Ширина понимания начертит полосу возможностей. Беспредельность, 6 |
1
В беседе с художником о Прекрасном я и не заметил, как мы засиделись в его саду до сумерек. Цветы гасли — зажигались звёзды. От посеревших соцветий наши глаза поднялись к заблестевшим созвездиям. Затихли цветы — мы тоже. Весёлый камерный концерт цветника замолк — началась торжественная симфония Космоса. Долго впитывали мы эту музыку безмолвия. Наконец художник заговорил тихим голосом:
— Чувствуешь воздействие величия неба? Чувствуешь, как оно несравнимо сильнее земных красот? Слышишь музыку сфер?
— Да, как-то чувствую, что гармония мироздания неоспоримо приносит духовную гармонию. Но, признаться, никакой музыки сфер не слышу.
— Лишь очень тонкий слух может услышать эту музыку. И слушать её можно только в тиши гор. Великий русский художник Рерих поселился в Гималаях, чтобы можно было слушать музыку сфер. Он запечатлел её во многих замечательных картинах, изображающих горы. Смотришь на эти картины — и чувствуешь музыку, так же как и на картины Чюрлёниса.
— Почему только избранные музыкальные люди могут слышать музыку сфер? Почему в этом отказано нам, простым смертным?
— Причина в том, что «простые смертные» не развивают восприятие музыки. Не стараются усвоить красоту звука — не только Космоса, но даже и нашей природы. Музыкальность нуждается в образовании. Человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Без осознания значения музыки невозможно понять и звучание природы. И конечно, нельзя помыслить о музыке сфер — только шум будет доступен духу невежды. Песня водопада, или реки, или океана будет лишь рёвом. Ветер не принесёт мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном.
— А как хорошо передана музыка леса и музыка моря в симфониях Чюрлёниса! Как прекрасно он переложил звучание природы на человеческую музыку!
— Как существует музыка ветра, симфония леса и моря, так же существует ещё одно звучание природы — музыка цветов. Вот тех, что вокруг нас.
КРОКУСЫ
— А эту музыку я могу слышать?
— Как поют цветы — я слушаю каждый день. Утром, при восходе солнца, выхожу в цветник. Свет приветствуют не только птички — свету поют гимн и цветы. Гармония их красок претворяется в гармонию звуков, слышимых каким-то внутренним слухом. Как прекрасна эта музыка... Вот приходи сюда перед восходом солнца — услышишь её сам!
— А что общего музыка цветов имеет с музыкой сфер?
— Но ведь музыка цветов и есть музыка звёзд, музыка неба. Только переведённая с небесного языка на наш земной язык. Ведь цветы — это посланники неба. Космическая легенда Востока говорит, что «небо осело на землю в цветах». Мы, люди, считаем, что небо слишком далеко от нас, и потому не слушаем его симфонию, музыку сфер, не любуемся красотой неба.
И много, много теряем. И вот небо сжалилось над людьми — часть его спустилась на землю и осела в цветах. Чтобы люди всё-таки смогли радоваться небесной красоте, в цветах слушать отголосок музыки сфер.
— Какая чудесная легенда!
АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ
— Один хороший писатель сказал: «На непревзойдённую красоту цветов на земле, начиная от скромных полевых цветов и кончая выращенными в садах орхидеями и розами, можно смотреть как на прекрасный дар небес, будящий в человеке чувство красоты и напоминающий о чудной красоте высших миров». А великий учёный, гениальный ботаник Линней так выразился: «Как звёзды, рассеянные в высших небесных сферах, украшают небосклон, так и грациозные цветы, блистая разнообразием красок, венчают всю поднебесную». Вот какова связь между небом и цветами! Поэтому и сказано в этой легенде Востока: «Любовь к лилиям или к дальним мирам имеет в основе ту же космичность».
2
В этой окраинной части небольшого города, где жил художник, все домики были окружены огородами, ягодниками, плодовыми садами. И среди них резким контрастом выделялся участок художника. Весь он — от тихой улочки в начале до безмолвной реки в конце — был заполнен только цветами. Никаких овощей, никаких ягодных кустарников, ни плодовых деревьев — только сплошные цветы! От самой ранней весны до самой поздней осени — феерия ярких красок, изящных форм, тонких ароматов! И какая удивительно чудесная гармония!
Цветы расположены так, чтобы краски контрастировали и гармонировали между собою, чтобы выявляли и усиливали друг друга. Отцветали одни, расцветали другие, сменялись колеры и их созвучия, но радужная гармония оставалась нерушимой. Во всей композиции цветника можно было видеть тонкое искусство его хозяина.
Я спросил:
— Зачем у вас столько цветов? Везде полно их — и в комнатах, и на веранде, а особенно на всём участке: даже места не осталось для ягод, фруктов и овощей. Какая польза от цветов? Только та, что они красивы?
Художник ответил:
— Цветы — это самое ценное, что существует в природе. Значение их красоты для человечества нельзя переоценить. Об этом мы ещё поговорим потом. А пока помянем пользу, на которую ты так напираешь. Многие цветы имеют целительное воздействие — лечат болезни людей. Надеюсь, ты слыхал о целебных растениях?
— Да, знаю, что ландыш и боярышник — известные сердечные лекарства. Моя мать лечилась от простуды цветками липы и бузины, а от кашля употребляла чабрец, мать-и-мачеху. Кроме того, знаю ромашку, арнику, ноготки...
— Правильно, цветы служат целебно первым делом своим экстрактом. И всё же экстракты и масла — это только самое примитивное применение целебной мощи цветов. Много мощнее, ибо утончённее, воздействие их аромата, их цвета, их жизненной эманации. К сожалению, это всё давно забытые средства.
— Что касается аромата, то очень люблю запах жасмина, ландыша... Но что от всех этих и других приятных запахов! Как бы ни были благовонны ароматы цветов, они всё же не могут сравняться с парфюмерной промышленностью. Ведь куда проще пойти в магазин и выбрать себе по желанию любой запах, чем заниматься такой трудной работой, как выращивание цветов.
— Суть ароматов не в приятности, но в целебности. Зачаток благовония лежит в полезном, но забытом знании. Лечение ароматами цветов восходит к глубокой древности. Жрецы указывали, как пользоваться и в каких случаях применять ароматы. Была разработана целая целебная система, основанная на вдыхании и питании нервной системы через втирание.
— А как же теперь? Неужели всё это древнее знание исчезло?
ФРЕЗИИ
— Теперь значения различных ароматов совершенно забыты. Производство духов утратило свой древний смысл. И не только утратило, но даже по невежеству часто употребляются самые вредные сочетания. Теперь не обращают внимания на полезность или вредность различных очень приятных запахов. Все цветы имеют особое назначение, но так называемые духи носят условные цветочные названия. Никто не заботится о полезности духов, но эссенции, входящие в них, иногда почти ядовиты. Во что обратилось древнее учение, если теперь предлагают смертельный аромат! Так духи теперь так же бессмысленны, как и прочие попирания ценностей.
— Неужели из древней мудрости так ничего и не дошло до нас?
— На Востоке кое-что осталось. Так, там считают, что самыми тонкими и чистыми ароматами, а потому и самыми полезными, отличаются розы, также фрезии. Роза даёт очень стойкое душистое розовое масло. Говорят также, что роза не только даёт подобие мускуса, но и предотвращает яд, возникающий в организме от раздражения. Восток утверждает, что розы содержат наибольшее количество психической энергии. Поэтому у древних сад роз считался местом вдохновения. Также и фрезии полезны симпатической системе, которая так вибрирует у утончённого человека, или, по-восточному, у йога. — А о красоте поговорим особо.
3
Комнаты домика художника были насыщены цветами не одинаково в смысле красок. В общей комнате помещались цветы только одних тёплых колеров: красные и оранжевые, розовые и жёлтые. А в его личной комнате — цветы исключительно холодных красок: кроме белых — голубые и синие, лиловые и фиолетовые. Также и окраска его комнаты была необычной — выдержана в холодных тонах: потолок белый, стены голубые, пол синий; и мебель синих оттенков. Когда я переходил из общей комнаты в его комнату, было такое впечатление, будто из горячей ванны попадаешь в холодную, до того был резок контраст тёплых и холодных красок. Я спросил его о причинах этого различия. Он ответил:
— Известно, что в солнечном спектре по одну сторону зелёного, нейтрального цвета находятся тёплые цвета: жёлтый, оранжевый, красный; по другую сторону — холодные: синий, лиловый, фиолетовый. Тоже известно, что в природе преобладает зелёный цвет, нейтральный. Все другие цвета — как тёплые, так и холодные — в природе дозированы. Значит, они не являются нейтральными — они имеют сильное воздействие. На этом основано цветолечение, пока мало известное, и светолечение, довольно широко применяемое.
— Да, знаю. Облучают тепловыми лампами, дающими красные и инфракрасные лучи. Также холодными лучами — ультрафиолетовыми.
— Можно ещё добавить, что холодные лучи сильнее, ибо они химически активны. Совершенно аналогично действуют цветы. Причём лечат как тёплые, так и холодные колеры. И холодные сильнее тёплых. Подобранные по цвету растения больше целебны. Так цветами, их оттенками, можно лечить. Основное воздействие тёплых колеров — возбуждающее, а холодных — успокаивающее.
— Теперь понятно, почему в общей комнате человек проникается весёлым и жизнерадостным настроением, а в вашей личной — спокойным и серьёзным, торжественным и возвышенным. И ещё вопрос: при таком поразительно богатом разнообразии в окраске и колерах цветов, когда в них представлена вся гамма тонов — почему нет чисто чёрных цветов, почти нет зелёных и очень мало голубых? Например, из голубых я знаю только незабудку.
— Мы уже говорили, что в природе преобладает зелёная окраска. Потому и нет зелёных цветов — их не заметили бы. Но также много и голубого цвета — посмотри на небо и на его отражение в водоёмах. Вероятно, потому так мало и голубых цветов. Ведь цветы должны иметь контрастирующие краски, чтобы не потонуть в зелёном море природы и в голубом небесном океане. Из этого следует, что незабудки — самые скромные из всех цветов! У них нет большого желания выделяться. И они ближе всего к родине цветов — к небу!
— А почему нет чёрных цветов?
— Окраска цветов имеет, так сказать, и некоторое символическое значение. Белый цвет — это цвет блага, цвет благодати. Он выражает чистоту, нежность, любовь. Так как цветы — «посланцы неба», то понятно, почему так много белых, «благих» цветов.
И понятно, почему к свадьбе обычно дарят белые цветы: розы, гвоздики, каллы. В противоположность белому, чёрный цвет — это цвет зла; он выражает злобу и ненависть. И если цветы с неба, то чёрных цветов не может быть, ибо в высшем мире нет зла, нет ненависти. Удовлетворяет тебя такое пояснение?
— Полностью. Но мне хотелось бы вернуться к нашей теме целебности цветов. Мне думается, что обычай плести венки и гирлянды и накладывать их на человека имеет то же самое значение.
— Да, этот обычай есть выражение древней мудрости народов, помнящей понимание целебное. Так можно лечить, прилагая к телу соответственные цветы.
— И последний вопрос. Нигде в вашем доме — ни в комнатах, ни на веранде — я не видел срезанных цветов. Из этого заключаю, что сорванных цветов вы не любите и признаёте только живые.
— Правильно замечено. Целебна именно живая эманация цветов. Как сказано в одной восточной книге, «свою жизненную эманацию цветы передают по волокнам ткани белых шариков, защищающих цитадель здоровья». Поэтому, где можно иметь живые цветы, там не нужны никакие масла и никакие государственные средства. Так самое живое и самое естественное лучше всего. Отсюда желание видеть несорванные цветы.
— Какие же растения наиболее целебны в этом смысле?
— Как для физического, так и для психического здоровья наиболее полезны розы и мята. Они могут принести большую пользу как комнатные растения. Эманации их живых лепестков и листьев — самые тонкие и естественные. Роза и мята также отличная дезинфекция. Недаром в алхимии роза была символом тайны.
— Теперь понимаю, почему у вас повсюду розы — и в комнатах, и на веранде, а в саду такой большой розариум.
РОЗЫ
— Да, роза считается царицей цветов. Какое изящество, какое исключительное богатство форм её цветка! Какая нежность окраски, какое множество ярких и нежных колеров в различных оттенках! Сколько тонких различий в запахе цветов, какая тонкость аромата! И всё это сочетается в розах так, как ни в одном другом растении. Недаром на протяжении веков роза — самое любимое растение всех народов!
В завершение беседы он прочёл мне о жизненной эманации цветов целую лекцию, смысл которой был примерно таков:
«Растительная эманация даёт сильное воздействие на окружающее. Можно представить, как может помочь человеку цветник, сознательно составленный. Нелепы смешанные цветники, взаимно уничтожающие своё воздействие. Подобранные или однородные могут отвечать нуждам нашего организма. Насколько полезны составы полей, покрытых дикими растениями! Комбинации растений, соседствующих в природе, нужно изучать, как инструменты оркестра. Правы учёные, рассматривающие растения как тонко чувствующие организмы. Следующими ступенями будет изучение воздействия групп растений как друг на друга, так и на человека. Чувствительность и воздействие растений на окружающее поистине изумительны! Растения являются как бы соединительным веществом планеты, действуя на сеть неощутимых взаимодействий. Конечно, ценность растений давно предусмотрена, но групповое взаимодействие не изучено. До последнего времени не понимали жизненность растительных организмов и неразумно резали пучки разнородных растений, не заботясь о смысле делаемого. Человек с букетом часто подобен младенцу с огнём».
Продолжение в № 6 (http://www.sibro.ru/voshod/article/18786), 7 (http://www.sibro.ru/voshod/article/19182), 2008.