Мысли на каждый день

Ничто на Земле не зажжёт огонь сердца, как любовь.

Мир Огненный, ч.1, § 629

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске
«ОТ СКАЗКИ ДО БЫЛИ». Выставка М.П. Чевалкова

Автор: Кочергина Наталья  



Теги статьи:  выставки, Алтай, другие художники, Чевалков

М.П. Чевалков. АВТОПОРТРЕТ. 1957



М.П. Чевалков. ВСАДНИК. Из серии «Стерегущие золото грифы». 1984


М.П. Чевалков. ГОРНЫЙ ПЕЙЗАЖ. 1968



М.П. Чевалков. СТРИБОГ. 1992



М.П. Чевалков. СВАРОГ, ДАЖДЬБОГ, СВАРОЖИЧ. 1992
 
М.П. Чевалков. Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. 2006


М.П. Чевалков. ВЕЛЕС. 1992

М.П. Чевалков. ТРИДЦАТЬ ТРИ БОГАТЫРЯ. 1991



М.П. Чевалков. АЛЫП­МАНАШ. 1972


М.П. Чевалков. ЗИМА. ДЕРЕВНЯ В ГОРАХ. 1983


М.П. Чевалко
в. ПЕРУН. 1992
13 июня в новосибирском Музее Н.К. Рериха открылась выставка картин известного алтайского художника Мирослава Павловича Чевалкова (из музейного фонда). И хотя это не первая его выставка в Музее Рериха, почти все работы — графика и акварели — предстали перед зрителем впервые.

Тематически выставка очень разнообразна: здесь пейзажи и портреты, исторические зарисовки, героический эпос Алтая и Руси, образы славянского пантеона, иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.

Пейзажные работы, посвящённые Алтаю, в основном выполнены акварелью — этой утончённой живописной техникой М.П. Чевалков владеет в совершенстве. В природе всё изменяется каждое мгновение, и от художника требуется большое мастерство, чтобы изобразить плывущие облака, запечатлеть порыв ветра, стремительный бег горной речки или затихшую гладь озера. Всё это мы находим в картинах Мирослава Чевалкова, а его кисть передаёт тончайшую нюансировку красок в изображении неба, облаков, лесов, гор.

Пейзажи Чевалкова отличаются красочностью, мягкой лиричностью. Перед нами не просто виды Алтая, а запечатлённые мгновения жизни Великой Природы, в них чувствуется искренняя, исполненная почти молитвенного предстояния любовь художника к родному краю, восхищение его несказуемой красотой. На выставке много пейзажей с сельскими и городскими мотивами, но и их отличает та же гармония: человек, его жизнь естественно включены в жизнь Природы, ничем не нарушая её спокойного ритма.

Легенды и сказки — очень близкая для Мирослава Павловича сфера. Именно здесь он находит самое широкое поле для приложения своей творческой фантазии. В иллюстрациях к сказкам А.С. Пушкина художник предстаёт истинным сказочником, его образы привлекают внимание и детей, и взрослых, вводя в знакомый и близкий каждому мир пушкинской поэзии.

М.П. Чевалков — глубокий знаток истории и мифологии народов Руси и Алтая. На протяжении всей жизни он обращается к мифологическому жанру. Его интересуют космогонические мифы и образы богов (духов), имеющие отношение к мирозданию. На выставке представлены персонажи языческого пантеона древних славян: «Стрибог», «Ярило», «Сварог, Даждьбог, Сварожич», «Перун», «Лада», «Лель» и другие.

Образы эпических героев также занимают значительное место в творчестве художника. На больших акварелях мы видим русских былинных богатырей — Микулу и Вольгу, Яна Усмаря.

И конечно, многие картины художника посвящены героям алтайских сказаний. На данной выставке это графические работы с изображением богатырей Алып-Манаша, Малчи-Мергена и богатырши Алтын-Тууди. Их призвание — бескорыстная и самоотверженная помощь людям, защита родной земли. «Эпический герой в героическом сказании — защитник рода, земли и является гарантом гармонии и порядка в мире»1. Эти герои на картинах Чевалкова часто изображены на фоне горного пейзажа и сами выглядят такими же могучими, как величавые и неприступные горные хребты. Часть картин посвящена испытанию их силы, отображает героические поединки во имя спасения родной земли. Могучее атлетическое сложение богатырей красочно описывается в народных сказаниях:

...Он был мощнее горных глыб:
скалой вздымалась голова.
Две синих утренних звезды —
глаза всевидящи, мудры...
Лицо — маральника красней,
свет радуг летних на щеке.
На пояснице место есть
двумстам отарам разойтись,
На крепко сложенной спине —
стадам бесчисленным пастись2.

Потому, пишет искусствовед Н.В. Винницкая, «богатыри Чевалкова в несколько раз выше обычных людей, они могут возвышаться над вековыми деревьями и доставать головой облака». В сценах-поединках «величавое спокойствие уступает место сосредоточенным лицам, напряжённым ракурсам, тревожным ритмам»3.



М.П. Чевалков. МАЛЧИ­МЕРГЕН. 1972


М.П. Чевалков. АЛТЫН­ТУУДИ ЛОВИТ
СЫНОВЕЙ ЭРЛИКА. 1989

М.П. Чевалков — превосходный портретист, об этом говорит галерея портретов его современников, простых тружеников, в каждом из которых передан яркий характер. Сильное впечатление оставляют автопортреты художника, созданные в разные годы. На них — волевое благородное лицо с устремлённым, пламенным взглядом. Именно таким — человеком большой нравственной культуры, безгранично преданным искусству и при этом очень скромным и простым — Мирослав Павлович Чевалков оставался всю свою жизнь.

М.П. Чевалкова увлекала древняя история Алтая: жизнь ранних кочевников, древних тюрков, скифов. Он изучал труды классиков алтайской археологии, знакомился с материалами археологических раскопок. Жизнь и быт, одежда, украшения, оружие, детали конской упряжи — всё это с большим мастерством художник отразил на своих полотнах. К картинам, изображающим жизнь древних тюрков и скифов, делалось много зарисовок и графических эскизов, в которых видно тщательное и скрупулёзное изучение материалов археологических исследований.

Широко известна его скифская сюита «Стерегущие золото грифы»; на данной выставке она представлена графическими работами. Как отмечает художник и искусствовед Л.Р. Цесюлевич, графика М.П. Чевалкова выдаёт «большую одарённость этого алтайского художника и широкий диапазон его таланта. Его динамичные, стремительно нанесённые рисунки — запечатление спонтанно возникших новых творческих идей, которые, как таковые, в художественной практике имеют особую ценность... Ряд же рисунков карандашом — это добротные, исторически достоверные и, как и всё в искусстве Мирослава Чевалкова, насыщенные подлинным национальным чувством и достоинством подготовительные работы для будущих живописных картин»4.

Искусство Мирослава Павловича Чевалкова отличает чуткое внимание к деталям, глубокое понимание особенностей национальной культуры, прекрасное знание национальных традиций. Его творчество, отражающее с равным мастерством мифологические образы бескрайней России, родного Алтая и далёкой Греции, является удивительным примером взаимопроникновения и взаимопонимания культур, «провозглашённым не громким плакатным словом, а мягкими интонациями старинных легенд и сказок, выполненных прозрачной акварелью»5.


1 Чочкина М.П. Художественное освоение мира в алтайской устной поэзии // История алтайской литературы. Горно-Алтайск, 2004. Кн. 1. С. 40.

2 Алтайские героические сказания / Сказитель А. Калкин; пер. А. Плитченко. М., 1983. С. 19.

3 Винницкая Н.В. Мифологический жанр в творчестве Мирослава Чевалкова // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3. С. 219 – 220.

4 Из неопубликованного.

5 Винницкая Н.В. Мифологический жанр в творчестве Мирослава Чевалкова. С. 220.


М.П. Чевалков. ВАЯТЕЛЬ — ПРИРОДА. 1983


М.П. Чевалков. КРАСКИ ОСЕНИ. ОКТЯБРЬ. 1974


М.П. Чевалков. КАМНИ. 1976 

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске