этом: "Сам Святой Егорий коней пасёт, сам Никола Чудотворец стада уберёг, а сам Илья Пророк рожь зажинает".

И на втором, надземном плане нам показаны три Святителя, которые помогают крестьянам в их повседневных трудах»6.

Алексей Ремизов в сборнике «Николины притчи» пишет о Николе: «Без него как без рук — не поднять мужику полевые работы.

Всё, что сиро и слепо, одному ему видно. Попроси — выручит, всё скажет Спасу, самого Илью умилостивит: не поляжет от града рожь наземь — живи не тужи!

В лапотках, седенький, с посохом, ходит так Угодник по Русской земле с вешнего Николы всю весну, лето и осень до самой Никольщины»7.

Рассмотрим картину Н.К.Рериха «Святой Никола», также написанную в 1916 году. При взгляде на эту картину будто оживают слова Н.К.Рериха: «Когда вас охватывает настроение, словно при встрече с почтенным старцем, невольно замедляете походку, голос становится тише, и вместе с чувством уважения вас наполняет какой-то удивительный покой, будто смотрите куда-то далеко, без первого плана»8.

В изображённых архитектурных формах ощущается дыхание древнего Новгорода и Пскова, а в формах купольных крестов можно легко угадать влияние Старой Ладоги. Рерих писал: «Старина, притом старина своя, ближе всего человеку... Именно чувство родной старины наполняет вас при взгляде на Старую Ладогу. Что-то не припоминается в живописи ладожских мотивов, а между тем сколько прекрасного и типичного можно вывезти из этого забытого уголка — осколка старины...»9

Округлость линий холмов ассоциируется с распространённым в древнерусской живописи символом — кругом, означающим космос и вечность.

В композиционном построении картины можно выделить несколько планов, которые, может быть, символизируют собой этапы духовного восхождения: первый — тот, на котором изображён Святой Никола — покровитель странствующих по великому пути жизни. Он встречает зрителя и словно напоминает о том, что Силы Небесные всегда поддержат нас на пути блага. Вспомним также картину Н.К.Рериха «И Мы открываем врата», где этот Святой изображён на левой части врат (тип изображения — Никола Зарайский). Говоря об этой картине, Н.Д.Спирина пишет: «Войти в Новый Мир можно только с помощью Иерархии Света, озаряющей нас пониманием великого будущего, предназначенного сынам человеческим»10.

На картине «Святой Никола» в левой руке у Чудотворца посох — символ странничества, с одной стороны, и символ Доброго Пастыря — с другой. Именно с посохом часто изображают Его в католической традиции. Правая рука Святителя благословляет смотрящего на картину. Его взор — одновременно и суровый, и благостный, словно прозревающий что-то неведомое нам. Цвет его подризника и омофора — зелёный — символизирует возрождение. Красный цвет фелони может рассматриваться как цвет Демиурга, Бога Творца. Надо отметить, что Никола в народном сознании действительно был тесно связан с Демиургом. «А що буде, як Бог помре?» — спрашивает один мужичок другого. «А Микола святый на що?» Широко известный сюжет о возвращении Святому Николаю Евангелия Христом и омофора Богородицей интерпретируется некоторыми исследователями как передача Ему Христом-Логосом власти Слова Божия и Богородицей — Её жизнедательной силы. Известно, что Н.К.Рерих при создании памятника Н.А.Римскому-Корсакову заменил в деисусе фигуру Иоанна Крестителя на Николая Чудотворца, а ведь в деисусе традиционно помещаются самые близкие к Вседержителю предстатели за род человеческий; ближайшими, согласно канону, изображают Богородицу и Иоанна Крестителя. В картине Н.К.Рерих ещё раз подчёркивает этот универсальный характер Святого Николая — при внимательном рассмотрении мы видим, что художник изобразил нимб не правильной круглой формы, а в виде слегка намеченного восьмиугольника. В христианской традиции восьмиконечный нимб — это символ высшей Мудрости и атрибут Саваофа, Бога-Вседержителя. Надо сказать, что в сознании народа Святой Никола, хотя и облечённый Вселенской властью, воспринимается как самый родной и близкий, не боящийся замарать Своих белоснежных райских риз, чтобы помочь простому человеку. Это отношение к Святителю прекрасно и возвышенно выражено в молитве Наталии Дмитриевны Спириной к Святому Николаю:

Мы молимся Пречудному Николе,
Заступнику на суше и на море,
Великому вселенскому Святому,
Любимому и самому родному,
Который нас в беде не оставляет
И в горе неизменно утешает,
Чтоб мы не забывали никогда —
КТО любит нас и с КЕМ легка беда!11

На следующем плане мы видим храм — смысловой и композиционный центр полотна. На пути к этому храму и встречает нас Святитель. Храм — это средоточие молитвенной благодати, Дом Бога живого. Храм — это и символ человеческой души. Рядом с храмом лежат мощные, как будто живые камни, покрытые мхом. В этом сочетании — храма и древних камней — словно слышится Екклезиаст: «Всему своё время и время каждой вещи под небом». «Время разрушать и время строить... время разбрасывать камни и время собирать». И вспоминается завет Н.К.Рериха: «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего»12. В книге «Зов» говорится: «Сущие храмы создать надо на счастливой, чистой почве в России, в жизни вашей»13. «Вы приносите камень для Моего недостроенного Храма»14.

«Строящийся Храм Будущего скоро будет закончен», — записано в «Искрах Света»15.

Храм на картине «Святой Никола» — преддверие к следующему этапу — городу. В том же 1916 году Рерих создаёт полотно «Белый город», во многом повторяющее эту картину. «Белый» — значит святой. Можно предположить, что Град, наблюдаемый нами, — это символическое изображение будущей России, светлая мечта о Звенигороде, воплощение которой — залог возрождения человечества. На одной картине Никола, на другой — Архангел Михаил защищают это прекрасное будущее и напутствуют нас к его осуществлению.

В 1920 году Н.К.Рерих вновь обращается к образу Святителя и создаёт картину «Святой Николай». Цветовое решение полотна, основанное на красном, коричневом и почти чёрном цветах, создаёт атмосферу тревоги, этот же настрой подчёркивают стремительно летящие птицы, будто испуганные какой-то грозящей им опасностью. Здесь Никола изображён в виде защитника городов, в образе Николы Можайского с мечом в правой руке и подобием города в левой. Именно таким описывает Рерих Николу в своём очерке: «...Белый и старый. С мечом и со градом». Цвет земли также объясняется в очерке — «Земля красная, злом раскалённая».

В картине присутствуют все элементы, которые так или иначе представляют стихии и сферы, подвластные Николе: здесь и птицы — представители воздушной стихии, деревья — из царства растительного, здесь и мореплаватели, которым Никола покровительствует, и русалки-берегини — обитатели водного царства. Приведём отрывок из стихотворения Ю.Н.Рериха «Предания»16.

Ночью выходят на городища
      русалки из рек,
Плачут и волосы чешут.
Путники, ночной путь державшие,
      видели их.
Зарыты в городищах древние храмы,
Никто не видел их ещё, только
порой слышно бывает, как колокол
под землёю заунывно гудит.
Когда зарыты храмы? Не знает
никто, только предание говорит:
«Взойдут храмы тогда, когда в дни
невиданной славы Матушка Русь
зануждается в них...»

В картине при всём многообразии объектов наблюдается удивительная стройность композиции. Святой Николай здесь также предстаёт обладателем сил и свойств Демиурга — Управителя вселенной.

В заключение приводим воззвание к Святому Николаю, содержащееся в очерке «Сон», которое лучше всего передаёт то, что хотел вложить художник в этот Образ.

«Другой, седоватый, меч поднял; а к нему люди подвинулись. Много их выступило:

"Никола Милостивый! Ты — Чудотворец! Ты — Могущий! Ты — Святитель воинствующий!

Ты — сердца побеждающий! Ты — Водитель мыслей истинных! Силы земные Ты знающий!

Ты — меч хранящий! Ты — городам Заступник! Ты — правду зрящий! Слышишь, Владыко, моления?

Злые силы на нас ополчилися. Защити, Владыко, пречистый град! Пречистый град — врагам озлобление!

Прими Владыко, прекрасный град! Подвигнь, Отче, священный меч! Подвигнь, Отче, всё воинство!

Чудотворец! Яви грозный лик! Укрой грады святым мечом! Ты можешь! Тебе сила дана!

Мы стоим без страха и трепета»17.

 

По материалам юбилейной конференции «Великая семья России». 9-10 октября 2004 г.


* Омофор — часть архиерейского облачения.
* Фелонь — верхняя одежда, риза священника.

1 Н.К.Рерих. О Вечном... М., 1991. С. 228.
2 Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 2003. С. 290.
3 П.Ф.Беликов. Рерих. Опыт духовной биографии. Новосибирск, 1994. С. 98.
4 М.Н.Ботвинник, Б.М.Коган. Мифологический словарь. М.: Просвещение, 1985. С.122.
5 Е.П.Блаватская. Теософский словарь. М., 1994. С. 258.
6 Н.Д.Спирина. Отблески — 1997. Новосибирск: СибРО, 1998. С. 5-6.
7 А.Ремизов. Сочинения. Кн. 1: Звенигород окликанный. М., 1993. С. 243.
8 Рерих в России. М.: МЦР, 1993. С. 29-30.
9 Там же. С. 30.
10 Н.Д.Спирина. Отблески — 2001. Новосибирск, 2002. С. 75.
11 Н.Д.Спирина. Подняться в духе до Звезды... Новосибирск, 2002. С. 22.
12 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 58.
13 Листы Сада Мории. Зов. 31.03.1921.
14 Там же. 2.07.1921.
15 Искры Света. Из Бесед Б.Н.Абрамова с Н.Д.Спириной. Вып. 4. Новосибирск: СибРО, 2000. С. 21.
16 Цит. по: О.А.Черкасова. Благой Приказ. Извара, 2002. С. 11.
17 Н.К.Рерих. Шамбала. М., 1994. С. 93-94.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов