Мудрость заключается в том, чтобы уметь прислушаться к советам и принять из них наилучший. Рерих Е.И. Письмо от 09.08.1934 |
М.П. Чевалков. АВТОПОРТРЕТ. 1957 М.П. Чевалков. ВСАДНИК. Из серии «Стерегущие золото грифы». 1984 М.П. Чевалков. ГОРНЫЙ ПЕЙЗАЖ. 1968 М.П. Чевалков. СТРИБОГ. 1992 М.П. Чевалков. СВАРОГ, ДАЖДЬБОГ, СВАРОЖИЧ. 1992 М.П. Чевалков. Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. 2006 М.П. Чевалков. ВЕЛЕС. 1992 М.П. Чевалков. ТРИДЦАТЬ ТРИ БОГАТЫРЯ. 1991
М.П. Чевалков. АЛЫПМАНАШ. 1972 М.П. Чевалков. ЗИМА. ДЕРЕВНЯ В ГОРАХ. 1983 М.П. Чевалков. ПЕРУН. 1992 | 13 июня в новосибирском Музее Н.К. Рериха открылась выставка картин известного алтайского художника Мирослава Павловича Чевалкова (из музейного фонда). И хотя это не первая его выставка в Музее Рериха, почти все работы — графика и акварели — предстали перед зрителем впервые.
Тематически выставка очень разнообразна: здесь пейзажи и портреты, исторические зарисовки, героический эпос Алтая и Руси, образы славянского пантеона, иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина. Пейзажные работы, посвящённые Алтаю, в основном выполнены акварелью — этой утончённой живописной техникой М.П. Чевалков владеет в совершенстве. В природе всё изменяется каждое мгновение, и от художника требуется большое мастерство, чтобы изобразить плывущие облака, запечатлеть порыв ветра, стремительный бег горной речки или затихшую гладь озера. Всё это мы находим в картинах Мирослава Чевалкова, а его кисть передаёт тончайшую нюансировку красок в изображении неба, облаков, лесов, гор. Пейзажи Чевалкова отличаются красочностью, мягкой лиричностью. Перед нами не просто виды Алтая, а запечатлённые мгновения жизни Великой Природы, в них чувствуется искренняя, исполненная почти молитвенного предстояния любовь художника к родному краю, восхищение его несказуемой красотой. На выставке много пейзажей с сельскими и городскими мотивами, но и их отличает та же гармония: человек, его жизнь естественно включены в жизнь Природы, ничем не нарушая её спокойного ритма. Легенды и сказки — очень близкая для Мирослава Павловича сфера. Именно здесь он находит самое широкое поле для приложения своей творческой фантазии. В иллюстрациях к сказкам А.С. Пушкина художник предстаёт истинным сказочником, его образы привлекают внимание и детей, и взрослых, вводя в знакомый и близкий каждому мир пушкинской поэзии. М.П. Чевалков — глубокий знаток истории и мифологии народов Руси и Алтая. На протяжении всей жизни он обращается к мифологическому жанру. Его интересуют космогонические мифы и образы богов (духов), имеющие отношение к мирозданию. На выставке представлены персонажи языческого пантеона древних славян: «Стрибог», «Ярило», «Сварог, Даждьбог, Сварожич», «Перун», «Лада», «Лель» и другие. Образы эпических героев также занимают значительное место в творчестве художника. На больших акварелях мы видим русских былинных богатырей — Микулу и Вольгу, Яна Усмаря. И конечно, многие картины художника посвящены героям алтайских сказаний. На данной выставке это графические работы с изображением богатырей Алып-Манаша, Малчи-Мергена и богатырши Алтын-Тууди. Их призвание — бескорыстная и самоотверженная помощь людям, защита родной земли. «Эпический герой в героическом сказании — защитник рода, земли и является гарантом гармонии и порядка в мире»1. Эти герои на картинах Чевалкова часто изображены на фоне горного пейзажа и сами выглядят такими же могучими, как величавые и неприступные горные хребты. Часть картин посвящена испытанию их силы, отображает героические поединки во имя спасения родной земли. Могучее атлетическое сложение богатырей красочно описывается в народных сказаниях: ...Он был мощнее горных глыб:
Потому, пишет искусствовед Н.В. Винницкая, «богатыри Чевалкова в несколько раз выше обычных людей, они могут возвышаться над вековыми деревьями и доставать головой облака». В сценах-поединках «величавое спокойствие уступает место сосредоточенным лицам, напряжённым ракурсам, тревожным ритмам»3.
М.П. Чевалков — превосходный портретист, об этом говорит галерея портретов его современников, простых тружеников, в каждом из которых передан яркий характер. Сильное впечатление оставляют автопортреты художника, созданные в разные годы. На них — волевое благородное лицо с устремлённым, пламенным взглядом. Именно таким — человеком большой нравственной культуры, безгранично преданным искусству и при этом очень скромным и простым — Мирослав Павлович Чевалков оставался всю свою жизнь. М.П. Чевалкова увлекала древняя история Алтая: жизнь ранних кочевников, древних тюрков, скифов. Он изучал труды классиков алтайской археологии, знакомился с материалами археологических раскопок. Жизнь и быт, одежда, украшения, оружие, детали конской упряжи — всё это с большим мастерством художник отразил на своих полотнах. К картинам, изображающим жизнь древних тюрков и скифов, делалось много зарисовок и графических эскизов, в которых видно тщательное и скрупулёзное изучение материалов археологических исследований. Широко известна его скифская сюита «Стерегущие золото грифы»; на данной выставке она представлена графическими работами. Как отмечает художник и искусствовед Л.Р. Цесюлевич, графика М.П. Чевалкова выдаёт «большую одарённость этого алтайского художника и широкий диапазон его таланта. Его динамичные, стремительно нанесённые рисунки — запечатление спонтанно возникших новых творческих идей, которые, как таковые, в художественной практике имеют особую ценность... Ряд же рисунков карандашом — это добротные, исторически достоверные и, как и всё в искусстве Мирослава Чевалкова, насыщенные подлинным национальным чувством и достоинством подготовительные работы для будущих живописных картин»4. Искусство Мирослава Павловича Чевалкова отличает чуткое внимание к деталям, глубокое понимание особенностей национальной культуры, прекрасное знание национальных традиций. Его творчество, отражающее с равным мастерством мифологические образы бескрайней России, родного Алтая и далёкой Греции, является удивительным примером взаимопроникновения и взаимопонимания культур, «провозглашённым не громким плакатным словом, а мягкими интонациями старинных легенд и сказок, выполненных прозрачной акварелью»5.
1 Чочкина М.П. Художественное освоение мира в алтайской устной поэзии // История алтайской литературы. Горно-Алтайск, 2004. Кн. 1. С. 40. 2 Алтайские героические сказания / Сказитель А. Калкин; пер. А. Плитченко. М., 1983. С. 19. 3 Винницкая Н.В. Мифологический жанр в творчестве Мирослава Чевалкова // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3. С. 219 – 220. 4 Из неопубликованного. 5 Винницкая Н.В. Мифологический жанр в творчестве Мирослава Чевалкова. С. 220. М.П. Чевалков. ВАЯТЕЛЬ — ПРИРОДА. 1983 М.П. Чевалков. КРАСКИ ОСЕНИ. ОКТЯБРЬ. 1974 М.П. Чевалков. КАМНИ. 1976 |